Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Рекламная деятельность > Совершенствование правовых основ технического регулирования наружной рекламы (Самигулина А.В.)

Совершенствование правовых основ технического регулирования наружной рекламы (Самигулина А.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Технические средства, которые предназначены для размещения рекламной информации, расположенные внутри строений, зданий, сооружений, не являются объектами наружной рекламы.
На практике иногда в качестве рекламных конструкций употребляются транспортные средства. При этом необходимо иметь в виду, что использование транспортных средств в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе их переоборудование для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства частично или полностью утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара запрещается, согласно п. 2 ст. 20 Закона о рекламе. Использование такого рода транспортных средств является нарушением законодательства, которое, согласно п. 2 ст. 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 07.06.2017, далее - КоАП РФ) <2>, влечет за собой наложение административного штрафа, что подтверждается материалами судебной практики, например решением Арбитражного суда г. Москвы по делу об административном правонарушении от 8 сентября 2015 г. N А40-121840/2015 <3>.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
<3> http://www.garant.ru.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Таким образом, законодатель установил целевое назначение рекламных конструкций. В Законе о рекламе обозначены следующие действия: установка, эксплуатация и монтаж-демонтаж рекламной конструкции, на которой реклама размещена.
Следует отметить, что на распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, установлен запрет. В случае нарушения данного запрета предусмотрена административная ответственность согласно ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа.
Действующий ГОСТ Р 52044-2003 запрещает установку средств наружной рекламы:
- на одной опоре с дорожными знаками и светофорами;
- на железнодорожных переездах, в туннелях и под путепроводами;
- над въездами в туннели и выездами из туннелей;
- над проезжей частью;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на подпорных стенах, деревьях, скалах, не являющихся частью дорожной инфраструктуры, и других природных объектах.
Необходимо отметить, что введены определенные ограничения в отношении наружной рекламы на автомобильных дорогах и территориях городских, а также сельских поселений. Данные ограничения связаны с размещением наружной рекламы с целью недопущения ограничения видимости дорожных знаков, а также иных технических средств организации дорожного движения.
В ГОСТе Р 52044-2003 кроме этого установлено, что при внутреннем и наружном освещении наружной рекламы ее фотометрические характеристики (яркость, освещенность) не только не должны превышать аналогичные характеристики дорожных знаков, но и должны быть на четверть ниже последних.
Необходимо отметить, что, хотя ГОСТ Р 52044-2003 был принят в 2003 г., он до сих пор носил рекомендательный характер. Но с 1 марта 2016 г. данный документ стал обязательным к исполнению. ГОСТ Р 52044-2003 запрещает установку наружной рекламы ближе 5 м от края тротуара, размещение рекламы на разделительных полосах и в виде арок над проезжей частью. В настоящее время по стране не соответствует большинство носителей. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев включил ГОСТ Р 52044-2003 в перечень национальных стандартов.
Как отмечает вице-премьер И. Шувалов, в Петербурге данному ГОСТу не соответствует более 90% наружной рекламы. Демонтаж всех рекламных щитов, не вписывающихся в данный ГОСТ, был бы равнозначен ликвидации рынка объемом 5 млрд руб. в год. Но городские власти сумели отстоять на федеральном уровне интересы рынка наружной рекламы. На совещании с участием руководства Росстандарта, ГИБДД, антимонопольной службы и чиновников Москвы, Подмосковья и Петербурга была принята договоренность, что пока ГОСТ Р 52044-2003 будет носить обязательный характер только для новых конструкций. А наружная реклама, установленная до 1 марта 2016 г., не будет подпадать под действие данного документа до января 2020 г. <4>.
--------------------------------
<4> Шувалов И. Наружная реклама уткнулась в ГОСТ // Информационный портал "Деловой Петербург": http://www.dp.ru.

