Дата размещения новости: 15 сентября 2020 г.
Внесенный в Госдуму Правительством РФ законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" направлен на оптимизацию административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли путем создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности (далее - система "Одно окно") и организацию взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Создание системы "Одно окно" предусмотрено паспортом национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) (далее соответственно - президиум Совета, национальный проект), и паспортом федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" (приложение к протоколу заседания проектного комитета национального проекта "Международная кооперация и экспорт" от 26 ноября 2018 г. № 4) (далее - федеральный проект), в соответствии с которыми должна быть решена задача "Организация (к 2021 году) взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти, в том числе с контролирующими органами, и иными организациями в электронной форме по принципу "одного окна" на базе цифровой платформы АО "Российский экспортный центр". Целевым показателем решения указанной задачи, согласно паспорту федерального проекта, является "Количество зарегистрированных уникальных пользователей (организаций и индивидуальных предпринимателей) информационной системы "Одно окно" с соответствующими значениями от 1000 в 2020 году до 6000 в 2024 году.
Взаимодействие участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в электронной форме с использованием информационной системы "Одно окно" позволит:
Кроме того, реализация положений законопроекта, предусматривающих переход к электронному взаимодействию участников ВЭД с органами государственной власти и организациями, будет способствовать достижению целей, изложенных в подпункте 1.1.8 задачи 1 раздела 4.5 паспорта национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), в соответствии с которыми необходимо разработать комплекс мероприятий в целях сокращения временных и финансовых затрат участников ВЭД при экспорте товаров (сокращение временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров до 24 часов (250 долларов США) к 2023 году).
С целью создания указанных механизмов взаимодействия в настоящий момент уже реализованы мероприятия, направленные на оптимизацию процессов предоставления (исполнения) государственных и иных услуг (функций) в сфере внешнеэкономической деятельности и международной торговли, а также снижение административных барьеров, результатом чего стало утверждение протоколом заседания президиума Совета от 11 ноября 2019 г. № 13 "дорожной карты" (второй этап) по разработке и внесению изменений в нормативные правовые и иные акты для обеспечения функционирования информационной системы "Реестр экспортеров" и организации взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти, в том числе с контролирующими органами, и иными организациями в электронной форме по принципу "одного окна" на базе цифровой платформы АО "РЭЦ". Соответствующий пакет нормативных правовых актов совместно с данным законопроектом обеспечивают комплексное нормативное правовое регулирование процессов предоставления с использованием системы "Одно окно" услуг и сервисов экспортерам в электронной форме, сокращая их временные и материальные издержки, связанные с получением услуг, необходимых для осуществления экспортной деятельности.
При подготовке законопроекта проведен анализ практики применения Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон № 115-ФЗ), Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон № 164-ФЗ) и Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ). Законопроект направлен на устранение их неэффективных положений.
Законопроектом вносится изменение в часть первую статьи 9 Закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части наделения АО "РЭЦ" полномочием по предоставлению Росфинмониторингу на безвозмездной основе информации и документов, необходимых для осуществления функций Росфинмониторинга (за исключением информации о частной жизни граждан), и по обеспечению автоматизированного доступа к своим базам данных.
Законопроект устанавливает определение термина "информационная система "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" (дополнение статьи 2 Закона № 164-ФЗ).
Законопроектом предлагается возложить осуществление функции оператора системы "Одно окно" на АО "РЭЦ" в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В рамках развития и поддержки экспорта законопроектом предлагается АО "РЭЦ" участвовать в обеспечении информационного взаимодействия системы "Одно окно" с механизмом "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, созданного в рамках Евразийского экономического союза (дополнение части 6 статьи 46.1 Закона № 164-ФЗ пунктами 8 и 9).
В соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществлении валютного контроля, организацию (к 2021 году) взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу "одного окна".
В целях исполнения указанного поручения Президента Российской Федерации законопроектом предлагается АО "РЭЦ" наделить полномочием действовать от имени и в интересах участника внешнеторговой деятельности без доверенности при обращении в уполномоченные органы и организации для получения разрешительных документов, необходимых для получения участниками внешнеторговой деятельности государственных и иных услуг (исполнения функций), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и договором, заключенным между участником внешнеторговой деятельности и АО "РЭЦ" (дополнение части 6 статьи 46.1 Закона № 164-ФЗ пунктом 10).
Под указанным положением подразумевается, что АО "РЭЦ" будет осуществлять от имени и в интересах участника внешнеторговой деятельности без доверенности взаимодействие с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией, в том числе:
Одновременно законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации полномочиями по установлению порядка функционирования системы "Одно окно", прав и обязанностей оператора системы "Одно окно", а также порядка и сроков предоставления документов и информации органам и агентам валютного контроля через систему "Одно окно" участниками внешнеторговой деятельности соответствующей информации (дополнение части 2 статьи 13 Закона № 164-ФЗ).
Также законопроектом дополняется глава 11 "Содействие развитию внешнеторговой деятельности" Закона № 164-ФЗ статьей 47.1, в которой предусматривается обеспечение взаимодействия в электронной форме участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией на базе системы "Одно окно". При этом органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией документы и информация, содержащиеся в системе "Одно окно", будут использоваться в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в статье 47.1 Закона № 164-ФЗ в редакции законопроекта определен принцип добровольности подключения участников внешнеторговой деятельности к системе "Одно окно". Подключение участников внешнеторговой деятельности к системе "Одно окно" и обслуживание осуществляется оператором данной системы на безвозмездной основе. Для органов государственной власти Российской Федерации, органов и агентов валютного контроля также предусматривается возможность безвозмездного доступа к системе "Одно окно". Оператор системы "Одно окно" обязан обеспечить возможность использования хранящихся в системе "Одно окно" электронных документов и информации на протяжении всего срока их хранения, в том числе возможность предоставления их уполномоченным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем законопроектом статья 17 Закона № 164-ФЗ дополняется абзацами, предусматривающими обеспечение защиты информации, обрабатываемой в системе "Одно окно" оператором системы "Одно окно", а также положение о том, что в системе "Одно окно" запрещено размещать и обрабатывать информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну.
Законопроектом вносятся изменения в Закон № 173-ФЗ, позволяющие адаптировать процедуры валютного контроля под систему "Одно окно".
Согласно законопроекту, органы и агенты валютного контроля получают в установленном порядке документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности, проведением валютных операций (далее - документы и информация), предоставленные резидентами через систему "Одно окно". Юридический статус указанных документов и информации приравнивается к соответствующим документам и информации, содержащихся на бумажных носителях (дополнение статьи 23 Закона № 173-ФЗ частью 5.1).
Положения законопроекта также корректируют права и обязанности резидентов, подключившихся к системе "Одно окно". Так, законопроектом предлагается обязать резидентов представлять АО "РЭЦ" информацию об уполномоченных банках (филиалах уполномоченных банков), в которых у них открыты счета в день подключения к системе "Одно окно", а в случае открытия резидентом счета в ином уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка) после подключения резидента к системе "Одно окно" - представлять информацию о таком уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка) АО "РЭЦ" не позднее рабочего дня, следующего за днем открытия такого счета. Также предлагается обязать резидентов, подключенных к системе "Одно окно", предоставлять органам и агентам валютного контроля и оператору системы "Одно окно" через систему "Одно окно" документы и информацию в установленном в законопроекте порядке и сроки (дополнение частями 2.1 и 2.2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ).
Законопроектом предлагается обязать АО "РЭЦ" соблюдать коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала известна при осуществлении своих полномочий. Представление и передача документов и информации АО "РЭЦ" органам валютного контроля и (или) агентам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна при осуществлении своих полномочий (дополнение абзацами частей 8 и 8.1 статьи 24 Закона № 173-ФЗ).
Законопроектом предусматривается срок вступления в силу норм с 1 января 2021 г. (статья 4 законопроекта), что необходимо для обеспечения функционирования системы "Одно окно".
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Вернуться на предыдущую страницу
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.
Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.
Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Навигация