Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Проверки Росприроднадзора: новый Регламент (Рябинин В.В.)

Проверки Росприроднадзора: новый Регламент (Рябинин В.В.)

Дата размещения статьи: 13.08.2021

6 апреля 2021 года начал действовать Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 N 783 (далее - Административный регламент).
Об особенностях проведения проверок Росприроднадзором и поговорим.

Федеральный государственный экологический надзор

Согласно ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ. Порядок осуществления федерального государственного экологического надзора установлен Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре".
Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (Росприроднадзором).
Федеральный государственный экологический надзор производится при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании перечня таких объектов, установленного Минприроды.
Данный вид надзора осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок согласно ст. 9 - 13 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Предмет государственного контроля (надзора)

Предметом проверки Росприроднадзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В Административном регламенте под федеральным государственным экологическим надзором понимается осуществление Росприроднадзором следующих полномочий:
- государственный земельный надзор;
- государственный надзор в области обращения с отходами;
- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
- государственный надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой;
- государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
- государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
- государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
- государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
- федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на указанной категории земель;
- федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях особо охраняемых природных территорий;
- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Права и обязанности должностных лиц Росприроднадзора

Полномочия должностных лиц Росприроднадзора, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, достаточно широки.
Так, они вправе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или его территориального органа о назначении проверки посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования.
Кроме того, они вправе выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Также они вправе беспрепятственно получать доступ на земельные участки (при предъявлении соответствующих документов) и объекты хозяйственной деятельности, на которых имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в том числе проверять соблюдение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Аналогичные права даны инспекторам Росприроднадзора и в отношении водных объектов и водоохранных зон.
Инспекторы Росприроднадзора вправе проверять соблюдение лесного законодательства, законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также рыболовства и сохранения водных биоресурсов, включая законодательство в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Основные обязанности инспекторов Росприроднадзора можно обобщить следующим образом: соблюдать действующее законодательство и не превышать данные им полномочия.

Права и обязанности проверяемых лиц

Права и обязанности проверяемых лиц при проверках Росприроднадзора такие же, как и при других аналогичных проверках.
Они имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от Росприроднадзора информацию, которая относится к предмету проверки, знакомиться с материалами проверки и обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Росприроднадзора, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
К обязанностям проверяемых лиц относится представление запрашиваемых документов и обеспечение доступа проверяющих на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым грузам.

Срок проведения проверок

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В случае необходимости при проведении плановой проверки для получения документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов, микропредприятий - не более чем на 15 часов.
Срок проведения плановой и внеплановой проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
Сроки проведения проверок на отдельных территориях - в особых экономических зонах - определяются в соответствии с действующим законодательством.

Истребуемые документы

Административным регламентом установлены исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки, то есть которые контролеры из Росприроднадзора могут истребовать в ходе проверки.
В указанный перечень в том числе входят учредительные документы юридического лица и приказы о назначении, должностные инструкции работников, руководителей, ответственных за выполнение обязательных требований, а также перечни производственных объектов и техническая документация на оборудование и устройства, используемых проверяемым лицом, документы на право собственности на занимаемые проверяемым лицом помещения, здания, строения, сооружения, земельные участки.

Обратите внимание! При организации и проведении плановых и внеплановых проверок информация о них вносится Росприроднадзором в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415.

Приказ о проведении проверки

Проверка Росприроднадзора проводится на основании приказа о проведении проверки, в котором указываются все ключевые моменты: цели и предмет проверки и срок ее проведения, перечень контрольных мероприятий.

Плановые проверки

Основанием для проведения плановой проверки является ее включение в ежегодный план проведения плановых проверок Росприроднадзора.
О проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляются Росприроднадзором не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении проверки по почте, в электронной форме или иным доступным способом.
При проведении плановой проверки должностные лица Росприроднадзора обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов), утвержденные Приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 N 447 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)".

Ежегодный план проведения плановых проверок

Плановые проверки Росприроднадзора проводятся на основании ежегодного плана.
Проведение плановых проверок в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:
- категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;
- категории высокого риска - один раз в 2 года;
- категории значительного риска - один раз в 3 года;
- категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
- категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Сводный план проверок составляется в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и размещается на официальном сайте ведомства. Изменения в план проверок могут быть внесены в исключительных случаях.

Внеплановые проверки

Основание для проведения внеплановой проверки

Для проведения внеплановой проверки Росприроднадзором нужны веские основания, которыми могут стать:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
- информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- приказ (распоряжение) руководителя Росприроднадзора;
- поступление в Росприроднадзор заявления от юридического лица, индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий;
- выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства РФ.

Информирование проверяемого лица

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием для которой является угроза жизни и здоровью граждан, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется Росприроднадзором не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Внеплановая выездная проверка в случае причинения вреда жизни и здоровью гражданам и окружающей среде может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры и без согласования с органами прокуратуры.

Документарные проверки

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь изучаются документы юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Росприроднадзора.
В случае необходимости Росприроднадзор вправе направить в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу должна прилагаться заверенная печатью копия приказа о проведении проверки.
В течение 10 рабочих дней со дня получения данного запроса проверяемое лицо обязано направить в Росприроднадзор указанные в запросе документы.
Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица. Указанные документы можно представить в электронной форме, заверив усиленной квалифицированной электронной подписью.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Росприроднадзор установит признаки нарушения обязательных требований, то Росприроднадзор вправе провести выездную проверку.

Выездные проверки

Выездная проверка может проводиться по месту нахождения юридического лица (месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя) и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Процедура начала проведения выездной проверки обычная: она начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Росприроднадзора и обязательного ознакомления проверяемого лица с приказом о проведении проверки. Заверенные печатью копии приказа о проведении проверки вручаются под роспись проверяемому лицу.
В ходе выездной проверки должностные лица Росприроднадзора вправе применять фото- и (или) видеофиксацию, привлекать экспертов.
Если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным, то об этом составляется акт с указанием причин невозможности ее проведения. В течение 3 месяцев со дня составления такого акта Росприроднадзор вправе принять решение о проведении плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Оформление результатов проверок

По окончании проверки инспекторы Росприроднадзора могут оформить следующие документы:
- акт проверки;
- предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
- заключение органа федерального государственного экологического надзора;
- акт планового (рейдового) осмотра, обследования;
- акт административного обследования объектов земельных отношений;
- заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства РФ.

Акт проверки

По результатам проверки должностное лицо Росприроднадзора, осуществляющее проверку, составляет акт.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае невозможности вручения акта проверяемому лицу акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росприроднадзора. При этом акт может быть направлен в форме электронного документа при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме.
Если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, то акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения указанных мероприятий.
К акту проверки прилагаются документы, связанные с результатами проверки, в том числе протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов природной среды и объектов производственной среды, объяснения работников проверяемого лица, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (при наличии), заполненные проверочные листы (при проведении плановой проверки).

Заключение Росприроднадзора

Если по результатам проверки, проведенной на основании поступившего заявления о выдаче заключения, установлено, что строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществлены физическим лицом, юридическим лицом в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, а также документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе выполнены все мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренные проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы, то оформляется заключение Росприроднадзора, которое прилагается к акту проверки.
Заключение утверждается приказом руководителя (заместителя руководителя в соответствии с распределением полномочий) территориального органа Росприроднадзора, проводившего проверку. Один экземпляр заключения вручается (направляется) проверяемому лицу вместе с экземпляром акта проверки. Второй экземпляр заключения хранится в Росприроднадзоре.

Предписание Росприроднадзора

В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства должностные лица Росприроднадзора выдают предписание проверяемому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и принимают меры по надзору за устранением выявленных нарушений.
После истечения срока исполнения предписания (отдельных мероприятий, предусмотренных предписанием) либо при поступлении нового заявления от юридического лица, физического лица проводится внеплановая проверка.
В случае если по результатам такой проверки установлено, что ранее выявленные нарушения устранены, должностное лицо Росприроднадзора, проводившее проверку, готовит заключение, которое прилагается к акту проверки.
Если по результатам проверки установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены, то должностное лицо выдает физическому лицу, юридическому лицу новое предписание об устранении нарушений.
Выполнение (невыполнение) предписания подтверждается результатами внеплановой проверки. Проверка должна быть начата должностным лицом не позднее 15 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания (отдельных мероприятий, предусмотренных предписанием).

* * *

С 6 апреля 2021 года действует Административный регламент, в соответствии с которым проводятся проверки Росприроднадзором, который осуществляет федеральный государственный экологический надзор в РФ.
Проверки могут быть как плановые и внеплановые, так и документарные и выездные.
Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проверок, для проведения внеплановых проверок установлены конкретные основания.
Общий срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней, продление данного срока возможно в исключительных случаях.
По результатам проверки могут оформляться акт проверки, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, заключение и другие документы Росприроднадзора.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


12 августа 2021 г.
Проект Федерального закона № 1230880-7 "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"

Целью законопроекта является ликвидация основных правовых коллизий и препятствий для нормальной работы народных предприятий. Вносимые изменения должны устранить ряд правовых неточностей, уточнить ряд положений и норм данного закона, а также снять искусственные ограничения по созданию акционерных обществ работников (народных предприятий)




6 августа 2021 г.
Проект Федерального закона № 1227922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства РФ в области внеуличного транспорта. Предлагаемые законопроектом нормы об установлении перевозчиками нерегулируемых тарифов относятся к видам внеуличного транспорта, фактически не субсидируемых субъектами РФ (канатные дороги, фуникулеры) и не приведут к ухудшению уровня транспортного обслуживания или снижению ценовой доступности перевозок пассажиров и багажа метрополитеном.




28 июля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1223203-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект предусматривает создание публично-правовой компании "Фонд развития территорий" путем реорганизации Фонда ЖКХ и Фонда защиты прав дольщиков с одновременным сочетанием их слияния и преобразования Фонда ЖКХ. При этом Фонд развития территорий будет являться правопреемником указанных организаций и осуществлять функции, исполняемые в настоящее время Фондом ЖКХ и Фондом защиты прав дольщиков.




23 июля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1219898-7 "О внесении изменений в статьи 8 и 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

В частности, законопроектом предлагается внести изменения в ст. 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которыми предлагается сохранить существующий трехгодичный срок ограничения на получение поддержки при нарушении субъектами МСП порядка и условий оказания поддержки, связанных с нецелевым использованием средств поддержки или представлением недостоверных (ложных) сведений и документов.




19 июля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1217297-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции"

Целью законопроекта является установление в отношении должников-граждан запрета на наложение ареста и изъятие принадлежащего им  движимого имущества по 31 декабря 2022 года включительно. Его принятие позволит в условиях продолжения распространения новой коронавирусной инфекции поддержать должников-граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.



В центре внимания:


Доходы иностранных компаний: особенности применения преференций налоговыми агентами (Галочкина А.Б.)

Дата размещения статьи: 13.08.2021

подробнее>>

Проверки Росприроднадзора: новый Регламент (Рябинин В.В.)

Дата размещения статьи: 13.08.2021

подробнее>>

Перевод работника в связи с производственной необходимостью (Тишин А.П.)

Дата размещения статьи: 13.08.2021

подробнее>>

Контроль на короткой дистанции. Будущее проверок бизнеса в России (Жиркова А., Шестакова Е.)

Дата размещения статьи: 13.08.2021

подробнее>>

Если товар пропал по дороге. Отражение в учете покупателя возмещения, полученного от перевозчика (Бурсулая Т.)

Дата размещения статьи: 13.08.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.