Дата размещения статьи: 20.03.2021
Интеллектуальная собственность представляет собой институт, уникальным образом сочетающий в себе определенную совокупность частных и публичных интересов, соотношение которых различается в контексте отдельных аспектов системы создания, использования и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Ведущие специалисты в области интеллектуальной собственности справедливо отмечают, что сегодняшнее состояние в сфере государственного управления интеллектуальной собственностью определяет необходимость работы в двух направлениях:
- выработка единой государственной политики правового регулирования и стимулирования инновационного развития экономики России;
- корректировка административного механизма регулирования отношений в сфере создания и использования исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, обеспечивающего, с одной стороны, возможность баланса интересов государства, участников рыночных отношений и авторов, а с другой - не создающего дополнительных бюрократических трудностей для создания необходимых результатов интеллектуальной деятельности, их закрепления и эффективного использования [5, с. 9].
Наглядным отражением сложности обеспечиваемых институтом интеллектуальной собственности интересов выступает проблема параллельного импорта или исчерпания исключительных прав. Проблема эта в современной науке и правоприменительной практике не нова, ей присущи определенные всплески интереса и внимания, возникающие время от времени.
Исчерпание исключительных прав выступает одним из ограничений подобных прав. Теория исчерпания исключительных прав формируется еще в конце XIX столетия в Германии. Позже принцип исчерпания исключительных прав закрепляется в национальном законодательстве большинства стран мира, отражая в себе вариант решения вопросов имущественного оборота интеллектуальной собственности.
Несмотря на большое количество международных соглашений в области правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, выступающих в качестве стандартов подобной охраны и защиты, а также на их существенное влияние на национальную нормативную базу в этой сфере [3], вопросы исчерпания исключительных прав не были унифицированы на международном уровне. Согласно положениям статьи 6 Соглашения ТРИПС выбор принципа исчерпания исключительных прав оставлен на самостоятельное усмотрение каждого государства, что, по мнению ученых, ведет к отказу от равенства возможностей для отдельных стран и их групп (к примеру, ведущих технологических лидеров и развивающихся государств) в использовании преимуществ технологического обмена [7, с. 122].
В России значимую роль в исследование проблемы исчерпания прав внесли работы В.В. Пироговой [7, 8]. Автор, характеризуя роль Соглашения ТРИПС в регулировании торговли товарами, содержащими "интеллектуальную продукцию", признает его значение, но при этом констатирует "благородную, но формальную декларацию" применительно к положениям данного документа, регулирующим принцип исчерпания прав. Подобная ситуация обуславливает обращение экономически взаимодействующих государств к иным механизмам гармонизации принципа исчерпания исключительных прав, в большинстве случаев - к двусторонним торговым соглашениям. В.В. Пирогова в связи с этим обращает внимание на возникновение новой угрозы - неравенства сторон-участников межгосударственных торговых соглашений, которое способно привести к давлению экономически более сильной стороны на иную сторону в регламентации торговли товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Несмотря на множество публикаций по данной теме в течение последнего десятилетия, многие аспекты рассматриваемого механизма остаются за рамками научных исследований, а новые вызовы глобализации и экономической интеграции генерируют новые проблемные вопросы параллельного импорта.
Вариант закрепления и реализации принципа исключительных прав обуславливает решение вопроса легализации или запрета параллельного импорта. Под последним современные ученые понимают импорт оригинального товара, содержащего объект интеллектуальных прав, без разрешения правообладателя [4, с. 10]. Интерес к подобному импорту (ввозу на территорию страны или введению в национальный оборот) значительно вырос в связи с практикой таможенных органов по пресечению трансгранично перемещаемой контрафактной продукции и интерпретацией данной практики Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ [9]. После четкого разграничения административной и гражданско-правовой ответственности при ввозе (вводе в оборот на территории РФ) товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, практика таможенных и иных контролирующих органов меняется.
Другая волна интереса к проблеме параллельного импорта связана с образованием Таможенного, а позже Евразийского экономического союза и, соответственно, формированием единого экономического пространства на части постсоветской территории. Ученые рассматривают прежнюю проблему в контексте евразийской экономической интеграции, которая ставит на повестку дня такие ее аспекты, как соотношение различных принципов исчерпания прав в государствах - членах ЕАЭС, возможность его унификации, создание правового обеспечения существования единого товарного знака ЕАЭС [1, 2]. Безусловно, интеллектуальные права обеспечивают экономическое единение, дополняют его. Важным этапом в данном направлении стал Договор о Евразийском экономическом союзе, положения которого закрепили региональный принцип исчерпания исключительных прав в условиях ЕАЭС (пункт 16 Приложения N 26 к Договору о ЕАЭС <1>), который до этого регламентировался Соглашением "О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности" <2>. Следует обратить внимание на то, что региональный принцип исчерпания исключительных прав распространяется на товарные знаки как таковые и на товарные знаки ЕАЭС. По сути, введение возможности регистрации товарного знака ЕАЭС стало другим направлением решения рассматриваемой проблемы, которая заключается в поиске компромисса между территориальной ограниченностью исключительных прав и свободой в экономических отношениях (применительно к экономической интеграции - свободой движения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов). И закрепление регионального принципа исчерпания прав в рамках ЕАЭС, и введение единого товарного знака на территории ЕАЭС - все это в конечном итоге ведет к обеспечению свободы движения товаров, ее стимулированию на единой экономической территории, к балансу между интересами правообладателей, бизнеса, потребителей, государств, межгосударственного образования в целом.
--------------------------------
<1> Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70670880/ (дата обращения: 23.01.2021).
<2> Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности (Москва, 9 декабря 2010 г.) (не действует) [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12184873/ (дата обращения: 23.01.2021).
С момента установления регионального принципа исчерпания прав в ЕАЭС возникает вопрос о его соотношении с национальным принципом исчерпания, закрепленным в ГК РФ. Пока ведутся дискуссии о необходимости внесения изменений в ГК РФ в этой части [4], Конституционный Суд РФ констатирует современную ситуацию с правовой регламентацией принципа исчерпания прав как естественную, с правовой точки зрения допустимую и не противоречащую положениям Основного закона страны. Согласно позиции Конституционного Суда РФ статья 1487 ГК РФ как закрепляющая в рамках дискреции федерального законодателя национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак подлежит применению во взаимосвязи с международно-правовым регулированием принципа исчерпания прав, включая пункт 16 приложения N 26 к Договору о ЕАЭС, которым предусматривается исчерпание исключительного права на товарный знак правомерным введением в гражданский оборот товаров непосредственно правообладателем размещенного на них товарного знака или другими лицами с его согласия на территории любого из государств - членов ЕАЭС [10].
Позиция Конституционного Суда РФ обусловила новую волну внимания ученых и практиков к вопросам исчерпания прав. Речь идет об обосновании потенциальной возможности злоупотребления своими правами со стороны правообладателей. Подобная позиция была выражена в Постановлении Конституционного Суда от 13.02.2018 N 8-П по делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487, пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ [10]. Она заключалась не только в провозглашении отношения высшей судебной инстанции к параллельному импорту и установлении запрета на применение одинаковых санкций за параллельный импорт и реализацию контрафактной продукции. Признавая проблему исчерпания исключительных прав правообладателя в отношении товарного знака вопросом правового ограничения легальной монополии на использование исключительного права на товарный знак, суд признал потенциальную возможность правообладателя недобросовестно использовать исключительное право на товарный знак и ограничивать введение в оборот посредством ввоза на национальный рынок России товаров, обозначенных товарным знаком. Конституционный Суд РФ обратил внимание на опасность подобных действий в контексте санкционной политики, проводимой сегодня целым рядом государств применительно к России.
Конституционно-правовое истолкование оспариваемых норм ГК РФ судом заключалось в потенциальной возможности использования в случаях недобросовестного поведения правообладателя товарного знака совокупности гражданско-правовых способов противодействия злоупотреблению правом со стороны правообладателя. Исключительную значимость в связи с этим имеет установление Конституционным Судом РФ обязанности судов учитывать фактические обстоятельства каждого дела при решении вопроса о размере ответственности импортера, вводящего товар, обозначенный товарным знаком, в национальный оборот с учетом выделенных судом аспектов.
Таким образом, можно заметить, что на проблему исчерпания исключительных прав оказывает влияние множество факторов, связанных как с участием России в межгосударственных интеграционных процессах, так и с санкционным режимом, продолжающимся на протяжении последних нескольких лет и напрямую касающимся России, ее экономики и внешнеторгового потенциала.
Сегодня рассматриваемой проблеме присуща тенденция дифференциации товаров, выступающих предметом параллельного импорта. Так, ученые выделяют лекарственные средства как предмет параллельного импорта в контексте экономической интеграции [6], а также иные категории товаров. Кроме того, данные товары можно разделить в зависимости от страны (группы стран), в национальный оборот которой они вводятся. Существуют и другие критерии такого разделения.
Таким образом, можно предположить дальнейшее пристальное внимание ученых и практиков к проблемам параллельного импорта. Автор настоящей статьи полагает, что в условиях исчерпания традиционных ресурсов это внимание является закономерным, учитывая постоянный поиск новых конкурентных преимуществ, связанных с результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации.
Кроме того, интеграционные процессы, санкционный режим в международной торговле, кризисные явления в современной экономике усиливают значимость поиска оптимальной модели исчерпания исключительных прав, призванной найти компромисс между территориальной ограниченностью исключительных прав и обеспечением максимальной свободы взаимодействия экономических субъектов в современном мире.
Литература
1. Агамагомедова С.А. Проблема исчерпания прав в условиях формирования единого экономического пространства // Хозяйство и право. 2012. N 11 (430). С. 114 - 121.
2. Агамагомедова С.А. Проблемы "параллельного импорта" в правоприменительной практике таможенных органов Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. N 3 (27). С. 25 - 35.
3. Агамагомедова С.А. Взаимовлияние международного и национального права в сфере трансграничной защиты прав интеллектуальной собственности // Журнал российского права. 2013. N 12. С. 122 - 129.
4. Ляпцев С.А. Принцип исчерпания прав на товарный знак в условиях параллельного импорта: дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГАИС, 2019. 198 с.
5. Новоселова Л.А., Гринь О.С. Эффективность правовой охраны объектов интеллектуальных прав: административные барьеры // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. N 2. С. 4 - 25.
6. Нургалеев М.С., Петров Е.Н. Параллельный импорт лекарственных средств - особенности правового регулирования параллельного импорта в Европейском союзе // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. N 2-1. С. 279 - 286.
7. Пирогова В.В. Соглашение ТРИПС (ВТО): исчерпание прав и параллельный импорт // Государство и право. 2012. N 6. С. 119 - 122.
8. Пирогова В.В. Исчерпание исключительных прав и параллельный импорт. М.: Статут, 2008.
9. Постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 10458/08 по делу N А40-9281/08-145-128 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 5.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.02.2018 N 8-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ПАГ" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2018. N 3.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов).
Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.
Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.
Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.
Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Дата размещения статьи: 10.04.2021
Навигация