Дата размещения статьи: 18.01.2019
Туризм занимает важное место в современной системе общественных отношений. Туристская деятельность выступает важнейшим фактором экономического роста страны и благополучия социальной сферы. Что, например, подтверждается данными статистики, показателями социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Изменения, происходящие в стране как политического (административная реформа) так и социально-экономического (экономический кризис, банкротство предприятий туристской индустрии) характера, предполагают четкое и своевременное реагирование со стороны органов государственной власти, в частности законодательных органов, определяющее вопросы правового регулирования туристской деятельности, которое должно осуществляться с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридических лиц, задействованных в данной области предпринимательской деятельности.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования туристской деятельности, в частности, при реализации участниками туристских отношений своих прав и обязанностей, а также в процессе правоприменительной деятельности уполномоченных органов государственной власти, осуществляемой на основе соответствующих нормативно-правовых актов и других форм выражения права (например, договоров и правовых обычаев).
Исследование базируется на теоретических методах научного познания, в частности, использовании методов синтеза и дедукции, классификации, а также методах эмпирического познания. При проведении исследования основными источниками исходных данных послужили законодательные и нормативно-правовые акты, фундаментальные и прикладные труды авторитетных ученых в области исследования.
Правовое регулирование туристской деятельности заключается в нормативно-правовом обеспечении системы правоотношений, возникающих при реализации участниками туристских отношений (туристами; экскурсантами; туроператорами; турагентами; организациями, оказывающими экскурсионные услуги; средствами размещения; организациями общественного питания; транспортными организациями и т.д.) своих прав и обязанностей.
Правоотношения в сфере туризма фиксируют круг лиц, на которых распространяются нормы законодательства о туристской деятельности; определяют юридическую структуру поведения субъектов туризма, формируют условия возможного приведения в действие специальных юридических средств обеспечения прав граждан на туризм, а также корреспондирующих этим правам обязанностей иных участников туристского процесса <1>. В теории правового регулирования туристской деятельности принято выделять ряд правоотношений, возникающих в данной области: публично-правового и частноправового характера. В первом случае это правоотношения, связанные с публичной организацией деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере туризма, включающие в себя отношения по: государственному регулированию данной сферы экономической деятельности; государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - участников туристских отношений; государственной сертификации и аккредитации услуг, оказываемых предприятиями индустрии туризма; деятельности по классификации туристских организаций (гостиниц, предприятий общественного питания); осуществлению правового режима использования туристских ресурсов; деятельности по регламентации туристских формальностей; государственному контролю за обеспечением безопасности туризма и др. <2>. Во втором случае это экономические, имущественные отношения между субъектами туристской индустрии, возникающие по поводу оказания туристских услуг. Так, нормами гражданского законодательства регулируются отношения, определяющие: правовое положение туристских организаций; порядок заключения, исполнения и расторжения гражданско-правовых договоров, заключаемых организациями туристской индустрии с туристами, а также между собой, и др. <3>.
--------------------------------
<1> Правовое обеспечение туризма: Учебник / Под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М., 2014. С. 46.
<2> См., например: Писаревский Е.Л. Указ. соч. С. 47; Кусков А.С., Сирик Н.В. Правовое обеспечение сферы туризма. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014. С. 10 - 11.
<3> См., например: Кусков А.С., Сирик Н.В. Указ. соч. С. 11.
Под источником права принято понимать сложившийся или определенный государством способ оформления веления, содержащегося в норме права. При этом само содержание норм может иметь разное происхождение. Правило может непосредственно устанавливаться государством (законотворческая деятельность уполномоченных органов) либо санкционироваться им. В последнем случае содержание правила поведения первоначально складывается иным путем (обычай) или определяется другими субъектами (учеными, религиозными деятелями и т.д.). Но только государственной волей этим правилам придается официальный, общеобязательный характер, а форма их выражения объявляется государством источником (формой) права <4>.
--------------------------------
<4> Теория государства и права / У.Э. Батлер, З.Ш. Гафуров. Г.И. Денисов. М., 2018. С. 232 - 233.
Д.В. Храмов утверждает, что, характеризуя источник права как сложную комплексную категорию, включающую в себя форму внешнего выражения юридически обязательных норм (формально-юридический источник), а также правообразующие факторы, определяющие природу и сущность права (материальный, идеологический источник), следует акцентировать внимание на всех сторонах данного явления, а именно на способах и формах внешнего выражения воли правотворческого органа, на причинах возникновения нормы, их гарантированности со стороны государства <5>.
--------------------------------
<5> Храмов Д.В. Нетрадиционные источники российского частного права: общетеоретический аспект: Монография. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 21.
Как отмечает Ж.И. Овсепян, для современной правовой системы характерны различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяются: нормативно-правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные нормы, научная доктрина (юридическая наука как источник права), принципы права и правосознание <6>.
--------------------------------
<6> Овсепян Ж.И. Источники (формы) российского права в период международной глобализации (общетеоретическое и конституционно-правовое исследование): Монография. М.: Проспект, 2018. С. 11.
В теории и практике правового регулирования деятельности в туристской индустрии не вызывает сомнений концепция отнесения ее к экономической, предпринимательской деятельности. Соответственно, правовую основу осуществления туристской деятельности составляют нормы гражданского и предпринимательского права.
По мнению В.А. Лаптева, основным критерием классификации источников предпринимательского права в России выступает способ выражения и изучение закрепления (формирования) норм права. Изучение форм норм предпринимательского права позволяет понять сущность источника права. Так, источник как субстанция, создающая конкретную норму права, облачается в соответствующую форму права. Исходя из данного тезиса в предпринимательском праве, можно выделить следующие формы права: общепризнанные принципы и нормы международного права; международный договор; нормативный правовой акт (законы и подзаконные акты); нормативный правовой договор; судебная практика; правовой обычай; локальные нормативные акты <7>.
--------------------------------
<7> Лаптев В.А. Источники предпринимательского права в Российской Федерации: Монография. М.: Проспект, 2018. С. 55.
Необходимо отметить, что в российской правовой системе предпочтение при регулировании правовых отношений отдается нормативно-правовым актам, составляющим систему законодательства.
Принимая во внимание комплексный характер правоотношений, возникающих в туристской деятельности, система нормативно-правового регулирования деятельности в туристской индустрии может быть представлена правовыми нормами различных отраслей права и отраслей законодательства. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов" <8> законодательство о туризме относится к правовым актам, регулирующим: сферу здравоохранения, физической культуры и спорта (140.000.000); экскурсионную деятельность (140.030.000); международное сотрудничество в социально-культурной сфере, труд, занятость (200.160.000); сотрудничество по вопросам культуры, науки, образования, здравоохранения, спорта и туризма (200.160.040).
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260.
Период становления законодательства в сфере туризма ознаменован принятием таких нормативно-правовых актов, как: Конституция Российской Федерации 1993 г. <9>; Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <10>; Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая <11> и вторая <12>) 1994 и 1996 гг.; Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <13>; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <14> и другие нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе оказания различного рода услуг населению и порядка пересечения государственной границы.
--------------------------------
<9> СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
<10> Российская газета. 1993. 31 марта.
<11> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
<12> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
<13> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.
<14> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
К конституционным принципам, без которых невозможно было бы осуществить развитие туристской деятельности, относятся положения гл. 1 и 2 Конституции Российской Федерации, в частности, провозглашение России социальным государством (развитие детского, молодежного и социального туризма); право на отдых (возможность совершать путешествия); право на свободу передвижения (возможность беспрепятственного выезда и возвращения на территорию Российской Федерации - выездной и въездной туризм); право на благоприятную окружающую среду (осуществление курортной деятельности - лечебно-оздоровительный туризм); право на доступ к культурной жизни (культурно-познавательный туризм); право на получение защиты интересов личности за пределами территории России (консульская защита и покровительство).
Важной вехой в развитии законодательства о туристской деятельности является Федеральный закон N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", принятый 24 ноября 1996 г. <15>. Названный Закон сыграл важную роль в становлении туризма в России: легализовал экономические отношения в сфере туризма; установил правила поведения участников туристского рынка (определил права и обязанности туриста, туроператора и турагента); утвердил принципы государственной политики в сфере туризма, выражающиеся во введении Единого федерального реестра туроператоров и установлении финансового обеспечения ответственности туроператоров, а также принципы договорных отношений турфирмы с туристом <16>.
--------------------------------
<15> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
<16> Шанаурина Ю.В. Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма: Учебное пособие. М.: ФЛИНТА; МПСУ, 2015. С. 17.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона российское законодательство о туристской деятельности состоит из самого Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. К подзаконным актам, применяемым при регулировании отдельных видов услуг, относятся: Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" <17> и от 9 октября 2015 г. N 1085 "Об утверждении Правил оказания гостиничных услуг в Российской Федерации" <18>, к законодательным актам субъектов Российской Федерации в области туристской деятельности, в частности, относится Закон Санкт-Петербурга от 28 декабря 2012 г. N 741-126 "О туристской деятельности в Санкт-Петербурге" <19>.
--------------------------------
<17> СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3980.
<18> СЗ РФ. 2015. N 42. Ст. 5796.
<19> Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://www.gov.spb.ru.
Осуществляя туристскую и гостиничную деятельность, участники соответствующих правоотношений могут использовать такой источник правового регулирования, как международные правовые акты. При этом необходимо учитывать, что согласно положениям ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К данной группе актов относятся рекомендательные акты международного сообщества: резолюции ООН, специализированных учреждений системы ООН, например, Всемирной туристской организации и др. <20>.
--------------------------------
<20> Писаревский Е.Л. Указ. соч. С. 37.
Важнейшим источником правового регулирования отношений в области туристской индустрии является договор или договор нормативного содержания. Туризм представляет собой не только разновидность путешествий, но и сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей людей в совершении туристских путешествий - посредством заключения и исполнения соответствующего гражданско-правового договора. При осуществлении самодеятельной туристской поездки турист вступает в договорные отношения с различными субъектами предпринимательской деятельности, оказывающими услуги в сфере гостинично-туристского бизнеса. Отношения туриста с подавляющим большинством из этих субъектов строятся по договору возмездного оказания услуг, однако с перевозчиком - по договору перевозки, с компанией по аренде автомобиля - по договору аренды транспортного средства или по договору проката и т.д. При осуществлении организованной туроператором туристской поездки туристу вместо заключения множества договоров с исполнителями отдельных услуг, как правило, достаточно заключения одного договора о реализации туристского продукта, основные положения которого четко прописаны в законодательстве о туристской деятельности <21>.
--------------------------------
<21> См., например: Стригунова Д.П. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса: Учебное пособие. М.: КноРус, 2012. С. 120.
Еще одним источником правового регулирования правоотношений в сфере туристской индустрии является правовой обычай. Под обычаем принято понимать сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Применительно к регулированию частноправовых отношений, по мнению Д.В. Хромова, нормы обычно права могут иметь различную форму своего выражения: частноправовой обычай; обычаи делового оборота; деловые обыкновения; заведенный порядок. При этом обычаи делового оборота предусмотрены российским законодательством в качестве формально-юридических источников, содержащих норму права. А частноправовой обычай, деловые обыкновения и заведенный порядок не могут выступать в качестве такового, так как не содержат нормы права, однако играют роль дополнительного правового средства, необходимого для обеспечения единообразного регулирования частноправовых отношений <22>.
--------------------------------
<22> Хромов Д.В. Указ. соч. С. 89 - 90.
Дополнительным источником правового регулирования туристских и гостиничных отношений выступает судебная практика в форме актов высших судебных органов: решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Необходимо отметить, что в науке различают понятия "судебный прецедент" и "судебная практика". Они соотносятся как часть и целое. Если судебный прецедент - это решение высшего судебного органа по конкретному делу, принимаемое за образец в последующих сходных случаях, то судебная практика - это результат судебной деятельности единообразного применения закона <23>.
--------------------------------
<23> См., например: Гук П.А. Судебный прецедент: теория и практика. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 41, 63.
Как отмечает Д.В. Хромов, судебный прецедент сам по себе не создается для регулирования отношений, в отличие от нормативного акта, который принимается с этой целью. Первоначальной задачей рассматриваемого явления выступает разрешение юридического конфликта по существу. Роль регулятора общественных отношений для прецедента является вспомогательной, производной от его первоначальной задачи <24>. В качестве источников права судебная практика выступает при восполнении пробелов в законодательстве, устранении коллизий между нормативными актами одного уровня, обеспечении справедливого баланса между частными и публичными интересами, разрешении конкретных споров <25>. Например, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" <26>, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. N 12 "О судебной практике по делам о контрабанде" <27>.
--------------------------------
<24> Хромов Д.В. Указ. соч. С. 63.
<25> Писаревский Е.Л. Указ. соч. С. 35.
<26> Российская газета. 2012. N 156 // СПС "КонсультантПлюс".
<27> Российская газета. 2017. N 99 // СПС "КонсультантПлюс".
В теории права в качестве источников правового регулирования общественных отношений рассматривают также правовую доктрину, принципы права и религиозные акты, однако в российской правовой системе применение названных источников (форм выражения) норм права можно отнести только лишь к дополнительным источникам, имеющим рекомендательный характер, положения которых не могут использоваться в правоприменительной деятельности государственных органов, за исключением применения принципов права в случаях прямо предусмотренных арбитражным и гражданским процессуальным законодательством.
Вопросы классификации и систематизации источников правового регулирования туристской деятельности занимают важное и актуальное место в общей концепции правового регулирования деятельности, осуществляемой в туристской индустрии. В целях совершенствования правовой культуры общества и механизма правового регулирования общественных отношений, анализ и характеристику источников осуществления туристской деятельности необходимо рассматривать с позиции двух аспектов: образовательного и правоприменительного (понимаемого в широком смысле - включающего все формы реализации права).
С точки зрения образовательного аспекта в первом случае изучение основных нормативно-правовых актов в сфере туристской и гостиничной деятельности является неотъемлемой частью учебных дисциплин "Туристское право", "Правовое регулирование туристской деятельности", "Правовое регулирование гостиничной деятельности", необходимых для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в области туристской индустрии как уровня среднего профессионального образования, так и уровня бакалавриата и магистратуры. В частности, на уровне среднего профессионального образования Приказ Минобрнауки России от 7 мая 2014 г. N 475 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис" <28> предусматривает, что обучающийся должен знать: права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность; стандарты, нормы и правила ведения документации и др.
--------------------------------
<28> Российская газета. 2014. 18 сентября. Российская газета. 2014. 17 октября.
На уровне высшего образования: Приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. N 1432 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата)" <29> устанавливает, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать общепрофессиональными компетенциями, в частности, с готовностью применять нормативно-правовую и технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность (ОПК-3). Приказы Минобрнауки России от 8 июня 2017 г. N 515 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.3 Гостиничное дело" <30> и N 516 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм" <31> предусматривают овладение выпускниками общепрофессиональной компетенцией - способностью применять законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности (ОПК-6). Приказ Минобрнауки России от 19 сентября 2017 г. N 943 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.3 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" <32> закрепляет необходимость овладения общепрофессиональными компетенциями, в частности компетенцией, предусматривающей способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры, спорта и туризма и нормами профессиональной этики (ОПК-12).
--------------------------------
<29> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<30> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<31> Там же.
<32> Там же.
Приказ Минобрнауки России от 17 августа 2015 г. N 837 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (уровень магистратуры)" <33> устанавливает, что выпускники должны овладеть способностью разрабатывать и внедрять нормативную документацию по стандартизации, сертификации и качеству туристского продукта и услуг туристской индустрии (ПК-10). Приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2015 г. N 954 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.04.03 Гостиничное дело (уровень магистратуры)" <34> содержит положение, согласно которому выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, в частности, способностью к разработке и внедрению нормативно-технологической документации, регламентирующей деятельность гостиниц и других средств размещения (ПК-12).
--------------------------------
<33> Там же.
<34> Там же.
С точки зрения правоприменительного аспекта способность применять на практике положения нормативно-правовых актов в сфере туризма является составной частью профессиональной деятельности работников туристской индустрии. Пояснительная записка к проекту приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации и предоставлению туристских услуг" <35> обосновывает возрастание роли и значения правовой подготовки специалистов в области туризма и то обстоятельство, что внутренний, выездной и въездной туризм предполагает знания общегражданского законодательства, норм административного и государственного права, законов о страховании, специфического законодательства, регламентирующего туристическую деятельность. Так, разработанные профессиональные стандарты предполагают наличие необходимых правовых знаний в туристской и экскурсионной сфере, например, Приказ Минтруда России от 29 сентября 2017 г. N 702н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-проводник" <36> закрепляет обязанность инструктора-проводника учитывать традиции, нормы и правила поведения, принятые в районе путешествия, при осуществлении различных видов активного туризма. Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 539н (в ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)" <37> устанавливает требование к работникам по знанию законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере туризма, а также нормативных документов организаций, регламентирующих осуществление экскурсионной деятельности.
--------------------------------
<35> СПС "КонсультантПлюс".
<36> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<37> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. N 3.
В гостиничной и ресторанной деятельности, например, Приказ Минтруда России от 7 мая 2015 г. N 282н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц" <38>, Приказы Минтруда России от 5 сентября 2017 г. N 659н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по приему и размещению гостей" <39> и N 657н "Об утверждении профессионального стандарта "Горничная" <40> к обязательным знаниям, необходимым работникам гостиниц (администратору гостиницы (дома отдыха), портье, старшей горничной, заведующей этажом и др.) для исполнения своих профессиональных обязанностей, относят знание: нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность гостиничных комплексов и иных средств размещения, а также Правил приема и обслуживания в гостиницах и иных средствах размещения.
--------------------------------
<38> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<39> Там же.
<40> Там же.
Приказы Минтруда России от 7 мая 2015 г. N 281н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель предприятия питания" <41> и от 1 декабря 2015 г. N 910н "Об утверждении профессионального стандарта "Официант/бармен" <42> устанавливают требования по знанию законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность предприятий питания, а на руководителя предприятия дополнительно возлагается обязанность по изучению международных нормативных правовых актов.
--------------------------------
<41> Там же.
<42> Там же.
На основании проведенного анализа нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к профессиональным знаниям, необходимым специалисту в области туристской индустрии, можно сделать ряд предложений по совершенствованию правового регулирования туристской и гостиничной деятельности. Подготовка будущих специалистов не должна ограничиваться изучением только основных законодательных актов, как определено практически во всех Федеральных образовательных стандартах среднего профессионального и высшего образования. Система источников правового регулирования в российской правовой системе не ограничивается законодательными актами, а также включает в себя договоры нормативного содержания и правовые обычаи, а в некоторых случаях и решения Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, включающие обзоры судебной практики. Примерами более широкого понимания изучения правовых норм в процессе подготовки специалистов в рассматриваемой области могут послужить Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 "Гостиничный сервис", предусматривающий изучение основ договорной работы и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, предусматривающий изучение в частности обычаев (местных обычаев) при осуществлении профессиональной деятельности".
Литература
1. Гук П.А. Судебный прецедент: теория и практика / П.А. Гук. М.: Юрлитинформ, 2009. 128 с.
2. Кусков А.С. Правовое обеспечение сферы туризма: Учебное пособие / А.С. Кусков, Н.В. Сирик. М.: Форум; ИНФРА-М, 2014. 400 с.
3. Лаптев В.А. Источники предпринимательского права в Российской Федерации: Монография / В.А. Лаптев. М.: Проспект, 2018. 304 с.
4. Овсепян Ж.И. Источники (формы) российского права в период международной глобализации (общетеоретическое и конституционно-правовое исследование): Монография / Ж.И. Овсепян. М.: Проспект, 2018. 464 с.
5. Правовое обеспечение туризма: Учебник / Кол. авт.; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.
6. Стригунова Д.П. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса: Учебное пособие / Д.П. Стригунова. М.: КноРус, 2012. 200 с.
7. Теория государства и права: Учебник / У.Э. Батлер, З.Ш. Гафуров, Г.И. Денисов и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. 432 с.
8. Хромов Д.В. Нетрадиционные источники российского частного права: общетеоретический аспект: Монография / Д.В. Хромов; под ред. А.В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2012. 192 с.
9. Шанаурина Ю.В. Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма: Учебное пособие / Ю.В. Шанаурина. М.: ФЛИНТА; МПСУ, 2015. 232 с.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.
Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.
Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 17.12.2020
Дата размещения статьи: 07.12.2020
Дата размещения статьи: 21.01.2019
Дата размещения статьи: 21.01.2019
Навигация