Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"



Дата размещения новости: 15 сентября 2020 г.

Внесенный в Госдуму Правительством РФ законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" направлен на оптимизацию административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли путем создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности (далее - система "Одно окно") и организацию взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".

Создание системы "Одно окно" предусмотрено паспортом национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) (далее соответственно - президиум Совета, национальный проект), и паспортом федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" (приложение к протоколу заседания проектного комитета национального проекта "Международная кооперация и экспорт" от 26 ноября 2018 г. № 4) (далее - федеральный проект), в соответствии с которыми должна быть решена задача "Организация (к 2021 году) взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти, в том числе с контролирующими органами, и иными организациями в электронной форме по принципу "одного окна" на базе цифровой платформы АО "Российский экспортный центр". Целевым показателем решения указанной задачи, согласно паспорту федерального проекта, является "Количество зарегистрированных уникальных пользователей (организаций и индивидуальных предпринимателей) информационной системы "Одно окно" с соответствующими значениями от 1000 в 2020 году до 6000 в 2024 году.

Взаимодействие участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в электронной форме с использованием информационной системы "Одно окно" позволит:

Кроме того, реализация положений законопроекта, предусматривающих переход к электронному взаимодействию участников ВЭД с органами государственной власти и организациями, будет способствовать достижению целей, изложенных в подпункте 1.1.8 задачи 1 раздела 4.5 паспорта национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), в соответствии с которыми необходимо разработать комплекс мероприятий в целях сокращения временных и финансовых затрат участников ВЭД при экспорте товаров (сокращение временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров до 24 часов (250 долларов США) к 2023 году).

С целью создания указанных механизмов взаимодействия в настоящий момент уже реализованы мероприятия, направленные на оптимизацию процессов предоставления (исполнения) государственных и иных услуг (функций) в сфере внешнеэкономической деятельности и международной торговли, а также снижение административных барьеров, результатом чего стало утверждение протоколом заседания президиума Совета от 11 ноября 2019 г. № 13 "дорожной карты" (второй этап) по разработке и внесению изменений в нормативные правовые и иные акты для обеспечения функционирования информационной системы "Реестр экспортеров" и организации взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти, в том числе с контролирующими органами, и иными организациями в электронной форме по принципу "одного окна" на базе цифровой платформы АО "РЭЦ". Соответствующий пакет нормативных правовых актов совместно с данным законопроектом обеспечивают комплексное нормативное правовое регулирование процессов предоставления с использованием системы "Одно окно" услуг и сервисов экспортерам в электронной форме, сокращая их временные и материальные издержки, связанные с получением услуг, необходимых для осуществления экспортной деятельности.

При подготовке законопроекта проведен анализ практики применения Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон № 115-ФЗ), Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон № 164-ФЗ) и Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ). Законопроект направлен на устранение их неэффективных положений.

Законопроектом вносится изменение в часть первую статьи 9 Закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части наделения АО "РЭЦ" полномочием по предоставлению Росфинмониторингу на безвозмездной основе информации и документов, необходимых для осуществления функций Росфинмониторинга (за исключением информации о частной жизни граждан), и по обеспечению автоматизированного доступа к своим базам данных.

Законопроект устанавливает определение термина "информационная система "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" (дополнение статьи 2 Закона № 164-ФЗ).

Законопроектом предлагается возложить осуществление функции оператора системы "Одно окно" на АО "РЭЦ" в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В рамках развития и поддержки экспорта законопроектом предлагается АО "РЭЦ" участвовать в обеспечении информационного взаимодействия системы "Одно окно" с механизмом "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, созданного в рамках Евразийского экономического союза (дополнение части 6 статьи 46.1 Закона № 164-ФЗ пунктами 8 и 9).

В соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществлении валютного контроля, организацию (к 2021 году) взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу "одного окна".

В целях исполнения указанного поручения Президента Российской Федерации законопроектом предлагается АО "РЭЦ" наделить полномочием действовать от имени и в интересах участника внешнеторговой деятельности без доверенности при обращении в уполномоченные органы и организации для получения разрешительных документов, необходимых для получения участниками внешнеторговой деятельности государственных и иных услуг (исполнения функций), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и договором, заключенным между участником внешнеторговой деятельности и АО "РЭЦ" (дополнение части 6 статьи 46.1 Закона № 164-ФЗ пунктом 10).

Под указанным положением подразумевается, что АО "РЭЦ" будет осуществлять от имени и в интересах участника внешнеторговой деятельности без доверенности взаимодействие с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией, в том числе:

Одновременно законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации полномочиями по установлению порядка функционирования системы "Одно окно", прав и обязанностей оператора системы "Одно окно", а также порядка и сроков предоставления документов и информации органам и агентам валютного контроля через систему "Одно окно" участниками внешнеторговой деятельности соответствующей информации (дополнение части 2 статьи 13 Закона № 164-ФЗ).

Также законопроектом дополняется глава 11 "Содействие развитию внешнеторговой деятельности" Закона № 164-ФЗ статьей 47.1, в которой предусматривается обеспечение взаимодействия в электронной форме участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией на базе системы "Одно окно". При этом органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией документы и информация, содержащиеся в системе "Одно окно", будут использоваться в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в статье 47.1 Закона № 164-ФЗ в редакции законопроекта определен принцип добровольности подключения участников внешнеторговой деятельности к системе "Одно окно". Подключение участников внешнеторговой деятельности к системе "Одно окно" и обслуживание осуществляется оператором данной системы на безвозмездной основе. Для органов государственной власти Российской Федерации, органов и агентов валютного контроля также предусматривается возможность безвозмездного доступа к системе "Одно окно". Оператор системы "Одно окно" обязан обеспечить возможность использования хранящихся в системе "Одно окно" электронных документов и информации на протяжении всего срока их хранения, в том числе возможность предоставления их уполномоченным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем законопроектом статья 17 Закона № 164-ФЗ дополняется абзацами, предусматривающими обеспечение защиты информации, обрабатываемой в системе "Одно окно" оператором системы "Одно окно", а также положение о том, что в системе "Одно окно" запрещено размещать и обрабатывать информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну.

Законопроектом вносятся изменения в Закон № 173-ФЗ, позволяющие адаптировать процедуры валютного контроля под систему "Одно окно".

Согласно законопроекту, органы и агенты валютного контроля получают в установленном порядке документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности, проведением валютных операций (далее - документы и информация), предоставленные резидентами через систему "Одно окно". Юридический статус указанных документов и информации приравнивается к соответствующим документам и информации, содержащихся на бумажных носителях (дополнение статьи 23 Закона № 173-ФЗ частью 5.1).

Положения законопроекта также корректируют права и обязанности резидентов, подключившихся к системе "Одно окно". Так, законопроектом предлагается обязать резидентов представлять АО "РЭЦ" информацию об уполномоченных банках (филиалах уполномоченных банков), в которых у них открыты счета в день подключения к системе "Одно окно", а в случае открытия резидентом счета в ином уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка) после подключения резидента к системе "Одно окно" - представлять информацию о таком уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка) АО "РЭЦ" не позднее рабочего дня, следующего за днем открытия такого счета. Также предлагается обязать резидентов, подключенных к системе "Одно окно", предоставлять органам и агентам валютного контроля и оператору системы "Одно окно" через систему "Одно окно" документы и информацию в установленном в законопроекте порядке и сроки (дополнение частями 2.1 и 2.2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ).

Законопроектом предлагается обязать АО "РЭЦ" соблюдать коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала известна при осуществлении своих полномочий. Представление и передача документов и информации АО "РЭЦ" органам валютного контроля и (или) агентам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна при осуществлении своих полномочий (дополнение абзацами частей 8 и 8.1 статьи 24 Закона № 173-ФЗ).

Законопроектом предусматривается срок вступления в силу норм с 1 января 2021 г. (статья 4 законопроекта), что необходимо для обеспечения функционирования системы "Одно окно".

В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


6 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.




30 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества"

Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.




22 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в РФ"

Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.




16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и ст. 6 ФЗ "О лотереях"

Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.




8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.