Вышеуказанное подтверждается материалами судебной практики, например решением Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. N АКПИ14-1259 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим ГОСТ Р 52044-2003" <5>.
--------------------------------
<5> http://www.garant.ru/

Следует отметить, что техническое регулирование наружной рекламы в настоящее время находится в процессе комплексного и длительного реформирования, которое началось с момента вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 05.04.2016, далее - Закон о техническом регулировании) <6>, то есть с середины 2003 г.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

Основные положения указанного Закона направлены на создание новой системы технического регулирования и технического контроля, основными элементами которой выступают технические регламенты. Техническим регламентом признается согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании документ, принятый в установленном порядке и закрепляющий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. К объектам технического регулирования относится продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Замена действующих государственных стандартов (ГОСТ) техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законом, является одной из целей Закона о техническом регулировании.
Как отмечает Э.Л. Страунинг, вопросы разработки и применения требований технических регламентов являются достаточно актуальными в свете обеспечения комплексного системного подхода к формированию рекламного законодательства <7>.
--------------------------------
<7> Страунинг Э.Л. Пробелы в правовом регулировании рекламной деятельности в свете нового Закона "О рекламе" // Юридический мир. 2008. N 7. С. 15 - 21.

На наш взгляд, данное утверждение справедливо при рассмотрении некоторых вопросов, которые связаны с регулированием наружной рекламы. Требования к размещению наружной рекламы, отраженные в ст. 19 Закона о рекламе, также соотносятся с необходимостью разработки технических регламентов. Например, в п. 4 ст. 19 Закона о рекламе закреплено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Также из п. 15 ст. 19 Закона о рекламе следует, что проект рекламной конструкции и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Так как разработка технических регламентов занимает длительное время, реформа технического регулирования носит инертный характер. Технические регламенты в данной связи постепенно охватывают отношения, которые входят в предмет их регулирования, и тем самым вытесняют действующие государственные стандарты.
До настоящего времени технический регламент, связанный с деятельностью по распространению наружной рекламы, не был полностью разработан и принят. Этот факт часто упоминается в судебных решениях, которые связаны с рассмотрением споров о нарушении технических требований при распространении наружной рекламы, например в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-2224/11 по делу N А65-17928/2010 <8>.
--------------------------------
<8> http://www.garant.ru

Необходимо отметить, что для совершенствования действующих государственных стандартов и в целях разработки соответствующего технического регламента 1 февраля 2005 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии был издан Приказ N 60 "О создании технического комитета по стандартизации "Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест" (в ред. от 14.12.2015) <9>. В состав данного технического комитета были включены представители органов государственной власти, учебных заведений, различных некоммерческих и коммерческих организаций, деятельность которых связана с распространением наружной рекламы. Данными участниками технического комитета был разработан и приведен в соответствие с Законом о техническом регулировании ГОСТ Р 52044-2003.
--------------------------------
<9> http://www.consultant.ru

Необходимо отметить, что часто наружная реклама размещается на крышах и стенах многоквартирных домов. Не редки случаи, когда устанавливаются рекламные баннеры без согласования с жильцами или с организациями, которые осуществляют их обслуживание. Иногда наружная реклама напрямую нарушает права жильцов по пользованию жилыми помещениями (например, подсветка рекламной конструкции направлена прямо в окна, рекламный баннер закрывает окна жилых помещений и др.). Порядок установки такой наружной рекламы регулируется п. 5 ст. 19 Закона о рекламе.
При установке рекламных конструкций на жилых домах необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) <10> и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) <11> крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции многоквартирного дома, а также другие объекты, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, являются общим имуществом собственников помещений в данном доме и принадлежат собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности. Таким образом, решение о передаче указанного имущества в пользование третьим лицам, в том числе для размещения на нем рекламных конструкций, должно приниматься общим собранием собственников помещений в данном доме.
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
<11> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. 2006. N 51. Ст. 1232.
5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
6. Решение Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. N АКПИ14-1259 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим ГОСТ Р 52044-2003" // http://www.garant.ru/.
7. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-2224/11 по делу N А65-17928/2010 // http://www.garant.ru.
8. Шувалов И. Наружная реклама уткнулась в ГОСТ // Информационный портал "Деловой Петербург": http://www.dp.ru.
9. Страунинг Э.Л. Пробелы в правовом регулировании рекламной деятельности в свете нового Закона "О рекламе" // Юридический мир. 2008. N 7. С. 15 - 21.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Правовое регулирование рекламного рынка в условиях развития цифровой экономики (Лавицкая А.А.)

Дата размещения статьи: 11.12.2020

подробнее>>

Совершенствование правовых основ технического регулирования наружной рекламы (Самигулина А.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>

Вычет по НДС за рекламные услуги (Бычков А.И.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>

Актуальные правовые вопросы рекламы банковских услуг (Григорьев Д.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Малозначительность при рассмотрении административных дел в сфере рекламного законодательства (Пальцева Е.С.)

Дата размещения статьи: 27.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.