Дата размещения статьи: 26.11.2020
Актуальность данной темы не только для адвокатского сообщества, но и широкого круга лиц, которые могут стать доверителями, связана с тем, что на данный момент адвокатский запрос представляет собой один из наиболее эффективных способов получения доказательств. Ведь именно на адвокатов возлагается обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, и таким образом реализуется право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, которое гарантируется Конституцией Российской Федерации. Но при этом данный вопрос является дискуссионным в связи с рядом препятствий, возникающих перед адвокатом в ходе реализации своего права на сбор необходимой информации.
Так, Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предоставляет адвокату право на сбор сведений, которые необходимы для оказания юридической помощи, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций. На данные органы и организации возлагается обязанность предоставления сведений, которые запрашиваются адвокатом.
До вступления в силу Федерального закона N 160-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 КоАП РФ" и ФЗ "Об адвокатский деятельности и адвокатуре" от 2 июня 2016 г. не была предусмотрена административная ответственность за отказ от предоставления информации, запрошенной адвокатом. Принятие подобного законодательного нововведения было долгожданным для всего адвокатского сообщества, ведь возможность наказания за непредоставление необходимой информации по запросу адвоката давно предусмотрена в большинстве стран.
В результате внесенных изменений в ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" была введена ст. 6.1 "Адвокатский запрос". Ранее получение необходимой информации регулировалось подп. 1 п. 3 ст. 6, которая определяет полномочия адвоката. Пункт 4 данной статьи регламентирует информацию, в получении которой адвокату могут отказать. К ним относятся данные, которые отнесены законом к информации с ограниченным доступом. В настоящее время зачастую адвокаты встречаются с проблемой отказа в предоставлении запрашиваемой в рамках адвокатского запроса информации со ссылкой на то, что данные сведения составляют государственную, коммерческую, врачебную, налоговую или другую охраняемую законом тайну.
Конституцией РФ предусмотрено установление в отношении той или иной информации специального правового режима. В связи с этим порой отказ органов либо организаций правомерен, но в большинстве случаев отсылка к специальному правовому режиму информации является лишь прикрытием для нежелания предоставить сведения.
Большей частью отказ в предоставлении сведений связан с персональными данными физических лиц. Статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" регламентируются обстоятельства, которые не подпадают под действие данного Закона, и в их числе отсутствует пункт, который позволял бы получать сведения, относящиеся к персональным данным в рамках запроса адвоката. Таким образом, возникает коллизия, согласно которой, с одной стороны, адвокат обладает правом на сбор необходимой информации, направление запросов в целях осуществления своей деятельности, но с другой стороны, большая часть информации охраняется Законом "О персональных данных".
Также одним из оснований отказа в предоставлении запрашиваемой информации является отсутствие документов, подтверждающих полномочия адвоката. Данный вопрос также является дискуссионным. Специалисты разделились на два лагеря. Одни считают, что в качестве документа, подтверждающего полномочия адвоката, к запросу должен быть приложен ордер. Другие утверждают, что ордер в данном случае не обязателен.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона об адвокатуре статус адвоката подтверждается выданным ему удостоверением. Но при направлении запроса удостоверение является документом, подтверждающим лишь то, что лицо обладает необходимым статусом, но не свидетельствует о наличии права на сбор информации по конкретному делу. Таким образом, наиболее обоснованной является позиция экспертов, считающих ордер обязательным приложением к адвокатскому запросу. Помимо ордера, полномочия адвоката могут подтверждаться доверенностью. При этом важно обратить внимание на то, чтобы в доверенности было прописано право на получение информации от соответствующих органов и организаций.
Согласно сформировавшейся практике сам договор об оказании юридической помощи не является документом, подтверждающим полномочия адвоката по защите прав и интересов доверителя или подзащитного. В связи с этим не является целесообразным прикладывать копию соглашения к самому запросу.
Немаловажным является срок для ответа на адвокатский запрос. В соответствии со ст. 6.1 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" он составляет тридцать дней. В то время как срок исполнения запроса суда или прокуратуры в большинстве случаев составляет 5 дней. Данная ситуация особенно ярко показывает, насколько плохо реализуется принцип равноправия сторон, предусмотренный законодательством. Также столь длительный срок, данный для предоставления сведений, необходимых адвокату, может негативно сказаться на качестве и своевременности оказываемой юридической помощи.
Не следует забывать, что зачастую получение документов в компетентных органах облагается государственной пошлиной. Поэтому обязательным приложением к адвокатскому запросу является квитанция об уплате соответствующей госпошлины. Отказ в предоставлении информации в случае отсутствия документа, подтверждающего оплату, является правомерным.
Таким образом, изменения, предусмотренные в ФЗ N 160-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 КоАП РФ и ФЗ "Об адвокатский деятельности и адвокатуре", несомненно, носят положительный характер, так как детально прописывают все аспекты такого способа сбора доказательств, как адвокатский запрос, и вводят административную ответственность за непредоставление запрашиваемых сведений. Но при этом данные нововведения не согласованы с сопряженными нормативными актами и в очередной раз демонстрируют отсутствие равноправия представителей адвокатуры и прокуратуры, тем самым нарушая принцип состязательности. Должное функционирование данного Закона невозможно без внесения уточнений в ФЗ "О персональных данных", в ФЗ "О коммерческой тайне" и уточнения перечня сведений, относящихся к информации с ограниченным доступом.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.
Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.
Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 11.12.2020
Дата размещения статьи: 26.11.2020
Дата размещения статьи: 28.10.2020
Дата размещения статьи: 23.09.2020
Навигация