Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Трудовой кодекс: официальные разъяснения по применению его положений (Сильвестрова Т.)

Трудовой кодекс: официальные разъяснения по применению его положений (Сильвестрова Т.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

На заседании рабочей группы Федеральной службы по труду и занятости, деятельность которой связана с информированием и консультированием работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, были утверждены:
- Рекомендации по вопросам соблюдения норм трудового законодательства при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в связи с ликвидацией организации и сокращением штата работников (Протокол от 19.06.2014 N 2);
- Рекомендации по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней (Протокол от 02.06.2014 N 1).
В данной статье автор, руководствуясь разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости, рассмотрел особенности применения отдельных норм ТК РФ.

Выплата работнику компенсации за неиспользованный отпуск при ликвидации организации

Достаточно редко бюджетные учреждения, так же как и иные государственные (муниципальные) учреждения, ликвидируются. Тем не менее такое иногда случается. При проведении ликвидационных мероприятий бухгалтеры зачастую сталкиваются с вопросом определения размера компенсации за неиспользованный отпуск, подлежащей начислению и выплате работнику, если работник не использовал свое право на отпуск.
Статьей 126 ТК РФ установлено, что денежной компенсацией может быть заменена лишь та часть ежегодного оплачиваемого отпуска работника, которая превышает 28 календарных дней. Отпуск в размере 28 календарных дней в году должен быть предоставлен работнику в полном объеме.
Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, установленных ТК РФ).
То есть из дословного прочтения норм ст. 126 ТК РФ следует, что в случае увольнения работника по причине ликвидации учреждения ему может быть предоставлена компенсация за неиспользованный отпуск только за количество дней отпуска, превышающее 28 календарных дней. Но такие действия работодателя не справедливы, так как в этом случае работник и ежегодным оплачиваемым отпуском не воспользовался, и компенсацию за неиспользованный отпуск получит не в полном объеме. Поэтому работодатели при окончательном расчете работников, увольняемых в связи с ликвидацией учреждения, руководствуются нормами п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169 (далее - Правила об отпусках). Данные Правила применяются в части, не противоречащей нормам ТК РФ. Из п. 28 Правил следует, что при увольнении работника, не использовавшего свое право на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.
Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие:
- ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ;
- поступления на действительную военную службу;
- командирования в установленном порядке в вузы, техникумы, на рабфаки, подготовительные отделения при вузах и курсы по подготовке в вузы и на рабфаки;
- переброски на другую работу по предложению органов труда или состоящих при них комиссий, а также партийных, комсомольских и профессиональных организаций;
- выяснившейся непригодности к работе.
Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. То есть работники, проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются по каким-либо другим причинам, кроме указанных выше (в том числе по собственному желанию), а также все работники, проработавшие менее 5,5 месяцев, независимо от причин увольнения получают компенсацию за неиспользованный отпуск не в полном объеме, а пропорционально отработанному времени.
Федеральная служба по труду и занятости в своих Рекомендациях (Протокол N 2) отмечает, что поскольку ТК РФ не регламентирует порядок расчета денежной компенсации за неиспользованные отпуска, то в решении этого вопроса необходимо руководствоваться Правилами об отпусках.
Таким образом, работник, проработавший в организации более одного года и увольняемый в связи с сокращением штата, вправе получить полную компенсацию за неиспользованный отпуск за последний рабочий год при условии, что он имеет в этом периоде 5,5 и более месяцев стажа, дающего право на отпуск.

Правомерность введения новых дополнительных праздничных дней нормативными актами субъектов РФ

Среди прав, которым ТК РФ наделил работников, есть право работника на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков (ст. 21 ТК РФ).
Перечень нерабочих праздничных дней определен ч. 1 ст. 112 ТК РФ:
- 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
- 12 июня - День России;
- 4 ноября - День народного единства.
Данные нерабочие праздничные дни устанавливаются на всей территории РФ. Это утверждение вытекает из норм ст. 13 ТК РФ, в которой сказано, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории РФ, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
Федеральная служба по труду и занятости, давая разъяснения по вопросу правомерности установления нормативными актами субъектов дополнительных нерабочих праздничных дней, отмечает следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Таким образом, на отдельных территориях России (в частности, в субъектах РФ) могут вводиться собственные нерабочие праздничные дни при соблюдении следующих условий:
- религиозная направленность праздника;
- поступление просьбы религиозной организации;
- принятие решения соответствующим органом государственной власти.

Продолжительность отпуска работника, если он включает нерабочий праздничный день

Продолжая тему праздничных нерабочих дней, Федеральная служба по труду и занятости рассмотрела ситуацию, когда отпуск работника продлевается на нерабочий праздничный день. Например, в заявлении работник просит предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск с 02.06.2014 по 23.06.2014. В период отпуска входит 12 июня - День России, который в соответствии со ст. 112 ТК РФ является нерабочим праздничным днем.
Согласно нормам ст. 120 ТК РФ нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. В свою очередь, выходные дни в продолжительность отпуска включаются, поскольку он исчисляется не в рабочих, а в календарных днях (ст. 115 ТК РФ).
В соответствии с п. 2 Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н (далее - Порядок N 588н), перенос выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, осуществляется работодателями, применяющими различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится. Такой порядок переноса выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, в равной степени относится к режимам работы как с постоянными фиксированными по дням недели выходными днями, так и со "скользящими" днями отдыха. У работодателей, приостановка работы у которых в нерабочие праздничные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям (например, непрерывно действующее производство, ежедневное обслуживание населения и др.), перенос выходных дней, предусмотренный ч. 2 ст. 112 ТК РФ, не осуществляется.
Таким образом, как разъясняет Федеральная служба по труду и занятости, перенос выходных дней при их совпадении с праздничными возможен только при соблюдении следующих условий:
- принятие соответствующего федерального закона или нормативного правового акта Правительства РФ;
- соблюдение сроков официального опубликования нормативного правового акта Правительства РФ о переносе выходных дней (то есть работодатели не вправе самостоятельно осуществлять перенос выходных дней при их совпадении с праздничными днями).
При определении продолжительности отпуска работника, в случае если в периоде отпуска были нерабочие праздничные дни, работодателям следует учитывать, что переносится только выходной день, а не праздничный, поскольку праздничный день, как правило, привязан к конкретной дате, в отличие от выходного дня. Но даже если праздничный день изначально установлен не на какую-либо дату, а на день недели, являющийся выходным, то перенос этого выходного дня производится на общих основаниях, то есть на первый рабочий день, следующий за ним.
В данной части статьи мы рассматривали продление отпуска работнику на праздничный день - 12 июня, входивший в период отпуска. Принимая во внимание все вышесказанное, заметим, что Постановлением Правительства РФ от 28.05.2013 N 444 "О переносе выходных дней в 2014 году" выходной день перенесен с воскресенья 5 января на пятницу 13 июня. То есть в период отпуска работника входят праздничный день 12 июня и выходной день 13 июня, который был перенесен с воскресенья 5 января. Руководствуясь нормами ст. ст. 120, 115 ТК РФ, а также разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости, работодатель обязан продлить отпуск работнику на один день - на праздничный день, который выпадает на отпуск. Следовательно, работник выходит на работу не 23.06.2014 - день начала работы после отпуска, а 24.06.2014.

Обратите внимание! Правило переноса выходного дня при его совпадении с праздничным на следующий за ним рабочий день распространяется и на региональные праздники, поскольку законодатель не устанавливает для них особенностей и не предусматривает возможности введения иного порядка.

Компенсации за работу в нерабочий праздничный день

Согласно нормам ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры платы за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Также по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В таком случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. При этом стоит обратить внимание, что, по мнению Федеральной службы по труду и занятости, оплата выходного дня в одинарном размере означает, что работнику, получающему оклад, сверх оклада выплачивается одинарная дневная ставка. Заработная плата (оклад) в том месяце, когда используется день отдыха, не уменьшается. При этом не имеет значения, берет ли работник день отдыха в текущем месяце или последующих.
Часто бухгалтеры задаются вопросом: как оплачивать работу в нерабочий день работнику, работающему по графику, если его смена приходится на такой день. По мнению Федеральной службы по труду и занятости, если работник трудился в нерабочий праздничный день в соответствии со своим графиком, то ему полагается повышенная оплата. Права на предоставление другого дня отдыха в данном случае работник не имеет, поскольку работа осуществлялась в пределах месячной нормы рабочего времени.
Позиция официального органа основана на нормах ст. 153 ТК РФ и Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 465/П-21 "Об утверждении Разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни" (далее - Разъяснение). Гарантии, установленные ст. 153 ТК РФ, распространяются на всех работников независимо от режима рабочего времени (пятидневная рабочая неделя, сменная работа и т.д.). В то же время при суммированном учете рабочего времени, а также в непрерывно действующих организациях применяются особые правила, определенные Разъяснением. Согласно нормам ст. 423 ТК РФ данный документ применяется в части, не противоречащей ТК РФ. Пунктом 1 Разъяснения установлено, что в непрерывно действующих предприятиях (цехах, участках, агрегатах), а также при суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.
Федеральная служба по труду и занятости обращает внимание на то, что ТК РФ предусмотрены лишь минимальные гарантии по оплате труда в нерабочие праздничные дни, которые могут быть повышены посредством договорного или локального регулирования. Конкретные размеры платы за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ст. 153 ТК РФ).
В учреждении могут работать работники, заключившие срочный трудовой договор сроком до двух месяцев. В случае если такие работники привлекаются к труду в праздничные нерабочие дни, им выплачивается компенсация в денежной форме не менее чем в двойном размере. Предоставление дополнительных дней отдыха этим работникам ст. 290 ТК РФ не предусмотрено. В то же время Федеральная служба по труду и занятости отмечает, что если работа в праздничный день не включалась в норму рабочего времени, то с согласия работника денежная компенсация может быть заменена предоставлением ему другого дня отдыха. В этом случае плата за работу в праздничный день производится в одинарном размере (п. 3 Разъяснения).
Здесь же хотелось бы обратить внимание на особенности оплаты сверхурочной работы в праздничные дни. При подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, учитываться не должна, поскольку она уже оплачена в двойном размере (п. 4 Разъяснения).

Исчисление нормы рабочего времени в предпраздничные дни

В соответствии со ст. 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или с согласия работника оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Федеральная служба по труду и занятости обращает внимание работодателей, что в случае, если согласно решению Правительства РФ выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день (п. 1 Порядка N 588н).
На 2014 г. перенос выходных дней утвержден Постановлением Правительства РФ N 444. В этом документе сказано, что воскресенье 5 января переносится на пятницу 13 июня, а понедельник 24 февраля - на понедельник 3 ноября. Таким образом, в 2014 г. пятница 13 июня и понедельник 3 ноября являются выходными днями, а 24 февраля - рабочим днем. 5 января - воскресенье, то есть день отдыха. Из разъяснений, данных Федеральной службой по труду и занятости, следует, что по нормам ст. 95 ТК РФ рабочий день 24 февраля должен быть сокращен на час.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении вымогательства (Овсюков Д.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека (Максимов А.А.

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса (Подузова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

В поисках доктрины эквивалентов в российском праве (Семенюта Б.Е.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Правовая природа договора об оказании услуг платежного клиринга (Федоровская В.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.