Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 02.06.2016
С 1 июля 2016 г. налогоплательщиков ждут очередные нововведения в части НДС. В первую очередь это касается новых кодов видов операций НДС, указываемых в книге покупок и продаж (дополнительных листах к ним). С этой же даты вступают в силу изменения, внесенные в пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ. Кроме того, налоговым ведомством разъяснен ряд вопросов, возникающих при исчислении НДС в сложных ситуациях.
Новый Перечень кодов видов операций
Приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@ "Об утверждении Перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по НДС, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по НДС, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по НДС, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур" утвержден новый Перечень кодов видов операций по НДС, который заменит существующий Приказ ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@. Приказ вступает в силу 1 июля 2016 г., т.е. будет применяться начиная с отчетности по НДС за III квартал 2016 г.
Необходимость издания нового Перечня назрела давно. Напомним, что к действующему на сегодняшний день Перечню налоговой службой рекомендованы дополнительные Коды в части операций, не нашедших отражения в основном Перечне (Письмо ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@).
В обновленном Перечне ряд кодов объединен, а также добавлены новые коды видов операций.
Кроме того, дополнительные коды видов операций, которые не вошли в старый Перечень, а применялись налогоплательщиками на основании Письма ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@, включены в новый Перечень.
Сравнительный анализ новых и старых кодов видов операций по НДС представлен в таблице.
Сравнительный анализ новых и старых кодов видов операций по НДС
Суть изменений |
Коды НДС, действующие |
|
до 1 июля 2016 г. |
с 1 июля 2016 г. |
|
Объединение операций, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав и иначе связанных с реализацией (пп. 2, 3 п. 1 ст. 146, ст. 162, п. п. 3, 4, 5.1 ст. 154 НК РФ), а также операций, связанных с восстановлением сумм "авансового" НДС в случае перечисления поставщику предоплаты (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). Выделение операций, связанных с определенными видами посреднических услуг и с передачей имущественных прав, в отдельные коды. Исключение составляют операции, для которых предусмотрены отдельные коды 06, 10, 13, 14, 15, 16, 27 |
01 (за исключением операций, для которых предусмотрены отдельные коды 03, 04, 06, 10, 11, 13), 03 (возврат товаров продавцу или продавцом), 04 (за исключением операций, отраженных по коду 06), 07, 08, 09, 11 |
Единый код 01 (объединяющий старые коды) с учетом следующих допущений: 1) 04 код "разбит" на 2 кода: новый код 15 (предназначен для операций по реализации (получению) товаров (работ, услуг) комиссионером (агентом) для себя и в интересах комитента (принципала); прочие операции, не вошедшие в код 15; 2) 11 код "разбит" на 2 кода: новый код 14 (предназначен для операций по передаче имущественных прав, перечисленных в п. п. 1 - 4 ст. 155 НК РФ) |
Объединение операций, связанных с полученной предоплатой в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая операции, осуществляемые по договорам комиссии, агентским договорам, договорам транспортной экспедиции. Исключение составляют операции, для которых предусмотрены отдельные коды 06, 28 |
02 (за исключением операций, для которых предусмотрены отдельные коды 05, 06, 12), 05, 12, 28 (дополнительный код, приведенный в Письме ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@) |
Единый код 02 (объединяющий старые коды) |
Разделение операций, связанных с посредническими операциями |
04 (отгрузка или приобретение товаров, работ, услуг (за исключением посреднических услуг), имущественных прав по договорам комиссии (агентского договора, если агент выступает от своего имени). Операции, которые совершают налоговые агенты (ст. 161 НК РФ), выделены в отдельный код 06 |
Выделен отдельно код 15 только для операций по реализации (получению) товаров (работ, услуг) комиссионером (агентом) для себя и в интересах комитента (принципала) |
Разделение операций, связанных с налогообложением имущественных прав |
11 (отгрузка или приобретение товаров, передача имущественных прав) |
Выделен отдельно код 14 только для операций передачи имущественных прав, указанных в п. п. 1 - 4 ст. 155 НК РФ |
Разделение операций, связанных с восстановлением "авансового" НДС в случае перечисления поставщику предоплаты (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ), а также операций, связанных с выставлением корректировочных счетов-фактур при уменьшении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ) |
21 (восстановление сумм налога в части операций, перечисленных в п. 8 ст. 145 НК РФ, п. 3 ст. 170, ст. 171.1 НК РФ, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0%) |
