Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > Источники правового регулирования туристской деятельности (Удалов Д.Э.)

Источники правового регулирования туристской деятельности (Удалов Д.Э.)

Дата размещения статьи: 18.01.2019

Туризм занимает важное место в современной системе общественных отношений. Туристская деятельность выступает важнейшим фактором экономического роста страны и благополучия социальной сферы. Что, например, подтверждается данными статистики, показателями социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Изменения, происходящие в стране как политического (административная реформа) так и социально-экономического (экономический кризис, банкротство предприятий туристской индустрии) характера, предполагают четкое и своевременное реагирование со стороны органов государственной власти, в частности законодательных органов, определяющее вопросы правового регулирования туристской деятельности, которое должно осуществляться с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридических лиц, задействованных в данной области предпринимательской деятельности.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования туристской деятельности, в частности, при реализации участниками туристских отношений своих прав и обязанностей, а также в процессе правоприменительной деятельности уполномоченных органов государственной власти, осуществляемой на основе соответствующих нормативно-правовых актов и других форм выражения права (например, договоров и правовых обычаев).

Исследование базируется на теоретических методах научного познания, в частности, использовании методов синтеза и дедукции, классификации, а также методах эмпирического познания. При проведении исследования основными источниками исходных данных послужили законодательные и нормативно-правовые акты, фундаментальные и прикладные труды авторитетных ученых в области исследования.
Правовое регулирование туристской деятельности заключается в нормативно-правовом обеспечении системы правоотношений, возникающих при реализации участниками туристских отношений (туристами; экскурсантами; туроператорами; турагентами; организациями, оказывающими экскурсионные услуги; средствами размещения; организациями общественного питания; транспортными организациями и т.д.) своих прав и обязанностей.
Правоотношения в сфере туризма фиксируют круг лиц, на которых распространяются нормы законодательства о туристской деятельности; определяют юридическую структуру поведения субъектов туризма, формируют условия возможного приведения в действие специальных юридических средств обеспечения прав граждан на туризм, а также корреспондирующих этим правам обязанностей иных участников туристского процесса <1>. В теории правового регулирования туристской деятельности принято выделять ряд правоотношений, возникающих в данной области: публично-правового и частноправового характера. В первом случае это правоотношения, связанные с публичной организацией деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере туризма, включающие в себя отношения по: государственному регулированию данной сферы экономической деятельности; государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - участников туристских отношений; государственной сертификации и аккредитации услуг, оказываемых предприятиями индустрии туризма; деятельности по классификации туристских организаций (гостиниц, предприятий общественного питания); осуществлению правового режима использования туристских ресурсов; деятельности по регламентации туристских формальностей; государственному контролю за обеспечением безопасности туризма и др. <2>. Во втором случае это экономические, имущественные отношения между субъектами туристской индустрии, возникающие по поводу оказания туристских услуг. Так, нормами гражданского законодательства регулируются отношения, определяющие: правовое положение туристских организаций; порядок заключения, исполнения и расторжения гражданско-правовых договоров, заключаемых организациями туристской индустрии с туристами, а также между собой, и др. <3>.
--------------------------------
<1> Правовое обеспечение туризма: Учебник / Под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М., 2014. С. 46.
<2> См., например: Писаревский Е.Л. Указ. соч. С. 47; Кусков А.С., Сирик Н.В. Правовое обеспечение сферы туризма. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014. С. 10 - 11.
<3> См., например: Кусков А.С., Сирик Н.В. Указ. соч. С. 11.

Под источником права принято понимать сложившийся или определенный государством способ оформления веления, содержащегося в норме права. При этом само содержание норм может иметь разное происхождение. Правило может непосредственно устанавливаться государством (законотворческая деятельность уполномоченных органов) либо санкционироваться им. В последнем случае содержание правила поведения первоначально складывается иным путем (обычай) или определяется другими субъектами (учеными, религиозными деятелями и т.д.). Но только государственной волей этим правилам придается официальный, общеобязательный характер, а форма их выражения объявляется государством источником (формой) права <4>.
--------------------------------
<4> Теория государства и права / У.Э. Батлер, З.Ш. Гафуров. Г.И. Денисов. М., 2018. С. 232 - 233.

Д.В. Храмов утверждает, что, характеризуя источник права как сложную комплексную категорию, включающую в себя форму внешнего выражения юридически обязательных норм (формально-юридический источник), а также правообразующие факторы, определяющие природу и сущность права (материальный, идеологический источник), следует акцентировать внимание на всех сторонах данного явления, а именно на способах и формах внешнего выражения воли правотворческого органа, на причинах возникновения нормы, их гарантированности со стороны государства <5>.
--------------------------------
<5> Храмов Д.В. Нетрадиционные источники российского частного права: общетеоретический аспект: Монография. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 21.

Как отмечает Ж.И. Овсепян, для современной правовой системы характерны различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяются: нормативно-правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные нормы, научная доктрина (юридическая наука как источник права), принципы права и правосознание <6>.
--------------------------------
<6> Овсепян Ж.И. Источники (формы) российского права в период международной глобализации (общетеоретическое и конституционно-правовое исследование): Монография. М.: Проспект, 2018. С. 11.

В теории и практике правового регулирования деятельности в туристской индустрии не вызывает сомнений концепция отнесения ее к экономической, предпринимательской деятельности. Соответственно, правовую основу осуществления туристской деятельности составляют нормы гражданского и предпринимательского права.
По мнению В.А. Лаптева, основным критерием классификации источников предпринимательского права в России выступает способ выражения и изучение закрепления (формирования) норм права. Изучение форм норм предпринимательского права позволяет понять сущность источника права. Так, источник как субстанция, создающая конкретную норму права, облачается в соответствующую форму права. Исходя из данного тезиса в предпринимательском праве, можно выделить следующие формы права: общепризнанные принципы и нормы международного права; международный договор; нормативный правовой акт (законы и подзаконные акты); нормативный правовой договор; судебная практика; правовой обычай; локальные нормативные акты <7>.
--------------------------------
<7> Лаптев В.А. Источники предпринимательского права в Российской Федерации: Монография. М.: Проспект, 2018. С. 55.

Необходимо отметить, что в российской правовой системе предпочтение при регулировании правовых отношений отдается нормативно-правовым актам, составляющим систему законодательства.
Принимая во внимание комплексный характер правоотношений, возникающих в туристской деятельности, система нормативно-правового регулирования деятельности в туристской индустрии может быть представлена правовыми нормами различных отраслей права и отраслей законодательства. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов" <8> законодательство о туризме относится к правовым актам, регулирующим: сферу здравоохранения, физической культуры и спорта (140.000.000); экскурсионную деятельность (140.030.000); международное сотрудничество в социально-культурной сфере, труд, занятость (200.160.000); сотрудничество по вопросам культуры, науки, образования, здравоохранения, спорта и туризма (200.160.040).
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260.

Период становления законодательства в сфере туризма ознаменован принятием таких нормативно-правовых актов, как: Конституция Российской Федерации 1993 г. <9>; Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <10>; Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая <11> и вторая <12>) 1994 и 1996 гг.; Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <13>; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <14> и другие нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе оказания различного рода услуг населению и порядка пересечения государственной границы.
--------------------------------
<9> СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
<10> Российская газета. 1993. 31 марта.
<11> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
<12> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
<13> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.
<14> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

К конституционным принципам, без которых невозможно было бы осуществить развитие туристской деятельности, относятся положения гл. 1 и 2 Конституции Российской Федерации, в частности, провозглашение России социальным государством (развитие детского, молодежного и социального туризма); право на отдых (возможность совершать путешествия); право на свободу передвижения (возможность беспрепятственного выезда и возвращения на территорию Российской Федерации - выездной и въездной туризм); право на благоприятную окружающую среду (осуществление курортной деятельности - лечебно-оздоровительный туризм); право на доступ к культурной жизни (культурно-познавательный туризм); право на получение защиты интересов личности за пределами территории России (консульская защита и покровительство).
Важной вехой в развитии законодательства о туристской деятельности является Федеральный закон N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", принятый 24 ноября 1996 г. <15>. Названный Закон сыграл важную роль в становлении туризма в России: легализовал экономические отношения в сфере туризма; установил правила поведения участников туристского рынка (определил права и обязанности туриста, туроператора и турагента); утвердил принципы государственной политики в сфере туризма, выражающиеся во введении Единого федерального реестра туроператоров и установлении финансового обеспечения ответственности туроператоров, а также принципы договорных отношений турфирмы с туристом <16>.
--------------------------------
<15> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
<16> Шанаурина Ю.В. Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма: Учебное пособие. М.: ФЛИНТА; МПСУ, 2015. С. 17.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона российское законодательство о туристской деятельности состоит из самого Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. К подзаконным актам, применяемым при регулировании отдельных видов услуг, относятся: Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" <17> и от 9 октября 2015 г. N 1085 "Об утверждении Правил оказания гостиничных услуг в Российской Федерации" <18>, к законодательным актам субъектов Российской Федерации в области туристской деятельности, в частности, относится Закон Санкт-Петербурга от 28 декабря 2012 г. N 741-126 "О туристской деятельности в Санкт-Петербурге" <19>.
--------------------------------
<17> СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3980.
<18> СЗ РФ. 2015. N 42. Ст. 5796.
<19> Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://www.gov.spb.ru.

Осуществляя туристскую и гостиничную деятельность, участники соответствующих правоотношений могут использовать такой источник правового регулирования, как международные правовые акты. При этом необходимо учитывать, что согласно положениям ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К данной группе актов относятся рекомендательные акты международного сообщества: резолюции ООН, специализированных учреждений системы ООН, например, Всемирной туристской организации и др. <20>.
--------------------------------
<20> Писаревский Е.Л. Указ. соч. С. 37.

Важнейшим источником правового регулирования отношений в области туристской индустрии является договор или договор нормативного содержания. Туризм представляет собой не только разновидность путешествий, но и сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей людей в совершении туристских путешествий - посредством заключения и исполнения соответствующего гражданско-правового договора. При осуществлении самодеятельной туристской поездки турист вступает в договорные отношения с различными субъектами предпринимательской деятельности, оказывающими услуги в сфере гостинично-туристского бизнеса. Отношения туриста с подавляющим большинством из этих субъектов строятся по договору возмездного оказания услуг, однако с перевозчиком - по договору перевозки, с компанией по аренде автомобиля - по договору аренды транспортного средства или по договору проката и т.д. При осуществлении организованной туроператором туристской поездки туристу вместо заключения множества договоров с исполнителями отдельных услуг, как правило, достаточно заключения одного договора о реализации туристского продукта, основные положения которого четко прописаны в законодательстве о туристской деятельности <21>.
--------------------------------
<21> См., например: Стригунова Д.П. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса: Учебное пособие. М.: КноРус, 2012. С. 120.

Еще одним источником правового регулирования правоотношений в сфере туристской индустрии является правовой обычай. Под обычаем принято понимать сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Применительно к регулированию частноправовых отношений, по мнению Д.В. Хромова, нормы обычно права могут иметь различную форму своего выражения: частноправовой обычай; обычаи делового оборота; деловые обыкновения; заведенный порядок. При этом обычаи делового оборота предусмотрены российским законодательством в качестве формально-юридических источников, содержащих норму права. А частноправовой обычай, деловые обыкновения и заведенный порядок не могут выступать в качестве такового, так как не содержат нормы права, однако играют роль дополнительного правового средства, необходимого для обеспечения единообразного регулирования частноправовых отношений <22>.
--------------------------------
<22> Хромов Д.В. Указ. соч. С. 89 - 90.

Дополнительным источником правового регулирования туристских и гостиничных отношений выступает судебная практика в форме актов высших судебных органов: решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Необходимо отметить, что в науке различают понятия "судебный прецедент" и "судебная практика". Они соотносятся как часть и целое. Если судебный прецедент - это решение высшего судебного органа по конкретному делу, принимаемое за образец в последующих сходных случаях, то судебная практика - это результат судебной деятельности единообразного применения закона <23>.
--------------------------------
<23> См., например: Гук П.А. Судебный прецедент: теория и практика. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 41, 63.

Как отмечает Д.В. Хромов, судебный прецедент сам по себе не создается для регулирования отношений, в отличие от нормативного акта, который принимается с этой целью. Первоначальной задачей рассматриваемого явления выступает разрешение юридического конфликта по существу. Роль регулятора общественных отношений для прецедента является вспомогательной, производной от его первоначальной задачи <24>. В качестве источников права судебная практика выступает при восполнении пробелов в законодательстве, устранении коллизий между нормативными актами одного уровня, обеспечении справедливого баланса между частными и публичными интересами, разрешении конкретных споров <25>. Например, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" <26>, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. N 12 "О судебной практике по делам о контрабанде" <27>.
--------------------------------
<24> Хромов Д.В. Указ. соч. С. 63.
<25> Писаревский Е.Л. Указ. соч. С. 35.
<26> Российская газета. 2012. N 156 // СПС "КонсультантПлюс".
<27> Российская газета. 2017. N 99 // СПС "КонсультантПлюс".

В теории права в качестве источников правового регулирования общественных отношений рассматривают также правовую доктрину, принципы права и религиозные акты, однако в российской правовой системе применение названных источников (форм выражения) норм права можно отнести только лишь к дополнительным источникам, имеющим рекомендательный характер, положения которых не могут использоваться в правоприменительной деятельности государственных органов, за исключением применения принципов права в случаях прямо предусмотренных арбитражным и гражданским процессуальным законодательством.
Вопросы классификации и систематизации источников правового регулирования туристской деятельности занимают важное и актуальное место в общей концепции правового регулирования деятельности, осуществляемой в туристской индустрии. В целях совершенствования правовой культуры общества и механизма правового регулирования общественных отношений, анализ и характеристику источников осуществления туристской деятельности необходимо рассматривать с позиции двух аспектов: образовательного и правоприменительного (понимаемого в широком смысле - включающего все формы реализации права).
С точки зрения образовательного аспекта в первом случае изучение основных нормативно-правовых актов в сфере туристской и гостиничной деятельности является неотъемлемой частью учебных дисциплин "Туристское право", "Правовое регулирование туристской деятельности", "Правовое регулирование гостиничной деятельности", необходимых для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в области туристской индустрии как уровня среднего профессионального образования, так и уровня бакалавриата и магистратуры. В частности, на уровне среднего профессионального образования Приказ Минобрнауки России от 7 мая 2014 г. N 475 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис" <28> предусматривает, что обучающийся должен знать: права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность; стандарты, нормы и правила ведения документации и др.
--------------------------------
<28> Российская газета. 2014. 18 сентября. Российская газета. 2014. 17 октября.

На уровне высшего образования: Приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. N 1432 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата)" <29> устанавливает, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать общепрофессиональными компетенциями, в частности, с готовностью применять нормативно-правовую и технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность (ОПК-3). Приказы Минобрнауки России от 8 июня 2017 г. N 515 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.3 Гостиничное дело" <30> и N 516 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм" <31> предусматривают овладение выпускниками общепрофессиональной компетенцией - способностью применять законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности (ОПК-6). Приказ Минобрнауки России от 19 сентября 2017 г. N 943 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.3 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" <32> закрепляет необходимость овладения общепрофессиональными компетенциями, в частности компетенцией, предусматривающей способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры, спорта и туризма и нормами профессиональной этики (ОПК-12).
--------------------------------
<29> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<30> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<31> Там же.
<32> Там же.

Приказ Минобрнауки России от 17 августа 2015 г. N 837 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (уровень магистратуры)" <33> устанавливает, что выпускники должны овладеть способностью разрабатывать и внедрять нормативную документацию по стандартизации, сертификации и качеству туристского продукта и услуг туристской индустрии (ПК-10). Приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2015 г. N 954 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.04.03 Гостиничное дело (уровень магистратуры)" <34> содержит положение, согласно которому выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, в частности, способностью к разработке и внедрению нормативно-технологической документации, регламентирующей деятельность гостиниц и других средств размещения (ПК-12).
--------------------------------
<33> Там же.
<34> Там же.

С точки зрения правоприменительного аспекта способность применять на практике положения нормативно-правовых актов в сфере туризма является составной частью профессиональной деятельности работников туристской индустрии. Пояснительная записка к проекту приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации и предоставлению туристских услуг" <35> обосновывает возрастание роли и значения правовой подготовки специалистов в области туризма и то обстоятельство, что внутренний, выездной и въездной туризм предполагает знания общегражданского законодательства, норм административного и государственного права, законов о страховании, специфического законодательства, регламентирующего туристическую деятельность. Так, разработанные профессиональные стандарты предполагают наличие необходимых правовых знаний в туристской и экскурсионной сфере, например, Приказ Минтруда России от 29 сентября 2017 г. N 702н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-проводник" <36> закрепляет обязанность инструктора-проводника учитывать традиции, нормы и правила поведения, принятые в районе путешествия, при осуществлении различных видов активного туризма. Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 539н (в ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)" <37> устанавливает требование к работникам по знанию законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере туризма, а также нормативных документов организаций, регламентирующих осуществление экскурсионной деятельности.
--------------------------------
<35> СПС "КонсультантПлюс".
<36> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<37> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. N 3.

В гостиничной и ресторанной деятельности, например, Приказ Минтруда России от 7 мая 2015 г. N 282н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц" <38>, Приказы Минтруда России от 5 сентября 2017 г. N 659н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по приему и размещению гостей" <39> и N 657н "Об утверждении профессионального стандарта "Горничная" <40> к обязательным знаниям, необходимым работникам гостиниц (администратору гостиницы (дома отдыха), портье, старшей горничной, заведующей этажом и др.) для исполнения своих профессиональных обязанностей, относят знание: нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность гостиничных комплексов и иных средств размещения, а также Правил приема и обслуживания в гостиницах и иных средствах размещения.
--------------------------------
<38> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<39> Там же.
<40> Там же.

Приказы Минтруда России от 7 мая 2015 г. N 281н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель предприятия питания" <41> и от 1 декабря 2015 г. N 910н "Об утверждении профессионального стандарта "Официант/бармен" <42> устанавливают требования по знанию законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность предприятий питания, а на руководителя предприятия дополнительно возлагается обязанность по изучению международных нормативных правовых актов.
--------------------------------
<41> Там же.
<42> Там же.

На основании проведенного анализа нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к профессиональным знаниям, необходимым специалисту в области туристской индустрии, можно сделать ряд предложений по совершенствованию правового регулирования туристской и гостиничной деятельности. Подготовка будущих специалистов не должна ограничиваться изучением только основных законодательных актов, как определено практически во всех Федеральных образовательных стандартах среднего профессионального и высшего образования. Система источников правового регулирования в российской правовой системе не ограничивается законодательными актами, а также включает в себя договоры нормативного содержания и правовые обычаи, а в некоторых случаях и решения Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, включающие обзоры судебной практики. Примерами более широкого понимания изучения правовых норм в процессе подготовки специалистов в рассматриваемой области могут послужить Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 "Гостиничный сервис", предусматривающий изучение основ договорной работы и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, предусматривающий изучение в частности обычаев (местных обычаев) при осуществлении профессиональной деятельности".

Литература

1. Гук П.А. Судебный прецедент: теория и практика / П.А. Гук. М.: Юрлитинформ, 2009. 128 с.
2. Кусков А.С. Правовое обеспечение сферы туризма: Учебное пособие / А.С. Кусков, Н.В. Сирик. М.: Форум; ИНФРА-М, 2014. 400 с.
3. Лаптев В.А. Источники предпринимательского права в Российской Федерации: Монография / В.А. Лаптев. М.: Проспект, 2018. 304 с.
4. Овсепян Ж.И. Источники (формы) российского права в период международной глобализации (общетеоретическое и конституционно-правовое исследование): Монография / Ж.И. Овсепян. М.: Проспект, 2018. 464 с.
5. Правовое обеспечение туризма: Учебник / Кол. авт.; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.
6. Стригунова Д.П. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса: Учебное пособие / Д.П. Стригунова. М.: КноРус, 2012. 200 с.
7. Теория государства и права: Учебник / У.Э. Батлер, З.Ш. Гафуров, Г.И. Денисов и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. 432 с.
8. Хромов Д.В. Нетрадиционные источники российского частного права: общетеоретический аспект: Монография / Д.В. Хромов; под ред. А.В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2012. 192 с.
9. Шанаурина Ю.В. Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма: Учебное пособие / Ю.В. Шанаурина. М.: ФЛИНТА; МПСУ, 2015. 232 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


6 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.




30 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества"

Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.




22 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в РФ"

Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.




16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и ст. 6 ФЗ "О лотереях"

Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.




8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.



В центре внимания:


К юридическому определению понятия экологического туризма (Васильева М.И.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

Правовое регулирование деятельности хостелов: проблемы и пути их решения (Морозов П.Е., Шевченко О.А.)

Дата размещения статьи: 17.12.2020

подробнее>>

Претензионный порядок урегулирования споров с потребителями туристских услуг (Кусков А.С., Сирик Н.В.)

Дата размещения статьи: 07.12.2020

подробнее>>

Перспективные направления научных исследований в сфере туризма: новое концептуальное видение (Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Классификация рисков в туризме (Борисенко И.В., Дегтярева Т.В., Нагай Н.Г.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.