Дата размещения статьи: 01.01.2021
В настоящее время систему правозащитных структур, участвующих в защите прав и свобод коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС), в России составляют судебные органы, государственные институты несудебной защиты (включающие органы власти, прокуратуру РФ, институт Уполномоченного по правам человека, уполномоченных по правам КМНС на региональном уровне и др.), органы местного самоуправления, различные институты гражданского общества, неправительственные правозащитные организации.
При этом среди всех субъектов, осуществляющих правозащитную деятельность в стране, одна из ведущих ролей, безусловно, принадлежит адвокатуре как социально-правовому институту <1>. Такая деятельность, осуществляемая на профессиональной основе, по оказанию различным слоям населения квалифицированной юридической помощи и обеспечению юридической защиты для всех нуждающихся лиц вне зависимости от их социального и экономического положения являлась важнейшей функцией адвокатуры с момента ее организации <2>.
--------------------------------
<1> Ровенская Д.А. Адвокатура как правозащитный институт в Российском государстве: направления оптимизации // Молодой ученый. 2019. N 47. С. 372 - 373.
<2> Соломатин Е.Н. Институт адвокатуры как субъект правозащитной деятельности в дореволюционной России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. N 1 (ч. 2). С. 84.
Правозащитный характер профессиональной деятельности адвоката определяется самой правовой природой и спецификой адвокатской деятельности <3>. Адвокат оказывает квалифицированную юридическую помощь, поскольку является специальным субъектом, на которого Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <4> возложена конституционная обязанность профессиональной деятельности по оказанию такой помощи, причем в установленных законом случаях предоставлять такую помощь он должен бесплатно. Последнее означает, что возможность предоставления бесплатной квалифицированной юридической помощи представляет собой уже не столько право адвоката, сколько его обязанность <5>.
--------------------------------
<3> Юмадилов Б.Г. Адвокат как субъект правозащитной деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 3.
<4> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
<5> Семенова М.А. Адвокатура как особый субъект правозащитной деятельности России // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ЭлекСИС, 2015. С. 284 - 289.
К.Ю. Суровова отмечает, что "адвокатская деятельность является приоритетной формой оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст. 48 Конституции РФ, которая отвечает всем основным требованиям, предъявляемым международными актами к осуществлению юристами такой деятельности, и соответствует мировому опыту, должна лежать в основе разработки концепции регулирования сферы юридической помощи посредством объединения юристов на началах адвокатуры и закрепления исключительного права адвокатов на представительство интересов физических и юридических лиц в судах, а в перспективе - и на иные формы оказания квалифицированной юридической помощи" <6>.
--------------------------------
<6> Суровова К.Ю. Адвокатская деятельность: содержание, виды (теоретико-правовой анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 14.
Дифференциация видов квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатом, осуществляется по различным критериям (основаниям): по категориям дел; по содержанию (формам); по характеру; по возмездности; статусу доверителя и т.д. Так, в зависимости от правового статуса доверителя выделяются такие виды адвокатской деятельности, как, например, юридическое сопровождение субъектов предпринимательской деятельности (бизнес-адвокатура) <7>, оказание юридической помощи несовершеннолетним (ювенальная адвокатура) <8>. Считаем, что по критерию правового статуса доверителя целесообразно также выделять адвоката-защитника прав и законных интересов лиц из числа КМНС и их общин.
--------------------------------
<7> Там же.
<8> Калачева Е.Н. К вопросу о создании ювенальной адвокатуры // Пробелы в российском законодательстве. 2011. N 4. С. 186 - 188; Равлюк Н.Е. К вопросу о создании в России ювенальной адвокатуры // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: сб. науч. тр. по итогам работы методол. сем. и юр. клин. "Правовой центр" / отв. ред. Р.И. Тимофеева. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет", 2018. С. 112 - 115; Елкина Ю.Ю., Мышкин А.И. О проблемах создания ювенальной адвокатуры // Юридические и социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи: мат. III Всерос. науч.-практ. конф. (15 апреля 2016 г.). Елабуга: Елабужский институт, 2016. С. 64 - 67; и др.
В механизме защиты прав и поддержки КМНС важное значение имеет право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Такая помощь предоставляется специальными субъектами - участниками системы оказания бесплатной юридической помощи, включая адвокатов, на которых, как уже было отмечено, в установленных законодательством случаях возложена обязанность оказывать такую помощь. Полагаем, что при оказании ее именно адвокатами наиболее полно гарантируется и эффективно реализуется на практике закрепленный в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ <9> такой важный ее критерий, как квалифицированность юридической помощи.
--------------------------------
<9> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".
Данное право регламентировано Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <10>. Для реализации указанного Закона в ХМАО - Югре сформирована необходимая нормативно-правовая база по регулированию отношений, связанных с предоставлением бесплатной юридической помощи, в частности принят Закон "О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" <11> (далее - Закон N 113-оз), Департаментом внутренней политики ХМАО - Югры разработаны необходимые Методические рекомендации по применению указанных нормативно-правовых актов <12> (далее - Методические рекомендации). В 2018 г. по инициативе Думы ХМАО - Югры был расширен перечень категорий представителей КМНС, наделенных правом на получение бесплатной юридической помощи (п. п. 9 - 12 ст. 6 Закона N 113-оз), а также случаев ее оказания (п. п. 17 - 18 ст. 5 указанного Закона). В частности, в региональном законодательстве расширен перечень вопросов оказания бесплатной юридической помощи жителям из числа КМНС. Что особенно важно, они касаются в первую очередь вопросов, связанных: с осуществлением традиционного природопользования, землепользования, установлением факта национальной принадлежности гражданина к КМНС, проживающим на территории ХМАО - Югры (ханты, манси, ненцы). Указанными нормативно-правовыми актами ХМАО - Югры определен порядок оказания юридической помощи в труднодоступных и отдаленных территориях, а также предусмотрено, что издержки адвокатов, возникающие в связи с поездкой в такие места, возмещаются из средств бюджета ХМАО - Югры.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.
<11> Закон ХМАО - Югры от 16 декабря 2011 г. N 113-оз "О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" // Новости Югры. 2011. 27 декабря.
<12> Методические рекомендации по применению Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", Закона ХМАО - Югры от 16 декабря 2011 г. N 113-оз "О бесплатной юридической помощи в ХМАО - Югре", Постановления Правительства ХМАО - Югры от 29 декабря 2011 г. N 514-п "Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре": разраб. Департаментом внутренней политики ХМАО - Югры от 1 марта 2018 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/543547257.
В ХМАО - Югре в государственную систему бесплатной юридической помощи как ее участники входят различные федеральные и региональные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные юридические бюро, нотариусы и другие субъекты. Считаем обоснованной позицию органов государственной власти ХМАО - Югры, а также авторов, полагающих, что в системе бесплатной юридической помощи ведущая роль должна принадлежать именно адвокатскому сообществу <13>.
--------------------------------
<13> Акинина Н.Ю., Анисимов В.Ф. Роль адвокатского сообщества в реализации прав граждан на бесплатную юридическую помощь // Адвокатская практика. 2013. N 3. С. 2 - 5.
По данным Департамента внутренней политики ХМАО - Югры, на сегодняшний день за каждым муниципальным образованием в округе закреплены адвокаты-кураторы. Общее число адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи представителям КМНС, - 248 человек.
В настоящее время в соответствии с п. 3 и подп. 6 п. 4 гл. 2 Методических рекомендаций адвокаты, являющиеся участниками указанной системы, в частности, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, наделенных правом на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи (к их категории, как было отмечено ранее, относятся также жители из числа КМНС), и составляют для них различные документы правового характера (исковые заявления, жалобы, ходатайства и т.п.), а также при необходимости и в зависимости от сложившейся ситуации у обратившегося к адвокату гражданина представляют его законные интересы, защищают права в судебных, государственных и муниципальных органах, организациях.
Многие авторы высказываются за необходимость сформировать институт уполномоченного по правам КМНС на федеральном <14> и региональном уровнях, в частности, там, где они отсутствуют <15>. При этом предлагается данному институту предоставить достаточно большие полномочия, в том числе в сфере правоприменительной деятельности: приостановление актов органов власти на местах, широкое взаимодействие с административными структурами, право на обращение в международные судебные и иные инстанции <16>.
--------------------------------
<14> Фастович Г.Г., Ченский А.О. Участие государственного механизма в защите интересов коренных малочисленных народов Крайнего Севера: эффективность правоприменения // Аграрное и земельное право. 2018. N 1. С. 6; Абдулвалиев А.Ф., Данилова С.В. Инструменты правовой поддержки коренных малочисленных народов Севера // Право и политика. 2019. N 3. С. 105.
<15> Буров Р.В. Механизм гарантирования прав и свобод коренных малочисленных народов Севера (на примере Российской Федерации и зарубежных стран) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. 2019. N 2. С. 40; Цой А.С. Институт уполномоченного по правам малочисленных народов как средство защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: сб. мат. Всерос. науч.-теорет. конф. курсантов и слушателей вузов МВД России, студ. гум. вузов, адъюнктов, асп. и соискат. Ростов-на-Дону: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2017. С. 550; и др.
<16> Фастович Г.Г., Ченский А.О. Указ. соч. С. 6.
Следует отметить, что в ХМАО - Югре предпринималась попытка введения должности уполномоченного по правам КМНС. Так, в 2015 г. Ассамблеей КМНС был разработан и обсуждался в представительных органах округа проект закона "Об Уполномоченном по правам коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". Экономически реализация данного проекта оценивалась в 9 млн руб. По итогам обсуждения данной инициативы Правительство ХМАО - Югры совершенно обоснованно, на наш взгляд, охарактеризовало ее как достаточно затратную для регионального бюджета, а главное, не отвечающую сложившейся в округе ситуации. Тем более что от жителей из числа КМНС на тот момент, в 2014 г., к Уполномоченному по правам человека в ХМАО - Югре было зафиксировано только девять случаев обращения. В этой связи организация данного института в ХМАО - Югре была признана нерентабельной <17>.
--------------------------------
<17> Филиппова Н.А. Защитник прав коренных народов в регионах России: становление института // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. N 2. С. 113.
Вместе с тем доля обращений, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека в ХМАО - Югре от жителей из числа КМНС и (или) в их интересах (без учета консультационного приема), от общего числа обращений в последние годы растет и увеличилась на 44% (с 3% в 2016 г. до 5,6% в 2018 г.). Всего за указанный период было 216 обращений (в 2016 г. - 49 обращений, в 2017 г. - 80 обращений, в 2018 г. - 87 обращений) от жителей из числа КМНС, что составляет 5% от общего числа обращений - 4 528. Число поступивших обращений от представителей КМНС и (или) в интересах КМНС за три года выросло. При этом сам Уполномоченный по правам человека в ХМАО - Югре отмечает, что увеличение числа обращений от жителей из числа КМНС может быть связано с ростом совершаемых им систематических выездов в труднодоступные места округа для производства личных приемов граждан <18>. И все же количество обращений от представителей КМНС к Уполномоченному по правам человека в ХМАО - Югре нельзя признать достаточно большим.
--------------------------------
<18> Филиппова Н.А. Защитник прав коренных народов в регионах России: становление института // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. N 2. С. 113.
Таким образом, считаем, что на сегодняшний день учреждение должности Уполномоченного по правам КМНС в ХМАО - Югре является нецелесообразным. Это, безусловно, не значит, что права КМНС в ХМАО - Югре не нарушаются и в помощи специального защитника их прав они не нуждаются. Более того, очевидно, что наличие должности Уполномоченного по правам КМНС в ХМАО - Югре увеличило бы число обращений, способствовало бы выявлению нарушений их прав, поскольку защита стала бы значительно доступнее, а сам специализированный уполномоченный лучше знал все проблемы местных коренных жителей.
Однако решение проблем КМНС в ХМАО - Югре возможно путем совмещения данной должности и должности регионального Уполномоченного по правам человека и по правам КМНС, тем более что законодательство это позволяет. Большую роль, как уже неоднократно нами отмечалось, должна играть адвокатура. В совокупности с другими действующими в округе элементами системы защиты прав КМНС они вполне способны обеспечить защиту прав КМНС, проживающих на территории ХМАО - Югры, на традиционный уклад жизни.
Некоторыми авторами отмечается отсутствие необходимых правовых знаний и правовой культуры среди жителей из числа КМНС, приводящее к тому, что многие из них утрачивают возможности по отстаиванию своих прав и интересов, связанных с коренным образом жизни и сохранением традиционного природопользования <19>, а также приводящее к пассивному (а в некоторых случаях и негативному) отношению лиц, причастных к КМНС, к праву, детерминированному этническим менталитетом <20>. На наш взгляд, невысокий уровень правовых знаний и правовой культуры, пассивное (негативное) отношение к праву, правовой нигилизм характерны для большинства граждан страны <21>. Вместе с тем особенности образа жизни, природно-климатическая среда обитания жителей из числа КМНС, безусловно, формируют особенности психологического мышления и оказывают влияние на поведение. Так, Л.В. Ельмендеева отмечает, что "отдельные представители, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют чувство стыдливости за принадлежность к малой нации. Они легкоранимы, недоверчивы" <22>. Обосновывается также необходимость бесплатного участия психологов при подготовке и проведении переговоров с представителями КМНС, в следственных действиях, психологическое сопровождение жителей из числа КМНС в целях психологической подготовки к следственным действиям и судебному процессу <23>.
--------------------------------
<19> Абдулвалиев А.Ф., Данилова С.В. Указ. соч. С. 99.
<20> Там же.
<21> Лайтер А.В. Правовой нигилизм как фактор деформации правовой культуры России // Вопросы культурологии. 2012. N 2. С. 38 - 40; Тайкина Е.А. Проблема низкого уровня правосознания и правовой культуры молодежи // STUDENT RESEARCH: сб. ст. V Международного научно-практического конкурса. Пенза: Наука и просвещение, 2019. С. 107 - 109; и др.
<22> Ельмендеева Л.В. Особенности взаимодействия адвокатов с коренными малочисленными народами Севера // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: сб. науч. ст. по итогам работы Четвертого Международного круглого стола (31 мая 2019 г.). Часть 1. Шахты: Конверт, 2019. С. 10.
<23> Там же.
На наш взгляд, необходимость участия психолога преувеличена в данном случае, а наладить профессиональное психологическое взаимодействие, доверительные отношения при необходимости способен и адвокат, специализирующийся по делам защиты прав жителей из числа КМНС.
Так, проанализированная нами судебная практика свидетельствует о том, что жители из числа КМНС нуждаются в обязательной защите со стороны адвоката. Следует, в частности, отметить, что иногда при рассмотрении уголовных дел суды обстоятельством, смягчающим наказание, признают то, что подсудимый является представителем КМНС, ведет традиционный образ жизни <24>, однако во многих случаях это обстоятельство игнорируется, несмотря на то, что в материалах дела зафиксировано отношение подсудимого к коренным народам и ведение им традиционного образа жизни <25>.
--------------------------------
<24> Приговор Ямальского районного суда (ЯНАО) от 20 мая 2019 г. по уголовному делу N 1-37/2019 (в отношении Окотэтто А.Х. по ч. 3 ст. 256 УК РФ); Приговор Мирового судьи судебного участка N 3 Надымского судебного района от 20 июня 2016 г. по уголовному делу N 1-118/2016 (в отношении Ядне А.К. по п. "а" ч. 1 ст. 256 УК РФ); Приговор Ямальского районного суда (ЯНАО) от 3 октября 2017 г. по уголовному делу N 1-77/2017 (в отношении Ладукай О.С. по ч. 1 ст. 105 УК РФ); и др. URL: https://sudact.ru/.
<25> Приговор Лабытнангского городского суда ЯНАО от 5 февраля 2019 г. по уголовному делу N 1-27/2019 (в отношении Хатанзеева Н.В. по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ); Приговор Красноселькупского районного суда от 19 февраля 2019 г. по уголовному делу N 1-4/2019 (в отношении Сайготиной В.Ю. по п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ); Приговор Сургутского районного суда от 12 октября 2016 г. по уголовному делу N 1-323/2016 (в отношении Молданова Ф.Н. по ч. 1 ст. 222 УК РФ); Приговор Нижневартовского районного суда от 10 октября 2016 г. по уголовному делу N 1-154/2016 (в отношении Камина В.К. по ч. 1 ст. 222.1 УК РФ); и др. URL: https://sudact.ru/.
Также следует обратить внимание, что оказание бесплатной юридической помощи путем простого консультирования, составления юридических документов без последующего представления интересов жителей из числа КМНС в суде вряд ли обеспечит надлежащую защиту их прав в случае самостоятельного участия в судебном процессе. В условиях устности судопроизводства, состязательности сторон, непосредственности исследования доказательств по административным и гражданским делам, в которых даже обоснованную в правовом смысле и оформленную надлежащим образом документами позицию представителя КМНС отстоять достаточно сложно, разрешено в конечном итоге дело может быть не в их пользу. Безусловно, им необходима помощь представителя - профессионального юриста, и в первую очередь это касается уголовных дел.
По нашему мнению, с учетом психологических и других особенностей национального менталитета для граждан, относящихся к КМНС, ведущих традиционный образ жизни и традиционное природопользование и проживающих в местах традиционного расселения своих предков, в случае вовлечения их в сферу уголовного судопроизводства в статусе подозреваемого (обвиняемого) должно быть предусмотрено обязательное участие защитника (адвоката).
В этой связи ч. 1 ст. 51 УПК РФ <26>, которой определяются случаи обязательного участия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве, предлагается дополнить п. 3.2 следующего содержания: "Подозреваемый, обвиняемый является представителем коренных малочисленных народов в соответствии с перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным Правительством, является субъектом права традиционного природопользования и ведет традиционный образ жизни".
--------------------------------
<26> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Подводя общий итог, можно сделать следующие основные выводы:
1. Осуществление как судебной, так и внесудебной защиты прав и законных интересов лиц из числа КМНС и их общин целесообразнее осуществлять с помощью специалистов, обладающих знаниями особенностей менталитета и психологии коренных жителей, имеющих иной опыт и знания в этой сфере юриспруденции, специализирующихся в данной сфере адвокатов.
2. Необходима специализация адвокатов по делам, связанным с защитой прав и законных интересов жителей из числа КМНС и их общин. В этой связи федеральным и региональным органам власти, адвокатскому сообществу следует принять меры по организации в субъектах Российской Федерации, где имеются места исконного проживания КМНС:
- курсов повышения квалификации адвокатов, участвующих в защите прав КМНС, в частности по изучению традиций и правовых обычаев, которыми руководствуется конкретный коренной малочисленный народ, проживающий в регионе;
- специализированных адвокатских образований, оказывающих квалифицированную юридическую помощь жителям из числа КМНС и их общин, которая должна стать одним из основных элементов системы защиты прав КМНС.
3. Вопросы специализации адвокатуры по делам КМНС необходимо решить в законодательном порядке.
4. Адвокатов, осуществляющих свою деятельность в специализированных адвокатских образованиях, оказывающих квалифицированную юридическую помощь жителям из числа КМНС и их общин, следует наделить конкретными полномочиями. А именно четко определенным кругом профессиональных обязанностей, а также необходимыми для их реализации правами. За неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом обязанностей по защите прав КМНС следует предусмотреть соответствующую ответственность.
5. Можно дать определение адвокатуры, специализирующейся на защите прав КМНС, как профессионального сообщества адвокатов, осуществляющих консультирование и представительство по делам о защите прав лиц из числа КМНС и их общин.
Считаем, что реализация данных предложений, а также высказанных нами ранее, безусловно, должна способствовать решению проблем в сфере защиты прав КМНС на традиционный уклад жизни.
Литература
1. Абдулвалиев А.Ф. Инструменты правовой поддержки коренных малочисленных народов Севера / А.Ф. Абдулвалиев, С.В. Данилова // Право и политика. 2019. N 3. С. 97 - 107.
2. Акинина Н.Ю. Роль адвокатского сообщества в реализации прав граждан на бесплатную юридическую помощь / Н.Ю. Акинина, В.Ф. Анисимов // Адвокатская практика. 2013. N 3. С. 2 - 5.
3. Буров Р.В. Механизм гарантирования прав и свобод коренных малочисленных народов Севера (на примере Российской Федерации и зарубежных стран) / Р.В. Буров // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. 2019. N 2. С. 35 - 43.
4. Елкина Ю.Ю. О проблемах создания ювенальной адвокатуры / Ю.Ю. Елкина, А.И. Мышкин // Юридические и социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (15 апреля 2016 г.). Елабуга: Елабужский институт, 2016. С. 64 - 67.
5. Ельмендеева Л.В. Особенности взаимодействия адвокатов с коренными малочисленными народами Севера / Л.В. Ельмендеева // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: материалы по итогам работы Четвертого Международного круглого стола (г. Шахты, 31 мая 2019 г.). Ч. 1: сборник научных статей / редакторы: Н.В. Валуйсков, О.Ю. Греченкова, Л.Р. Барашян. Шахты: Конверт, 2019. С. 9 - 10.
6. Калачева Е.Н. К вопросу о создании ювенальной адвокатуры / Е.Н. Калачева // Пробелы в российском законодательстве. 2011. N 4. С. 186 - 188.
7. Лайтер А.В. Правовой нигилизм как фактор деформации правовой культуры России / А.В. Лайтер // Вопросы культурологии. 2012. N 2. С. 38 - 40.
8. Равлюк Н.Е. К вопросу о создании в России ювенальной адвокатуры / Н.Е. Равлюк // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: сборник научных трудов по итогам работы методологического семинара и юридической клиники "Правовой центр" / отв. ред. Р.И. Тимофеева. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет", 2018. С. 112 - 115.
9. Ровенская Д.А. Адвокатура как правозащитный институт в Российском государстве: направления оптимизации / Д.А. Ровенская // Молодой ученый. 2019. N 47. С. 372 - 373.
10. Семенова М.А. Адвокатура как особый субъект правозащитной деятельности России / М.А. Семенова // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение: материалы Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 20 - 21 марта 2015 г.): сборник научных трудов. Санкт-Петербург: ЭлекСИС, 2015. С. 284 - 289.
11. Соломатин Е.Н. Институт адвокатуры как субъект правозащитной деятельности в дореволюционной России / Е.Н. Соломатин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. N 1 (ч. 2). С. 84 - 95.
12. Суровова К.Ю. Адвокатская деятельность: содержание, виды (теоретико-правовой анализ): автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / К.Ю. Суровова. Москва, 2016. 30 с.
13. Тайкина Е.А. Проблема низкого уровня правосознания и правовой культуры молодежи / Е.А. Тайкина // STUDENT RESEARCH: материалы V Международного научно-практического конкурса (г. Пенза, 15 февраля 2019 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. Пенза: Наука и просвещение, 2019. С. 107 - 109.
14. Фастович Г.Г. Участие государственного механизма в защите интересов коренных малочисленных народов Крайнего Севера: эффективность правоприменения / Г.Г. Фастович, А.О. Ченский // Аграрное и земельное право. 2018. N 1. С. 4 - 6.
15. Филиппова Н.А. Защитник прав коренных народов в регионах России: становление института / Н.А. Филиппова // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. N 2. С. 105 - 120.
16. Цой А.С. Институт уполномоченного по правам малочисленных народов как средство защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации / А.С. Цой // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции курсантов и слушателей вузов МВД России, студентов гуманитарных вузов, адъюнктов, аспирантов и соискателей (г. Ростов-на-Дону, 19 апреля 2017 г.): сборник научных статей / ответственный редактор К.А. Плясов. Ростов-на-Дону: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2017. С. 543 - 551.
17. Юмадилов Б.Г. Адвокат как субъект правозащитной деятельности в Российской Федерации: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / Б.Г. Юмадилов. Москва, 2018. 22 с.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.
Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.
Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Навигация