Операции по восстановлению "авансового" НДС в случае перечисления поставщику предоплаты (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ) отражаются по коду 01, а в части операций, связанных с выставлением корректировочных счетов-фактур на уменьшение стоимости, - по коду 18 |
Дополнение операций, связанных с составлением первичных учетных документов, иных документов при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками НДС и освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика |
26 (составление первичных учетных документов при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками налога, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой налога) |
Код 26 будет использоваться и для иных документов, содержащих суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (в том числе в случае изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, не являющимся плательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, а также при получении от указанных лиц оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, регистрация указанных документов в книге покупок в случаях, указанных в п. п. 6 и 10 ст. 172 НК РФ |
Введение нового кода для операций, связанных с корректировкой цен в сделках между взаимозависимыми лицами на основании п. 6 ст. 105.3 НК РФ. Такая корректировка необходима в случае применения налогоплательщиком в сделках между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам (п. 6 ст. 105.3 НК РФ) |
Не было |
Код 29 предназначен для отражения операций по корректировке реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, предприятия в целом как имущественного комплекса на основании п. 6 ст. 105.3 НК РФ |
Введение нового кода связано с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.03.2016 N 72-ФЗ в ст. 151 НК РФ, касающимися операций по уплате и принятию НДС к вычету при таможенном декларировании товаров. Изменения вступают в силу с 1 апреля 2016 г. |
Не было |
Код 30 предназначен для отражения операций по отгрузке товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен НДС в соответствии с абз. 1 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ |
Не было |
Код 31 предназначен для отражения операции по уплате сумм НДС, исчисленных при таможенном декларировании товаров, в случаях, предусмотренных абз. 2 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ |
|
Не было |
Код 32 предназначен для отражения операций по принятию к вычету сумм НДС, уплаченных (подлежащих уплате) в случаях, предусмотренных п. 14 ст. 171 НК РФ |
Примечание. Коды видов операций, изменения которых не коснулись либо были незначительными, в таблице не приводятся.
Страховая выплата поставщику товаров в связи с неоплатой их покупателем
С 1 июля 2016 г. вступает в силу обновленная редакция пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ. В данной статье речь идет о сумме страховой выплаты в адрес поставщика по договору страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем по оплате товаров.
Налогоплательщик, получив суммы страхового возмещения от покупателя, не должен включать их в налоговую базу по НДС, поскольку в период отгрузки товаров в адрес покупателя с их стоимости уже был исчислен и уплачен НДС в бюджет (пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 97-ФЗ).
Таким образом, с 1 июля 2016 г. на законодательном уровне закреплено положение о том, что суммы страховой выплаты, полученной поставщиком в связи с нарушением покупателем обязательства по оплате товаров (работ, услуг), если такой налогоплательщик исчислил (уплатил) налог с операции по реализации данных товаров (работ, услуг) в момент их отгрузки, не облагается НДС.
Практически это означает, что если по операциям отгрузки товаров был исчислен НДС, то полученная поставщиком от страховой компании сумма страхового возмещения (в случае неоплаты отгруженных товаров покупателем) не должна облагаться НДС. В противном случае имеет место двойное налогообложение операций одним и тем же налогом. Такая позиция была высказана КС РФ (Постановление от 01.07.2015 N 19-П).
Примечание. С 1 июля 2016 г. если по операциям отгрузки товаров был исчислен НДС, то полученная поставщиком от страховой компании сумма страхового возмещения (в случае неоплаты отгруженных товаров покупателем) не должна облагаться НДС.
Следует отметить, что и до 1 июля 2016 г. (т.е. до вступления в силу изменений в пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ) сумма страховой выплаты поставщику товаров в связи с неоплатой их покупателем должна включаться в базу по НДС, только если налог не был исчислен поставщиком в момент отгрузки данных товаров (Решение АС Свердловской области от 06.05.2013 N А60-36618/2012, Письма Минфина России от 29.04.2015 N 03-07-17/24760, от 18.03.2011 N 03-07-11/61, от 24.12.2010 N 03-04-05/3-744).
