Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 26.03.2017
Сотрудничество с индивидуальными предпринимателями может быть выгодно компаниям. Во-первых, ИП в отличие от контрагентов-юрлиц отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Во-вторых, привлекая по договору подряда не просто физлицо, а индивидуального предпринимателя, тем самым компания избавляет себя от обязанностей налогового агента по НДФЛ в отношении выплаченного ИП вознаграждения. Да и страховые взносы на это вознаграждение на совершенно законных основаниях можно не начислять. В то же время у этой медали есть и обратная сторона.
Российские организации и индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил облагаемые НДФЛ доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (ст. 226 НК). В этом, собственно, и состоит часть их обязанностей как налоговых агентов по НДФЛ. В то же время налоговые агенты по НДФЛ не "отвечают", то есть не исчисляют и не уплачивают налог, а соответственно, и не отчитываются по нему в отношении доходов, в частности, полученных ИП от осуществления предпринимательской деятельности (ст. 226 и 227 НК). Это объясняется просто - в отношении своих бизнес-доходов предприниматели исчисляют и уплачивают налоги самостоятельно. При этом ИП и взносы "за себя" также платят самостоятельно (п. 2 ст. 420 НК).
Таким образом, работать с индивидуальными предпринимателями крайне выгодно, однако в то же время и небезопасно.
"Идентификация" ИП
Начнем с того, что действующее законодательство не обязывает индивидуальных предпринимателей при заключении договоров ГПХ непременно указывать в них свой статус. Однако практика в этой части вводит, что называется, свои правила.
Что будет, если в договоре гражданско-правового характера на оказание услуг или осуществление тех или иных работ не будут содержаться сведения, свидетельствующие о том, что исполнитель является индивидуальным предпринимателем? Да просто теряются все бонусы, которые сулит заключение договора с ИП. Ведь при таких обстоятельствах организация, как источник выплаты дохода физлицу, признается его налоговым агентом по НДФЛ со всеми вытекающими. Плюс ко всему выплаченное по указанному договору вознаграждение попадает и в базу по страховым взносам.
Очевидно, что такое положение дел невыгодно и самому предпринимателю. В этом случае с его доходов по факту налог будет уплачен дважды - организация как налоговый агент удержит НДФЛ и сам ИП должен будет уплатить с него налог в рамках применяемого им режима налогообложения. Поэтому индивидуальные предприниматели не скрывают своего статуса и никоим образом не противятся тому, чтобы в договоре была указана вся необходимая информация, идентифицирующая исполнителя как ИП, - номер и дата свидетельства о госрегистрации, орган, выдавший документ, ИНН и т.д. При таких обстоятельствах и в "платежках" на перечисление ИП вознаграждения достаточно указать просто номер и реквизиты этого договора. То есть каждый раз указывать данные свидетельства о госрегистрации в качестве ИП, ИНН и т.п. более не нужно (см. также письма Минфина от 7 марта 2014 г. N 03-04-06/10185, от 1 февраля 2011 г. N 03-04-06/3-14, от 21 марта 2011 г. N 03-04-06/3-52).
"Компетенция" ИП
Между тем простого указания реквизитов ИП в договоре может быть недостаточно. Дело в том, что индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют налоги только по доходам от предпринимательской деятельности. Перечень видов деятельности коммерсант заявляет при своей госрегистрации. И этот момент нужно отследить. Ведь если, условно говоря, коммерсант согласно ЕГРИП занимается розничной торговлей хлебобулочными изделиями, то доходы от сдачи в аренду недвижимости под эту деятельность явно не подпадают. Соответственно, вне зависимости от того, что в договоре аренды приведены сведения, указывающие на то, что арендодателем является ИП, с арендной платы арендатору все же придется исчислить и удержать НДФЛ (см., напр., письмо Минфина от 2 октября 2014 г. N 03-04-05/49525).
Таким образом, при заключении договора с ИП необходимо убедиться в том, что предмет договора вписывается в рамки его именно предпринимательской деятельности.
Доверяй и проверяй
Довольно часто компании оформляют с индивидуальными предпринимателями договоры на длительный срок. Тем самым, конечно же, упрощается документооборот. Однако в любом случае при выплате вознаграждения предпринимателю обязательно следует проверить, что он сохранил статус ИП. В противном случае если вдруг окажется, что исполнитель предпринимателем уже не является, то организация в отношении выплачиваемого ему вознаграждения будет являться налоговым агентом по НДФЛ. Соответственно, если обязанности налогового агента не исполнены, то это рассматривается как налоговое правонарушение. Данный вывод следует, в частности, из определения Верховного Суда от 11 ноября 2016 г. N 309-КГ16-14620. И хотя в нем "высшие" судьи рассматривали проблему в разрезе доначисления страховых взносов, что в подобных ситуациях также становится актуальным, приведенные ими аргументы применимы и в целях НДФЛ. Отличие лишь в том, что уплата НДФЛ за счет собственных средств налогового агента не допускается. Поэтому компанию могут только оштрафовать и доначислить пени.
Стоит отметить, что в рассматриваемом деле Верховный Суд избавил компанию от штрафа за неуплату взносов. Дело в том, что одним из условий заключенного с предпринимателем договора была обязанность исполнителя информировать заказчика об утрате статуса ИП. Однако экс-коммерсант про это условие "забыл". При таких обстоятельствах "высшие" судьи посчитали, что вина общества во вменяемом ему правонарушении отсутствует.
"Цена" вопроса
Так что же грозит компании, если она, не ведая, что ее контрагент-предприниматель утратил статус ИП, выплатит ему вознаграждение, не удержав НДФЛ?
Во-первых, штраф по статье 123 Налогового кодекса - это 20 процентов от неудержанной суммы налога. Да, в рассматриваемом ВС деле судьи освободили компанию от штрафа, предусмотрев в договоре обязанность ИП сообщать об изменении своего "индивидуального" статуса. Однако, думается, это все же скорее исключение из правил. Ведь отсутствие вины предполагает, что компания не знала и не могла знать, что исполнитель лишился статуса ИП. В то же время узнать об этом несложно. Причем вариантов здесь может быть несколько: можно воспользоваться специальным сервисом на сайте ФНС или же запросить выписку из ЕГРИП и т.п. Так что, увы, никак нельзя сказать, что компания не могла узнать об изменении статуса ее подрядчика.
Во-вторых - пени (ст. 75 НК). Правда, здесь есть один нюанс. Дело в том, что, как мы уже отметили, уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается. В то же время в общем случае пени начисляются за каждый день просрочки с уплатой налога. Но в рассматриваемом случае платить налог уже будет налогоплательщик. Выходит, что если применить общий подход, то размер пеней, которые должен заплатить налоговый агент, зависит от того, когда налог будет уплачен налогоплательщиком. В связи с этим представители ФНС в письме от 22 ноября 2013 г. N БС-4-11/20951 разъяснили, что пени начисляются только за период, когда у налогового агента была возможность удержать налог, но он ею не воспользовался. Напомним, что пени начисляются исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки.
В-третьих, речь может пойти также и об искажении отчетности по НДФЛ. А за это предусматривается штраф в размере 500 руб. за каждый документ, содержащий недостоверные данные (ст. 126.1 НК).
За то, что компания не начисляла взносы на выплаты в пользу ИП, ей также грозит штраф - 20% от невыплаченной суммы; санкции за искажение "пенсионной" отчетности и пени (ст. 122 НК, ст. 17 Закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, ст. 75 НК). Плюс ко всему компании как страхователю будут доначислены и сами страховые взносы - взносы платятся за счет средств страхователя (ст. 426 НК). Однако тут есть важный момент - взносы и названные санкции могут быть доначислены только в том случае, если имел место объект обложения взносами. Между тем выплаты по договорам ГПХ включаются в базу по взносам только в случае, если предметом этих договоров являются выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 420 НК).
P.S.
В том случае, если выяснится, что индивидуальный предприниматель, с которым был заключен договор о выполнении работ или оказании услуг, на момент выплаты вознаграждения уже не имел статуса ИП, нужно в первую очередь уточнить (скорректировать, дополнить) отчетность по НДФЛ и по представляемой в ПФР форме СЗВ-М. Не забудьте, что с последующих выплат, если таковые будут, необходимо удержать НДФЛ. В случае же, если такой возможности более не представится, в инспекцию и самому экс-ИП нужно сообщить (по форме 2-НДФЛ) о сумме дохода, с которого не был удержан налог, и о сумме неудержанного налога.
Кстати говоря, в любом случае в договор с предпринимателем стоит включить его обязанность уведомлять заказчика о лишении статуса ИП. Если это и не убережет компанию от штрафа, то как минимум позволит с "забывчивого" экс-коммерсанта взыскать ущерб. Плюс ко всему имеет смысл в договоре прописать и порядок расчетов на случай прекращения контрагентом деятельности в качестве ИП. В том случае, если имеет место договор ГПХ на оказание услуг или выполнение работ, нужно уменьшить цену договора на 30 процентов, которые "уйдут" на уплату страховых взносов.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").
Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.
Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Дата размещения статьи: 28.03.2017
Дата размещения статьи: 28.03.2017
Дата размещения статьи: 28.03.2017
Дата размещения статьи: 28.03.2017
Дата размещения статьи: 28.03.2017
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |