Дата размещения статьи: 12.01.2022
Введение. Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 171-ФЗ были введены в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК) два новых процессуальных средства защиты лиц, в отношении которых приняты меры ограничительного характера:
- признание по делам с их участием исключительной компетенции арбитражных судов Российской Федерации по основаниям ст. 248.1 АПК;
- право обратиться за судебным запретом в отношении иностранных лиц инициировать или продолжить разбирательство по спорам с их участием в связи с действием мер ограничительного характера (ст. 248.2 АПК).
Включение в АПК двух новых статей преследовало несколько целей. Прежде всего это расширение возможности правовой защиты российских юридических и физических лиц, ставших объектом мер ограничительного характера со стороны иностранных государств, государственных объединений и (или) союзов и (или) государственных (межгосударственных) учреждений иностранного государства или государственного объединения и (или) союза. Кроме того, были определены условия, при которых действуют правила исключительной компетенции арбитражных судов Российской Федерации по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера (ст. 248.1 АПК), либо допустимо применение арбитражным судом Российской Федерации запрета инициировать или продолжать разбирательство по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера (ст. 248.2 АПК). Одновременно были предусмотрены санкции, которые должны обеспечить обязательность и принудительную исполнимость действия мер, предусмотренных таким запретом.
Следует иметь в виду различие между указанными новыми средствами правовой защиты лиц, в отношении которых приняты меры ограничительного характера. В статье 248.1 АПК установлены правила исключительной компетенции российских арбитражных судов, в то время как в ст. 248.2 АПК взята за основу известная норма английского права (anti-suit injunction), которая представляет собой запрет ответчику, на которого распространяется юрисдикция английского суда, начинать или продолжать судебное разбирательство в иностранном государстве или участвовать в арбитраже <1>.
--------------------------------
<1> См.: Raphael T. The Anti-Suit Injunction. Oxford Private International Law Series. Oxford University Press. 2008; Эндрюс Н. Система гражданского процесса Англии: судебное разбирательство, медиация и арбитраж. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 434; Ходыкин Р.М. Антиисковые обеспечительные меры в цивилистическом процессе и международном арбитраже // Вопросы международного частного, сравнительного и гражданского права, международного коммерческого арбитража: LIBER AMICORUM в честь А.А. Костина, О.Н. Зименковой, Н.Г. Елисеева. М.: Статут, 2013. С. 274 - 296; Ярков В.В. Применение антиисковых обеспечительных мер российскими судами: почему бы и нет? // Закон. 2014. N 8. С. 84 - 92.
Судебная практика применения данных норм незначительна, и она ставит много интересных вопросов.
Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера (ст. 248.1 АПК).
Полагаем, что для применения данной нормы необходимо одновременное соблюдение трех условий, поскольку речь идет об исключительной компетенции арбитражного суда Российской Федерации: во-первых, предметный критерий - наличие спора, соответствующего критериям ст. 248.1 АПК, во-вторых, субъектный критерий - состав участников спора в соответствии с данной статьей, поскольку правила исключительной компетенции распространяются на лиц, в отношении которых применены ограничительные меры <2>, независимо от их статуса <3>, в-третьих, отсутствие иного установленного международным договором или соглашением сторон порядка разрешения спора в иностранном суде или арбитраже.
--------------------------------
<2> См.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 июля 2020 г. по делу N А40-107039/19.
<3> См.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2021 г. N Ф05-541/2021 по делу N А40-201344/2020.
Правила исключительной компетенции ст. 248.1 АПК не распространяются на российских лиц, в отношении которых действует международный договор, определивший иначе компетентный орган для разрешения спора с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера, либо если российские лица заключили соглашение, в котором определен иностранный суд, международный коммерческий арбитраж, находящийся за пределами территории Российской Федерации, для рассмотрения споров с их участием.
Запрет инициировать или продолжать разбирательство по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера (ст. 248.2 АПК). Такой запрет направлен на защиту интересов российской стороны, которая, во-первых, уже стала стороной судебного процесса или арбитража за пределами Российской Федерации или, во-вторых, в ее отношении может быть инициировано судебное или арбитражное разбирательство, в-третьих, такое разбирательство (инициированное или возможное потенциально) предполагает участие российского лица, в отношении которого введены меры ограничительного характера.
Можно выделить следующие условия применения данной нормы:
Во-первых, наличие мер ограничительного характера со стороны иностранного государства и других лиц, указанных в ст. 248.2 АПК, в отношении российского лица-заявителя. Во-вторых, факты, подтверждающие исключительную компетенцию арбитражного суда по критериям ст. 248.1 АПК. В-третьих, наличие арбитражного или пророгационного соглашения о рассмотрении возникших или могущих возникнуть споров в иностранном суде или арбитраже. В-четвертых, необходимы доказательства, подтверждающие намерение инициировать разбирательство в иностранном суде или арбитраже, либо факт начала разбирательства за рубежом, в том числе претензии, требования, иски и иные документы (п. 1 ч. 4 ст. 248.2 АПК).
Факультативно, но не обязательно могут быть приведены обстоятельства (при их наличии), подтверждающие, что соглашение сторон, в соответствии с которым рассмотрение спора с их участием отнесено к компетенции иностранного суда или арбитража, не может быть исполнено стороной спора, т.е. заявителем (п. 4 ч. 2 ст. 248.2 АПК) <4>. Здесь проявляется отличие правил исключительной компетенции ст. 248.1 АПК и антиискового запрета по ст. 248.2 АПК.
--------------------------------
<4> См. иное толкование: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 309-ЭС21-6955(1,2,3) по делу N А60-36897/2020.
Полагаем, судебная практика позволит разрешить целый ряд спорных вопросов применения новых процессуальных средств защиты.
Литература
1. Ходыкин Р.М. Антиисковые обеспечительные меры в цивилистическом процессе и международном арбитраже / Р.М. Ходыкин // Вопросы международного частного, сравнительного и гражданского права, международного коммерческого арбитража: LIBER AMICORUM в честь А.А. Костина, О.Н. Зименковой, Н.Г. Елисеева / Составители и научные редакторы: С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова, А.И. Муранов, Е.В. Вершинина. Москва: Статут, 2013. 382 с.
2. Эндрюс Н. Система гражданского процесса Англии: судебное разбирательство, медиация и арбитраж / Н. Эндрюс; Перевод с английского М.Ю. Маслова; Под редакцией Р.М. Ходыкина. Москва: Инфотропик Медиа; Берлин: [б. и.], 2012. 498 с.
3. Ярков В.В. Применение антиисковых обеспечительных мер российскими судами: почему бы и нет? / В.В. Ярков // Закон. 2014. N 8. С. 84 - 92.
4. Raphael T. The Anti-Suit Injunction. Oxford Private International Law Series / T. Raphael. Oxford University Press, 2008. 560 p.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация