Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Проект Федерального закона "О деятельности по взысканию задолженности"



Дата размещения новости: 16 сентября 2015 г.

\

Как указывается в пояснительной записке, данный законопроект разработан Правительством РФ с целью создания нормативно-правовой базы регулирующей ведение организациями, а также иными лицами в Российской Федерации деятельности направленной на взыскание с должников просроченной задолженности, а также защиты прав и интересов граждан — должников путем запрета применения к ним неправомерных методов воздействия. Кроме того, законопроектом устанавливается система контроля и надзора за деятельность по взысканию просроченной задолженности, а также меры ответственности за несоблюдение установленных норм ведения деятельности по взысканию просроченной задолженности.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, складывающиеся как между кредиторами и должниками, так и между лицами, осуществляющими взыскание задолженности в силу полномочий, вытекающих из договора с кредитором либо выданной им доверенности, вне зависимости от наличия, вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего задолженность гражданина. Законопроект направлен на решение проблем остро влияющих на современный рынок кредитования физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также рынок кредитных услуг в целом. Среди таких проблем необходимо выделить ежегодное увеличения объемов просроченной задолженности граждан перед кредитными организациями, образовавшейся ввиду невозврата средств по выданным ранее кредитам, а также применение лицами, осуществляющими деятельность по взысканию просроченной задолженности на профессиональной основе, методов взыскания нарушающих основные права граждан ввиду недостаточной регламентированности указанной деятельности.

С ростом объемов потребительского кредитования увеличивается потенциальное число граждан, права которых могут быть нарушены в результате применения недобросовестных методов взыскания задолженности, в связи с чем, этот вопрос приобретает особую актуальность и социальную значимость. Недостаточность действующего правового регулирования в части ограничения перечня способов взаимодействия лиц осуществляющих деятельность по взысканию просроченной задолженности негативно влияет на уровень привлечения к ответственности лиц использующих в процессе осуществления указанной деятельности меры неправового воздействия на должников ограничивающие их права и ущемляющие законные интересы.

Так, согласно проведенному Генеральной прокуратурой Российской Федерации анализу практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей, гражданского и иного законодательства в организациях, осуществляющих деятельность по взысканию задолженности (коллекторские агентства), по результатам проверок деятельности коллекторских агентств и кредитных организаций прокурорами выявлено более 3,5 тысяч нарушений законодательства, внесено 967 представлений, объявлено 33 предостережения, предъявлено 654 иска, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 645 должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 55 уголовных дел. Нарушения прав должников, не попадающие в поле зрения правоохранительных органов и органов власти могут иметь существенно больший объем. Сведения из правоохранительных органов касаются только случаев привлечения к ответственности за уже совершенные правонарушения. Кроме того взыскателями могут совершаться действия, не подпадающие под составы правонарушений, предусмотренные действующим законодательством, но при этом ущемляющие права граждан и создающие для них невыносимые условия (звонки в круглосуточном режиме, систематические угрозы, в том числе выражающиеся в психологическом давлении, дезинформация и т.д.). Одной из причин такой ситуации является то, что действующее законодательство не содержит норм, квалифицирующих признаки недобросовестных практик и действий взыскателей, в качестве которых могут выступать: первоначальный кредитор, действующий в своем интересе, новый кредитор (цессионарий), лицо, не являющееся кредитором и действующее в чужом интересе.

С целью регламентации вопроса взаимодействия лица осуществляющего профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности с должниками законопроектом устанавливается закрытый перечень способов взаимодействия, которые могут использоваться профессиональным взыскателем или кредитором в процессе взаимодействия с должником, а также ответственность за использование иных методов. Предлагается также установить, что взыскание задолженности гражданина - должника может осуществляться только самим кредитором либо профессиональным взыскателем. Законопроектом определяется понятие профессионального взыскателя, которым может являться коммерческая организация, и предусматривается ведение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, государственного реестра профессиональных взыскателей. Лицо, включенное в указанный реестр, приобретает статус профессионального взыскателя, что дает ему определенные преимущества, предусмотренные законопроектом.

Такие ограничения направлены на защиту прав граждан — должников и на стимулирование лиц, специализирующихся на деятельности по взысканию задолженности, к добросовестному осуществлению соответствующих действий в течение длительного периода времени. В целях исключения возможности привлечения к деятельности по взысканию просроченной задолженности лиц не обладающих достаточной квалификацией для осуществления указанной деятельности законопроектом устанавливается ряд требований как к сотрудникам лица занимающегося деятельностью по взысканию просроченной задолженности, так и к членам органов управлений и учредителям указанного лица. Также в законопроекте закреплены основные права и обязанности уполномоченного органа по ведению указанного реестра, основания для внесения сведений в реестр, перечень представляемых документов для внесения сведений в реестр, сроки внесения сведений в реестр, основания для отказа во внесении сведений в реестр, основания для исключения сведений из реестра, а также ответственность уполномоченного органа за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Кроме того законопроектом устанавливается что юридическое лицо приобретает статус профессионального взыскателя только после внесения соответствующей записи о нем в государственный реестр профессиональных взыскателей. В целях регулирования отношений в сфере взыскания задолженности проведен анализ зарубежного законодательства. Так, согласно зарубежному опыту деятельность по взысканию задолженности, в том числе коллекторский бизнес, существует уже более века и стала неотъемлемой частью финансовых систем ряда стран. При этом можно отметить различный подход к законодательному регулированию деятельности о взыскании задолженности.

Таким образом, принятие законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан посредством установления механизмов предупреждения и ответственности за недобросовестные действия, связанные с взысканием долгов граждан, и добросовестной конкуренции в соответствующей сфере.

 

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

10 марта 2016 г.
Проект Федерального закона № 1012762-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

Законопроект предусматривает предоставить права мужчинам, оформившим отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование, наравне с женщинами.




1 марта 2016 г.
Федеральный закон от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

Законом продлена дата завершения приватизации жилых помещений на один год - до 1 марта 2017 г. Необходимость принятия указанных изменений вызвана наличием граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье, и ожидающих расселения, которые лишатся после 1 марта 2016 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию.




25 февраля 2016 г.
Проект Федерального закона № 1003844-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Законопроект внесен в Госдуму Правительством РФ. Принятие законопроекта будет способствовать более оперативному и эффективному проведению Росстатом федеральных статистических наблюдений в сфере госзакупок.




15 февраля 2016 г.
Проект Федерального закона № 996741-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

Предложенное законопроектом увеличение гарантированной суммы возврата при наступлении страхового случая до 5 000 000 руб. улучшит социальную защищенность населения и укрепит позицию российской банковской системы в силу притока дополнительных финансовых средств, поскольку данный лимит ответственности наибольшим образом отвечает среднестатистической сумме требований кредиторов банков.




11 февраля 2016 г.
Проект Федерального закона № 994938-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроектом предлагается усиление административной ответственности за деятельность в сфере оборота алкогольной продукции, осуществляемой без лицензии. Помимо этого, предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 14.17.1, устанавливающей административную ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта