Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор перевозки > Терминологическая неопределенность в правовом регулировании договора перевозки грузов (Бажина М.А.)

Терминологическая неопределенность в правовом регулировании договора перевозки грузов (Бажина М.А.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

Понятийный аппарат в правовом регулировании договора перевозки грузов играет большую роль. Единообразие применения терминов в законодательстве, регулирующем договор перевозки грузов, способствует уменьшению разногласий между участниками транспортных отношений, количества судебных разбирательств и, следовательно, снижению судебных издержек. Далее проанализируем практику применения некоторых терминов в законодательстве, регулирующем перевозочные отношения.
1. Прежде всего рассмотрим термины, которые используются при привлечении участников транспортных правоотношений к гражданско-правовой ответственности. Участники договора перевозки грузов за неисполнение своих обязанностей привлекаются к ответственности в виде штрафов, пеней, сборов (ст. ст. 96 - 118 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" <1> (далее - УЖТ РФ), ст. ст. 34, 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" <2> (далее - УАТ РФ), ст. 120 Воздушного кодекса РФ <3> (далее - ВК РФ), ст. ст. 116, 120 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ <4> (далее - КВВТ РФ), ст. 196 Кодекса торгового мореплавания РФ <5> (далее - КТМ РФ)).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.
<5> Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

Штраф и пени являются разновидностями неустойки как меры гражданско-правовой ответственности, т.е. установленная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (ст. 330 ГК РФ). Следовательно, установленные в транспортном законодательстве в отношении участников перевозочного процесса меры ответственности в виде штрафа или пени являются санкциями гражданско-правового характера.
При этом понятие "сбор" не раскрывается в общих положениях ГК РФ, а употребляется лишь в качестве термина, применяемого в налоговом законодательстве <6> (ст. ст. 64.2, 249 ГК РФ), в законодательстве о персональных данных (ст. ст. 152.1, 152.2 ГК РФ), нормах, посвященных приобретению права собственности (ст. 221 ГК РФ).
--------------------------------
<6> В ст. 8 ч. 1 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Таким образом, этот платеж взимается в пользу государства или муниципального образования и не имеет ничего общего со сбором в гражданско-правовом смысле.

Если обратиться к специальному транспортному законодательству, понятие "сбор" в большинстве случаев понимается как определенного рода плата за совершение каких-либо действий участником перевозочных правоотношений. Так, например, в ст. 2 УЖТ РФ под сбором понимается не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы. В ст. 64 ВК РФ предусмотрена плата в виде тарифа или сбора за оказание услуг в области гражданской авиации. В п. п. 4, 5 ст. 6 КВВТ РФ устанавливается взимание сбора за услуги, оказываемые в речном порту субъектами естественных монополий, а также за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. В ст. 80 КТМ РФ речь идет о портовых сборах, перечень которых установлен Приказом Минтранса России от 31 октября 2012 г. N 387 "Об утверждении портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации" <7>. В ст. 106 КТМ РФ упоминается лоцманский сбор, взимаемый с судов, пользующихся услугами лоцмана.
--------------------------------
<7> Приказ Минтранса России от 31 октября 2012 г. N 387 "Об утверждении портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

2. При этом в действующем транспортном законодательстве нет единого подхода к формулированию положений об ответственности участников перевозки. Ярким примером такого "диссонанса" являются положения об установлении ответственности перевозчика за просрочку доставки груза. Уставами и кодексами, регулирующими перевозку груза различными видами транспорта, предусмотрены разные условия в отношении размера ответственности перевозчика, предельной суммы неустойки и возможности изменения установленного в законе размера ответственности. Так, ч. 11 ст. 34 УАТ РФ обязывает перевозчика уплатить штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки <8>. При этом законодатель установил предельную сумму штрафа, которая не может превышать размер провозной платы. В ст. 120 ВК РФ за то же самое нарушение со стороны перевозчика предусмотрена иная сумма штрафа, а именно в размере 25% МРОТ <9> за каждый час просрочки. В Транспортном кодексе РФ, регулирующем отношения по перевозке грузов воздушным транспортом, также есть ограничения по общей сумме выплаты неустойки, а именно не более половины (50%) провозной платы. Статья 97 УЖТ РФ устанавливает размер ответственности перевозчика за просрочку доставки груза: 6% платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки. Перевозчик железнодорожным транспортом в случае наступления ответственности за указанное нарушение обязан будет уплатить не более 50% размера провозной платы. В ст. 116 КВВТ РФ предусмотрены пени в размере 9% за каждые сутки просрочки, но не более 50% провозной платы.
--------------------------------
<8> При этом стороны могут в договоре предусмотреть иной порядок и размер неустойки.
<9> В настоящее время минимальный размер оплаты труда (МРОТ) при расчете платежей (в том числе неустоек (пени, штрафов)) в рамках гражданско-правовых обязательств равен 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"). Следовательно, за каждый час просрочки перевозчик обязан будет выплатить не более 25 руб. за каждый час просрочки.

Исходя из приведенных выше норм, законодатель в зависимости от вида транспорта устанавливает различный размер ответственности за одно и то же нарушение, а именно нарушение сроков доставки груза. При этом нет каких-либо критериев, определяющих величину предусмотренной неустойки. В связи с этим для унификации транспортного законодательства представляется целесообразным закрепить единый подход при определении ответственности перевозчика за те нарушения, где это представляется возможным.
Для сравнения: в немецком законодательстве установлена ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки груза независимо от вида транспорта. В п. 3 ст. 423 Торгового уложения Германии (Deutsches Handelsgesetzbuch) <10> (далее - ГТУ) предусмотрена ответственность перевозчика за превышение сроков доставки груза в трехкратном размере платы за перевозку. При этом размер ответственности перевозчика может быть снижен, если часть перевозимого груза была доставлена в срок <11>. Так, например, в случае, когда договором перевозки грузов предусмотрен расчет платы за все расстояние, а перевозка грузов осуществлялась несколькими отправлениями. При просрочке доставки только одного из отправлений трехкратный размер исчисляется не от всей суммы платы за перевозку, а лишь от стоимости того отправления, которое было выполнено с нарушением срока.
--------------------------------
<10> Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах = Deutsches Handelsgesetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftgesetz / сост. В.М. Бергман. М., 2009.
<11> Koller I. Kommentar zu Spedition, und Lagergeschft. 7 Aufgabe. : C.H. Beck, 2010. S. 406.

Такой подход представляется справедливым. Российские суды при разрешении споров, связанных с взысканием неустойки за просрочку доставки груза, также рассчитывают размер ответственности исходя из фактической просрочки конкретной отправки груза при наличии соответствующих доказательств (транспортных накладных, ведомостей и т.д.), подтверждающих задержку только определенной части отправки <12>.
--------------------------------
<12> Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 октября 2019 г. по делу N А73-16653/2019. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/919db31d-3614-4a77-bdda-44e0938b4308.

3. Действующее транспортное законодательство не содержит единых правил применения таких понятий, как "срок доставки", "расчетный срок доставки", "нормативный срок", "срок транспортабельности", "предельный срок", "срок годности". Соотношение этих понятий в действующем законодательстве не определено. В транспортных уставах и кодексах, а также в подзаконных нормативных актах нет четкого соотношения этих понятий между собой, некоторые из них вообще не используются.
Рассмотрим названные понятия более подробно.
Понятие "срок доставки" употребляется во всех транспортных уставах и кодексах (ст. 33 УЖТ РФ, ст. 14 УАТ РФ, ст. 109 ВК РФ, ст. 76 КВВТ РФ, 152 КТМ РФ). Законодатель не дает определения самого понятия. Он указывает лишь на то, что груз должен быть доставлен в установленный срок. По общему правилу исчисление сроков доставки груза определяется соглашением сторон или правилами исчисления сроков, утвержденных подзаконными нормативными актами. Исключением является КТМ РФ, в котором данный вопрос должен быть урегулирован в договоре, а при отсутствии - в такой срок, который является разумным для того, чтобы заботливый перевозчик смог доставить груз с учетом конкретных обстоятельств и обычного маршрута (ст. 152 КТМ РФ). Порядок исчисления сроков перевозки грузов внутренним водным транспортом должен определяться в Правилах перевозки грузов. Однако до настоящего времени таких правил не принято. В связи с этим при разрешении на практике споров, связанных с исчислением сроков доставки груза данным видом транспорта, суды исходят из того, что эти сроки должны быть согласованы в одном из трех документов, а именно: в договоре перевозки грузов, в транспортной накладной, квитанции о приеме груза или дорожной ведомости. В случае если стороны не указали порядок исчисления сроков в соответствии со ст. 190 ГК РФ или не согласовали маршрут перевозки, его протяженность, что исключает арифметический подсчет срока доставки, то применение положений об ответственности перевозчика за нарушение сроков доставки груза представляется невозможным <13>.
--------------------------------
<13> Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2017 г. по делу N А33-2597/2017 // СПС "КонсультантПлюс".

Наряду с понятием "срок доставки" в транспортном законодательстве встречается понятие "расчетный срок доставки груза", а именно при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Однако этот термин также применяется непоследовательно, и нет четкого соотношения с понятием "срок доставки" груза. Так, в ст. 33 УЖТ РФ законодатель указывает на расчетную дату истечения срока доставки груза. Само понятие "расчетный срок доставки груза" раскрывается в ст. 39 УЖТ РФ, в которой говорится о внесении перевозчиком владельцу инфраструктуры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе. С учетом содержания данной нормы расчетный срок доставки трактуется как срок доставки, определенный на железнодорожной станции отправления на основании соответствующих правил исчисления сроков доставки грузов (ч. 11 ст. 39 УЖТ РФ).
Понятие "расчетный срок" также употребляется в п. 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденных Приказом Минтранса от 4 марта 2019 г. N 66 <14> (далее - Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящегося груза), которые для определения порядка исчисления сроков также отсылают к Правилам исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245 <15> (далее - Правила N 245).
--------------------------------
<14> Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (утв. Приказом Минтранса от 04.03.2019 N 66) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 10.06.2019.
<15> Приказ Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 16.03.2016.

Однако понятие "расчетный срок" не употребляется в Правилах N 245. В п. 2.6 Правил N 245 словосочетание "расчетный срок" упоминается только однажды в отношении приема грузов и порожних вагонов к перевозке и прибытия на железнодорожную станцию назначения.
В то же время следует обратить внимание на то, что в правилах используется иное понятие, а именно "нормативный срок". Так, в п. 2.1 Правил N 245 указывается, что нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов рассчитывается исходя из расстояния перевозки, за которое устанавливается плата за перевозку с учетом отправки и скорости перевозки. В иных легальных источниках, регулирующих перевозку грузов, данный термин не встречается.
Исходя из анализа сути рассмотренных выше понятий, можно сделать вывод, что понятия "срок доставки", "расчетный срок доставки" и "нормативный срок доставки" употребляются для установления времени прибытия груза в пункт назначения. Понятие "срок доставки" является общим. При этом в железнодорожном законодательстве при исчислении сроков доставки грузов в императивном порядке законодатель использует понятие "нормативный срок доставки", который определяется в п. 2.2 Правил N 245 исходя из норм суточного пробега. При этом представляется, что оба этих понятия имеют одно и то же смысловое значение. Следовательно, в действующее железнодорожное законодательство необходимо внести соответствующие изменения для унифицированного использования указанных выше терминов.
Понятия "срок транспортабельности", "предельный срок" и "срок годности" не имеют системного подхода в применении. Некоторые из этих понятий употребляются лишь при регулировании перевозок отдельными видами транспорта.
Понятия "срок транспортабельности", "предельный срок" употреблялись в Правилах перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 37 <16> (далее - Правила N 37), которые утратили свою силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 4 марта 2019 г. N 66. В Правилах N 37 было установлено, что срок транспортабельности и предельный срок не должны превышать срок доставки. В противном случае перевозчик вправе был отказать в приемке груза к перевозке (п. 1.11). При этом под сроком транспортабельности понимался максимально допустимый срок перевозки, устанавливаемый грузоотправителем в документации о качестве. Предельный срок доставки - это срок, в течение которого при соблюдении определенных условий транспортировки груз не утрачивает своих потребительских свойств. Эти сроки устанавливались по конкретному виду продукции в Приложениях к Правилам N 37. Следовательно, грузоотправитель должен был передать груз к погрузке таким образом, чтобы срок транспортабельности и предельный срок доставки не истекли.
--------------------------------
<16> СПС "КонсультантПлюс".

Новые Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов данные понятия в тексте не используют. Это было сделано в связи с изменившимся порядком перевозки железнодорожным транспортом скоропорта. Условия перевозки (транспортировки) должны теперь соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" <17>. Однако в этом акте анализируемые понятия также не содержатся.
--------------------------------
<17> Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" // СПС "КонсультантПлюс".

В законодательстве, посвященном автомобильным перевозкам, понятие "срок транспортабельности" вообще не используется, а понятие "предельный срок" употребляется лишь один раз - в п. 44 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства от 15 апреля 2011 г. N 272 <18>. Законодатель предусмотрел право грузоотправителя указать в сопроводительной ведомости рекомендуемый предельный срок перевозки грузов.
--------------------------------
<18> Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 N 272) // СПС "КонсультантПлюс".

В воздушном транспортном законодательстве не содержатся вышеуказанные понятия. Однако в п. 192 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 <19> (далее - Правила воздушной перевозки), законодатель хотя и не использует самого понятия "срок транспортабельности", но раскрывает его суть, указывая на то, что перевозчик вправе отказать в перевозке скоропортящегося груза, если он не может обеспечить доставку скоропортящегося груза в сроки, в течение которых груз не потеряет своих качеств.
--------------------------------
<19> Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утв. Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82) // СПС "КонсультантПлюс".

Исходя из вышеизложенного действующее транспортное законодательство оперирует понятиями "срок транспортабельности", "предельный срок". Однако они используются непоследовательно, что затрудняет применение названных норм на практике.
Наряду с вышеизложенными понятиями в п. 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов появилось понятие "срок годности", которое не используется ни в одном нормативном правовом акте, регулирующем транспортировку грузов. Теперь грузоотправитель обязан учитывать при выборе условий перевозки и срок годности груза. Думается, что данное понятие используется вместо понятия "срок транспортабельности".
Тем не менее, несмотря на изменившийся порядок перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом и исключение из текста Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов указанных выше понятий, в ст. 47 УЖТ РФ до сих пор остается указание на срок транспортабельности в отношении скоропортящихся грузов.
Приведенный выше анализ в отношении использования понятий в транспортном законодательстве свидетельствует о том, что необходим комплексный подход в развитии транспортного законодательства. Представляется целесообразным унифицировать те правила, которые применимы ко всем видам транспорта, и в том объеме, в каком это возможно (например, положения, связанные с размером ответственности перевозчика, использование терминов при исчислении сроков и т.д.). Такой комплексный подход позволит сделать транспортное законодательство более гармоничным, отвечающим мировым тенденциям развития правового регулирования различных отношений, в том числе и транспортных.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Терминологическая неопределенность в правовом регулировании договора перевозки грузов (Бажина М.А.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

подробнее>>

Права потребителей в сфере пассажирских авиаперелетов при отмене рейса в праве Европейского союза на примере дела C-12/11 - Denise McDonagh v. Ryanair Ltd (Петруня Ю.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2021

подробнее>>

Об отдельных проблемах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов легковым такси (Соколов Д.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2021

подробнее>>

Грузополучатель - третье лицо в договоре перевозки груза (Шматов М.А.)

Дата размещения статьи: 16.02.2021

подробнее>>

Ответственность перевозчика по законодательству Российской Федерации и Республики Словения: сравнительная характеристика (Бажина М.А., Туктамышев В.Д.)

Дата размещения статьи: 11.12.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.