Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Перекладные и накладные. Формы первичных учетных документов при перевозке (Семенихин В.)

Перекладные и накладные. Формы первичных учетных документов при перевозке (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 24.12.2021

Экономические субъекты, на которых возложена обязанность ведения бухгалтерского учета, в большинстве случаев свободны в выборе форм документов для подтверждения фактов хозяйственной жизни. Законодательно установлены лишь обязательные реквизиты, которые должен содержать первичный учетный документ. Но можно ли обойтись при перевозке без унифицированных форм документов?

 

На протяжении долгих лет все хозяйственные операции должны были оформляться первичными документами двух типов: унифицированными, формы и порядок заполнения которых были утверждены постановлениями Госкомстата России, и самостоятельно разработанными, применяемыми в случаях, когда унифицированного документа для какой-либо операции не было. Мало того, при наличии унифицированной формы организация не вправе была использовать самостоятельно разработанную.

Но с момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ситуация изменилась, поскольку он не содержит требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации. Формы таких документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Так что с 01.01.2013 применение унифицированных форм первичной учетной документации стало делом добровольным.

 

Справка. Почему многие предпочитают унифицированные формы

Как показывает практика, несмотря на возможность использовать самостоятельно разработанные формы первичных документов, когда это допустимо, фирмы и коммерсанты продолжают подтверждать факты хозяйственной жизни первичными документами, составленными по унифицированным формам, утверждая их применение в порядке, установленном Законом N 402-ФЗ, и тому есть несколько причин. Во-первых, разработка собственных форм документов - процесс трудоемкий, а во-вторых, подавляющее большинство экономических субъектов осуществляют ведение бухгалтерского и налогового учета с применением разнообразных программных продуктов, где в качестве первичных документов "зашиты", как правило, всем известные и привычные унифицированные формы, разработанные Госкомстатом России.

 

Но согласно Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязательными к применению остаются формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии (и на основании) с другими федеральными законами (например, кассовые документы).

Таким документом, продолжающим оставаться обязательным к применению, является и транспортная накладная, форма которой с 01.01.2021 установлена в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200. Названные Правила утверждены на основании ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

 

Транспортная и товарно-транспортная накладные

 

Помимо этого, существует еще одна унифицированная форма документа, оформляемая на перевозку грузов, а именно товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин, механизмов, работ в автомобильном транспорте".

Если по условиям договора купли-продажи товар доставляется на склад покупателя автомобильным транспортом, то, помимо накладной N ТОРГ-12 или универсального передаточного документа (УПД), объединяющего в себе информацию документа передачи материальных ценностей с информацией счетов-фактур, выставляемых плательщиками НДС при продаже товаров, продавцом зачастую оформляется еще и товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т (ТТН). Этот документ при автоперевозках оформляется независимо от того, кто доставляет товар - сам покупатель, продавец или специализированный перевозчик, привлекаемый для этих целей любой из сторон договора купли-продажи.

Отметим, что упоминание о ТТН содержит также п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5. В нем сказано, что движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, ТТН, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой).

В то же время согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Положение о том, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составляемой по общему правилу грузоотправителем, содержит и ст. 8 Устава, где в п. 2 уточнено, что форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

 

Справка. Кто выступает грузоотправителем

Грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (п. 4 ст. 2 Устава). Иными словами, грузоотправителем может являться как поставщик товаров, так и их покупатель, лица, уполномоченные продавцом и покупателем, а также экспедитор.

В Письме УФНС России по городу Москве от 11.08.2011 N 16-15/079006@ разъяснено, что при самовывозе товаров посредством специализированного перевозчика, когда право собственности на товар переходит к покупателю на складе поставщика, грузоотправителем выступает покупатель, который и должен оформлять транспортную накладную.

Если товар доставляется на склад покупателя силами поставщика, он на отпускаемый товар также оформляет товарную накладную формы N ТОРГ-12 и выставляет счет-фактуру или же вместо двух указанных документов выписывает УПД. В случае если товар доставляется собственным транспортом поставщика, а стоимость доставки входит в цену товара, транспортная накладная поставщиком не оформляется. Если в договоре на продажу товара стоимость перевозки выделена отдельно, то продавец, выступающий грузоотправителем даже в условиях собственного транспорта, обязан ее выписать.

 

Форма транспортной накладной на перевозку грузов автотранспортом, как уже было сказано выше, установлена Приложением N 4 к Правилам N 2200. Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ и п. 1 ст. 8 Устава заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным.

В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами, на что указано в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции".

 

Какую накладную оформлять

 

Поскольку форма ТТН не является обязательной к применению, но не отменена, возникает вопрос, какой документ следует оформлять при доставке товаров автомобильным транспортом. Один из ответов на него есть в Письме ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@ "По вопросу документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом". В нем разъясняется, что НК РФ для подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов организации на перевозку грузов, в том числе автомобильным транспортом, не устанавливает обязанности наличия обоих документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ.

В связи с этим документом, подтверждающим в целях исчисления налога на прибыль факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом, может быть любой из двух вышеназванных, оформленный в соответствии с законодательством РФ. На основании изложенного сотрудники ФНС России сделали вывод, что в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточным является наличие надлежащим образом оформленного любого документа: либо транспортной накладной, либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.

Между тем в 2013 году Минфин России в Письме от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014 по данному вопросу высказался иначе. Он отдал предпочтение форме транспортной накладной, исходя, видимо, из обязательности применения.

В Письме Минфина России от 15.10.2018 N 03-03-06/1/73696 указано, что для целей учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль в силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, - убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком).

Для целей налогообложения прибыли подтверждением произведенных налогоплательщиком затрат по договору перевозки груза будут являться любые документы, оформленные в соответствии с требованиями ГК РФ к такому договору и отраслевым законодательством, при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ. Следовательно, в случае заключения договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза осуществляется на основании транспортной накладной.

О том, что транспортная накладная является частью документов договора перевозки грузов в целях подтверждения расходов в рамках гл. 25 НК РФ, сказано и в Письме ФНС России от 02.07.2019 N СД-4-3/12855@.

 

Накладная и НДС

 

Долгое время ТТН, оформляемая при перевозках товаров автотранспортом, была еще и предметом споров между организациями-покупателями и налоговиками в части НДС. Обнаруживая при проверках, что товар доставлялся автотранспортом, а ТТН у налогоплательщика не было (присутствовала только накладная формы N ТОРГ-12), проверяющие квалифицировали этот факт как отсутствие оснований для принятия товаров на учет и, соответственно, отказывали в применении вычета по НДС налогоплательщику-покупателю. Это вело к пересчету налогов и привлечению к налоговой ответственности. Многие соглашались с налоговиками, но те, кто был не согласен, обращались в суды. И подавляющее их число не поддерживали налоговиков.

Об этом свидетельствует, например, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10 по делу N А63-10110/2009-С4-9. В нем судом прямо отмечено, что отсутствие ТТН не может служить основанием для отказа в применении налогового вычета по НДС, так как организация не выступала заказчиком по договору перевозки.

Это Постановление включено в Обзор постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам (п. 33), разосланный Письмом ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ налоговым органам для использования в текущей работе. Аналогичные решения принимали и региональные суды. Об этом, в частности, свидетельствуют Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.02.2012 по делу N А27-7994/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2012 по делу N А32-7564/2011, ФАС Московского округа от 10.11.2011 по делу N А40-6509/11-140-25, ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2010 N Ф03-4264/2010 по делу N А73-13801/2009.

Но иногда судьи принимали и сторону налоговиков, что подтверждают, например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 по делу N А19-29237/09, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.08.2010 по делу N А32-18483/2009. По мнению автора, такой подход не вполне обоснован. Как уже было отмечено, унифицированная форма товарно-транспортной накладной N 1-Т утверждена Постановлением N 78, которым также утверждены и указания по применению и заполнению ТТН, где указано, что эта форма предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. О том, что ТТН служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, говорили и сами налоговики в Письме ФНС России от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195.

Наличие ТТН у заказчика транспортных услуг необходимо лишь для подтверждения факта перевозки груза, а не для принятия товаров к учету. Поэтому при наличии у покупателя, не являющегося заказчиком по договору перевозки, накладной N ТОРГ-12 он вправе воспользоваться вычетом по НДС и без ТТН. Аналогичный вывод содержат Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2013 по делу N А27-12399/2012, ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 по делу N А55-16315/2012.

 

ТТН и ТОРГ-12

 

Поскольку в ТТН информация товарного раздела практически дублирует данные товарной накладной N ТОРГ-12, то, по мнению некоторых специалистов, в условиях оформления ТТН продавец может обойтись даже без оформления ТОРГ-12. С такой точкой зрения соглашался и Минфин России, о чем свидетельствует Письмо от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42.

По мнению автора, это неверно, ведь цели оформления указанных документов совершенно разные: товарная накладная N ТОРГ-12 применяется для оформления продажи (отпуска) товаров покупателю, а ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Поэтому в любом случае при доставке товаров автотранспортом нужно было оформлять два документа одновременно.

Но сегодня такие споры - это уже история, так как в условиях применения транспортной накладной информация о товаре содержится исключительно в товарной накладной N ТОРГ-12.

При отпуске товара со склада поставщика на условиях самовывоза транспортом покупателя продавец обязан выписать покупателю лишь ТОРГ-12 и выставить счет-фактуру или же вместо двух этих документов выписать УПД. Если товар вывозится покупателем собственным транспортом, то транспортная накладная не оформляется, а документом, подтверждающим факт перевозки груза, является путевой лист. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123.

Если же для доставки груза покупатель привлекает перевозчика, то он самостоятельно оформит транспортную накладную. В п. 2 ст. 8 Устава сказано, что транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем, аналогичная норма продублирована и в п. 7 Правил N 2200.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.