Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Сельскохозяйственная деятельность > Общественно необходимые затраты в качестве критериев оценки производительности живого и овеществленного труда работников сельскохозяйственных организаций (Лобова О.)

Общественно необходимые затраты в качестве критериев оценки производительности живого и овеществленного труда работников сельскохозяйственных организаций (Лобова О.)

Дата размещения статьи: 26.08.2012

Для оценки и сопоставления динамики производительности живого и овеществленного труда работников сельскохозяйственных организаций многие экономисты применяют три варианта определения стоимости валовой продукции: в текущих, единых и ценах с использованием коэффициентов трудоемкости. Мы считаем, что данный подход имеет недостатки, которые заключаются в следующем:
1. В расчетах по установлению уровня производительности и живого, и овеществленного труда, чтобы выявить объективную тенденцию, необходимо обеспечить однородную (близкую) структуру производства. Изменения этой структуры относительно принятого базового периода (года, пятилетки и т.п.) могут привести к искажениям, связанным с различиями в показателях производительности труда по разным видам продукции. Рассмотрим данный тезис на условном примере.
Предположим, что валовая продукция растениеводства включает два вида продукции:
- зерновые, с 70%-ным удельным весом в валовой продукции и производительностью живого труда 200 руб/час (здесь не важно, в каких ценах она рассчитана);
- овощи открытого грунта, с 30%-ным удельным весом в валовой продукции и производительностью живого труда 400 руб/час.
При такой структуре валовой продукции базовая производительность труда в среднем составит 260 руб/час (70 x 200 = 14 000; 30 x 400 = 12 000; сумма 26 000 : 100 = 260). Представим, что за оцениваемый период сложились следующие показатели по этим культурам:
- зерновые, с 50%-ным удельным весом в валовой продукции и производительностью живого труда 180 руб/час (в ценах базового периода);
- овощи открытого грунта, с 50%-ным удельным весом в валовой продукции и производительностью живого труда 390 руб/час.
При таком варианте совокупная производительность живого труда по двум культурам составит 285 руб/час (50 x 180 = 9000; 50 x 390 = 19 500; общая сумма 28 500 : 100 = 285). Таким образом, несмотря на то что производительность живого труда по обеим культурам снизилась, средний уровень вырос за счет увеличения удельного веса культуры с более высокой производительностью труда. Значит, методика расчета производительности труда, не учитывающая структурные изменения в валовой продукции, не позволяет объективно оценивать фактически сложившуюся ситуацию. При объективной оценке тенденции мы получим, что реальный уровень производительности труда снизился и составил 243 руб/час (70 x 180 = 12 600; 30 x 390 = 11 700; общая сумма 24 300 : 100 = 243).
Такие же искажения возникнут при оценке производительности овеществленного и совокупного труда, общество в целом и конкретное хозяйство не увидят реальную картину ситуации.
2. Более важный недостаток представленных в предыдущем разделе цен, использованных в расчетах стоимости валовой продукции (или выручки), заключается в заложенном в них разном уровне эффективности по разным видам продукции растениеводства и животноводства. Это обстоятельство особенно важно в расчетах производительности овеществленного и совокупного труда. Здесь возможны варианты, когда по многим видам продукции сумма материальных затрат окажется больше стоимости валовой продукции (выручки). Это будет означать, что по данным видам продукции мы получим "минусовый" уровень производительности и овеществленного, и совокупного труда. Например, в 2010 г. в среднем по сельхозорганизациям Орловской области себестоимость прироста крупного рогатого скота составила 9930 руб/ц, в том числе материальные затраты - 8107 руб/ц. Фактическая цена реализации живого веса крупного рогатого скота за этот год составила 5642 руб/ц, она не обеспечивает возмещение даже материальных затрат, в расчете на 100 руб. овеществленного труда произведено лишь 69,6 руб. продукции, а совокупного труда - 56,8 руб. (5642 : 9930 x 100). В принципе можно сказать, что производительность совокупного труда равна 43,2 руб/на 100 руб., т.е. затраты труда оказались бесполезными. Естественно, что чем выше удельный вес таких видов продукции в стоимости валовой продукции (выручки), тем ниже окажется уровень производительности овеществленного и совокупного труда. Так как большинство видов продукции животноводства многие годы были глубоко убыточными, они не оправдывали производственные затраты, сельскохозяйственные организации области постепенно сокращали поголовье животных, во многих хозяйствах эта отрасль уже ликвидирована.
Чтобы исключить негативное влияние текущих или единых цен в расчетах производительности труда, чтобы обеспечить равные производственные условия для всех отраслей аграрного производства, чтобы устранить стремление сельскохозяйственных организаций к узкой специализации на производстве только рентабельных видов продукции, чтобы сформировать для подавляющего большинства хозяйств возможности для ведения расширенного или хотя бы простого воспроизводства продукции и ресурсов на основе собственных источников финансирования, необходимо определить стоимость валовой продукции (или реализовать товарную продукцию) по ценам, учитывающим общественно необходимые (или общественно нормальные) производственные затраты. Эти цены должны:
- обеспечить близкий уровень коммерческой эффективности по всем товарным видам продукции, устранив тем самым наличие выгодной и невыгодной продукции;
- формировать условия для большинства хозяйств (на уровне 95%) данного субъекта Федерации для ведения хотя бы простого воспроизводства на базе собственных источников финансирования;
- обеспечить такой уровень доходов этим хозяйствам, чтобы стало возможным доведение среднегодового заработка собственных работников до среднего показателя по экономике области, решив тем самым многие проблемы формирования кадров рабочих, специалистов и руководителей;
- формировать условия для роста производительности и живого, и овеществленного труда;
- исключить из практики деятельности сельскохозяйственных организаций факты невозврата долговых обязательств по кредитам и займам, что повысит уровень их конкурентоспособности в условиях современных рыночных отношений;
- создать условия для своевременного и полного погашения налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.
Согласно концепциям классической экономической теории вышеперечисленными возможностями должны располагать большинство сельхозтоваропроизводителей, в том числе и те из них, которые находятся в неблагоприятных природно-климатических и производственно-экономических условиях хозяйствования. Это значит, что минимально необходимая рентабельность должна быть обеспечена и хозяйствам, функционирующим на худших производственных условиях, но при среднем для этих условий уровне использования своего ресурсного потенциала. Хозяйства, использующие свои ресурсы более рационально (выше среднего уровня), при тех же ценах могут иметь рентабельность, которая позволит им вести расширенное воспроизводство продукции и ресурсов за счет использования собственной прибыли в качестве источника дополнительных капиталовложений. Остальные хозяйства для этой цели могут прибегать к долгосрочным займам и кредитам, возмещая их за счет дополнительных доходов, полученных благодаря расширению производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
В табл. 1 представлен предлагаемый нами вариант расчетов общественно необходимых затрат по сложившимся в 2010 г. условиям хозяйствования сельскохозяйственных организаций Орловской области. Материальные затраты, вошедшие в себестоимость выручки от реализации сельхозпродукции, сохранены на фактическом уровне (они уже включили в себя сложившиеся в 2010 г. цены на покупные ресурсы). Итоговая сумма общественно необходимых затрат при тех же объемах реализации товарных видов продукции превысила фактическую сумму затрат на 5,4%. Однако для ведения хотя бы простого воспроизводства в следующем году к этим затратам следует прибавить сумму, необходимую для возмещения дополнительных затрат, которые будут в связи с ожидаемой инфляцией (15%). Кроме того, предлагается формировать фонд милосердия (для оказания поддержки семьям работников с низкими доходами в размере 5% от фонда заработной платы (2857 x 5 : 100)). Таким образом, общая сумма общественно необходимых затрат на 22,4% больше фактической за 2010 г.

Таблица 1

Общественно необходимые производственные затраты сельскохозяйственных организаций Орловской области за 2010 г.

Показатели                  

Фактические
затраты 

Общественно
необходимые
затраты 

сумма

% к
факту

Среднемесячная заработная плата работника, тыс.
руб.:                                          

 

 

 

- по экономике в целом                         

13 174 

- по сельхозорганизациям                       

10 262 

13 174

128,4

Среднегодовая численность работников           
сельхозпроизводства, чел.                      

18 242 

18 242

100

Фонд заработной платы с отчислениями, млн руб. 

2 225 

2 857

128,4

Материальные затраты на товарную продукцию,    
млн руб.                                       

9 491 

9 491

100 

Итого затрат                                   

11 716 

12 348

105,4

Минимальный уровень рентабельности для простого
воспроизводства с учетом ожидаемой инфляции, % 

X    

15 

Минимальная сумма прибыли (12 348 x 15 : 100), 
млн руб.                                       

X    

1 852

Дополнительная прибыль для формирования фонда  
милосердия (5% к фонду заработной платы),      
млн руб.                                       

X    

143

Всего затрат, млн руб.                         

11 716 

14 343

122,4

Минимальный уровень рентабельности для         
возмещения общественно необходимых затрат, %   

X    

13,9


Чтобы обеспечить равный уровень рентабельности по всем видам товарной продукции, реализационные цены должны быть выше уровня их фактической себестоимости на 22,4% (табл. 2).

Таблица 2

Расчет реализационных цен, обеспечивающих возмещение общественно необходимых затрат по всем видам товарной продукции растениеводства и животноводства по сельхозорганизациям Орловской области за 2010 г.

Виды продукции

Коммерческая
себестоимость
за 2010 г.,
руб/ц   

Расчетный  
уровень   
рентабельности,
%      

Цены реализации, руб/ц

фактические

расчетные 

сумма

% к
факту

Зерновые        

386  

22,4    

419 

472

112,8

Сахарная свекла 

151  

-      

257 

185

71,9

Рапс            

854  

-      

1 178 

1 045

88,7

Картофель       

613  

-      

901 

750

83,3

Овощи:          

 

 

 

 

 

- открытого     
грунта          

579  

-      

711 

709

99,7

- закрытого     
грунта          

4 187  

-      

4 715 

5 125

108,7

Плоды           

870  

-      

1 455 

1 065

73,2

Молоко          

1 011  

 

1 287 

1 237

96,2

Живой вес:      

 

 

 

 

 

- КРС           

6 659  

-      

5 643 

8 151

144,4

- свиней        

5 272  

-      

7 676 

6 453

84,1

- птицы         

4 539  

-      

5 041 

5 556

110,2

Яйцо (тыс. шт.) 

10 002  

-      

10 231 

12 242

119,7

Как следует из этих данных, при обеспечении равной рентабельности (22,4%) относительно фактической коммерческой себестоимости за 2010 г. расчетные реализационные цены, призванные возместить общественно необходимые затраты по всем товарным видам продукции, кроме сахарной свеклы, рапса, картофеля и овощей открытого грунта, превышают уровень фактических реализационных цен на 2010 г. от 1 до 44,4%. Только при таком варианте, помимо формирования условий для возмещения общественно необходимых затрат, можно исключить наличие выгодных и невыгодных видов продукции, что устранит стремление к узкой специализации, сделает выгодным производство всех видов животноводческой продукции в такой же мере, как и зерновых культур. Это обеспечит более рациональное использование всех производственных ресурсов - рабочей силы, земельных угодий, основных и оборотных средств.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.




4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".




22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.




11 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)

Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь. 



В центре внимания:


Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория (Елисеев В.С.)

Дата размещения статьи: 05.10.2016

подробнее>>

Производитель сельскохозяйственной продукции как сторона договора контрактации (Малая Т.Н., Нестерова Т.И.)

Дата размещения статьи: 08.09.2016

подробнее>>

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: земельный налог для сельского хозяйства (Семенихин В.В.)

Дата размещения статьи: 20.01.2016

подробнее>>

Задачи и функции аудита МПЗ в сельскохозяйственных организациях (Фазульянова З.З.)

Дата размещения статьи: 24.11.2015

подробнее>>

Экономический контроль за учетом затрат на производство продукции и переработку мяса на сельскохозяйственных предприятиях (Остаев Г.Я., Концевая С.Р.)

Дата размещения статьи: 20.11.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта