Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Задать свой вопрос

Главный бухгалтер без высшего образования

Дата вопроса: 11.03.2015
Автор: Валентина Алексеевна

Здравствуйте! Вправе ли работник занимать должность главного бухгалтера не имея высшего образования?


Дата ответа: 11.03.2015

Ответ юриста:

Здравствуйте.

Все зависит от вида организации. Иметь высшее (причем любое) образование должны бухгалтеры публичных и непубличных акционерных обществ, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и некоторых других предприятий. Наличие высшего образования у бухгалтеров в иных организациях (за исключением кредитных) вовсе не обязательно.

Требования к главным бухгалтерам (иным должностным лицам, на которых возложено ведение бухгалтерского учета) бухгалтерским законодательством установлены только для специалистов открытых акционерных обществ (в настоящее время АО, ПАО) (за исключением кредитных организаций), страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов (п. 4 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).

В частности, названные лица обязаны:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Пунктом 5 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете определено, что к главным бухгалтерам любых предприятий и организаций могут быть установлены дополнительные требования, но только федеральными законами. Примером может служить Закон об организации страхового дела в РФ. Так, в соответствии с его п. 2 ст. 32.1 главный бухгалтер общества взаимного страхования должен иметь высшее образование, подтвержденное признаваемым в РФ документом о высшем образовании, и стаж работы по экономической специальности или на должности, требующей знания бухгалтерского учета, не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) организации страхового брокера, зарегистрированных на территории РФ.

Согласно п. 7 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете главный бухгалтер кредитной и некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Банком России. В силу положений ст. 60 Закона о Банке России Банк России вправе предъявлять квалификационные требования и требования к деловой репутации главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, главного бухгалтера филиала кредитной организации и кандидатов на указанные должности, среди которых:

  • наличие у кандидата высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при наличии у кандидата иного высшего образования - не менее двух лет;
  • наличие у кандидата на должность единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, высшего образования.

Но существует документ - Положение о главных бухгалтерах, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 24.01.1980 N 59, - нормы которого вступают в противоречие с бухгалтерским законодательством. Так, согласно его п. 5 на должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование. В необходимых случаях по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет.

В 2014 г. в Верховном Суде рассматривалось дело о признании недействительным п. 5 Положения о главных бухгалтерах (Решение ВС РФ от 22.10.2014 N АКПИ14-965). Суд пришел к выводу, что спорная норма противоречит действующему федеральному законодательству, в связи с чем со дня вступления решения в законную силу п. 5 названного Положения подлежит признанию недействующим.
Таким образом, при определенном стаже работы иметь высшее специальное образование главному бухгалтеру любого предприятия вовсе не обязательно.

 

Другие вопросы



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта