Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц > Профессиональное преобразование. Налоговая и бухгалтерская отчетность при реорганизации компании (Фомина Л.)

Профессиональное преобразование. Налоговая и бухгалтерская отчетность при реорганизации компании (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 18.08.2021

Преобразование - одна из форм реорганизации компании. Хотя меняется при этом только ее организационно-правовая форма, но и это ставит перед бухгалтером ряд серьезных вопросов. Ему необходимо иметь правильное представление как в целом о процедуре реорганизации, так и о ее отдельных этапах. Надо знать, какие документы предстоит при этом подготовить. И нельзя забывать о спорных моментах, связанных с налогами и страховыми взносами. 

Реорганизация может проводиться в самых различных целях: для реструктуризации активов, в попытке установления новой более продуктивной структуры, ради избавления от непрофильных направлений бизнеса. И по целому ряду иных причин. Она может происходить в форме:

- слияния;

- присоединения;

- разделения;

- выделения;

- преобразования.

В последнем случае меняется лишь организационно-правовая форма компании. Например, общество с ограниченной ответственностью (ООО) становится акционерным обществом (АО). Или наоборот.

 

Гражданско-правовые отношения 

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года, при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходили права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. После 1 сентября 2014 года тот же пункт применяется в другой редакции: при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ "Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица" не применяются.

Таким образом, теперь, в отличие от других форм реорганизации, в случае преобразования нет перехода прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. В сущности они считаются правами и обязанностями одного и того же лица, поэтому кредиторы лишены предусмотренной ст. 60 ГК РФ возможности вовремя узнать о реорганизации должника в форме преобразования и потребовать досрочного исполнения обязательства.

Вопрос о реорганизации АО относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Закон об АО)). При преобразовании решение о реорганизации акционерного общества должно содержать:

- наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования;

- порядок и условия преобразования;

- порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива, в случае если осуществляется преобразование общества в ООО;

- указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов;

- указание об аудиторе юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования; иные данные, положения о реорганизации общества и другие (п. 3, п. 3.1 ст. 20 Закона об АО).

При преобразовании уставный капитал общества, созданного в результате преобразования, формируется за счет уставного (складочного) капитала (паевого фонда, уставного фонда) и (или) за счет иных собственных средств (в том числе за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и другого) юридического лица, реорганизованного путем такого преобразования. При этом он может быть больше или меньше уставного капитала указанного юрлица (п. 45.10, 45.11 Стандартов эмиссии ценных бумаг, утв. Положением Банка России от 19.12.2019 N 706-П).

Завершение реорганизации в форме преобразования предполагает государственную регистрацию вновь возникшего юридического лица и прекращение деятельности преобразованного юридического лица (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Исходя из этого специалисты Министерства финансов РФ в Письме от 20.11.2018 N 03-03-06/1/83586 пришли к выводу, что поскольку при преобразовании возникает новая организация, она для целей НК РФ будет являться новым налогоплательщиком. При преобразовании у организации меняется ИНН, что подтверждает ликвидацию одного лица и создание другого. При решении вопросов, прямо не урегулированных законодательством, этот факт будет трактоваться не в пользу налогоплательщика (например, при ответе на вопрос "Может ли правопреемник пользоваться льготами?").

Что происходит с работниками реорганизуемых организаций? Нередко они не замечают каких-либо изменений ни на рабочих местах, ни при взаимодействии с непосредственными руководителями. Исходя из ч. 5 ст. 75 ТК РФ реорганизация юридического лица не может быть основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Вместе с тем организация-правопреемник обязана отразить факт реорганизации юридического лица в трудовых книжках и личных карточках работников со ссылкой на решение собственников о ее проведении. Кроме того, необходимо заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками и указать в них изменение работодателя и других существенных условий, если таковые меняются. 

Примечание. 240 893 новых юридических лица были зарегистрированы в России в 2020 г. Это на 24,3% меньше, чем годом ранее.

 

Бухгалтерская отчетность при реорганизации в форме преобразования 

Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме преобразования изложены в Методических указаниях по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н. В частности, в п. 42, 43 документа было указано, что в случае преобразования нужно составлять заключительную и вступительную отчетность.

Однако в них не учтены изменения, внесенные в п. 5 ст. 58 ГК РФ с 1 сентября 2014 года. В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016), утвержденном Президиумом ВС РФ 19.10.2016, было обращено внимание на то, что при преобразовании закон не предусматривает обязательности составления передаточного акта, предусмотренного ст. 59 ГК РФ.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (Приложение к Письму от 28.12.2016 N 07-04-09/78875), не говоря этого прямо, Минфин России дал понять, что не подлежат применению п. 42, 43 Методических указаний. Министерство делает вывод о том, что при реорганизации в форме преобразования (смены организационно-правовой формы) отсутствует необходимость формирования преобразуемым лицом заключительной и вступительной бухгалтерской отчетности на дату преобразования. Отчетный период для целей составления бухгалтерской отчетности этого лица не прерывается, то есть длится с 1 января года, в котором произошло преобразование, по 31 декабря. Соответственно, в бухгалтерской отчетности за указанный отчетный год по каждому числовому показателю приводятся сравнительные данные за предшествующий отчетный период (периоды). В Письме от 09.06.2020 N 07-01-10/49520 Минфин России еще раз подтвердил эту позицию.

Приведенная выше позиция была изначально сформулирована Бухгалтерским методологическим центром (НРБУ "БМЦ") в Рекомендации Р-73/16-КпР "Отчетность при реорганизации в форме преобразования". В этом документе было обращено внимание, что при реорганизации в форме преобразования экономический субъект по существу не меняется: не выбывают активы и обязательства и не возникают новые, не прекращается деятельность субъекта. В связи с этим отсутствуют основания для изменения порядка бухгалтерского учета и осуществления каких-либо записей по счетам бухучета. Такая реорганизация не является фактом хозяйственной жизни, поскольку не оказывает влияния на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. При отсутствии же факта хозяйственной жизни нет предмета и для отражения в бухгалтерском учете. При преобразовании юридическое лицо получается путем преобразования ранее существовавшего, оно не является "возникшим". Это подтверждает и терминология, которую законодатель использует в ч. 5 ст. 58 ГК РФ.

Вывод такой: при составлении годовой бухгалтерской отчетности в соответствующих реквизитах будут указаны новый ИНН преобразованной организации, ее новая организационно-правовая форма. Показатели будут все такие, как будто ничего не случилось. Исключение - размер уставного капитала и операции по его изменению. Информацию о факте преобразования следует раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

 

НДФЛ и страховые взносы при преобразовании 

Бухгалтеру следует помнить, что при реорганизации в форме преобразования налоговый орган снимает организацию с учета на дату преобразования и вновь ставит ее на учет по новой организационно-правовой форме, ИНН организации изменится.

Минфин России, с одной стороны, с 2016 года утверждает, что в бухгалтерской отчетности ничего не меняется, а с другой - выражает противоположное мнение о налоговых последствиях реорганизации в форме преобразования, ссылаясь на то, что образуется новая организация.

В части налога на доходы физических лиц (НДФЛ) утверждается, что налоговым законодательством не предусмотрено правопреемство лиц в части предоставления вычетов по НДФЛ. Новая организация, образовавшаяся в результате реорганизации, не может предоставлять налоговые вычеты на основании уведомлений, выданных налоговыми органами в отношении ранее существовавшего работодателя - налогового агента. В Письме от 23.05.2018 N 03-04-06/34866 Минфин России разъяснил: после реорганизации работодателя-организации в форме преобразования работник для получения стандартного вычета должен подать новое заявление и повторно представить документы, подтверждающие право на вычет.

При реорганизации работодателя в форме преобразования нет фактических изменений штата работников, их должностных обязанностей, рабочих мест и иных условий трудовых договоров (за исключением наименования работодателя). Этим обусловлено желание работодателя продолжать считать базу для начисления страховых взносов с начала календарного года. Прежде всего оно возникает в ситуации, когда сумма выплат в пользу застрахованных лиц, начисленная с начала календарного года, превысила или должна превысить предельную величину базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Позиция Минфина России заключается в том, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов в форме преобразования возникает новая организация, которая при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников до реорганизации (Письма Минфина России 08.02.2021 N 03-15-06/7859, от 30.03.2020 N 03-15-06/24806, от 06.09.2018 N 03-15-07/63877, доведенное до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 19.09.2018 N БС-4-11/18298@). Минфин России отмечает, что база для исчисления страховых взносов не является предметом передачи правопреемнику прав и обязанностей согласно процедуре, предусмотренной п. 1 ст. 59 ГК РФ. Поэтому в базу включаются только выплаты работникам со дня государственной регистрации новой организации.

Суды высказывают на этот счет разные мнения.

Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 07.04.2021 N Ф09-1249/21 пришел к выводу, что при реорганизации в виде преобразования (изменение организационно-правовой формы) создается новая организация. В связи с этим база для расчета страховых взносов должна формироваться заново - со дня регистрации вновь образованной компании.

Но в большинстве случаев суды по этому вопросу придерживаются иной позиции. Арбитры считают, что созданная в результате преобразования организация вправе рассчитывать базу по страховым взносам с начала календарного года с учетом выплат, которые были произведены работникам правопредшественником. Эта позиция объясняется тем, что при реорганизации в форме преобразования трудовые отношения с работниками продолжают действовать (ст. 75 ТК РФ). При реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя (Определения Верховного Суда РФ от 23.08.2018 N 309-КГ18-12020, от 08.08.2016 N 303-КГ16-9237, от 26.05.2016 N 305-КГ16-4870, Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.05.2017 N Ф07-3902/2017, Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 N 02АП-3280/2018, от 14.05.2018 N 02АП-2690/2018, от 04.05.2018 N 02АП-2532/2018, Четырнадцатого ААС от 05.06.2018 N 14АП-3703/2018 и др. Хотя судебная практика основана на утратившем силу Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ, выводы арбитров актуальны, поскольку положения НК РФ в части формирования базы по страховым взносам аналогичны).

Но ФНС России считает иначе. Арбитражная практика, относящаяся к периоду действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", по мнению ФНС, не применяется к страховым взносам, предусмотренным гл. 34 НК РФ (Письма ФНС России от 14.09.2017 N БС-4-11/18312@, от 23.08.2017 N БС-4-11/16742@). Так что, если компания будет рассчитывать базу по страховым взносам с учетом выплат работникам до реорганизации, споров с налоговиками не избежать.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Реорганизация юридических лиц (Дворянкина Н.Р.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

подробнее>>

К проблеме конвергенции способов оспаривания реорганизации юридических лиц в законодательстве и судебно-арбитражной практике (Нуждин Т.А.)

Дата размещения статьи: 27.11.2021

подробнее>>

Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (Черепанова Ю.П.)

Дата размещения статьи: 22.11.2021

подробнее>>

Общество поглощения. Особенности отчетности при присоединении компаний (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 19.10.2021

подробнее>>

Правила разделения. Особенности отчетности компаний при реорганизации (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 23.08.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.