Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Новый перечень медицинских товаров, освобожденных от обложения НДС (Никитин В.В.)

Новый перечень медицинских товаров, освобожденных от обложения НДС (Никитин В.В.)

Дата размещения статьи: 12.12.2015

В целях применения пп. 1 п. 2 ст. 149 и п. 2 ст. 150 НК РФ Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС (далее - новый Перечень). Начало действия документа - 13.10.2015.

Новый Перечень медицинских товаров пришел на смену трем предыдущим Перечням медицинских товаров.

В статье рассмотрены особенности и последствия применения нового Перечня. 

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС реализация, а также передача для собственных нужд на территории РФ следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:

- важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий;

- протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

- очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Ввоз этих товаров, а также сырья и комплектующих изделий для их производства на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, освобождается от налогообложения на основании п. 2 ст. 150 НК РФ.

Таким образом, на перечень медицинских товаров распространяются не только нормы пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, но и нормы п. 2 ст. 150 НК РФ.

До 13.10.2015 для целей применения пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ действовали следующие Перечни медицинских товаров:

- Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС (далее - Перечень медицинской техники), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19;

- Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению НДС (далее - Перечень линз и оправ для очков), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 N 240;

- Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению НДС (далее - Перечень технических средств для инвалидов), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 998. Данный Перечень объединял две группы технических средств:

технические средства, включая автомототранспорт и материалы;

протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним.

С 13.10.2015 действует новый Перечень, содержащий аналогичные медицинские товары:

- важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия;

- линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных);

- технические средства, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

- протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним.

Необходимость в обновлении Перечней, по нашему мнению, была связана со следующим:

- объединение трех Перечней в один значительно облегчает применение положений НК РФ;

- наименования товаров в старых Перечнях (кроме Перечня технических средств для инвалидов, который не содержал ссылки на классификаторы) содержали ссылки на коды ОК 005-93 "Общероссийский классификатор продукции" <1> (далее - ОКП), который утрачивает силу с 01.01.2016 <2>. В новом Перечне вместе с наименованиями товаров указаны:

- коды данного ОКП;

- коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза <3>.

--------------------------------

<1> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.

<2> Утрачивает силу с 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

<3> Утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54. 

В связи с этим облегчается использование одного и того же перечня для целей применения как пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, так и п. 2 ст. 150 НК РФ.

Рассмотрим, на что налогоплательщику необходимо обратить внимание в связи с утверждением нового Перечня.

Во-первых, с 01.01.2016 коды ОКП, указанные в новом Перечне, перестанут действовать. Вполне возможно, что вместо ОКП будет применяться ОК 034-2014 (КПЕС 2008) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" <4>. В этом случае в новый Перечень будут вноситься соответствующие изменения.

--------------------------------

<4> Утвержден Приказом Росстандарта N 14-ст. 

Во-вторых, в абз. 1 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ был приведен перечень важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. В то же время ранее ему соответствовал Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники. Как можно заметить, термины в этих Перечнях использовались разные - "медицинские изделия" и "медицинская техника". Теперь термин один - в новом Перечне есть раздел "Важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия".

Понятие же медицинских изделий приведено в п. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": медицинские изделия - это любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В-третьих, Перечень технических средств для инвалидов ранее не имел ссылок на коды ОКП. В новом Перечне в разделе "Технические средства, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов" указаны коды ОКП для отдельных медицинских товаров.

 

Медицинские товары и ОКП 

В новом Перечне, как и в старых Перечнях, для товаров указаны соответствующие им коды ОКП. При применении кодов возникают споры.

В связи с этим для налогоплательщиков имеют важное значение разъяснения, данные в Письме Минздрава России от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23 в отношении Перечня медицинской техники, которые мы вполне можем применить в отношении нового Перечня.

Из Письма следует, что принадлежность медицинских изделий к Перечню медицинских товаров определяется кодом ОКП. На первой ступени классификации данного Классификатора располагаются классы продукции (XX 0000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX). Поэтому перечисленные в Перечне группы медицинских изделий, а также входящие в них подгруппы и виды продукций должны освобождаться от обложения НДС.

Принадлежность каких-либо медицинских товаров к соответствующей группе Перечня должна определяться на основании принципа построения ОКП. 

Пример. Чаще всего в новом Перечне указаны коды групп и подгрупп медицинских товаров.

В частности, в п. 6 нового Перечня приведены инструменты зондирующие, бужирующие (зонды, бужи, катетеры, трубки, канюли), а также сказано, что им соответствует код ОКП 94 3600.

Под таким кодом в ОКП значится группа "Инструменты зондирующие, бужирующие". Эта группа объединяет четыре подгруппы:

- зонды - код 94 3610;

- бужи - код 94 3620;

- катетеры - код 94 3630;

- трубки, канюли - код 94 3640.

Соответственно, инструменты, указанные в этих подгруппах, подлежат освобождению от обложения НДС. 

В некоторых случаях поиск товаров по коду ОКП упрощен ввиду того, что в новом Перечне отражен код конкретного вида продукции. Например, в п. 15 нового Перечня поименованы весы платформенные медицинские (код ОКП 42 7434).

В Письме также обращено внимание на то, что названия продукции, указанные в регистрационных удостоверениях, сертификатах соответствия или иных документах на продукцию, могут не совпадать с названиями групп, подгрупп и видов медицинской техники по кодам ОКП. Поэтому, по нашему мнению, налогоплательщику необходимо обращать внимание на такой момент, потому что для подтверждения правомерности применения пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ необходимо иметь соответствующие документы, иначе возможны споры с налоговой инспекцией.

 

Особенности освобождения от налогообложения отдельных медицинских товаров 

Рассмотрим разъяснения контролирующих органов, а также судов по поводу распространения положений пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ на отдельные товары. Несмотря на то что они касаются старых Перечней медицинских товаров, они могут быть применены и в отношении нового Перечня.

Технические средства, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов. Как правило, в разд. 3 содержится не конкретный перечень технических средств, а описание предназначения объектов, к которому в качестве примера прилагается список некоторых технических средств. В связи с этим подходящим или не подходящим под описание в силу ряда причин можно признать один и тот же товар.

Например, в п. 28 нового Перечня предусмотрены, в частности, специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами (в том числе подушки и матрацы профилактические, противопролежневые и ортопедические, кровати медицинские с подъемными приспособлениями, фиксаторами, стулья и кресла функциональные, на колесиках, со съемными элементами, поручни, оборудование для подъема и перемещения, специальные приспособления для пользования средствами личной гигиены). При применении этой нормы нужно учитывать, что перечень специальных средств для самообслуживания и ухода за инвалидами открыт, а в скобках отражены лишь некоторые средства. Соответственно, могут быть средства, которые используются для названных целей, но которые в примерах не приведены. По мнению автора, для подтверждения отнесения товара к специальным средствам для самообслуживания и ухода за инвалидами можно использовать данные технического паспорта, инструкции по эксплуатации, а также иных документов.

Вышеуказанный список товаров в п. 28 нового Перечня соответствует списку товаров, поименованных в п. 7 Перечня технических средств для инвалидов. Читателю будут интересны официальные разъяснения финансистов по поводу применения этой нормы:

- реализация лифтов пассажирских освобождается от обложения НДС, они используются как технические средства для самообслуживания и ухода за инвалидами (Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 03-07-07/15428);

- реализация платформ подъемных для инвалидов освобождается от обложения НДС, если они используются как технические средства для самообслуживания и ухода за инвалидами (Письма Минфина России от 12.03.2015 N 03-07-07/13182, от 17.04.2013 N 03-07-07/12973). При этом в Письме от 18.06.2009 N 03-07-07/53 чиновники уточняли, что работы по монтажу подобной подъемной платформы для инвалидов НДС облагаются.

Исходя из приведенных разъяснений, следует, что налогоплательщику необходимо обращать внимание на документальное подтверждение предназначения данных средств именно для обслуживания инвалидов.

Линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Из буквального прочтения пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ можно сделать вывод, что от налогообложения не освобождается реализация солнцезащитных очков и оправ к ним.

В разд. II "Линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных)" нового Перечня указаны:

- линзы для коррекции зрения (код 94 8000) (линзы контактные, линзы для очков для коррекции зрения) (п. 21);

- оправы очковые (код 94 4265) (за исключением оправ для солнцезащитных очков) (п. 22).

Подкласс "Линзы для коррекции зрения" (код 94 8000 ОКП) включает в себя следующие группы продукции:

- линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием, окрашенные в массе (код ОКП 94 8300);

- линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием с покрытием-фильтром (код ОКП 94 8400);

- линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием фотохромные (код ОКП 94 8500).

В свете вышесказанного можно прогнозировать возникновение споров по поводу возможности освобождения от налогообложения реализации линз для коррекции зрения очковых с пониженным светопропусканием, относящихся к вышеприведенным группам, поскольку данная продукция, с одной стороны, предназначена для коррекции зрения, а с другой стороны, имеет защиту от солнца.

По аналогичному вопросу при применении утратившего силу Перечня линз и оправ для очков ранее возникали большие споры. Рассмотрим их.

В Перечне линз и оправ для очков были указаны:

- линзы для коррекции зрения - код 94 8000;

- очки - код 94 4260 (в части оправ очковых).

Минфин России в Письмах от 11.03.2005 N 03-04-05/01, от 27.03.2013 N 03-07-07/9763 разъяснял, что освобождение от налогообложения на реализацию линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием не распространяется. Он уточнял, что исключение для освобождения от обложения НДС в отношении солнцезащитных товаров распространяется не только на очки, но и на линзы для коррекции зрения.

Аналогичная позиция была высказана в Письме ФТС России от 16.03.2010 N 05-18/11824.

Суды придерживаются противоположной точки зрения (см., например, Постановления АС СКО от 21.04.2015 по делу N А53-16556/2014 <5>, ФАС МО от 04.09.2013 по делу N А41-41158/12, от 12.12.2012 по делу N А40-45933/12-72-338, ФАС ДВО от 22.10.2012 N Ф03-4592/2012 по делу N А51-533/2012).

--------------------------------

<5> Определением ВС РФ от 26.08.2015 N 308-КГ15-9696 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. 

Арбитры исходили из того, что факт наличия у линз для коррекции зрения сопутствующей (дополнительной) функции по защите глаз от солнечного света не меняет основного предназначения товара как медицинского изделия, необходимого для восстановления зрения человека. Если линзы обладают двумя функциями (защита от солнечных лучей и коррекция зрения), то на их реализацию распространяются льготы по налогообложению независимо от того, какая функция первой названа в технических условиях.

Суды указывали, что, поскольку в Перечень линз и оправ для очков включены товары с кодом ОКП 94 8000, принадлежность медицинских товаров к этому Перечню определяется данным кодом ОКП. Следовательно, товары, входящие в группы "Линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием", которые являются частью подкласса "Линзы для коррекции зрения" (код ОКП 94 8000), подлежат освобождению от уплаты НДС.

Также суды требовали от контролеров доказательств того, что линзы с пониженным светопропусканием относятся именно к солнцезащитным и не предназначены для коррекции зрения.

В свою очередь, Минфин и ФНС в 2014 и 2015 гг. не давали официальных разъяснений, из которых бы следовала неизменность их позиции или ее изменение.

В этом отношении примечательна Информация ФТС России "Обзор судебной практики таможенных органов по спорам, связанным с решениями таможенных органов об отказе в применении льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых в Российскую Федерацию линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием" <6>, где сказано, что в связи со складывающейся арбитражной практикой ФТС направила письмо в Минфин с предложением о рассмотрении вопроса об отнесении линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием к категории товаров, реализация которых не подлежит обложению НДС.

--------------------------------

<6> Публикация на сайте http://customs.ru по состоянию на 18.06.2014. 

Положительным относительно рассматриваемого вопроса можно считать появление проекта федерального закона N 829876-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации", принятого 20.10.2015 Государственной Думой в первом чтении, которым предусматривается изложение абз. 7 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ в новой редакции.

Напомним, что названная норма регламентирует освобождение от обложения НДС реализации, а также передачи для собственных нужд на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ. 

Действующая редакция

Редакция, планируемая к принятию

...очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных)...

...очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения)...

 

В пояснительной записке к проекту сказано, что действующая редакция пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не позволяет однозначно определить правомерность использования освобождения от обложения НДС в отношении очков и линз с пониженным светопропусканием в случае, когда указанные товары обладают двумя функциями: защита от солнечных лучей и коррекция зрения. В связи с этим предлагается внести изменение в абз. 7 названной нормы, предусматривающее освобождение от обложения НДС операций по реализации очков для коррекции зрения и линз для коррекции зрения независимо от того, являются ли они солнцезащитными.

Будем надеяться, что новую редакцию указанной нормы примут, что позволит прекратить споры.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).




1 июня 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.



В центре внимания:


Анализ теоретических основ концепции консолидированной финансовой отчетности (Плотников В.С., Плотникова О.В.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>

Необходимость применения статистических методов разделения затрат при обосновании управленческих решений, реализуемых в системе "директ-костинг" (Котова К.Ю., Шанина А.И.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>

ФНС не будет блокировать счета за неуплату взносов (Атласкирова И.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>

Обобщена практика применения законодательства о налогах и сборах (Чернышева Е.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>

ПСН-2017: шпаргалка для начинающих (Никитин А.Ю.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта