Дата размещения новости: 26 ноября 2020 г.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования правового регулирования отношений в области прекращения и восстановления права пользования участками недр" внесен в Государственную Думу Правительством РФ.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, он направлен на обеспечение стабильности функционирования государственной системы лицензирования пользования недрами, а также формирование единообразной правоприменительной практики.
В судебной практике имеют место случаи обжалования решений органов, выдавших лицензии на пользование недрами, о досрочном прекращении права пользования недрами (с 2018 года 64 судебных дел), а также об отказах во внесении изменений в такие лицензии, в части продления срока их действия (с 2018 года 16 судебных дел).
В ряде случаев арбитражные суды расширительно толкуют положения части седьмой статьи 21 Закона Российской Федерации "О недрах", предусматривающей восстановление лицензий, по которым право пользования недрами приостановлено или ограничено, и распространяют действие указанной нормы на случаи прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного.
Такой подход к толкованию указанной нормы закона делает фактически невозможным повторное лицензирование объектов, по которым ранее право пользования недрами было прекращено, поскольку действие лицензий в любой момент может быть восстановлено.
Кроме того, это делает невозможным осуществление аукционных (конкурсных) процедур в отношении участков недр, право пользования по которым прекращено, они не могут быть предоставлены недропользователям и вовлечены в процесс недропользования в Российской Федерации, в связи с чем происходит выпадение доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации в виде разовых платежей за пользование недрами.
Законопроектом предусматривается установить запрет на восстановление:
При этом устанавливается единственное обстоятельство, при наличии которого возможно восстановление лицензии на пользование недрами, - в случае признания решения о прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, незаконным.
Кроме того, в законопроекте предусмотрено положение, что при прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, права и обязанности пользователя недр прекращаются со дня внесения записи о прекращении права пользования недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами (за исключением обязанностей по проведению работ по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и рекультивации земель, а также по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на горных выработках и иных сооружениях, связанных с пользованием недрами, и на прилегающих к ним территориях в соответствии с законодательством о создании и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей).
В целях исключения возникновения ситуаций, при которых право пользования участком недр прекращено (в том числе досрочно), участок недр предоставлен другому пользователю недр, при этом первоначальный пользователь недр в судебном порядке обжаловал решение о прекращении права пользования участком недр и судом принято положительное решение по данному вопросу, в законопроекте предусмотрена норма, согласно которой, если право пользования недрами было прекращено (в том числе досрочно), лицензирование указанного участка недр допускается не ранее чем по истечении шести месяцев с даты принятия решения о прекращении (в том числе досрочном) права пользования таким участком недр, за исключением предоставления указанного участка недр в краткосрочное пользование (до одного года) в соответствии со статьей 21.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
Предлагаемый срок ограничения на лицензирование участка недр представляется достаточным с учетом того, что прекращение (в том числе досрочное) права пользования недрами является решением органа государственной власти, которое согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит оспариванию в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Кроме того, в целях исключения ситуации, когда по обстоятельствам, не зависящим от воли и вины пользователя недр, право пользования недрами может быть досрочно прекращено и впоследствии не восстановлено, законопроектом предусматривается норма, согласно которой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие) право пользования недрами может быть только ограничено или приостановлено.
Вернуться на предыдущую страницу
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроектом предлагается признать утратившей силу главу 28 и отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие положения, касающиеся транспортного налога, отменив, таким образом, данный налог. В настоящее время плательщиками транспортного налога являются все физические и юридические лица имеющие автомобили. В то же время его собираемость не превышает 50%.
Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов).
Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.
Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.
Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.
Навигация