Дата размещения статьи: 28.10.2020
В развитии экономического сотрудничества морскому транспорту принадлежит важная роль. Морской транспорт по сравнению с другими видами транспорта обладает рядом преимуществ: низкая себестоимость перевозок, использование морских путей, пропускная способность которых не ограничена. Все это создает предпосылки для увеличения объема морских перевозок. На морской транспорт в настоящее время приходится более 90% мирового грузооборота <1>. В связи с этим вопросы правового регулирования морских перевозок и организации приобретают наиболее важное значение. Морской транспорт используется при осуществлении межгосударственных перевозок, в связи с чем деятельность морского транспорта носит международный характер.
--------------------------------
<1> Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1998. С. 11.
В настоящее время существует две формы морских перевозок: трамповая и линейная. Трамповое (нерегулярное) судоходство предполагает выполнение одиночных рейсов без определенного расписания, а линейное (регулярное) - осуществление перевозок по строго определенному маршруту. Наиболее широкое распространение получили линейные перевозки. Международные морские перевозки оформляются чартером и коносаментом. Перевозки по чартеру регулируются нормами национального права, которые носят диспозитивный характер. Перевозки по коносаменту регулируются положениями международных договоров, нормы которых имеют императивный характер.
Коносамент является основным документом, регламентирующим морскую перевозку. Особенность коносамента заключается в том, что он является не только доказательством принятия перевозчиком груза, но и товарораспорядительным документом, ценной бумагой.
Отношения, складывающиеся при осуществлении международных морских перевозок между транспортными организациями и грузовладельцами, оформляются договором перевозки.
По мнению В.Т. Смирнова, для заключения договора перевозки груза недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, еще необходимо передать груз перевозчику, так как договоры перевозки груза являются реальными <2>.
--------------------------------
<2> Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. 3-е изд., испр. и доп. М., 1982. С. 444.
Основными источниками, регулирующими международные морские перевозки, являются международные соглашения, нормы внутреннего законодательства государств, обычаи.
Наиболее важным источником в области морских перевозок грузов является Брюссельская конвенция 1924 г. Ее значение объясняется определенными положениями. Во-первых, в ней перечислены реквизиты коносамента, установлен порядок составления и выдачи коносамента, (п. 3 ст. 3). Во-вторых, она защищает интересы перевозчиков, предусматривая исключения из установленных правил об ответственности конвенционного регулирования договора международной морской перевозки грузов с использованием коносамента (Гаагские правила) <3>.
--------------------------------
<3> Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (заключена в г. Брюсселе 25.08.1924) (с изм. от 21.12.1979) // СПС "КонсультантПлюс".
Важную роль в развитии и расширении международно-правового регулирования морских перевозок грузов играет Конвенция 1924 г. Положения Конвенции оказывают существенное значение на Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, на национальные законодательства государств. Целью Конвенции является устранение различий, имеющихся во внутреннем законодательстве государств по морским перевозкам грузов.
Вторую правовую систему образует Конвенция, получившая название Гамбургских правил 1978 г., разработанная и подписанная под эгидой ООН.
Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов регулирует следующие вопросы: общие положения; ответственность перевозчика; ответственность грузоотправителя; транспортные документы; требования и иски; дополнительные положения; заключительные положения <4>.
--------------------------------
<4> Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) // СПС "КонсультантПлюс".
В Гамбургских правилах определяются пределы ответственности перевозчика. Перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия груза в порту отправления до момента выдачи в порту назначения. Согласно положениям Конвенции перевозчик несет ответственность за утрату и повреждение груза, задержку в его сдаче, если не докажет наличие обстоятельств, наступление которых он не мог предвидеть. В Конвенции установлен принцип ответственности перевозчика за вину.
Несмотря на то что Гамбургские и Гаагско-Висбийские правила направлены на единообразное регулирование международных морских перевозок грузов, стать международными стандартами для большинства стран, участвующих в торговом мореплавании, они не смогли. С появлением новых технологий в транспортировке грузов морем Гамбургские и Гаагско-Висбийские правила не отвечали современным требованиям в международном морском судоходстве.
Возникает необходимость создать новый международный стандарт в области морских перевозок грузов. В 2009 г. была подписана Конвенция Организации Объединенных Наций "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" (Роттердамские правила).
Роттердамские правила представляют собой нормативный акт, регулирующий международные договоры перевозки от "двери до двери" и отвечающий требованиям современного торгового оборота. Данные Правила призваны расширить существующие международные правила по регулированию договора морской перевозки грузов.
Таким образом, нет единого правового регулирования морских перевозок. В настоящее время существует несколько правовых режимов, регулирующих морские перевозки грузов, которые закреплены в следующих международных договорах:
1. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г.
2. Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Правила Висби).
3. Конвенция ООН "О морской перевозке грузов" 1978 г. (Гамбургские правила).
4. Конвенция ООН "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" 2008 г. (Роттердамские правила).
Поскольку в сфере международных морских грузоперевозок существует четыре правовых режима, которые одни и те же вопросы регулируют по-разному, появляются коллизии в международной арбитражной практике, в области международных перевозок.
Особенностью морского судоходства является использование национальных и международных обычаев, что обусловлено влиянием деятельности международных организаций в данной области, а также наличием специфических институтов.
Именно в торговом мореплавании обычай является основным способом создания для всех субъектов транспортного процесса перевозки грузов новых юридически обязательных правил. Важную роль в формировании обычных норм играет практика международных арбитражных судов, которая признается государствами.
Источниками правового регулирования международных морских перевозок грузов могут быть не только конвенции. По соглашению сторон к отношениям по договору морской перевозки грузов могут быть применены Принципы международных коммерческих договоров (далее - Принципы УНИДРУА).
Целесообразно применение Принципов УНИДРУА к отношениям морской перевозки грузов. На практике возникают проблемы с определением применимого права к отношению договора морской перевозки, а именно вопросов разгрузки и выгрузки, если груз погружен в порту, где применимы Гаагские или Гаагско-Висбийские правила (например, Великобритания), и груз выгружен в порту, где применимы Гамбургские правила (например, Египет). В данном случае будет применяться законодательство страны, где будет арбитражное разбирательство. Если арбитражное разбирательство будет проходить в Великобритании, будут применяться Гаагские правила, если в Египте - то Гамбургские правила <5>.
--------------------------------
<5> Бутакова Н.А. Роттердамские правила: анализ и перспективы применения // Гражданское право. 2013. N 3. С. 43 - 46.
В Принципах УНИДРУА концепции международности договора дана широкая интерпретация, которая позволяет исключить случаи, когда все существенные элементы договора связаны только с одним государством.
Положения, закрепленные в Принципах УНИДРУА, могут применяться международным коммерческим арбитражем и арбитражными судами Российской Федерации с согласия сторон.
Российская Федерация заключила со многими странами двусторонние соглашения о торговом судоходстве. В области морского судоходства имеются соглашения по техническим вопросам, в которых решаются следующие вопросы: о техническом надзоре за судами, конструкции и оборудовании.
Соглашения, касающиеся ответственности судовладельцев, определяют пределы ответственности судовладельца, условия ответственности.
В Российской Федерации действует Кодекс торгового мореплавания 1999 г. Таким образом, для морских перевозок характерно наличие внутригосударственного регулирования, с одной стороны, а с другой - наличие многосторонних и двусторонних соглашений, заключаемых между государствами.
В регулировании договора международной морской перевозки грузов весомую роль играют международные соглашения и национальное право.
Специфика договора грузовых перевозок морем заключается в объекте договора, которым являются груз, товар.
На сегодняшний день вопросы международного морского права в Российской Федерации приобретают особое значение.
В области международных морских перевозок в настоящее время имеется ряд проблем. Одной из проблем является неравномерное развитие самих перевозок, а также материальной базы международных морских перевозок. Другой проблемой является отсутствие на международном уровне нормативного акта, регулирующего отношения, складывающиеся в связи с нарушением сроков доставки груза. Разрешение вопросов, связанных с осуществлением международных морских перевозок, требует от юристов, осуществляющих свою деятельность в данной области, очень высокой квалификации ввиду разнообразности.
Многое в международном морском законодательстве требует доработки. При урегулировании спорных вопросов в области международных морских перевозок сократится количество претензий и убытков.
На данном этапе вопросы международного морского права в Российской Федерации приобретают острое значение.
В условиях расширения торговых отношений между государствами морские перевозки постоянно приобретают большую актуальность. Этот способ перемещения грузов имеет сложное правовое регулирование в связи с наличием иностранного элемента. Поэтому на практике часто возникают споры, разрешить которые возможно только в суде.
Литература
1. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник / М.М. Богуславский. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998. 408 с.
2. Бутакова Н.А. Роттердамские правила: анализ и перспективы применения / Н.А. Бутакова // Гражданское право. 2013. N 3. С. 43 - 46.
3. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юридическая литература, 1982. 680 с.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов).
Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.
Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.
Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.
Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.
Дата размещения статьи: 20.03.2021
Дата размещения статьи: 09.03.2021
Дата размещения статьи: 09.03.2021
Дата размещения статьи: 16.02.2021
Дата размещения статьи: 11.12.2020
Навигация