Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор перевозки > Грузополучатель - третье лицо в договоре перевозки груза (Шматов М.А.)

Грузополучатель - третье лицо в договоре перевозки груза (Шматов М.А.)

Дата размещения статьи: 16.02.2021

Конструкция договора в пользу третьего лица предусмотрена в ст. 430 ГК РФ. Данная статья находится в общих положениях о договорах, подраздел 2 раздела III ГК РФ, что означает универсальность ее применения ко всем остальным видам договоров. В частности, российский законодатель применяет данную конструкцию в отношении договора перевозки груза в п. 1 ст. 785 ГК РФ. В качестве кредитора выступает грузоотправитель, должника - перевозчик, а третьего лица - грузополучатель. Грузополучатель является управомоченным на получение груза лицом.

Договор перевозки груза зачастую заключается в дополнение к договору поставки (купли-продажи), заключаемому между грузоотправителем (поставщик) и грузополучателем (покупатель), с условием о доставке груза силами поставщика до склада покупателя. В таком случае груз является товаром, так как он продается покупателю по отдельному от договора перевозки груза договору. При самовывозе со склада поставщика товара (груза) силами покупателя при привлечении перевозчика грузоотправителем и грузополучателем будет одно и то же лицо, а значит, конструкция договора в пользу третьего лица в таком случае неприменима.

В научной литературе существуют различные точки зрения относительно того, является ли договор перевозки груза в пользу грузополучателя договором в пользу третьего лица.
Общепринятой точкой зрения, реализованной в положениях ГК РФ, является точка зрения, согласно которой договор перевозки груза является договором в пользу третьего лица, уполномоченного отправителем на получение груза. Такой вывод следует также из иных федеральных законов, регулирующих отношения перевозки грузов: ч. 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ), ч. 1 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ), ч. 2 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (далее - ВК РФ).

Следует принимать во внимание, что регулирование гражданско-правовых отношений между грузоотправителем и перевозчиком не является единственной задачей транспортных уставов и кодексов. По своей правовой природе транспортное право является комплексной правовой наукой, включающей в себя помимо регулирования перевозочных отношений обеспечение транспортной безопасности, вопросы государственного управления, земельные, трудовые и иные отношения в сфере транспорта. Из этого можно сделать вывод, что законодатель при формировании транспортных уставов и кодексов отдал предпочтение регулированию вопросов публичного права, оставляя свободу сторонам в построении частных взаимосвязей путем вступления в договорные правоотношения.

Согласно точке зрения К.К. Яичкова <1> договор перевозки груза в пользу грузополучателя является реализацией конструкции договора с исполнением третьему лицу. В рамках такой конструкции у третьего лица отсутствует право требования от должника исполнения обязательства в свою пользу. Но ГК РФ, транспортные уставы и кодексы содержат нормы, устанавливающие определенные права и обязанности грузополучателя в отношениях перевозки груза, в том числе право получателя требовать возмещения ущерба от перевозчика за повреждение (порчу) груза в процессе перевозки. При наличии у получателя груза таких полномочий невозможно сделать вывод о том, что договор перевозки груза является договором с исполнением третьему лицу.
--------------------------------
<1> Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М.: Юридическая литература, 1958. С. 236.

Я.И. Рапопорт и М.К. Александров-Дольник придерживаются точки зрения, согласно которой грузополучатель и грузоотправитель - одна сторона в договоре перевозки груза <2>. В опровержение данной позиции можно заявить, что в отношениях между грузополучателем и перевозчиком нет взаимности, встречного удовлетворения, так как их правовые взаимоотношения не находятся в одной плоскости. Отправитель и получатель груза обладают неодинаковым объемом полномочий и ответственности в отношениях с перевозчиком и могут являться абсолютно разными компаниями, что не может служить в пользу признания данной конструкции верной. В то же время из данной конструкции можно извлечь полезный вывод - грузополучатель является третьим лицом со стороны грузоотправителя, то есть грузоотправитель и грузополучатель в отношениях перевозки груза выступают на одной "стороне", однако такую сторону нельзя признавать в качестве стороны обязательства.
--------------------------------
<2> Александров-Дольник М.К. Содержание договора грузовой перевозки // Советское государство и право. 1954. N 4. С. 107; Рапопорт Я.И. Правовое положение грузополучателя в договоре грузовой железнодорожной перевозки // Научные записки Харьковского института советской торговли. 1957. Вып. 6. С. 171 - 173.

Следующей точки зрения придерживаются В.А. Егиазаров <3>, В.К. Шайдуллина <4> и М.А. Соловьева <5>, она заключается в том, что договор перевозки груза представляет собой трехсторонний договор, где получатель груза является третьей стороной со своими правами и обязанностями. Однако такая позиция не соответствует п. 3 ст. 154 ГК РФ, так как получатель груза не выражает своей воли на заключение договора перевозки груза, грузоотправитель заключает его самостоятельно с перевозчиком, предоставляя получателю груза лишь правообязанность по получению такого груза. Получатель груза может выразить свою волю касательно выбора типа перевозки товара, конкретной транспортной организации, даты и времени доставки товара в договоре поставки товаров, заключаемом между отправителем (поставщиком) и получателем (покупателем), однако это не означает выражение воли покупателя на заключение договора перевозки груза. Более того, перевозчик не участвует в исполнении договора поставки.
--------------------------------
<3> Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007. С. 57.
<4> Шайдуллина В.К. Договор перевозки грузов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 22.
<5> Соловьева М.А. Правовое положение грузополучателя в России и Германии: сравнительно-правовой анализ // Бизнес, менеджмент и право. 2012. N 2. С. 177 - 180.

В научной литературе также выделяют в отношениях перевозки одностороннюю сделку перевозчика по передаче груза получателю груза <6> и одностороннюю сделку грузополучателя по принятию груза <7>. Однако грузополучатель и перевозчик связаны единым обязательством из договора, их права и обязанности отчасти являются корреспондирующими.
--------------------------------
<6> Зарапина Л.В. О статусе грузополучателя в договоре перевозки грузов // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2016. N 4.
<7> Пугинский Б.И. Составные обязательства в гражданском праве // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2003. N 6. С. 31 - 46.

Следует признать, что помимо положений закона значительное число теоретиков права также признают в договоре перевозки груза реализацию конструкции договора в пользу третьего лица. Из их числа можно выделить таких ученых, как М.И. Брагинский, В.В. Витрянский <8>, В.Н. Гречуха <9>, А.Г. Карапетов и многих других.
--------------------------------
<8> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. С. 293 - 297.
<9> Гречуха В.Н. Транспортное право России: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2012. С. 137 - 138.

По мнению А.Г. Карапетова, договор в пользу третьего лица не является договорным типом, а представляет собой особую договорную конструкцию, посредством которой может быть теоретически оформлен любой поименованный или непоименованный договор, влекущий возникновение гражданско-правового обязательства. По такой модели могут заключаться договоры страхования, банковского вклада, перевозки, ренты и т.п. <10>.
--------------------------------
<10> Договорное и обязательственное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 307 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации / отв. ред. А.Г. Карапетов. М.: Логос, 2017. С. 926.

В отличие от конструкции договора в пользу третьего лица договор перевозки груза в силу закона устанавливает для грузополучателя определенные гражданско-правовые обязанности. Подобное наложение обязанностей на лицо, не являющееся стороной в договоре, порождает у ряда ученых сомнения относительно правовой квалификации договора перевозки груза в пользу грузополучателя.
В.В. Витрянский отмечает, что наложение на грузополучателя дополнительных обязанностей не может служить препятствием к квалификации договора перевозки груза в пользу грузополучателя как договора в пользу третьего лица <11>.
--------------------------------
<11> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. М.: Статут, 2013. С. 456.

Согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не может налагать обязанностей на третьих лиц. У третьих лиц могут возникать только права в отношении одной или обеих сторон обязательства. Данное правило является воплощением принципа относительности обязательственных отношений.

Такая формулировка тем не менее не устанавливает запрет на возложение обязанностей на третьих лиц в силу закона. Пункт 1 ст. 307.1 ГК РФ устанавливает приоритет применения специальных норм об отдельных видах договоров, содержащихся в ГК РФ и иных законах. Следовательно, при наличии соответствующей нормы в законе на третье лицо в обязательстве могут быть возложены обязанности. То есть делать вывод о применении конструкции договора в пользу третьего лица к конкретному поименованному в законе виду договора по наличию или отсутствию установленных законом обязанностей третьего лица является неверным толкованием норм ГК РФ. В самой норме ст. 430 ГК РФ нет указания на то, могут или не могут быть наложены законом обязанности на третье лицо.

В частности, на грузополучателя возложены обязанности по принятию груза от перевозчика - ст. 36 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ РФ), ст. 79 КВВТ РФ, ст. 111 ВК РФ, в которые также включается обязанность по выгрузке груза с транспорта перевозчика в соответствующие сроки - п. 3 ст. 791 ГК РФ, ч. 8 ст. 11 УАТ РФ, обязанность производить отметки о времени предъявления транспортного средства в пункты выгрузки и времени отправки из них в транспортных накладных, обязанность по оплате перевозки в случаях ее неоплаты или частичной оплаты со стороны грузоотправителя в ст. ст. 30, 36 УЖТ РФ, ч. 1 ст. 160 КТМ РФ.

Неисполнение своих обязанностей грузополучателем как третьим лицом в договоре перевозки груза влечет также наступление предусмотренной законом ответственности. Следовательно, можно сделать вывод, что по общему правилу императивное установление ответственности для третьего лица в обязательстве также является исключением из общего правила п. 3 ст. 308 ГК РФ.

Так, в качестве ответственности за непринятие груза от перевозчика для грузополучателя предусмотрено удержание груза до оплаты причитающихся перевозчику сумм (ч. 2 ст. 160 КТМ РФ, ч. 8 ст. 79 КВВТ РФ), взыскание штрафа за задержку (простой) транспортных средств, поданных под выгрузку (ч. 4 ст. 35 УАТ РФ, ст. ст. 99, 100, 101 УЖТ РФ), а также договорной неустойки или процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами в случае наличия у грузополучателя обязанности по оплате перевозки. В определенных случаях перевозчик вправе сдать груз на хранение за счет грузополучателя, что можно считать отдельным видом ответственности не участвовавшего в заключении договора третьего лица (ч. 6 ст. 79 КВВТ РФ, ст. 38 УЖТ РФ).