Восстановление НДС при списании основного средства
Наибольшее количество налоговых споров возникает по операциям списания объектов основных средств, имеющих ненулевую остаточную стоимость. Нужно ли восстанавливать НДС в подобных ситуациях? Мнение представителей финансового ведомства на протяжении ряда лет неизменно - налогоплательщик должен восстановить НДС с остаточной стоимости основного средства. Довод все тот же - указанные объекты не будут в дальнейшем использоваться в облагаемых НДС операциях (Письма Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-11/61, от 29.01.2009 N 03-07-11/22, от 07.02.2008 N 03-03-06/1/86, от 07.12.2007 N 03-07-11/617, ФНС России от 20.06.2006 N ШТ-6-03/614@). Не стало исключением и Письмо Минфина России от 14.04.2016 N 03-07-11/21297.
Многочисленное количество арбитражных споров складывается в пользу налогоплательщиков. Суды (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 29.10.2014 N А53-17381/2013, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2014 N А27-10310/2013 и от 27.08.2013 N А27-19496/2012, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 N А53-17381/2013) единодушно отмечают, что при ликвидации основных средств до истечения срока их полезного использования в связи с физическим износом или ликвидацией оснований для восстановления НДС нет.
Как отмечено в Постановлении АС Центрального округа от 24.02.2016 N А09-4959/2015, перечень случаев, при которых возможно восстановление принятого ранее к вычету НДС, является закрытым и произвольному расширительному толкованию не подлежит. Одного факта выбытия имущества из оборота недостаточно для восстановления НДС, поскольку в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ принятый ранее к вычету налог требуется восстановить в случае доказанности факта использования этого имущества в операциях, не подлежащих налогообложению.
Восстановление НДС только на том основании, что выбывшее имущество не используется в операциях, облагаемых НДС, не основано на законе.
Субсидия на возмещение затрат, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)
Порядок налогообложения субсидии, полученной на возмещение затрат, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), зависит от ее классификации. Так, сумма НДС подлежит восстановлению только в случае, если субсидия получена из федерального бюджета (Письмо Минфина России от 14.04.2016 N 03-07-11/21297).
Субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которой являлись в том числе и целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. Поэтому получение указанных бюджетных средств не влечет за собой обязанности восстановить НДС, ранее принятый к вычету. Такая позиция высказана высшими судьями (Определение ВС РФ от 19.11.2015 N 310-КГ15-8772, доведена до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 24.12.2015 N СА-4-7/22683@).
Аналогичной позиции придерживаются и арбитражные суды (Решения АС Курской области от 25.03.2016 N А35-10096/2015, АС г. Москвы от 29.12.2015 N А40-110404/15, Постановления АС Восточно-Сибирского округа от 10.12.2015 N А74-8069/2014, АС Северо-Западного округа от 06.10.2015 N А13-5173/2014 и от 29.09.2015 N А13-15788/2014).
Предъявление НДС по операциям, освобожденным от налогообложения
Суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от НДС, покупатель вправе принять к вычету в общеустановленном порядке (Письмо ФНС России от 25.03.2016 N СД-4-3/5153). Чиновники вновь подтвердили свое мнение, выраженное ранее в Письмах ФНС России от 16.02.2015 N ГД-4-3/2366@, от 18.12.2014 N ГД-4-3/26274.
Позиция основана на доводах, приведенных в Постановлениях КС РФ от 03.06.2014 N 17-П и Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 10627/06. Если поставщик, который не должен в силу освобождения от обязанностей налогоплательщика РФ, выставил счета-фактуры с суммой НДС, то у него возникает обязанность уплатить налог в бюджет. Исходя из зеркальности налога налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету суммы налога.
Следует отметить, что в случае возникновения подобных споров с налоговыми органами суды опираются на позицию КС РФ и ВАС РФ (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.05.2015 N Ф07-2281/2015).
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.
Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь.
Дата размещения статьи: 13.03.2017
Дата размещения статьи: 06.03.2017
Дата размещения статьи: 03.03.2017
Дата размещения статьи: 15.02.2017
Дата размещения статьи: 23.11.2016
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |