Дата размещения статьи: 28.08.2020
6 июня 2019 года Верховный Суд РФ опубликовал проект постановления Пленума ВС РФ "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления". В текущей редакции документ фактически отменяет срок исковой давности по налоговым правонарушениям. Нина Бабинова, юрист КСК групп, внимательно изучала проект.
Впервые определение налогового преступления было дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 года N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления". В соответствии с пунктом 3 Постановления под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему страны.
Моментом окончания преступления, по логике документа, считается фактическая неуплата налогов в срок, установленный законодательством. Сейчас сроки давности выглядят следующим образом:
- по статье 198 УК РФ - до 2 лет;
- по статье 199 УК РФ - до 10 лет.
Текущая редакция проекта постановления Пленума предлагает считать налоговые правонарушения длящимися и считать сроки давности уголовного преследования с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки по налогам, сборам, страховым взносам. То есть срок исковой давности начинает отсчитываться только с момента, когда лицо добровольного погасило недоимку или она была взыскана в принудительном порядке.
Новая формулировка
Фактически это означает, что для данного вида преступлений срок исковой давности будет отменен вовсе! Таким образом, если налоговый орган ранее не взыскивал недоимки в связи с истечением срока исковой давности (который заканчивается в день, когда истечет последнее число последнего года, срока независимо от того, выпадает он на рабочий или выходной день, - пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности"), то текущая формулировка развязывает руки инспекторам по взысканию недоимок.
Более того, данное арбитрами определение дает возможность трактовать его как позволяющее придать обратную силу отмене сроков исковой давности.
Если проект будет принят в текущей редакции, то станет возможным взыскивать недоимки, которые были и 10, и 20 лет назад.
При этом в законе существует прямой запрет на установление обратной силы закона, который отягощает ответственность (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации). Более того, Уголовный кодекс напрямую указывает на недопустимость обратной силы закона, который ухудшает положение лица (пункт 1 статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации), а то, что данная норма ухудшит положение налогоплательщиков, сомнений не возникает.
Из проекта постановления Пленума ВС РФ будет следовать, что добровольное погашение недоимки больше не будет основанием для освобождения от уголовной ответственности, а станет лишь смягчающим обстоятельством. Таким образом, будет полностью нивелироваться пункт 2 примечаний к статье 199 УК РФ, в соответствии с которым лицо освобождается от уголовной ответственности, если им были добровольно и полностью погашены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Расширенный список
Следующее неоднозначное положение проекта постановления Пленума ВС РФ - расширение круга субъектов налогового преступления. В соответствии с подпунктами 5 и 6 проекта постановления субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 198 УК РФ, может быть любое иное физическое лицо - представитель, а также лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, либо склонившее руководителя к преступлению. Данная трактовка позволяет слишком широко определять возможный указанный круг субъектов. Например, лицо, фактически составлявшее бухгалтерскую отчетность, с большой долей вероятности может быть привлечено к ответственности как соучастник преступления (пункт 5 статьи 33 УК РФ). Это приведет к нарушению принципа правовой определенности, так как Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на невозможность взыскания с физического лица налоговых штрафов организации (см., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева").
Положительный момент
Еще одним "новшеством", вводимым проектом постановления Пленума ВС РФ, является то, что при рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях судам необходимо учитывать вступившие в законную силу решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, постановленные в иных видах судопроизводства, имеющие значение по делу (пункт 23 проекта постановления Пленума ВС РФ).
Но в каждой бочке меда есть ложка дегтя, и следующее предложение указанного пункта - это именно она: "Фактические обстоятельства, установленные в таких судебных решениях, сами по себе не предопределяют выводы суда о виновности либо невиновности лица в совершении преступления". Получается, что если решением суда (арбитражного или общей юрисдикции) какие-то обстоятельства были установлены, например решение налогового органа было оспорено, то для уголовного дела это не будет иметь никакого значения. И доказывать свою невиновность придется еще раз.
Таким образом, будет нарушаться принцип, известный всем первокурсникам юридического факультета, - преюдиция. В соответствии со статьей 90 Уголовно-процессуального кодекса данный принцип означает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. Проект постановления при этом гласит, что "в целях наиболее полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств, связанных с указанными преступлениями, суды могут привлекать к участию в судебном разбирательстве специалистов, а в необходимых случаях проводить соответствующие экспертизы". Получается, что будет утеряно обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, а также исключены возможные конфликты судебных актов.
В заключение хотелось бы отметить, что с 2006 года, когда было принято последнее Постановление Пленума об ответственности за налоговые преступления, расширилось как налоговое законодательство, так и возможности самих инспекторов доказывать совершение фискальных преступлений.
Практика привлечения к ответственности за налоговые преступления также шагнула далеко вперед. Это требует реформирования соответствующих институтов. При этом текст проекта в его нынешней редакции выглядит очень проналоговым. Озвученные выше формулировки "отменяют" стабильность гражданского оборота, заставляя собственников бизнеса судорожно вспоминать, где они много лет назад недоплатили налоги, либо ожидать визитов следователей и возбуждения уголовного дела за неуплату налогов или страховых взносов, несмотря на то что компания ранее оспорила решение налогового органа.
Мы можем надеяться, что это лишь первоначальная редакция проекта постановления Пленума ВС РФ и по итогу представленный проект будет доработан в соответствии с мнением бизнес-сообщества и станет действительно важным и реально работающим документом.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация