Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > ПСН: усовершенствованный порядок применения (Ермакова Г.)

ПСН: усовершенствованный порядок применения (Ермакова Г.)

Дата размещения статьи: 31.08.2014

Патентную систему налогообложения в свое время законодатели преподнесли как альтернативу "вмененке", которая с 2018 г. прекратит свое существование. Замена, надо сказать, совсем не равнозначная, особенно учитывая, что ПСН могут применять исключительно индивидуальные предприниматели. При этом Законом от 21 июля 2014 г. N 244-ФЗ законотворцы решили усовершенствовать данный режим налогообложения. Станет ли он от этого более привлекательным или доступным для налогоплательщиков?

Глава 26.5 "Патентная система налогообложения" введена в Налоговый кодекс Законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2013 г. Таким образом, "патентный" спецрежим, который доступен только индивидуальным предпринимателям, пока еще относительно молодой. Суть его сводится к тому, что ИП в отношении отдельных видов деятельности могут на определенный срок приобрести патент, который заменяет собой уплату некоторых видов налогов (НДФЛ, налог на имущество физлиц и, за рядом исключений, НДС), по которым отпадает необходимость и отчитываться.
Между тем при введении "патентного" спецрежима законодателям не удалось сразу предусмотреть все нюансы его применения. А потому в гл. 26.5 Кодекса стали вноситься определенные коррективы, направленные на усовершенствование данного режима налогообложения. Так, благодаря Закону от 2 декабря 2013 г. N 334-ФЗ, физлица получили возможность вместе с документами, представляемыми для регистрации в качестве ИП, подать в инспекцию по месту жительства заявление о получении патента. То есть "ипэшники" могут при желании применять ПСН со дня госрегистрации в качестве предпринимателя (абз. 2 п. 2 ст. 346.45 НК). Кроме того, упрощен порядок подачи заявления об утрате права на применение "патентного" спецрежима и о переходе на общий режим налогообложения. С начала 2014 г. его можно направить в любую инспекцию, в которой ИП состоит на учете в качестве налогоплательщика, применяющего "патентный" спецрежим. Также Законом N 334-ФЗ в Кодекс внесено уточнение, что подача предпринимателем еще одного заявления на получение другого патента в тот же налоговый орган не влечет его повторной постановки на учет в качестве плательщика, применяющего ПСН (п. 1 ст. 346.46 НК РФ). При этом снятие с учета ИП, имеющего одновременно несколько патентов, выданных одной инспекцией, осуществляется по истечении срока действия всех патентов (п. 2 ст. 346.46 НК).

Новые вводные

Между тем практика применения ПСН выявила еще отдельные проблемы. Причем некоторые из них препятствуют применению "патентного" спецрежима индивидуальными предпринимателями, а другие, напротив, позволяют "ипэшникам" излишне экономить. Найти своего рода баланс интересов призван Закон от 21 июля 2014 г. N 244-ФЗ (далее - Закон N 244-ФЗ). Однако обо всем по порядку.

Отмена минимального "патентного" дохода

В соответствии с действующей редакцией п. 7 ст. 346.43 Налогового кодекса минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 тыс. руб., а его максимальный размер не может превышать 1 млн руб. Исключения из данного правила приведены в п. 8 этой же статьи Кодекса. Закон N 244-ФЗ отменяет указанный минимум, а это дает право субъектам РФ в отношении отдельных видов деятельности предполагаемый доход ИП опустить ниже 100 тыс. руб. Одновременно отменена необходимость индексировать указанный минимум, поскольку его как такового больше нет. Максимум же, как и прежде, будет подлежать ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Новые возможности регионов

Территориальное разделение

В то же время Закон N 244-ФЗ наделяет субъекты РФ новыми полномочиями. Так, им дается право в целях установления размеров потенциально возможного "патентного" дохода дифференцировать территорию субъекта РФ по территориям действия патентов по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований). Данное право не распространяется на такие виды деятельности, как развозная и разносная торговля. Таким образом, субъекты РФ смогут территориально дифференцировать уровень налогообложения отдельных видов деятельности при применении ПСН, в том числе в городах федерального значения. Указанное изменение в принципе действительно может поспособствовать повышению привлекательности "патентного" спецрежима, поскольку ни для кого не секрет, что уровень доходов в большинстве своем напрямую зависит от места расположения, к примеру, торговой точки.

Обратите внимание! Закон N 244-ФЗ вступает в силу через 1 месяц со дня его официального опубликования. Однако основная часть поправок в гл. 26.5 Кодекса вводится в действие с 1 января 2015 г.

Однако у данной медали есть и оборотная сторона, ведь в настоящее время патент действует на территории того субъекта РФ, в котором он выдан. То есть при наличии нескольких торговых точек на его территории вполне можно обойтись покупкой одного патента. В то же время если региональные власти воспользуются своим правом и дифференцируют потенциально возможный доход ИП в зависимости от места ведения "патентного" бизнеса, то предпринимателю при наличии нескольких бизнес-объектов придется приобретать несколько патентов. То есть по факту Закон N 244-ФЗ вводит ограничение на действие патента в зависимости от территории того муниципального района, городского округа, города федерального значения или субъекта Российской Федерации, который указан в патенте.
Еще раз отметим, что по ряду видов деятельности действие патента, как и в настоящее время, будет распространяться на территорию всего субъекта РФ. Речь идет о пассажирских и грузовых перевозках автомобильным и водным транспортом, развозной и разносной розничной торговле.

"Индивидуальный" подход

В действующей редакции Кодекса региональным властям предоставлена возможность устанавливать размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, а также от количества обособленных объектов (площадей), которые имеются в распоряжении ИП. В этой части Закон N 244-ФЗ расширяет возможности субъектов РФ. Так, региональные власти при подсчете "патентного" дохода смогут дифференцировать его в зависимости не только от количества ТС, но и от их грузоподъемности и количества посадочных мест.

Полномочия ФНС

Помимо всего прочего, Закон N 244-ФЗ наделяет ФНС полномочием устанавливать форму заявления на получение патента. Одновременно у налоговых органов появляется право отказывать в выдаче патента при незаполнении обязательных полей в таком заявлении.
Напомним, что в настоящее время Приказом ФНС России от 14 декабря 2012 г. N ММВ-7-3/957@ утверждена форма заявления на получение патента (форма N 26.5-1), однако на сегодняшний день она носит рекомендательный характер. А потому индивидуальные предприниматели имеют право подавать заявление в произвольной форме. Закон N 244-ФЗ подобные вольности запрещает, что дает ФНС возможность ввести в форму заявления на получение патента дополнительные обязательные поля для указания идентификационных признаков объектов. А это, в свою очередь, позволит индивидуализировать патент, то есть привязать его к конкретному объекту ведения предпринимательской деятельности и исключить возможные недоразумения при определении его стоимости.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении вымогательства (Овсюков Д.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека (Максимов А.А.

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса (Подузова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

В поисках доктрины эквивалентов в российском праве (Семенюта Б.Е.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Правовая природа договора об оказании услуг платежного клиринга (Федоровская В.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.