Дата размещения статьи: 13.01.2021
В настоящее время учет и подтверждение наличия права на недвижимое имущество претерпели значительные модификации, связанные в том числе с внедрением цифровых механизмов в системы государственного аппарата. Развитие указанной сферы направлено на минимизацию влияния человеческого фактора на кадастровый учет. Тем не менее в силу особенности процесса кадастрового учета недвижимости в целом кадастровых ошибок повсеместно избежать не удается до сих пор. Проблемы наложения земельных участков разных правообладателей, неточностей в сведениях кадастрового учета сопровождают юридическую практику с той же интенсивностью, что и ранее.
Анализ правоприменительной практики позволяет классифицировать источники кадастровых ошибок:
- правообладатель;
- орган кадастрового учета;
- кадастровый инженер;
- орган государственной власти или местного самоуправления.
В зависимости от определения источника возникновения кадастровой ошибки следует соответственно определить ее причину, к которой следует отнести:
- предоставление ложной информации;
- эксплуатация ранее использованных информационных систем, ручная обработка информации;
- некомпетентность, низкая квалификация работника, проводившего территориальное землеустройство;
- некорректные первоначальные сведения государственного кадастра недвижимости.
В зависимости от источника и причины возникновения ошибки можно определить этап ее возникновения. Так, если источником ошибки стал правообладатель, представивший неверные сведения, кадастровый инженер, неверно оформивший землеустроительные документы, либо, к примеру, орган местного самоуправления, то моментом возникновения следует считать этап сбора информации. Это означает, что усиление мониторинга по обработке поступающей на регистрацию информации позволит значимо снизить число кадастровых ошибок.
Все остальные ошибки возникают уже в процессе обработки информации, следовательно, их снижение напрямую зависит от компетентности работников кадастрового учета. Несмотря на это, промежуточный мониторинг также позволил бы сократить количество ошибок, возникающих на рассматриваемом этапе процедуры кадастрового учета недвижимости.
Анализ Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" <1> позволяет говорить о том, что кадастровые ошибки делятся на технические и реестровые.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. 2015. 17 июля.
Первая группа, как правило, связана с опечатками, описками, арифметическими ошибками и может быть исправлена в процессе регистрации при условии своевременного выявления указанных неточностей опять же на этапе детального мониторинга.
Вторая группа связана с включением информации в данные кадастрового учета на основании ошибочного документа, т.е. тех сведений, которые сформированы кадастровым инженером.
Более серьезную проблему представляют реестровые ошибки. Их возникновение связано с внесением сведений документов, уже имеющих соответствующие ошибки. Одной из самых часто возникающих и особо проблематичных ситуаций является наложение земельных участков. Зачастую на местности у правообладателей вопросов не возникает, и смежные земельные участки могут находиться в фактическом бесспорном использовании. Однако в момент уточнения границ земельного участка выясняется, что использование современных информационных систем показывает включение границ одного земельного участка в другой, т.е. возникает ситуация наложения границ земельного участка.
В данной ситуации наиболее заинтересованным лицом в исправлении сложившейся кадастровой ошибки является именно правообладатель, который и становится инициатором ее исправления.
Способы исправления кадастровых ошибок связаны с обращением заинтересованных лиц в государственный орган или в суд. При этом стоит отметить, что досудебное исправление кадастровой ошибки возможно только тогда, когда права и интересы третьих лиц этим исправлением не нарушаются. Таким образом, реестровые ошибки, связанные, к примеру, с неточным определением границ земельного участка, разрешаются, как правило, в суде.
Тем не менее возможен вариант исправления реестровой ошибки и в досудебном порядке, в случае когда правообладатель обращается к кадастровому инженеру за изготовлением уточненного межевого плана, включающего различные характеристики земельного участка, в особенности границы земельного участка. В случае когда указанные действия позволяют определить границы таким образом, чтобы спорной ситуации с иными правообладателями не было (что может быть подтверждено актом согласования границ земельного участка), вопрос может быть разрешен в досудебном порядке.
Исправление кадастровых ошибок Росреестром в данном случае включает в себя мероприятия по принятию решения об исправлении кадастровой ошибки на основании представленных документов и доказательств того, что права третьих лиц не нарушаются внесением исправления. В течение рабочего дня с момента принятия указанного решения соответствующие исправления вносятся в сведения кадастрового учета.
На практике такая ситуация возможна при незначительных нарушениях фактических границ земельного участка. Сюда относятся небольшие сдвиги границ, когда правообладатель готов, к примеру, на незначительное уменьшение границ своего земельного участка для устранения кадастровой ошибки и установления соответствующих границ земельного участка. Как правило, причиной возникновения таких ошибок служат действия кадастрового инженера. Он мог использовать либо устаревшее, либо неисправное оборудование в процессе измерения, либо халатно отнестись к своей деятельности и неграмотно определить границы земельного участка.
На основании сведений официального сайта Росреестра можно заключить, что превентивная работа по борьбе с кадастровыми ошибками регистраторами ведется довольно активно. Основным источником возникновения сложных кадастровых ошибок все же остаются кадастровые инженеры. Учитывая этот фактор, на базе Управления Росреестра по субъектам Федерации организуются совещания с кадастровыми инженерами, направленные на улучшение качества их деятельности.
Кроме того, Управлениями Росреестра проводится анализ ошибок кадастровых инженеров, на основании которого на сайте публикуются сведения о типичных ошибках, которые допускаются кадастровыми инженерами при подготовке межевых/технических планов. По итогам четвертого квартала 2019 г. Астраханским управлением Росреестра размещена информация о характере таких ошибок <2>. Условно их можно поделить на:
- опечатки, описки, к таковым относятся ошибки в написании адресов объектов недвижимости, их кадастровых номеров и т.д.;
- непредставление полной информации об объекте: не указано разрешенное использование земельного участка, не представлены документы, идентифицирующие объект недвижимости, не представлены поэтажные планы объектов недвижимости и т.д.;
- ошибки измерения: пересечение границами земельного участка границ населенного пункта либо иного земельного участка и т.д.
--------------------------------
<2> Типичные ошибки, допускаемые кадастровыми инженерами при подготовке межевых/технических планов, актов обследования в 4-м квартале 2019 г. // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области. URL: https://rosreestr.ru/ (дата обращения: 12.02.2020).
Резюмируя изложенное, следует констатировать, что объем кадастровых ошибок различной правовой природы составляет значительный массив работы Росреестра. Их наличие является препятствием к здоровому гражданскому обороту объектов недвижимости, защите прав на недвижимое имущество, грамотному определению его состава.
Представленный анализ источников и причин возникновения кадастровых ошибок дает возможность не только сформировать процедуры их исправления, реализуемые в досудебном и судебном порядке, но и минимизировать их возникновение.
Наиболее эффективным способом предотвращения возникновения кадастровых ошибок является детальный мониторинг информации, поступающей на регистрацию. Это позволит практически полностью сократить возникновение технических ошибок кадастрового учета.
Наиболее сложная ситуация с сокращением реестровых ошибок, основным источником возникновения которых служит работа кадастровых инженеров. Однако регулярная работа Росреестра по организации методических рекомендаций, обобщающих материалов по причинам возникновения кадастровых ошибок в работе кадастровых инженеров позволяет повысить их профессиональный уровень и, как следствие, сократить количество возникающих кадастровых ошибок.
Тем не менее полностью ликвидировать возникновение кадастровых ошибок на практике пока не представляется возможным. Для этого существуют и объективные причины, например различие в качестве используемого оборудования, связанного с периодом времени организации кадастровых работ. В этой части следует констатировать, что наиболее пострадавшей стороной был и остается правообладатель, которому ничего не остается, кроме предоставленной государством возможности в досудебном (если повезет) либо судебном порядке защитить свое право путем устранения кадастровой ошибки.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.
Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.
Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Навигация