Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Тенденции развития современного российского законодательства в сфере иностранных инвестиций (Овсянникова М.В.)

Тенденции развития современного российского законодательства в сфере иностранных инвестиций (Овсянникова М.В.)

Дата размещения статьи: 24.12.2021

Введение

Начало третьего десятилетия XXI в. ознаменовалось новым мировым экономическим кризисом, вызванным пандемией COVID-19 и затронувшим все сферы жизни общества. Согласно докладу Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) глобальные потоки прямых иностранных инвестиций в первой половине 2020 г. снизились на 49% по сравнению с 2019 г. Число новых инвестиционных проектов снизилось на 37%, слияний и поглощений - на 15% <1>. Кризис также замедлил ход переговоров о заключении международных инвестиционных соглашений <2>.
--------------------------------
<1> Прямые иностранные инвестиции по всему миру сократились на 49 процентов // Новости ООН. 27.10.2020. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/10/1389172 (дата обращения: 24.11.2020).
<2> Доклад о мировых инвестициях - 2020: международное производство после пандемии / Организация Объединенных Наций, Женева, 2020 // URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2020_overview_ru.pdf (дата обращения: 24.11.2020).

Инвестиционная политика - важная составляющая мер реагирования на пандемию. Поэтому каждое государство, заинтересованное в привлечении иностранных капиталовложений в национальную экономику, стремится создать наиболее благоприятные условия для инвестиционной деятельности, формируя правовой режим, определяющий основу деятельности иностранных предпринимателей в условиях национальной экономики <3>.
--------------------------------
<3> Касаткина А.А. Иностранные инвестиции и способы привлечения их в российскую экономику // Законодательство и экономика. 2013. N 11. URL: https://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1833 (дата обращения: 22.11.2020).

Несмотря на то что в 2019 г. Россия заняла 9-е место в топ-10 самых привлекательных для иностранных инвесторов стран Европы <4>, за 9 месяцев с начала 2020 г. прямые иностранные инвестиции в российские компании сократились более чем в 5 раз - до 4,7 млрд долл. с 24,2 млрд долл. годом ранее. При этом по итогам III квартала 2020 г. объем прямых инвестиций нерезидентов в небанковский сектор РФ уменьшился в 2,8 раза - до 3,1 млрд долл. против 8,8 млрд долл. в июле - сентябре прошлого года <5>.
--------------------------------
<4> Несмотря на COVID-19, 99% проектов ПИИ в России будут реализованы // Ernst & Young Global Limited. 06.07.2020. URL: https://www.ey.com/ru_ru/news/2020/07/ey-european-attractiveness-survey-2019 (дата обращения: 22.11.2020).
<5> Прямые иностранные инвестиции в Россию упали более чем впятеро // Росбалт.ru. 09.10.2020. URL: https://www.rosbalt.ru/business/2020/10/09/1867487.html (дата обращения: 22.11.2020).

На 34-м заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, состоявшемся 19 октября 2020 г., было отмечено, что Правительство РФ постоянно работает над повышением инвестиционной привлекательности российской юрисдикции <6>. С учетом современного состояния инвестиционного климата России и борьбы с экономическим кризисом данные ориентиры представляются необходимыми.
--------------------------------
<6> Новости Правительства России. 19.10.2020. URL: http://government.ru/news/40643/ (дата обращения: 22.11.2020).

В связи с изложенным актуален анализ текущей инвестиционной политики Российской Федерации и изменений в российском инвестиционном законодательстве с начала 2020 г., в частности, с точки зрения соотношения частных и публичных интересов при осуществлении иностранных инвестиций в России.

Новый вид инвестиционного соглашения как юридический инструмент поддержки иностранных инвестиций

Сегодня существуют различные юридические инструменты привлечения внимания иностранных инвесторов к российской юрисдикции (заключение концессионных соглашений, соглашений о разделе продукции, создание свободных экономических зон и др.). При этом одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения стабильности инвестиционной деятельности являются соглашения с участием публично-правовых образований <7>.
--------------------------------
<7> Инвестиционное право: учебник / отв. ред. И.В. Ершова, А.Ю. Петраков. М.: Проспект, 2021. С. 126.

Весной 2020 г. в России появился новый вид инвестиционного соглашения - соглашение о защите и поощрении капиталовложений, введенный Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" <8> (далее - Закон о защите капиталовложений). Первоначальной причиной принятия данного Закона явилась необходимость сокращения разрыва в приросте инвестиций между Россией и странами, находящимися в активной стадии развития (в частности, Китаем, Индонезией, Индией) <9>. Однако впоследствии, полагаем, основной причиной нововведений стала борьба с последствиями пандемии, о чем свидетельствует ускоренное, на наш взгляд, принятие данного Закона: 18 марта 2020 г. законопроект был рассмотрен Государственной Думой РФ во втором чтении (первое чтение состоялось в декабре 2019 г.), а уже 1 апреля 2020 г. был подписан Президентом РФ, за две недели успев пройти третье чтение в Государственной Думе РФ, рассмотрение Советом Федерации РФ и Президентом РФ.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2020. N 14 (ч. I). Ст. 1999.
<9> Пояснительная записка к проекту федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации" (регистрационный N 828237-7. 02.11.2019) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/828237-7 (дата обращения: 22.11.2020).

Ключевой составляющей новой договорной формы привлечения и стимулирования инвестиций является применение в отношении организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты, стабилизационной оговорки. Указанный инструмент предполагает гарантию неизменности условий ведения деятельности на определенный срок, то есть неприменение актов (решений) органов власти РФ, ухудшающих условия ведения предпринимательской деятельности по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения. Гарантией стабилизационной оговорки является право инвестора на возмещение реального ущерба.
Данная правовая конструкция о неизменности обстоятельств известна еще со времен римского права (clausula rebus sic stantibus) и для российской правовой системы новой не является. В ряде правоотношений она выражается в неприменении к инвесторам изменений налогового законодательства, например к участникам специального инвестиционного контракта <10>, к инвесторам, осуществляющим инвестиционный проект в соответствии с Законом об инвестиционной деятельности <11>, в том числе приоритетный инвестиционный проект <12>. Имеются примеры более широкого применения стабилизационной оговорки: например, если принимаются нормативные правовые акты, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения о разделе продукции <13>, то в соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения правовых норм.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 41.
<11> Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
<12> Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
<13> Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.

Необходимо отметить, что Закон о защите капиталовложений ставит в зависимость срок стабилизации и число актов, которые могут стабилизироваться, от объема вложений. Например, акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин, подлежат стабилизации лишь при объеме капиталовложений не менее 10 млрд руб. Максимальный срок стабилизационной оговорки составляет 20 лет и применяется в случае, если капиталовложения в инвестиционный проект составили не менее 10 млрд руб. Полагаем, данная особенность призвана стимулировать инвестиции в российские инвестиционные проекты, что отражает публичную направленность инвестиционной политики на поддержку национальной экономики.
Соглашение заключается между публично-правовым образованием (оно не участвует в реализации инвестиционного проекта) и организацией, реализующей инвестиционный проект. Таким образом, инвесторы не являются напрямую стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений: они могут участвовать в соглашении только через участие в капитале российского юридического лица.
Закон о защите капиталовложений ограничил сферы российской экономики, деятельность в которых может быть предметом нового инвестиционного соглашения. Такими сферами не могут являться, в частности, игорный бизнес, производство табачных изделий, алкогольной продукции, оптовая и розничная торговля, строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), жилых домов и др. Полагаем, что данные сферы исключены из правового регулирования нового закона, так как их развитие происходит достаточно эффективно и не нуждается в дополнительном инвестиционном стимулировании.
Законом предусмотрены два способа заключения инвестиционного соглашения: в заявительном порядке и в конкурсном. Первый предусматривает направление в уполномоченные органы заявления о заключении соглашения на реализацию инвестиционного проекта, обладающего новизной, критерий которой определен Законом исходя из даты принятия решения об утверждении бюджета на капитальные расходы и подачи заявления о реализации такого проекта. Конкурсный порядок (публичная инициатива) предусматривает опубликование заявления о проведении конкурса на право заключения соглашения в отношении конкретного инвестиционного проекта. Его победителем признают компанию, которая предложит наилучшие условия его реализации. Таким образом, данное положение обеспечивает реализацию государственных интересов по привлечению инвестиций в требующие вложений сферы экономики и поддерживает частную инициативу.
Закон о защите капиталовложений трактует инвестиционный проект как комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов. В отличие от понятия, содержащегося в Законе об инвестиционной деятельности, где инвестиционный проект рассматривается как бизнес-план ("набор документов"), новый Закон ставит во главу угла не столько документально зафиксированные плановые действия, сколько фактически осуществляемые для реализации конечных целей. Подобное понимание инвестиционного проекта корреспондирует, например, понятию, закрепленному в Федеральном законе от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" <14>, где инвестиционный проект рассматривается как комплекс взаимоувязанных по срокам, участникам и ресурсам мероприятий, осуществляемых, как правило, с целью извлечения прибыли.
--------------------------------
<14> СЗ РФ. 2014. N 48. Ст. 6658.

Принципиальной особенностью конструкции нового соглашения является то, что его формат предусматривает возможность взаимодействия бизнеса и государства как равных субъектов гражданско-правовых отношений и позволяет сформировать прогнозируемые условия реализации инвестиционных проектов исходя из того, что достижение поставленных задач не может быть обеспечено исключительно за счет государственных ресурсов. Однако следует согласиться с позицией Г.Д. Отнюковой о том, что соглашение о защите и поощрении капиталовложений не приобретает характер гражданско-правового договора, но на возникающее на его основе правоотношение распространены нормы о гражданско-правовых обязательствах (нормы ГК РФ о принципе надлежащего исполнения обязательств, о гражданско-правовой ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, о порядке урегулирования разногласий при заключении договора и др.) <15>.
--------------------------------
<15> Отнюкова Г.Д. Правовые формы привлечения и поощрения инвестиций // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 7. С. 95.

В настоящее время в условиях развития информационных технологий и перехода к использованию цифровых технологий в экономике и государственном управлении возрастает значение информационных систем, включая государственные информационные системы <16>. В целях обеспечения информационной открытости инвестиционной деятельности такая система планируется и в сфере инвестирования: она будет содержать сведения об инвестиционных проектах, о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений.
--------------------------------
<16> Андреева Л.В. Правовой режим функционирования единой информационной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 8. С. 136.

К сожалению, Закон о защите капиталовложений так и не стал инвестиционным кодексом (это неформальное название успело войти в лексикон за период рассмотрения законопроекта). На финальном этапе из законопроекта были исключены положения о единых условиях стабилизации по концессионным соглашениям и соглашениям о государственно-частном партнерстве; требования к регулированию территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности и др., тем самым предмет регулирования нового Закона ограничился отношениями, возникающими в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Вместе с тем можно констатировать, что в российском законодательстве появился инструмент, который способен обеспечить неприменение новых нормативных правовых актов во многих сферах экономики, что отражает тенденцию обеспечения защиты инвесторов в избранных государством сферах. Представляется, что ориентация Закона о защите капиталовложений на защиту частных интересов инвесторов, в том числе иностранных, от возможного невыгодного для них изменения российского законодательства в конечном итоге призвана обеспечить публичные интересы России, а именно эффективное развитие экономики, приток в том числе иностранного капитала, что необходимо в условиях текущего кризиса.

Государственная политика в стратегических отраслях российской экономики: тенденции на обеспечение публичных интересов

Федеральным законом от 31.07.2020 N 255-ФЗ <17> внесены существенные коррективы в Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <18> в целях защиты публичных интересов России. Предыдущая редакция данного Закона, определяя наличие или отсутствие контроля иностранного инвестора над стратегическим обществом, исходила из концепции фактической возможности распоряжения инвестором имеющимися у него голосами, приходящимися на голосующие акции (доли) стратегического общества, а не из юридического факта собственности на них.
--------------------------------
<17> Федеральный закон от 31.07.2020 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" // СЗ РФ. 2020. N 31 (ч. I). Ст. 5014.
<18> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.

Так, ранее, если иностранный инвестор передал в залог (с передачей залогодержателю права распоряжения голосами) часть имеющихся у него акций, то на момент совершения сделки по приобретению дополнительных акций иностранный инвестор признавался владеющим лишь тем количеством акций, в отношении которых имел права распоряжения (то есть теми, которые не находились в залоге). Это позволяло обходить законодательное требование о необходимости согласования сделки Правительственной комиссией в случае, если по итогам сделки иностранный инвестор приобретет право собственности на контрольный пакет. Новая редакция Закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение..." ввела принцип определения имеющихся у иностранного инвестора долей в стратегическом обществе - исходя из права собственности на доли (акции) вне зависимости от передачи права распоряжения ими другому лицу.
Безусловно, принятый Закон ориентирован на защиту публичных интересов России и его едва ли можно рассматривать с точки зрения непосредственной реакции на пандемию. Вместе с тем представляется, что важность рассматриваемой корректировки в сегодняшних реалиях обусловлена необходимостью недопущения потери контроля государства над стратегическими отраслями в условиях оттока иностранных инвестиций <19>.
--------------------------------
<19> Иностранные инвестиции в Россию рухнули в 5 раз // Finanz.ru. 13.10.2020. URL: https://www.finanz.ru/novosti/valyuty/inostrannye-investicii-v-rossiyu-rukhnuli-v-5-raz-1029675947 (дата обращения: 24.11.2020).

Еще одним проявлением тенденции государственной политики, нацеленной на защиту публичных интересов, является законопроект, внесенный 30 октября 2020 г. в Государственную Думу РФ. Его целью является совершенствование порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, которые осуществляют виды деятельности, имеющие стратегическое значение, связанные с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и при этом указанные виды деятельности для них не являются основными. На практике к таким обществам относятся чаще всего мясокомбинаты, птицефабрики, племенные заводы, столовые, предприятия по производству парфюмерно-косметической продукции, а также оказывающие услуги по дезинфекции; предприятия стекольной, керамической, текстильной, металлургической, цементно-кирпичной и деревообрабатывающей промышленности, предприятия, осуществляющие деятельность по строительству или производству пластмасс, предприятия сельскохозяйственной отрасли и санаторно-курортные организации <20>. Законопроектом предлагается снять запрет на совершение сделок, влекущих установление контроля над такими обществами со стороны организации, находящейся под контролем иностранного государства: в отношении таких сделок будет требоваться предварительное согласование в соответствии с данным Законом. В условиях дефицита инвестиционных ресурсов во многих рассматриваемых сферах данный проект оценивается специалистами положительно <21>.
--------------------------------
<20> Пояснительная записка к проекту федерального закона N 1047035-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"...". 30.10.2020 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1047035-7 (дата обращения: 22.11.2020).
<21> Правительство России предлагает снять запрет на иностранные инвестиции в мясокомбинаты // Meatinfo.ru. 03.11.2020. URL: https://meatinfo.ru/news/pravitelstvo-rossii-predlagaet-snyat-zapret-na-414505 (дата обращения: 24.11.2020).

Законопроект предусматривает также расширение перечня обязательств при наличии соглашения, возлагаемых на иностранного инвестора в случае предварительного согласования сделки или установления контроля: например, обеспечение сохранения хозяйственным обществом (объектом сделки) объемов производства и поставок продукции (работ, услуг) на уровне не ниже предшествующего дате совершения сделки или установления контроля, внедрение на территории Российской Федерации инновационных технологий и др.
Полагаем, что данные обязательства направлены на стимулирование иностранных инвесторов к увеличению темпов производства продукции, на внедрение новых технических решений в российские компании. В случае заинтересованности иностранных инвесторов в контроле над обществами в новых отраслях промышленности это скажется на повышении привлекательности российских компаний как объектов вложения средств и отраслей российской промышленности в целом.

Упрощение юридической процедуры аккредитации иностранных филиалов и представительств как способ повышения инвестиционной привлекательности России

В августе 2020 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект об изменениях ст. 21 Закона об иностранных инвестициях <22>, который 18 ноября 2020 г. одобрен в первом чтении. Данный проект предусматривает совершенствование процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Так, предлагается сократить общий срок аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица с 25 до 15 рабочих дней, а также ввести процедуру приостановления аккредитации вместо отказа в аккредитации в случае непредставления либо представления не по утвержденным формам необходимых для аккредитации документов.
--------------------------------
<22> Проект федерального закона N 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (о совершенствовании процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц)". 25.08.2020 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1013075-7 (дата обращения: 25.11.2020).

Подобные нововведения, хотя и касаются иностранного юридического лица, затрагивают права иностранных инвесторов, так как главным образом ими формируется капитал такого лица и они заинтересованы в расширении территории деятельности своей компании в целях получения большей прибыли. Публичная составляющая законопроекта заключается в том, что предлагается ввести ограничения на назначение руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юридических лиц с признаками фиктивной деятельности, а также установить запрет на аккредитацию нового филиала или представительства иностранному юридическому лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой Российской Федерации.
Таким образом, предполагается, что ликвидация бюрократических сложностей, связанных с аккредитацией, повысит привлекательность российской юрисдикции для иностранных компаний (и тем самым для иностранных инвесторов), заинтересованных в деятельности на территории РФ и выполняющих требования бюджетного законодательства.

Упрощение ряда миграционных процедур как стимул к деятельности иностранных инвесторов на территории России

Политика привлечения иностранных инвесторов не всегда проводится в плоскости предпринимательского законодательства: зачастую весомую роль играют предложения принимающего государства, касающиеся социальных бонусов. В рассматриваемом случае речь идет об упрощении миграционной процедуры, позволяющей иностранцу проживать в нашей стране или въезжать на ее территорию с бизнес-визитами.
Так, законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вынесенным на общественное обсуждение 30 апреля 2020 г., предлагается предоставить иностранному гражданину, осуществившему инвестиции в Российской Федерации согласно критериям, установленным Правительством РФ, возможность получить вид на жительство в упрощенном порядке, минуя стадию получения разрешения на временное проживание. Как следует из Пояснительной записки, необходимость нового порядка объясняется усилением конкурентной борьбы с развитыми зарубежными странами за инвесторов, предпринимателей, специалистов высокой квалификации, способствующих ускоренному технологическому обновлению и развитию российской экономики, созданию высокопроизводительных рабочих мест с достойной заработной платой <23>.
--------------------------------
<23> Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления упрощенного порядка выдачи иностранным инвесторам вида на жительство в Российской Федерации". 19.11.2020 // URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch# (дата обращения: 22.11.2020).

Вместе с тем уже подготовлен и 29 мая 2020 г. вынесен на общественное обсуждение проект постановления Правительства РФ "Об утверждении критериев отнесения иностранного гражданина к категории инвесторов для целей получения вида на жительство в Российской Федерации" <24>. В настоящее время проект также проходит независимую антикоррупционную экспертизу. В текущей редакции проект постановления Правительства РФ связывает право иностранного инвестора на получение вида на жительство с суммой инвестиций, намерением осуществлять в России предпринимательскую деятельность, а также с требованиями к сумме налогов, отчисляемых в российский бюджет, и к числу трудоустроенных российских граждан.
--------------------------------
<24> Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении критериев отнесения иностранного гражданина к категории инвесторов для целей получения вида на жительство в Российской Федерации". 29.05.2020 // URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch# (дата обращения: 22.11.2020).

Скорость законодательной и проектной инициативы свидетельствует об острой необходимости и о намерении российского правительства привлечь иностранных инвесторов и предпринимателей для целей ведения их бизнеса в нашей стране на постоянной основе.
В качестве еще одного способа привлечения иностранных инвесторов можно рассматривать вводимый с 2021 г. режим электронной визы на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 305-ФЗ <25>, проект которого был внесен в Государственную Думу РФ 21 апреля 2020 г. В рамках обсуждения проекта отмечалось, что эта законодательная инициатива особенно важна и своевременна в условиях снятия ограничений после пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, а распространение практики выдачи таких виз будет способствовать развитию экономики и улучшению инвестиционного климата Российской Федерации в целом <26>.
--------------------------------
<25> Федеральный закон от 31.07.2020 N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 31 (ч. I). Ст. 5064.
<26> Заключение Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока - приложение к решению Комитета от 10.06.2020 N 106п 16.06.2020 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/945923-7 (дата обращения: 22.11.2020).

Единая электронная виза в форме электронного документа дает право на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в течение 16 суток в определенных целях, к которым относятся, в частности, деловые визиты и экономические мероприятия. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 N 1793 <27> утвержден порядок оформления единых электронных виз. Необходимо отметить, что с 2017 г. действует система выдачи электронных виз иностранным гражданам для посещения Дальнего Востока: такой въезд возможен через пункты пропуска, расположенные на территории свободного порта Владивосток, и аэропорты, расположенные в Дальневосточном федеральном округе. За первый год упрощенным визовым режимом воспользовались более 16 тыс. иностранных граждан из 14 стран. В 2019 г. за весь период действия данного режима количество посетителей Дальнего Востока по электронным визам составило более 100 тыс. чел. <28>.
--------------------------------
<27> Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1793 "О порядке оформления единых электронных виз и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // Документ не был официально опубликован по состоянию на 25.11.2020. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011110007 (дата обращения: 25.11.2020).
<28> Заключение Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока - приложение к решению Комитета от 10.06.2020 N 106/1 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/945923-7 (дата обращения: 22.11.2020).

Представленная статистика показывает заинтересованность иностранных граждан во въезде на территорию дальневосточного региона нашей страны, следовательно, велика вероятность, что распространение данной системы на всю территорию РФ повысит привлекательность российской юрисдикции, в том числе для иностранных инвесторов, у которых необходимость личного присутствия при ведении переговоров и оформлении сделок, связанных с инвестиционным проектом, зачастую достаточно высока.

Вывод

Российская инвестиционная политика характеризуется ярко выраженной направленностью на создание благоприятных условий для вложения инвестиций частными инвесторами на территории Российской Федерации. Стремительные темпы формирования правовой основы для системной и комплексной работы по поддержке инвестиций частных инвесторов обусловливаются текущим экономическим кризисом, вызванным пандемией COVID-19, и одновременно направлены на обеспечение публичных задач: поддержку экономики и недопущение социальной нестабильности. Таким образом, частные интересы иностранных инвесторов и публичные интересы государства находятся в тесной взаимосвязи, и современная позиция российского правительства отражает позитивную тенденцию по обеспечению их баланса.

Библиография

1. Андреева Л.В. Правовой режим функционирования единой информационной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 8. С. 136 - 145.
2. Инвестиционное право: учебник / отв. ред. И.В. Ершова, А.Ю. Петраков. М.: Проспект, 2021. 304 с.
3. Касаткина А.А. Иностранные инвестиции и способы привлечения их в российскую экономику // Законодательство и экономика. 2013. N 11. URL: https://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1833 (дата обращения: 22.11.2020).
4. Нигматулин Р.И., Нигматулин Б.И. Пандемия. Мировой кризис. Экономическое состояние России. 2020. 12 с. URL: http://www.ievbras.ru/download/other/22042020.pdf (дата обращения: 22.11.2020).
5. Отнюкова Г.Д. Правовые формы привлечения и поощрения инвестиций // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 7. С. 90 - 97.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Тенденции развития современного российского законодательства в сфере иностранных инвестиций (Овсянникова М.В.)

Дата размещения статьи: 24.12.2021

подробнее>>

Публично-правовое и частноправовое регулирование деятельности оператора инвестиционной платформы (Кванина В.В., Спиридонова А.В.)

Дата размещения статьи: 19.11.2021

подробнее>>

Инвестиционный контракт: понятие и место в системе договорного права (Лебедев К.К.)

Дата размещения статьи: 13.10.2021

подробнее>>

Инвестиционный законопроект. Новые инструменты стимулирования капиталовложений (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 20.08.2021

подробнее>>

Проблемы кодификации инвестиционного законодательства: финансово-правовой аспект (Акопян О.А.)

Дата размещения статьи: 05.08.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.