Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 14.09.2020
В рамках суровых экономических реалий российской действительности одной из первостепеннейших задач государства является развитие полноценной экономической конкуренции на товарных рынках. Не является исключением и решение вопросов, связанных с развитием конкуренции на рынках электроэнергетики.
Так, легальная дефиниция договора энергоснабжения закреплена в п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ <1> (далее - ГК РФ). Квалифицирующим признаком данного договора является способ передачи теплоэнергии с помощью присоединенной сети, т.е. через систему технических устройств, обеспечивающих принятие и безопасное использование товара. Предмето
применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, получается, что тепловая энергия, соответствуя признакам предмета и способу передачи, характерному для договора энергоснабжения, тем не менее его предметом не является.
--------------------------------
<1> Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.
Прежде чем обсудить вопросы антимонопольного законодательства, стоит рассмотреть саму структуру рынка электрической энергии. В 2001 г. было принято Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" <2>, в котором были одобрены основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации. Основной причиной реформирования являлось резкое падение объемов инвестиций с одновременным снижением эффективности работы отдельных секторов отрасли, что м
<2> О реформировании электроэнергетики Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г N 526 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 29. Ст. 3032.
Реформирование гражданского законодательства привело к условному разделению всех профессиональных участников рынка электроэнергии на 3 группы и соответственно формированию двух сегментов взаимоотношений: оптового рынка, на котором электроэнергия отчуждается генерирующей компанией, и розничного рынка, целью функционирования которого является обеспечение электроэнергией конечных потребителей. Так, современный рынок строится на генерирующих компаниях, которые занимаются производством энергии. Затем через сетевые компании происходит трансляция электрической энергии от генерирующей к энергоснабжающей, чья функция состоит в продаже этой энергии. Само функционирование рынка электроэнергетики строится на основе различных гражданско-правовых конструкций, которые в совокупности и составляют оптовый и розничный рынок.
На розничном рынке продается энергия как приобретенная на оптовом рынке, так и энергия, которая вырабатывается организациями, не являющимися участниками оптового рынка. Договор энергоснабжения наряду с договором поставки электрической энергии является неотъемлемым элементом структуры розничного рынка, опосредующим отношения по приобретению электроэнергии у энергоснабжающих организаций. Основное различие между этими договорами состоит в вопросах доставки электроэнергии. В случае договора энергоснабжения вопросы трансляции энергии возлагаются на электроснабжающую организацию, когда в договоре купли-продажи трансляция электроэнергии не входит в обязанности продавца и является предметом очередного договора. На розничных рынках электрическая энергия продается как по нерегулируемым ценам, так и по регулируемым ценам. Регулируемые тарифы применяются преимущественно в отношении населения, а также приравненных к нему некоторых категорий потребителей. Формирование на розничном рынке правоотношений происходит в плоскости принципа свободы договора, что подразумевает под собой наличие развитой конкурентной среды и не предполагает ряда обязательных договоров. Однако существуют некоторые ограничения со стороны гарантирующего поставщика, поскольку природа договоров, заключаемых с ним, носит публичный характер.
Диспозиция ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <3> (далее - ФЗ "О защите конкуренции") гласит, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).
--------------------------------
<3> О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующему на рынке хозяйствующему субъекту запрещено навязывать контрагенту невыгодные условия договора. Из самой специфики отношений, возникающих в рамках договора энергоснабжения, следует, что при доминирующем положении энергоснабжающей организации у последней появляется возможность диктовать свои условия договора, которые зачастую отнюдь не являются выгодными для потребителя.
Одним из проявлений указанного нарушения является установление в одностороннем порядке в договоре энергоснабжения сроков, порядка и объема информационного обмена между гарантирующим поставщиком и потребителем. Поскольку прямо законодательством не предусмотрен порядок обмена информацией между абонентом и гарантирующим поставщиком, а сам факт обмена является обременительным для первого, то такие условия возлагают на потребителя ряд обязанностей, которые являются несоразмерными и нарушающими законодательство о конкуренции.
Также нередки случаи включения в договор энергоснабжения обязанности урегулирования конфликтов с сетевой организацией, что само по себе ставит в невыгодное положение контрагента. В решении Арбитражного суда Свердловской области от 31 января 2011 г. N А60-34956/2010-С10 <4> гарантирующий поставщик предложил проект дополнительного соглашения к договору энергоснабжения, пунктом которого было установлено условие о планировании потребляемых абонентом объемов электрической энергии, согласованных с сетевой организацией. Такое условие является незаконным, поскольку ущемляет права абонента, и экономически необоснованным, не относящимся к самому предмету договора. Договор поставки электроэнергии отличается от договора энергоснабжения тем, что вопросы трансляции мощности лежат на гарантирующем поставщике. Самим дополнительным соглашением нельзя освободить последнего от такой обязанности, переложив ее на абонента путем злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
--------------------------------
<4> Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 января 2011 г. N А60-34956/2010-С10 // СПС "КонсультантПлюс".
Дифференциация ставки по уровням напряжения на границе балансовой принадлежности сетевой организации и абонента тоже является незаконным условием, поскольку тарифы гарантирующему поставщику установлены постановлением региональной энергетической комиссии, в котором нет упоминания о возможности дифференциации ставок по уровням напряжения на границе балансовой принадлежности сетевой организации и абонента. Так, Приморским УФАС России <5> рассматривалась ситуация, когда компания для расчетов с потребителями применяла уровни напряжений, согласованные сторонами по договорам энергоснабжения, заключенным с потребителями. УФАС признало такое условие недействительным, поскольку согласно Приказу ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 <6> средний второй уровень напряжения определяется собственным уникальным характером подключения и собственным регулируемым тарифом, что не допускает его произвольного определения сторонами договора.
--------------------------------
<5> Решение Приморского УФАС России от 28 мая 2014 г. N 10/06-2014 // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке: Приказ ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (ред. от 14 апреля 2014 г., с изм. от 16 сентября 2014 г.): зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 2004 г. N 6076 // Российская газета. 2004. 2 ноября.
В рамках судебной практики по делам, касающимся антимонопольного регулирования при заключении договора энергоснабжения, стоит выделить в отдельную категорию дела, касающиеся публичности такого договора. Так, сама публичность заключенного договора определялась исходя из нормативных положений Федерального закона "О защите конкуренции", Федерального закона "Об электроэнергетике" и фактических обстоятельств дела. Свобода договора, установленная ст. 421 ГК РФ, может быть ограничена, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", п. п. 6 и 9 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 <7> услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии лицам, имеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети. Такой договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
--------------------------------
<7> Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям: Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5525.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Из вышеперечисленного следует, что незаконный отказ от заключения договора энергоснабжения не только ущемляет интересы определенного лица, но и ограничивает конкуренцию, поскольку в случае, если компания, имея реальную техническую возможность для оказания электроэнергетических услуг на договорной основе, уклоняется от своевременного заключения публичного договора, то очевидно прямое нарушение антимонопольного законодательства, выражающееся в уклонении от заключения договора с отдельными покупателями.
В заключение стоит отметить, что наиболее частым нарушением антимонопольного законодательства в форме злоупотребления доминирующим положением является навязывание незаконных условий, ущемляющих права контрагента - дифференциация ставки по уровням напряжения, установление в одностороннем порядке в договоре энергоснабжения сроков, порядка и объема информационного обмена и пр. Это требует разработки специальных алгоритмов пресечения такого рода нарушений.
Литература
1. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юрист, 1999. Т. 2. 666 с.
2. Символоков О.А. Развитие договорных отношений в электроэнергетике / О.А. Символоков // Журнал российского права. 2017. N 10. С. 49 - 60.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия Правительства РФ в различных сферах деятельности.
Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.
Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.
Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.
Дата размещения статьи: 25.09.2020
Дата размещения статьи: 25.09.2020
Дата размещения статьи: 25.09.2020
Дата размещения статьи: 25.09.2020
Дата размещения статьи: 25.09.2020
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|