Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 21.08.2019
28 апреля 2017 г. состоялся Совет Евразийской экономической комиссии Евразийского экономического союза, на котором страны-участники приняли решение о синхронизации процедур ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <1>, который вступил в силу с 1 января 2018 г. <2>
--------------------------------
<1> См.: Итоги Совета ЕЭК: новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу 1 января 2018 года. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/28-04-2017-3.aspx (дата обращения: 28.08.2018).
<2> Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
Учитывая специфику поставленной проблематики, автором проведен детальный анализ положений нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, из которого следует, что в понятийно-категориальном аппарате Кодекса отсутствует такое понятие, как "таможенные платежи", что, по нашему мнению, является недостатком действующего законодательства.
Тем более что в ст. 2 Договора о Евразийском экономическом союзе дается определение такого понятия, как "гармонизации законодательства". По мнению стран - участников союза, под гармонизацией законодательства понимается сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах.
Кроме того, страны-участники в Договоре о Евразийском экономическом союзе также юридически закрепили понятие "унификация законодательства", под которым понимается сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных договором.
С учетом изложенного выше думается, что в рамках настоящей научной статьи уместно будет рассмотреть позицию ученых относительно включения понятия "таможенные платежи" в таможенное законодательство.
Вопрос о юридической природе таможенных платежей становился предметом рассмотрения многих ученых, особое внимание понятию таможенных платежей уделяется Саратовской школой финансового права во главе с ведущим ученым в сфере таможенного права О.Ю. Бакаевой.
По мнению О.Ю. Бакаевой, таможенные платежи определяются как обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации <3>.
--------------------------------
<3> Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. С. 28.
А.В. Устинова, проводя детальный анализ терминов, применяемых в таможенном законодательстве, пишет, что таможенные платежи - это обязательные платежи налогового и неналогового характера, установленные нормами права Евразийского экономического союза и актами национального законодательства, администрируемые таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, взимаемые в целях защиты экономик государств - членов Евразийского экономического союза и пополнения их бюджетов <4>.
--------------------------------
<4> Устинова А.В. Таможенные сборы в системе доходов бюджетной системы РФ: финансово-правовое регулирование: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2017. С. 8.
Важно отметить, что А.В. Устинова выделяет в своем определении цель таможенных платежей, ранее представленные в юридической литературе определения таможенных платежей цель не включали в себя. С другой стороны, таможенные платежи рассматриваются с точки зрения основного дохода федерального бюджета стран - участников Евразийского экономического союза, и конечная цель применения таможенных платежей очень важна.
Исходя из приведенных выше определений можно определить основные признаки, присущие таможенным платежам, а именно:
- обязательный характер;
- являются налоговыми и неналоговыми доходами бюджетов стран-участников;
- взимаются при перемещении товара через таможенную границу;
- регулируются как национальным законодательством, так и международным.
Так как законодательного закрепления термин "таможенные платежи" не получил, хотя таможенное и бюджетное законодательство использует его в широком смысле как совокупность ввозной и вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза (акцизный налог или акцизный сбор) и таможенных сборов, думается, целесообразно внести дополнения в ст. 2 Договора Евразийского экономического союза, в ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и в ст. 5 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" с целью унификации законодательства стран - участников союза.
По нашему мнению, под таможенными платежами следует понимать: совокупность обязательных платежей налогового и неналогового характера, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и законодательством стран - участников Таможенного союза, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза внутри единой таможенной территории.
Кроме того, с учетом специфики поставленной проблематики автором проведен также детальный анализ положений налогового законодательства, из которого следует, что в понятийно-категориальном аппарате Налогового кодекса РФ также отсутствует такое понятие, как "налоговый маневр", что, по нашему мнению, является недостатком действующего законодательства.
С учетом изложенного выше думается, что в рамках настоящего научной статьи уместно также будет рассмотреть позицию ученых относительно включения понятия "налоговый маневр" в налоговое законодательство.
Вопрос о юридической природе понятия "налоговый маневр" становился предметом рассмотрения многих ученых, особое внимание понятию "налоговый маневр" уделяется представителями экономической науки.
Как справедливо заметила Е.В. Покачалова в своем докторском исследовании, в основе категориального аппарата финансового права лежат преимущественно экономические категории и законы <5>.
--------------------------------
<5> Покачалова Е.В. Публичный долг: теоретические и практические аспекты Российского финансового права: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. С. 38.
Так, М. Узяков и В. Баев под налоговым маневром понимают снижение вывозных таможенных пошлин с одновременным повышением НДПИ и корректировкой соотношений пошлин на нефть и нефтепродукты для балансировки интересов бюджета, нефтяной отрасли и потребителей внутреннего рынка <6>.
--------------------------------
<6> Узяков М., Баев В. Налоговый маневр: в чью пользу? // Эксперт. 2015. N 17. С. 27 - 29.
А.Н. Токарев подчеркивает, что в разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, она имеет множество составных частей, стратегических и тактических задач. Однако ее основной среднесрочный вектор - это снижение ставок экспортной пошлины на нефть <7>.
--------------------------------
<7> Токарев А.Н. Налогообложение нефтегазового сектора Российской Федерации: роль регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. N 38. С. 2 - 10.
Министерство финансов Российской Федерации в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов под налоговым маневром понимает снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых.
При этом необходимо отметить, что в научной литературе налоговый маневр все чаще встречается в нефтяной отрасли. Однако нужно осознавать, что под налоговый маневр могут подпадать и иные отрасли экономики. Так, например, в последние месяцы А. Кудрин говорит о налоговом маневре в социальной сфере, суть которого сводится к снижению ставки страховых взносов <8>.
--------------------------------
<8> Кудрин А. Правительство обсуждает налоговый маневр и повышение НДС до 21%. URL: http://www2.news.ykt.ru/article/68434 (дата обращения: 15.03.2018).
Все же окончательную ясность в определение термина "налоговый маневр" должно внести принятие соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ. Видится необходимым внесение дополнений в ст. 8 Налогового кодекса РФ понятием "налоговый маневр".
Под налоговым маневром, по нашему мнению, понимается реформа системы налогообложения за счет перераспределения налоговой нагрузки в пределах определенной отрасли экономики и между определенными категориями налогоплательщиков.
Представленное определение в полной мере отражает деятельность государства, направленную на реализацию задач, стоящих перед ним, и на совершенствование системы налогообложения в России.
С учетом специфики исследуемой в настоящей научной статье проблематики представляется возможным дать узкоотраслевое понятие налогового маневра именно в нефтяной отрасли, так как именно в нефтяной отрасли в последнее время понятие "налоговый маневр" используется все чаще.
Под налоговым маневром в нефтяной отрасли, по нашему мнению, понимается реформа системы налогообложения в нефтяной отрасли за счет снижения ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и одновременного повышения ставки по НДПИ с целью соблюдения баланса интересов между государством, нефтяными компаниями и потребителем.
Важность законодательного закрепления определения термина "налоговый маневр" выражается прежде всего в употреблении термина в различных областях и, как следствие, разное его толкование как учеными, так и представителями власти. Так, например, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусматривает реализацию налогового маневра, законодатель описывает механизм реализации налогового маневра в нефтяной отрасли. Другим примером использования на законодательном уровне понятия "налоговый маневр" служат разработанные Министерством финансов Российской Федерации Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Таким образом, думается, что законодательное закрепление понятия "налоговый маневр" в налоговом законодательстве приведет к единому толкованию действий Правительства РФ в определенных отраслях экономики страны.
Возвращаясь к вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, следует указать, что согласно положениям Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов предусматривается движение к полной отмене нефтяных пошлин как одному из основных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация при ее присоединении к Всемирной торговой организации.
Кроме того, действующая система экспортных пошлин также поддерживает заниженные по отношению к мировым внутренние цены на нефть, что ведет к субсидированию неэффективной российской нефтепереработки и некоторых других секторов <9>.
--------------------------------
<9> Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Модернизация или консервация: роль экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты // Экономическая политика. 2012. N 3. С. 5 - 19.
При этом, как справедливо заметил А.Ю. Кнобель, "отсутствие экспортных пошлин на нефть для стран - участников Евразийского экономического союза в конечном итоге приводит к субсидированию экономик стран - участников Евразийского экономического союза" <10>.
--------------------------------
<10> Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. 2015. N 3. С. 87 - 108.
Однако с отменой экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты нефтяная отрасль столкнется с серьезными проблемами, так как экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты субсидирует нефтеперерабатывающие заводы и потребителей нефтепродуктов. На сегодняшний день в нефтеперерабатывающей отрасли выделяют ряд проблем, с которыми она сталкивается, во-первых, проблема низкой глубины переработки нефти; во-вторых, нехватка нефтеперерабатывающих мощностей; в-третьих, несоответствие качества нефтепродуктов евростандарту. Перечисленные проблемы, безусловно, вытекают из несовершенства налогового и таможенного законодательства при обложении нефтяных компаний.
Говоря о целесообразности отмены экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, однозначно можно сказать, что с точки зрения дальнейшего реформирования налогового и таможенно-тарифного законодательства данные действия оправданны. Тем более что, по нашему мнению, налоговая система России должна постепенно уходить от налоговых механизмов, напрямую зависящих от цены на нефть на мировом рынке. Первым шагом в этом направлении станет, по нашему мнению, отмена экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Однако с целью соблюдения баланса интересов между государством, нефтяными компаниями и населением целесообразным видится введение компенсирующего налогового механизма для нефтяных компаний в виде налога на дополнительный доход или налога на финансовый результат.
Последствия введения обратного акциза с учетом изложенного выше приведут только к уменьшению доходной части бюджета, так как нефтеперерабатывающие компании будут стремиться к получению из бюджета вычета по акцизам на нефть за счет увеличения объемов перерабатываемой нефти в нефтепродукты. Вместе с тем европейский рынок перерабатывающей отрасли заинтересован в сырой нефти низшего качества в виде мазута, так как им выгоднее закупить мазут в России и переработать на своих заводах с дальнейшей реализацией на своем внутреннем рынке.
Подводя итог изложенному, необходимо сделать принципиальный акцент на "вынужденной" отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в связи с взятыми на себя обязательствами перед ВТО.
Процесс отмены экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, по нашему мнению, должен быть реализован в несколько этапов, что приведет к менее отрицательным эффектам отмены экспортной пошлины как для бюджета страны, так и для нефтяных компаний и населения.
Поэтапное реформирование экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты:
Этап 1. Постепенное снижение ставки экспортной пошлины на нефть до уровня, обеспечивающего сохранение приемлемой экономической эффективности нефтепереработки и отмена экспортной пошлины на нефтепродукты.
Этап 2. По завершении в основном модернизации российской нефтеперерабатывающей промышленности экспортная пошлина на нефть отменяется. Компенсацию снижения и отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты целесообразно частично осуществлять за счет введения НДД при добыче нефти в пилотном режиме.
Этап 3. Переход на систему налогообложения нефтяной отрасли на основе финансового результата. Введение НФР в пилотном режиме, постепенный отказ от НДПИ.
На первом этапе, в течение 5 лет, начиная с 1 января 2019 г. постепенно снижается ставка экспортной пошлины на нефть, при этом нефтеперерабатывающие заводы имеют маржу от реализации сырой нефти. За счет этих средств продолжают модернизацию заводов. Напомним, что в 2018 г. ставка экспортной пошлины на нефть составляла 30%. При этом полная отмена экспортной пошлины на нефтепродукты оставит в бюджете нефтяной компании значительную маржу, которую также возможно инвестировать в модернизацию заводов по переработке нефти и нефтепродуктов.
Необходимо напомнить, что с 1 января 2019 г. Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25.4 "Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья". Уплата данного налога в федеральный бюджет также компенсирует отмену экспортной пошлины на нефтепродукты. Также думается, что введение с 1 января 2021 г. налога на финансовый результат также даст положительный эффект для бюджетной составляющей от нефтяной отрасли.
На втором этапе к 2024 г. модернизация нефтеперерабатывающих заводов уже будет завершена. Отмена экспортной пошлины на нефть в данный период будет целесообразнее. Безусловно, на данном этапе перед государством встанет вопрос компенсации выпадающих доходов от нефтяной отрасли. С реформированием системы налогообложения нефтяной отрасли к 1 января 2023 г. уже будут сделаны первые выводы относительно введенных новых налоговых механизмов и их бюджетной составляющей.
На третьем этапе реформирования системы налогообложения нефтяных компаний с 1 января 2025 г. нами предлагается постепенный переход от налогообложения валового дохода (НДПИ, экспортная пошлина к данному этапу уже обнулена и отменена) к налогообложению финансового результата нефтяных компаний. С учетом анализа положений введенных в пилотном режиме НДД и НФР постепенное снижение ставки НДПИ и в дальнейшем отказ от системы налогообложения в виде НДПИ.
С учетом приведенного поэтапного реформирования экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в конечном итоге прослеживается соблюдение баланса интересов между государством, нефтяными компаниями и потребителями нефтепродуктов.
Литература
1. Идрисов Г. Модернизация или консервация: роль экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты / Г. Идрисов, С. Синельников-Мурылев // Экономическая политика. 2012. N 3. С. 5 - 19.
2. Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия / А.Ю. Кнобель // Вопросы экономики. 2015. N 3. С. 87 - 108.
3. Токарев А.Н. Налогообложение нефтегазового сектора Российской Федерации: роль регионов / А.Н. Токарев // Региональная экономика: теория и практика. 2012. N 38. С. 2 - 10.
4. Узяков М. Налоговый маневр: в чью пользу? / М. Узяков, В. Баев // Эксперт. 2015. N 17. С. 27 - 29.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.
Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси.
Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.
Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.
Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач.
Дата размещения статьи: 28.01.2020
Дата размещения статьи: 28.01.2020
Дата размещения статьи: 28.01.2020
Дата размещения статьи: 28.01.2020
Дата размещения статьи: 28.01.2020
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|