Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Новый порядок обложения НДС электронных услуг (Хомич А.М.)

Новый порядок обложения НДС электронных услуг (Хомич А.М.)

Дата размещения статьи: 26.03.2017

Одной из новелл налогового законодательства 2017 г. стало установление особого порядка обложения НДС электронных услуг. Соответствующие изменения были внесены в Налоговый кодекс РФ Законом N 244-ФЗ <1>, получившим неофициальное название "Закон о налоге на Google". Дело в том, что в основу установленного им порядка налогообложения электронных услуг положен перенятый из мировой практики принцип, в соответствии с которым электронные услуги подлежат обложению НДС по местонахождению потребителя, а значит, новый порядок затронет в первую очередь таких гигантов IT-рынка, как Google и Apple, поставляющих свои продукты на российский рынок.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Введение нового порядка налогообложения электронных услуг направлено на установление равной конкурентной среды для иностранных и российских организаций, оказывающих электронные услуги, и увеличение налоговых поступлений в бюджет. По действовавшим ранее правилам российским потребителям выгоднее было приобретать электронный контент у иностранных компаний, поскольку его стоимость не облагалась НДС в России. С введением нового порядка обложения НДС иностранные поставщики электронных услуг лишены указанного преимущества. По предварительным оценкам Минфина России, обложение НДС электронных услуг, оказываемых иностранными IT-компаниями на территории РФ, должно принести более 10 млрд руб. налоговых поступлений в бюджет.

Закон N 244-ФЗ дополнил НК РФ нормами:

1) определяющими понятие услуг, оказываемых в электронной форме, с приведением перечня услуг, признаваемых таковыми для целей НДС;

2) устанавливающими порядок определения места реализации электронных услуг;

3) устанавливающими порядок налогового администрирования исчисления и уплаты НДС иностранными организациями, оказывающими электронные услуги, в зависимости от категории покупателей таких услуг, а также участия или неучастия в расчетах с покупателями посредников;

4) устанавливающими порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями; особенности электронного документооборота между ними и налоговыми органами с использованием личного кабинета налогоплательщика;

5) устанавливающими особенности проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, представленной иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме, проведения мероприятий налогового контроля и оформления их результатов.

Остановимся подробнее на понятии "электронные услуги" и на порядке налогового администрирования исчисления и уплаты НДС при оказании электронных услуг иностранными организациями на территории РФ.

Согласно п. 1 ст. 174.2 НК РФ под электронными услугами понимаются услуги, оказываемые через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет или иную аналогичную сеть автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся, в частности:

- предоставление прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры) и баз данных через Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;

- оказание рекламных услуг в Интернете, а также предоставление рекламной площади (пространства) в Интернете;

- оказание через Интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки в Интернете);

- предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе (облачные сервисы);

- предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

- оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в Интернете;

- предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через Интернет.

Установленный положениями ст. 174.2 НК РФ порядок администрирования исчисления и уплаты налога иностранными организациями, оказывающими электронные услуги на территории РФ, зависит от категории покупателя таких услуг и участия или неучастия в расчетах с покупателем посредников.

Когда иностранная компания оказывает электронные услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в российских налоговых органах, порядок налогообложения таких услуг фактически ничем не отличается от порядка налогообложения иных услуг, оказываемых иностранными компаниями на территории РФ. В данном случае обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на потребителей, признаваемых налоговыми агентами. Исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в общем порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации услуг на территории РФ как сумма дохода от реализации электронных услуг с учетом налога. Исчисленный по расчетной ставке налог подлежит перечислению в бюджет при каждой оплате иностранному лицу: одновременно с платежным поручением в пользу иностранного контрагента налоговым агентом должно представляться платежное поручение на перечисление в бюджет удержанного из перечисляемой суммы налога, в противном случае банкам запрещено производить перевод средств в пользу иностранца. Налоговая декларация представляется один раз в квартал.

Если деятельность по оказанию электронных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется с участием в расчетах посредника, то налоговым агентом признается такой посредник. В длинной цепочке посредников действует правило "последнего агента": налоговым агентом признается та организация (индивидуальный предприниматель), которая осуществляет расчет непосредственно с покупателем. При этом она может даже не иметь связи с самим провайдером электронных услуг. Исчисление и уплата налога налоговым агентом - посредником производятся с учетом особенностей, установленных ст. 174.2 НК РФ, т.е. налоговая база определяется на последний день того налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) электронных услуг, а налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При оказании электронных услуг физическим лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, порядок налогового администрирования зависит от того, осуществляется расчет с физическими лицами - покупателями непосредственно иностранной организацией или с участием посредника.

При оказании услуг с участием в расчетах посредника обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на такого посредника, признаваемого налоговым агентом, и налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения налоговой базы при оказании электронных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям с участием в расчетах посредников.

Таким образом, при оказании электронных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям независимо от того, осуществляются расчеты с ними с участием посредника или без него, а также при оказании электронных услуг физическим лицам с участием в расчетах посредника каких-либо действий со стороны иностранного провайдера в части исчисления и уплаты налога в РФ не требуется.

Однако все меняется, когда потребителем электронных услуг иностранной компании становятся физические лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, и при этом расчет с ними осуществляется непосредственно иностранной компанией - поставщиком таких услуг. В этом случае обязанности по исчислению и уплате налога полностью ложатся на иностранного поставщика.

Для начала иностранной компании необходимо не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания электронных услуг встать на учет в налоговых органах, подав заявление о постановке на учет и документы по утвержденному Минфином России перечню. Форма такого заявления и порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 12 декабря 2016 г. N ММВ-7-14/677@.

Иностранные организации должны самостоятельно исчислять и уплачивать налог исходя из фактических цен реализации электронных услуг, включая НДС, по расчетной ставке 15,25%. Уплата налога производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В этот же срок через личный кабинет в электронном виде подается налоговая декларация по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 30 ноября 2016 г. N ММВ-7-3/646@. Если личный кабинет не может использоваться иностранной организацией, то налоговая декларация подается в налоговый орган через Интернет через оператора электронного документооборота.

При этом иностранные поставщики электронных услуг не имеют права на вычет сумм "входного" НДС; не составляют счета-фактуры, не ведут книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания электронных услуг; имеют право на зачет или возврат сумм излишне уплаченного НДС. Оказание иностранной организацией на территории РФ услуг в электронной форме не приводит к образованию постоянного представительства этой организации для целей налогообложения прибыли.

Установив новый порядок налогообложения электронных услуг, оказываемых на территории РФ иностранными организациями, законодатель, как это нередко бывает, оставил ряд вопросов неурегулированными, в частности:

- отсутствие законодательно установленного механизма выявления фактов оказания электронных услуг иностранными организациями физическим лицам, не являющимся ИП, на территории РФ. Для проведения проверок у налоговых органов есть инструмент: НК РФ предусматривает возможность истребовать информацию в отношении операций по переводу денежных средств, осуществленных в адрес иностранного провайдера электронных услуг, у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Однако очевидно, что такой порядок может быть применен лишь в отношении крупных игроков. Отследить с его помощью мелких поставщиков не представляется возможным;

- неясность в применении порядка привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений иностранных организаций, не имеющих счетов в банках, находящихся на территории РФ, и (или) имущества на территории РФ.

Поначалу также существовала неясность в вопросе применения предусмотренного подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождения от обложения НДС в отношении услуг по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ через Интернет, оказываемых иностранными организациями на территории РФ.

Дело в том, что внесенный на рассмотрение в первом чтении законопроект N 962487-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предложивший установить порядок обложения НДС услуг, оказываемых иностранными организациями в электронной форме через сеть Интернет, предусматривал отмену установленного подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождения от обложения НДС в отношении операций по передаче прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионного соглашения. Однако указанные изменения не были одобрены в первом чтении, поскольку, по мнению Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, указанные изменения нуждались в дополнительном обсуждении с точки зрения их соответствия реализуемым в РФ государственным программам поддержки инновационной деятельности. В тексте законопроекта N 962487-6 ко второму чтению какие-либо предложения по внесению изменений в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ отсутствовали, и с вступлением в силу внесенных Законом N 244-ФЗ изменений положения названной нормы не претерпели каких-либо изменений.

В связи с этим с достаточной степенью уверенности можно было заключить, что вступление в силу ст. 174.2 НК РФ не отменило действия подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и, соответственно, услуги по передаче прав на использование программ для ЭВМ, оказываемые иностранной организацией российскому лицу на территории РФ в рамках лицензионного договора, освобождаются от обложения НДС и после вступления в силу названной нормы.

Окончательно все сомнения развеяла утвержденная Приказом ФНС России от 30 ноября 2016 г. N ММВ-7-3/646@ форма налоговой декларации по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме. Указанная форма налоговой декларации содержит Раздел 3, в котором отражаются сведения о не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС услугах по предоставлению физическим лицам прав на использование программного обеспечения через Интернет.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.




10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.




4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".



В центре внимания:


Трансформация рынков электроэнергии в Европейском союзе - правовая база и ключевые направления (Селиверстов С.С.)

Дата размещения статьи: 30.03.2017

подробнее>>

Аргентина: функционирование и правовое регулирование рынков нефти, газа и электроэнергии (Альфаро К., Родин А.)

Дата размещения статьи: 30.03.2017

подробнее>>

Конференция по Энергетической хартии (КЭХ): международно-правовые вопросы структуры и деятельности (Гуласарян А.С.)

Дата размещения статьи: 30.03.2017

подробнее>>

К вопросу о совершенствовании административно-правового регулирования негосударственного сектора экономики (Саидов З.А.)

Дата размещения статьи: 30.03.2017

подробнее>>

Реализация правовых инициатив, направленных на совершенствование кадрового обеспечения в условиях реформирования правоохранительной системы (Параносенков П.М.)

Дата размещения статьи: 30.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта