Дата размещения статьи: 25.08.2012
Все бухгалтеры уже давно знают, что сделки между контрагентами налоговики проверяют в рамках встречной проверки <1>. Но это не единственный способ получения информации. Иногда инспекторы из разных ИФНС проводят синхронные выездные налоговые проверки (ВНП) организаций и их контрагентов. Цель таких проверок - выявление фиктивных сделок и схем минимизации налогов. Давайте посмотрим, какие сделки могут привлечь внимание налоговиков, а также какова вероятность попасть в план ВНП в этих случаях.
--------------------------------
<1> Статья 93.1 НК РФ.
Как отбирают "интересных" контрагентов
Как только компания отобрана для включения в план ВНП, налоговики из ИФНС, где она состоит на учете, начинают изучать ее взаимосвязи на основании полученных банковских выписок <2>. А чтобы побольше узнать о фирмах, с которыми она работает (в том числе и о вас, если вы - ее контрагент), инспекторы используют еще и данные внутренних информационных ресурсов (ИР), где могут, например, посмотреть и регистрационные данные организаций, и их отчетность. При этом некоторые сделки могут привлечь особое внимание налоговиков. К примеру, вашу компанию возьмут на заметку, если:
(или) вы - основной поставщик или покупатель контрагента, включенного в план ВНП. Это самое распространенное основание, чтобы предложить проверить вашу организацию;
(или) вы перечислили контрагенту крупную сумму денег, а он ее в тот же день или на следующий целиком перечислил другой организации. При этом налоговиков заинтересует и ваша организация, и та компания, которой потом эти деньги были перенаправлены;
(или) вы и ваш контрагент взаимосвязаны через учредителя, должностных лиц или сотрудников. Например, руководитель вашей компании является учредителем фирмы-контрагента. При этом понятие взаимосвязанных лиц шире, чем понятия взаимозависимых и аффилированных лиц <3>. Выявить такие связи налоговикам помогают схемы, построенные с использованием ИР;
(или) вы выполняете для контрагента какие-либо работы, но по данным ИР налоговики видят, что у вашей организации просто нет необходимых мощностей для выполнения таких работ. Например, из банковской выписки видно, что контрагент перечисляет вам деньги за строительные работы. Однако, по данным баланса, у вас отсутствуют основные средства, да и численность сотрудников (допустим, всего несколько человек) вызывает сомнения, что эти работы вообще выполнялись.
--------------------------------
<2> Пункт 2 ст. 86 НК РФ.
<3> Статья 105.1 НК РФ; ст. 4 Закона от 22.03.1991 N 948-1.
Как взаимодействуют разные инспекции
Налоговики из ИФНС контрагента направляют запрос в вашу инспекцию с просьбой включить вас в план ВНП того же квартала, в котором они собираются проверять этого контрагента, и с тем же проверяемым периодом. В запросе инспекторам нужно указать причину своего интереса к вам.
Инспекторы, получившие предложение вас проверить, должны оценить целесообразность проведения этой проверки.
Не всегда налоговики солидарны
Вот тут-то и начинается самое интересное. Потому что, как ни странно, ваши инспекторы попытаются оградить вас от проверки! Правда, делают они это исключительно в своих интересах. Ведь когда "просьбы" коллег о проверке контрагентов доходят до инспекторов, у тех обычно уже сформирован список претендентов для включения в план ВНП, а добавлять новых как-то совсем не хочется. Поэтому, если налоговики из вашей инспекции изначально не планировали вас проверять, но к ним поступило предложение о такой проверке, они попытаются "отбрыкаться". При этом у них могут быть и реальные причины для отказа, и надуманные. Вот основные причины:
- реальные:
(или) предложенный проверяемый период полностью закрыт предыдущей ВНП. Например, в 2012 г. предлагается проверить вашу организацию за 2009 - 2010 гг., но проверка этого периода уже была проведена в 2011 г.;
(или) предложенный проверяемый период частично закрыт предыдущей проверкой. Например, предлагается проверить вашу деятельность в 2012 г. за 2009 - 2011 гг., но у вас уже была ВНП в 2011 г. за 2008 - 2010 гг. Соответственно, отказ будет связан с тем, что проводить проверку за 1 год (в нашем примере за 2011 г.) просто нецелесообразно.
В обоих случаях инспекторы вашей ИФНС направят коллегам информацию о результатах проведенной ВНП (о суммах доначислений, характере нарушений);
- надуманные:
(или) ваши инспекторы не предполагают, что по результатам проверки организации будут доначислены значительные суммы;
(или) основание, по которому вас предлагают проверить, несущественно. Например, вами заинтересовались как основным поставщиком какой-либо фирмы. Тогда ваши налоговики примут решение о нецелесообразности проведения ВНП. Ведь тесные отношения между организациями еще не являются доказательством ухода от налогов.
Отказывая в проведении у вас ВНП, инспекторы предлагают своим коллегам проверить заинтересовавшие их взаимоотношения в рамках встречной проверки <4>, а не выездной.
--------------------------------
<4> Статья 93.1 НК РФ.
Если вашу организацию все-таки решили проверять
В этом случае налоговики из вашей ИФНС и из инспекции вашего контрагента постараются вынести решения о проведении ВНП не только в одном квартале, но и в одном месяце. И хотя инспекторы проверяют соответственно каждый свою организацию, они достаточно тесно общаются между собой в ходе проверки, а также обмениваются необходимыми документами и информацией.
Проведение проверок подобным образом дает налоговикам некую гарантию, что документы не будут исправлены, подделаны и т.д. То есть у них будет возможность увидеть реальное положение дел сразу со стороны и поставщика, и покупателя. При этом такая проверка кардинально не отличается от любой другой ВНП. Просто сделки, вызвавшие интерес, исследуются особо тщательно. И в первую очередь налоговики будут проверять реальность этих сделок и отклонение их цен более чем на 20% от обычных цен организации <5>. Ведь пока налоговики еще имеют возможность проверять тот период, в котором действовали положения ст. 40 НК РФ.
* * *
Безусловно, не очень приятно осознавать, что вас могут проверить только потому, что вы работаете с какой-то определенной организацией. Но не стоит сразу переживать. Как показывает практика, в основном синхронные проверки проводятся у крупнейших налогоплательщиков (для данной ИФНС) и их партнеров, а также если организация и ее контрагент, заинтересовавшие налоговиков, состоят на учете в одной инспекции.
--------------------------------
<5> Подпункт 4 п. 2, п. 3 ст. 40 НК РФ.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация