Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Лесное законодательство России имеет многовековую историю формирования и развития. В дореволюционный период упоминания о лесном промысле впервые были осуществлены в Русской Правде. Первая дифференциация лесов в зависимости от их принадлежности и функционального назначения была произведена в Соборном уложении 1649 г., в котором, в частности, было установлено законодательное регулирование общих, въезжих, вотчинных, заповедных, засечных и поверстных лесов. При Петре I были заложены основы лесоуправления, характеризовавшегося созданием системы лесной стражи (1718 г.); учреждением Адмиралтейства, осуществлявшего управление лесами (1719 г.); введением службы вальдмейстеров, надзиравших за исполнением лесного законодательства (1722 г.), и утверждением "Вальдмейстерской инструкции" (1723 г.).
Дальнейшее развитие лесного законодательства, происходившее при Екатерине II, характеризовалось укреплением прав собственности помещиков на лесные угодья (Указ 1782 г.), реорганизацией службы вальдмейстеров, изменением характера лесоуправления: если при Петре I основным предназначением лесоуправления являлось обеспечение нужд военного флота, то отныне его главной целью стало пополнение казны за счет дохода от лесов.
Последующее развитие лесного законодательства царского периода характеризовалось дальнейшим укреплением государственных начал в лесной деятельности (Указ Павла I от 27 февраля 1799 г., Лесной устав от 11 ноября 1802 г.; "Свод Устава лесного" в составе Свода законов Российской империи 1832 г. в редакциях 1842, 1857, 1876, 1893 и 1905 гг.). Была учреждена должность уездного лесничего, надзиравшего за исполнением лесного законодательства.
В начале XX в. существовали казенные, частновладельческие леса, леса крестьянских обществ. Однако принятые после Октябрьской революции Декрет о земле 1917 г. и Декрет о социализации земли 1918 г. отменили право собственности на леса.
Последующее развитие советской государственности показало необходимость правового регулирования, рационализации лесопользования. Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. "О лесах", положивший основу формирования советского лесного права, установил обязанности граждан, органов власти в сфере осуществления лесной деятельности. Леса объявлялись общенародным достоянием. Любые сделки в этой сфере запрещались. В качестве принципов лесопользования провозглашались открытый доступ к лесу, устойчивость, целевой характер, централизованность, правовая охрана. Данные положения были также восприняты Лесными кодексами РСФСР 1923 и 1978 гг., Конституцией СССР, постановлениями СНК СССР.
После Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. государство должно было решить задачу по восстановлению привычного уклада жизни населения. Им принимались попытки по оптимизации социально-экономического положения, реформы коснулись и лесного хозяйства. В 1947 г. было образовано Министерство лесного хозяйства РСФСР. Учитывалось как рекреационное, так и промышленное значение лесов. В 1949 - 1953 гг. Министерство провело большую работу по созданию лесонасаждений, развитию научно-исследовательской деятельности. Осуществление данных мероприятий позволило существенно улучшить состояние лесов.
Принятый 29 января 1997 г. первый Лесной кодекс РФ закрепил тенденции развития в лесном праве договорных начал регулирования; основаниями лесопользования провозглашались договоры аренды, концессии, безвозмездного и краткосрочного пользования. При этом каждому лесопользователю для осуществления соответствующих видов деятельности надлежало получить в установленном порядке разрешительный документ.
Изменения, произошедшие в социально-экономической жизни страны, требовали пересмотра концептуальных положений нормативно-правовой регламентации лесных отношений, в связи с чем в 2006 г. был принят новый Лесной кодекс РФ, который (с последующими редакциями) действует и поныне. Действующий Лесной закон устанавливает принципы, содержание, состав лесных правоотношений, целевое назначение лесопользования. Принятие нового Лесного кодекса РФ ознаменовало усиление договорных (экономических) методов регулирования.
Были также установлены административно-правовые и уголовно-правовые меры обеспечения исполнения лесного законодательства. В частности, согласно ст. 8.24 - 8.32.2 КоАП РФ административными правонарушениями, влекущими ответственность, признаются несоблюдение правил лесопользования, условий заключенного договора, правил воспроизводства и лесоразведения; нарушение порядка представления декларации (информации) о сделках с древесиной, порядка учета древесины, маркировки древесины, проектирования объектов лесной инфраструктуры; транспортировка древесины при отсутствии сопроводительного документа; негативное воздействие на леса.
Преступлениями, влекущими уголовную ответственность в соответствии со ст. 260, 261 УК РФ, признаются незаконная рубка насаждений в значительном размере, а также их повреждение в результате неосторожного обращения с источниками повышенной опасности.
Обобщая сложившуюся в рассматриваемой сфере судебную практику, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 18 октября 2012 г. N 21 в качестве фактов незаконной рубки насаждений указал рубку, осуществленную без оформления необходимых документов (договора, проекта, контракта), свыше разрешенного объема, за пределами лесосеки либо с нарушением иных условий.
В настоящий момент тема охраны леса остается актуальной, поскольку применение норм законодательства на практике не всегда единообразно. Необходимость защиты леса, высокая актуальность данной тематики обусловили многочисленные исследования в этой сфере <1>.
--------------------------------
<1> См.: Быковский В.К. Функции государственного управления в области использования и охраны лесов // Юрист. 2015. N 7. С. 12 - 14; Оленина Т.Ю. Правовые основы лесной сертификации в России // Российская юстиция. 2015. N 8. С. 48 - 51; Быстров Г.Е. О кодификации лесного законодательства и праве государственной собственности на леса // Экологическое право. 2005. N 2. С. 14 - 18; Данилов В.Ф. Формирование института лесной собственности в законодательстве Российской империи XIX - XX веков // История государства и права. 2007. N 7. С. 18 - 19; Быковский В.К. К вопросу о понятии государственной лесной политики // Юридический мир. 2014. N 2. С. 55 - 57; Филимонов Н.С. Юридическая природа сервитута в лесном законодательстве Российской Федерации // Юрист. 2009. N 8. С. 62 - 68; Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Правовые проблемы совершенствования государственной лесной политики в современных условиях // Экологическое право. 2008. N 1. С. 25 - 30 и др.
Сложившаяся правоприменительная практика, а также научные разработки в области охраны и воспроизводства леса легли в основу последующих законодательных решений в части совершенствования норм лесного права и обеспечения их исполнения.
С 1 января 2019 г. вступили в силу поправки в лесное законодательство, устанавливающие в качестве основополагающих принципов лесного права сохранение лесов, улучшение их качества и повышение продуктивности.
Часть 1 ст. 3 Лесного кодекса РФ в число отношений, регулируемых лесным законодательством, включила также лесоразведение, расширив предмет правового регулирования, предполагающий возможность регламентации лесными правовыми нормами отношений, возникающих в процессе создания искусственных лесных насаждений, что немаловажно в свете необходимости обеспечения экологической безопасности страны, сохранения важнейших структур и элементов естественных экосистем.
Существенное значение для правового регулирования лесных и земельных отношений имеет введение в законодательство нового правового института - правовой регламентации земель лесного фонда, включающего, в свою очередь, лесные (в рамках которых предполагается возможным осуществление в том числе работ по лесовосстановлению) и нелесные (которые необходимы для освоения лесов) земли.
Повышению качества лесов также призвана способствовать еще одна новелла лесного права - закрепление обязанности лесопользователей по лесовосстановлению, лесоразведению в объеме, эквивалентном площади вырубленных лесных насаждений, в течение одного года после осуществления соответствующей рубки (ст. 63.1 ЛК РФ).
Изменения были внесены также и в главу 10 ЛК РФ, которая была дополнена ст. 89.1 и 89.2 ЛК РФ, предусматривающими обязанность лиц, осуществляющих работы по лесовосстановлению и лесоразведению, составить проект таких мероприятий, который подлежит утверждению уполномоченным органом власти. Наименование главы 10 также было переформулировано и в новой редакции включает указание на правовую регламентацию в рамках данной главы отношений лесоразведения.
Как предполагается, данные законодательные меры должны способствовать повышению рациональности, эффективности использования лесных ресурсов.
Литература
1. Быковский В.К. К вопросу о понятии государственной лесной политики / В.К. Быковский // Юридический мир. 2014. N 2. С. 55 - 57.
2. Быковский В.К. Функции государственного управления в области использования и охраны лесов / В.К. Быковский // Юрист. 2015. N 7. С. 12 - 14.
3. Быстров Г.Е. О кодификации лесного законодательства и праве государственной собственности на леса / Г.Е. Быстров // Экологическое право. 2005. N 2. С. 14 - 18.
4. Выпханова Г.В. Правовые проблемы совершенствования государственной лесной политики в современных условиях / Г.В. Выпханова, Н.Г. Жаворонкова // Экологическое право. 2008. N 1. С. 25 - 30.
5. Данилов В.Ф. Формирование института лесной собственности в законодательстве Российской империи XIX - XX веков / В.Ф. Данилов // История государства и права. 2007. N 7. С. 18 - 19.
6. Оленина Т.Ю. Правовые основы лесной сертификации в России / Т.Ю. Оленина // Российская юстиция. 2015. N 8. С. 48 - 51.
7. Филимонов Н.С. Юридическая природа сервитута в лесном законодательстве Российской Федерации / Н.С. Филимонов // Юрист. 2009. N 8. С. 62 - 68.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.
Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия Правительства РФ в различных сферах деятельности.
Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.
Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.
Дата размещения статьи: 07.10.2020
Дата размещения статьи: 07.10.2020
Дата размещения статьи: 07.10.2020
Дата размещения статьи: 07.10.2020
Дата размещения статьи: 07.10.2020
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|