Таким образом, законодатель установил ряд норм, в которых на грузополучателя императивно возлагаются обязанности в обязательстве из договоров, в заключении которых он не принимал никакого участия. Возможны ситуации, при которых грузоотправитель в транспортных документах ошибочно указывает иного получателя груза, который никак не связан с самим грузоотправителем. На такого ошибочно указанного получателя груза в силу закона устанавливаются гражданско-правовые обязанности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых наступает ответственность. Без наличия между грузоотправителем и грузополучателем обязательственной связи наложение каких-либо обязанностей на третье лицо является неразумным и несправедливым. Такая обязательственная связь является системообразующим фактором возникновения договора перевозки груза - такой договор может возникать для исполнения договора купли-продажи, мены, аренды движимых вещей и т.п. При отсутствии указанной связи грузоотправитель и грузополучатель не заинтересованы в перевозке грузов, так как у них будет отсутствовать правовой интерес в заключении договора перевозки. Следовательно, при отсутствии указанной обязательственной связи нормы транспортных уставов и кодексов об обязанностях и ответственности третьего лица не должны применяться к ошибочно указанному получателю груза.

По итогам анализа существующих позиций теоретиков права, законов в области правовой конструкции договора перевозки груза можно сделать следующие выводы. В действующей российской правовой системе грузополучатель в отношениях перевозки груза выступает третьим лицом на стороне грузоотправителя, так как у грузоотправителя и грузополучателя существует обязательственная связь из иного договора между ними, где отправитель обязуется предоставить получателю определенные вещи посредством использования транспортных услуг перевозчика. Такая обязательственная связь не обязательно должна быть возмездной - отправитель груза может передать вещь получателю во исполнение договора дарения. Отсутствие такой обязательственной связи может свидетельствовать только об ошибке грузоотправителя при указании наименования получателя груза при заключении договора. При наличии подобной ошибки на грузополучателя не должны возлагаться какие-либо обязанности или ответственность по договору перевозки. Подобные издержки должен нести отправитель груза как ответственность за неверное указание кандидатуры получателя груза.
Грузополучатель является лицом, в пользу которого заключается и исполняется договор перевозки груза между отправителем и перевозчиком. Следовательно, грузополучатель на всех стадиях исполнения обязательства по перевозке груза является третьим лицом (бенефициаром) в договоре перевозки груза.

Литература

1. Александров-Дольник М.К. Содержание договора грузовой перевозки / М.К. Александров-Дольник // Советское государство и право. 1954. N 4.
2. Брагинский М.И. Договорное право. Кн. 1. Общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Москва: Статут, 2013.
3. Брагинский М.И. Договорное право. Кн. 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Москва: Статут, 2003.
4. Гречуха В.Н. Транспортное право России: учебник для магистров / В.Н. Гречуха. Москва: Юрайт, 2012.
5. Договорное и обязательственное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 307 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации / ответственный редактор А.Г. Карапетов. Москва: Логос, 2017.
6. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник / В.А. Егиазаров. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Юстицинформ, 2007.
7. Зарапина Л.В. О статусе грузополучателя в договоре перевозки грузов / Л.В. Зарапина // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2016. N 4.
8. Пугинский Б.И. Составные обязательства в гражданском праве / Б.И. Пугинский // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2003. N 6.
9. Рапопорт Я.И. Правовое положение грузополучателя в договоре грузовой железнодорожной перевозки / Я.И. Рапопорт // Научные записки Харьковского института советской торговли. 1957. Вып. 6.
10. Соловьева М.А. Правовое положение грузополучателя в России и Германии: сравнительно-правовой анализ / М.А. Соловьева // Бизнес, менеджмент и право. 2012. N 2.
11. Шайдуллина В.К. Договор перевозки грузов: диссертация ... кандидата юридических наук / В.К. Шайдуллина. Москва, 2016.
12. Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву / К.К. Яичков. Москва: Юридическая литература, 1958.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Терминологическая неопределенность в правовом регулировании договора перевозки грузов (Бажина М.А.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

подробнее>>

Права потребителей в сфере пассажирских авиаперелетов при отмене рейса в праве Европейского союза на примере дела C-12/11 - Denise McDonagh v. Ryanair Ltd (Петруня Ю.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2021

подробнее>>

Об отдельных проблемах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов легковым такси (Соколов Д.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2021

подробнее>>

Грузополучатель - третье лицо в договоре перевозки груза (Шматов М.А.)

Дата размещения статьи: 16.02.2021

подробнее>>

Ответственность перевозчика по законодательству Российской Федерации и Республики Словения: сравнительная характеристика (Бажина М.А., Туктамышев В.Д.)

Дата размещения статьи: 11.12.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.