Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 12.09.2020
Что представляют собой личности, совершающие террористические акты, с точки зрения психологии? Каковы психологические мотивы их деятельности? Что объединяет экстремистов и террористов с точки зрения их психологических характеристик, что отличает в зависимости от сферы их экстремистской и террористической деятельности? Отличаются ли по своим психологическим характеристикам религиозные экстремисты от националистов, а те и другие от расистов и экстремистов политического и социального толка?
Не секрет, что до недавнего времени все эти, как и многие другие вопросы, перед психологами не ставились и потому не являлись ни предметами, ни объектами психологического исследования.
Особую актуальность эти вопросы приобретают для уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), где сосредотачиваются все типы (разновидности) экстремистов и террористов не только для отбытия наказания, но и, что не менее важно, для их "ресоциализации". А последнее, как известно, является одной из важнейших задач сотрудников именно психологических и воспитательных служб учреждений УИС.
Естественно, в рамках одной статьи ответить на поставленные выше вопросы нет возможности. Тем более, что они не исследованы не только на теоретическом уровне, но и не изучены экспериментально. И это отнюдь не случайно, ибо Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" N 114-ФЗ вступил в силу лишь 25 июля 2002 г. и потому продолжает совершенствоваться почти ежегодно. К примеру, последние поправки к нему были приняты 2 декабря 2015 г. А Федеральный закон "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ был принят 6 марта 2006 г. Последние поправки к нему были приняты 6 июля 2016 г.
Не останавливаясь на причинах столь "позднего" появления данных законов, поскольку они были освещены нами в многочисленных ранее вышедших публикациях <1>, остановимся на тех задачах, которые ставят данные законы перед сотрудниками психологических служб учреждений УИС и делают сегодня чрезвычайно актуальными вопросы выявления психологической сущности экстремистов и террористов.
--------------------------------
<1> Оганесян С.С. Священные писания о неизбежности перехода от религиозного права к светскому // Представительная власть XXI век. 2018. N 1 - 2. С. 30 - 34.
Хорошо известно, что согласно вышеназванным законам, реализованным в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), в частности ч. 2 ст. 43 УК РФ, целями наказания являются, во-первых, восстановление социальной справедливости, во-вторых, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (превенция).
Восстановление социальной справедливости достигается так называемым соразмерным воздаянием виновному за содеянное им преступление. Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации и ст. 7 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Поэтому исправление осужденного достигается как установлением особого режима отбывания наказания, так и специальными воспитательными формами, методами, способами, приемами и средствами. Кроме этого, исправление осужденного достигается его привлечением к общественно полезному труду, к общеобразовательному и профессиональному обучению и т.п.
Предупреждение же совершения новых преступлений (превенция) состоит в применении уголовного наказания в отношении лица, совершившего преступление, с целью того, чтобы ни само это лицо, испытавшее воздействие наказания, ни какие-либо другие лица, которым известен факт применения наказания, не совершали преступлений. Эффективность достижения этой цели обеспечивается не только "строгостью", но и неотвратимостью уголовно-правового наказания.
Хотя анализ психологической литературы показывает, что современная не только пенитенциарная психология, но и так называемая "общая психология" не готовы назвать отличительные особенности экстремистов и террористов разных сфер и направлений их противоправной деятельности, но существуют многочисленные эмпирические данные, которые хоть и в общих чертах, но все же позволяют сделать это.
Так, например, уже сегодня можно говорить, что если политические экстремисты - это прежде всего лица, не сумевшие реализовать себя в политической сфере, но рвущиеся к власти и обладающие неким комплексом неполноценности, то религиозные экстремисты и террористы - это мировоззренческие и идейно-идеологические враги существующего государственного строя. Они принадлежат к особому классу (слою, пласту) людей с особыми "духовными" воззрениями, уходящими с исторической арены религиозной цивилизационной ментальности <2>.
--------------------------------
<2> Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие: Монография. М.: Логос, 2009. С. 22.
Если, к примеру, националисты направляют свою деструктивную деятельность против представителей иных этносов, не претендуя на изменение конституционного строя, то религиозные и политические экстремисты и террористы направляют свои усилия прежде всего на изменение политического устройства страны и свержение законно избранной власти <3>.
--------------------------------
<3> Психология терроризма: Учеб.-метод. пособие / Сост. Э.Л. Боднар; М-во образования и науки РФ, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. 76 с.
Если интересы расовых, языковых и этнических (националистических, шовинистических) экстремистов и террористов ограничены рамками той или иной страны (региона) их проживания или пребывания, то устремления религиозных экстремистов и террористов носят общемировой, глобальный характер, выходя за границы государств и этносов.
В своей значительной части религиозные экстремисты и террористы - это своего рода подвижники с отрицательными ментальными характеристиками для подавляющего большинства наших современников, поскольку считают себя избранными для насильственного внедрения в жизнь и быт людей тех норм и правил, которые прописаны в Священных писаниях <4>. Вместе с тем у религиозных экстремистов и террористов, как и у всех прочих лиц, склонных к крайним формам радикализма, явственно проявляется стремление выйти за рамки своего будничного существования и наполнить свою жизнь необычными событиями, острыми переживаниями на грани соприкосновения со смертью или даже уходом в нее. При этом соответствующий психологический эффект достигается тем, что террористы рискуют своей жизнью, ставя ее на грань небытия тогда, когда идут на совершение теракта <5>.
--------------------------------
<4> Психологические аспекты экстремизма и терроризма. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-ekstremizma-i-terrorizma (дата обращения 18.08.2018).
<5> Лепешкин Н.Я., Василин В.Г., Обирин А.И., Талынев В.Е. Психологические основы терроризма и антитеррористическая деятельность в современных условиях: Учебно-методическое пособие / Под ред. И.Ф. Ярулина. Хабаровск, 2008. С. 237.
При этом нельзя не учитывать, что религиозный террорист абсолютно уверен в том, что за гранью кратковременной и полной тягот земной жизни существует вечная жизнь на небесах "вблизи Бога (Всевышнего)", полная блаженства и умиротворения. Получение жизни на небесах и есть, как известно, наивысшее устремление и конечная цель жизни на земле всех религиозных людей. Для них земная жизнь - лишь миг на пути к жизни вечной, которую они могут заслужить исключительно своими праведными земными делами. И здесь нет ничего случайного, ибо эта ментальность была имманентным свойством и основой существования всех людей на протяжении всей истории их земного бытия. Ситуация стала меняться после эпох Возрождения и Просвещения, когда появились первые атеисты.
Однако не секрет, что и сегодня внушительная часть землян продолжает пребывать в состоянии религиозного мировосприятия и ментальности. Человек же, с точки зрения людей религиозных, или соблюдает Божьи заповеди, законы и установления, или не соблюдает их. Если соблюдает, то он угоден Богу, если не соблюдает, то он безнадежный грешник, который обязан покаяться, раскаяться и коренным образом изменить свою жизнь. Если нет раскаяния, то нет прощения от Бога, и, следовательно, жизнь человека не только бессмысленна, но и враждебна Богу. К важнейшим специфическим особенностям религиозных экстремистов и террористов можно отнести также то, что они имеют множество сторонников во всех возрастных группах и во всех социальных и имущественных слоях общества. Ибо единобожие (прежде всего христианство и ислам) не признает ни половых (гендерных), ни имущественных, ни сословных, ни возрастных отличий. Заповеди, законы и установления, ниспосланные Единым Богом, ниспосланы всем людям земли вне зависимости от того, где они проживают и чем занимаются.
Религиозные экстремисты и террористы, в отличие от всех иных радикалов, не только искренне верят в существование высшей силы при единобожии (высших сил при язычестве), не только убеждены в том, что именно свыше были ниспосланы самые справедливые нормы и правила общежития, но и уповают на помощь и поддержку высшей потусторонней силы. Кроме того, они убеждены, что именно их, а не светских законов должны придерживаться люди вне зависимости от их расовой, этнической, половой и возрастной принадлежности и вне зависимости от их имущественного и социального положения.
И в этом заключено принципиальное мотивационное отличие религиозных экстремистов и террористов от всех остальных лиц, вставших на путь экстремизма и терроризма. Именно эту особенность религиозных экстремистов предстоит изучить не только психологам пенитенциарной системы России, но и всех тех, кто посвятил себя изучению вопросов профилактики и противодействия экстремизму и терроризму.
Вместе с тем религиозным экстремистам и террористам, как и подавляющему большинству экстремистов и террористов иных типов (разновидностей), присуща предельная нетерпимость к инакомыслию и фанатизм в отстаивании своих убеждений. Им свойственна твердая вера в обладание абсолютной, единственной и окончательной истиной, вера в свое мессианское предназначение во имя спасения (счастья) своего социума (этноса) или всего человечества <6>. Они представляют собой так называемый "закрытый", по психологической терминологии, тип людей, который исключает всяческую критическую мысль, всякую свободу выбора. Они отрицают всякую альтернативу не только присущим им идеям и убеждениям, но и существованию людей в социумах. Они видят мир только в свете "предустановленной единственной" истины <7>.
--------------------------------
<6> Косова А.С. Психологические особенности молодежного экстремизма в образовательной сфере // Молодой ученый. 2016. N 11. С. 1768 - 1770. URL: https://moluch.ru/archive/115/30431/ (дата обращения: 25.07.2018).
<7> Казберов П.Н., Новиков В.В. Теория и практика психологической работы с лицами, отбывающими наказание за экстремистскую и террористическую деятельность. Тверь, 2015. С. 86.
Практически для всех экстремистов и террористов характерна также тенденция к экстернализации, к поиску источников своих личных проблем вовне. Они проецируют низкооцениваемые составляющие своего "Я" на истеблишмент (властных структур государства), который воспринимается ими как источник угрозы для преобразования общества <8>.
--------------------------------
<8> The International Centre for the Study of Radicalisation and Political Violence (ICSR). Prisons and Terrorism Radicalisation and De-radicalisation in 15 Countries. London: KCL, 2010. 157 c.
Очень важно обратить внимание на то, что маргинальность склонных к терроризму людей понимается очень широко и переживается ими как фрустрация личностных, экономических или политических нужд, как реакция на неудачи в работе и образовании, т.е. опирается на самые разные основания (национальные, образовательные, экономические, статусные и т.п.) <9>.
--------------------------------
<9> Там же.
Одним из общих для всех экстремистов и террористов психологических черт является сильная потребность в укреплении личностной идентичности, которая достигается принадлежностью к группе единомышленников с общими взглядами как на отдельные события и явления, так и на мир и историю развития человечества в целом. Эта потребность нередко выражается словесной формулой: "Кто не с нами, тот против нас". Отсюда антиномичное видение мира и разделение общества на "мы" и "они" с нетерпимостью ко всему, что не ассоциируется с понятием "мы". Позиция "мы - они" укрепляет целостность группы, уменьшает групповые разногласия, создает так называемое моральное алиби, объединяющее их в борьбе против общего мировоззренческого и идейно-идеологического врага.
Общим для всех радикалов можно назвать также то, что в динамике их эмоциональной жизни в отличие от жизни "нормальной личности" преобладает состояние эмоциональной возбужденности, а умеренное состояние и релаксация кратковременны. Большую роль в динамике эмоциональных переживаний экстремистов и террористов играют аффекты.
Причем в отличие от обычных аффектов, вызываемых случайными жизненными ситуациями, у экстремистов и террористов нередко это сознательно спланированные (идейные) аффекты, которые помогают им временно снизить напряженность эмоционального переживания.
Что касается возрастных особенностей экстремистов и террористов, то статистические данные показывают, что в своем подавляющем большинстве экстремисты и террористы - это молодые люди в возрасте 17 - 25 лет. Это обусловлено такими особенностями молодых людей, как незавершенность процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием противоречивости социального бытия, склонностью к максимализму и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей.
Поэтому определенная часть политизированных оппозиционных формирований в поисках социальной базы делают ставку именно на молодежь. Особенно это относится к группировкам "правых экстремистов" - скинхедам, фашистам и прочим крайним националистическим формированиям.
Что касается социальных групп, представленных в рядах "социальных" экстремистов и террористов, то это, как правило, выходцы из разных социальных слоев и сфер деятельности.
В сознании же, например, террористов-националистов, как правило, преобладают устойчивые представления об исторической травме своей нации (этноса) и мощные эмоциональные связи с ней. Типичные социальные чувства - скорбь и горе в сочетании с ущемленной национальной гордостью. Для националистов, ставших на путь терроризма, характерны особые представления об "историческом обидчике" и потребность в его наказании и возмездии. Эти представления дополняются актуальной психической травмой, связанной с реальными фактами гибели родных, близких и просто соплеменников <10>.
--------------------------------
<10> Volksentscheid fur Religion gescheitert. URL: http://www.focus.de/schule/schule/unterricht/religion/ (дата обращения: 23.02.2018).
Поэтому среди психологов бытует мнение, что террористы разных "групп" и "мастей" практически не поддаются разубеждению. На них не действуют "доводы разума", они не внимают призывам жить по нормам социума и государства, где они проживают.
В особую категорию террористов выделяются наемники, побывавшие в разных конфликтных регионах, сражавшихся то на одной, то на другой стороне. Это люди со специфическими психологическими характеристиками. Для их террористической деятельности важно не только то, какая из сторон заплатит больше. Но нередко мотивом их деятельности становится сама возможность "убивать", показав свое "превосходство над другими", "почувствовать власть над людьми".
К другой части экстремистов и террористов можно отнести тех, кто в свое время, выступая за какие-то права и свободы, были осуждены государством, поставлены за черту закона, и поэтому для них экстремизм и терроризм становится социальной местью государству, его властным и особенно правоохранительным структурам.
В среде экстремистов и террористов присутствуют также лица с различными психическими аномалиями, внушившими себе комплекс превосходства над другими. Принято считать, что деятельность подобных личностей в известной степени стимулируется средствами массовой информации, раскрывающими не только способы и средства, используемые в террористических актах, но и популяризирующими их исполнителей.
Естественно, что своевременное изучение и выявление данного контингента позволяет применять превентивные меры по предупреждению терактов.
К особой категории лиц можно отнести тех экстремистов и террористов, которые претендуют на роль лидеров экстремистских и террористических организаций. Идейный вдохновитель и военный руководитель, боевой командир ячейки и рядовой участник экстремистской и террористической организации - разные в психологическом плане личности. Психодиагностика каждого из них - важнейшая психологическая задача, стоящая в том числе и перед сотрудниками психологических служб учреждений УИС. К числу важнейших задач, которые требуют своего экспериментального решения, с нашей точки зрения, можно отнести выявление того, когда и при каких условиях и обстоятельствах тот или иной экстремист может встать на путь терроризма.
Мы затронули лишь незначительную часть проблем, которые поставили перед современной пенитенциарной системой страны такие явления, как экстремизм и терроризм.
Сегодня, с нашей точки зрения, человечество вступило в принципиально новую ментальную эпоху своего существования, где доминирует научное мировосприятие. Именно эта эпоха поставила "вне закона" экстремизм и терроризм, которые на протяжении тысячелетий сопровождали жизнь и быт людей. Ибо для научного мировосприятия не существует "истин в последней инстанции", а возникающие проблемы обязаны решаться исключительно в рамках правового поля с помощью интеллектуальной деятельности самих людей.
Литература
1. Казберов П.Н. Теория и практика психологической работы с лицами, отбывающими наказание за экстремистскую и террористическую деятельность / П.Н. Казберов, В.В. Новиков. М.: Изд-во ФКУ НИИТ ФСИН России, 2015. 103 с.
2. Косова А.С. Психологические особенности молодежного экстремизма в образовательной сфере / А.С. Косова // Молодой ученый. 2016. N 11. С. 1768 - 1770.
3. Лепешкин Н.Я. Психологические основы терроризма и антитеррористическая деятельность в современных условиях: Учебно-методическое пособие / Н.Я. Лепешкин, В.Г. Василин, А.И. Обирин, В.Е. Талынев; под ред. И.Ф. Ярулина. Хабаровск, 2008. 348 с.
4. Оганесян С.С. Священные писания о неизбежности перехода от религиозного права к светскому / С.С. Оганесян // Представительная власть - XXI век. 2018. N 1 - 2. С. 30 - 34.
5. Психология терроризма: Учебно-методическое пособие / Сост. Э.Л. Боднар. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. 76 с.
6. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие / Рук. авт. кол. А.-Н.З. Дибиров, Г.К. Сафаралиев. Махачкала: Лотос, 2009. 512 с.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия Правительства РФ в различных сферах деятельности.
Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.
Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.
Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.
Дата размещения статьи: 25.09.2020
Дата размещения статьи: 25.09.2020
Дата размещения статьи: 25.09.2020
Дата размещения статьи: 25.09.2020
Дата размещения статьи: 25.09.2020
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|