Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 29.06.2016
На практике нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда хозяйствующие субъекты по ошибке применяют освобождение от обложения НДС той или иной операции, в отношении которой льготы неприменимы. При таких обстоятельствах встает вопрос, как же быть с "забытым" НДС? Попробуем разобраться в этом, скажем сразу, непростом вопросе.
Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (п. 1 ст. 146 НК). При этом п. 1 ст. 168 Налогового кодекса (далее - Кодекс) гласит, что при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Из буквального толкования данной нормы можно сделать вывод, что цена договора по умолчанию не включает в себя НДС. Соответственно, если продавец по ошибке "забыл" про НДС, то ему ничто не мешает... довыставить налог. Однако, как показывает анализ судебной практики, такой подход в корне неверен и плюс ко всему противоречит сущности косвенного налогообложения.
Экономическая сущность НДС
Вопросам, связанным с порядком исчисления НДС, уже не раз уделял внимание Конституционный Суд. Судьи указывали, что данный налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. То есть он является косвенным налогом (налогом на потребление): реализация товаров (работ, услуг) производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму этого налога. Кроме того, устанавливая в гл. 21 Кодекса НДС и закрепляя - с учетом его экономической природы - правила исчисления данного налога, в том числе особенности механизма исчисления итоговой суммы налога, федеральный законодатель определил, что положительная разница между суммами, получаемыми налогоплательщиками от покупателей, и суммами налога, фактически уплачиваемыми налогоплательщиками поставщикам товаров (работ, услуг), подлежит уплате налогоплательщиком в бюджет по результатам налогового периода, а отрицательная - возврату (зачету) налогоплательщику из бюджета (см. Постановления КС от 1 июля 2015 г. N 19-П, от 28 марта 2000 г. N 5-П и от 20 февраля 2001 г. N 3-П; Определения КС от 8 апреля 2004 г. N 169-О и от 4 ноября 2004 г. N 324-О).
Иными словами, НДС исчисляется на каждом этапе производства и реализации (перепродажи) компаниями и ИП с возникающей добавочной стоимости. И в конечном счете этот налог в полном объеме ложится на плечи конечного потребителя.
Налоговая интерпретация
В этом свете интерес представляет и Постановление Пленума ВАС от 30 мая 2014 г. N 33. В п. 17 данного Постановления высшие судьи именно с учетом экономической сущности НДС дали толкование положениям ст. 168 Кодекса. Как указали судьи, по смыслу положений п. п. 1 и 4 ст. 168 Кодекса сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. А если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога, то предъявляемая покупателю продавцом сумма НДС выделяется из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом, предусмотренным п. 4 ст. 164 Кодекса.
Отметим, что тем самым Пленум ВАС фактически расширил перечень случаев, когда НДС определяется расчетным методом.
От теории к практике
Как это фактически работает, продемонстрировал Верховный Суд в Определении от 6 апреля 2016 г. N 309-ЭС16-1998.
Как следует из материалов дела, две компании заключили договор на поставку лома черных металлов. В договоре, спецификациях, накладных и счетах-фактурах стоимость лома была указана без НДС. Поставщик отгрузил оговоренный товар, а покупатель соответственно оплатил его по согласованной цене.
Проблема в том, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов не облагается НДС только при условии, что обе стороны сделки имеют соответствующие лицензии (пп. 25 п. 2, п. 6 ст. 149 НК). А в рассматриваемом деле таковая была у покупателя, но ее не имел поставщик. Соответственно, в данном случае операция по реализации лома вовсе не была освобождена от обложения НДС. Ну и что же делает поставщик? Он пишет письмо покупателю, объясняя, что стоимость товара увеличивается на сумму НДС, и прикладывает к нему корректировочные счета-фактуры с указанием в них соответствующей суммы налога. Попросту говоря, поставщик фактически потребовал покупателя доплатить... три миллиона рублей в виде НДС. И нет ничего удивительного в том, что покупатель с таким поворотом событий не согласился, что, собственно, и послужило поводом для судебного разбирательства.
Суды всех инстанций, включая Верховный Суд, встали на сторону покупателя. Они указали, что раз налог не был учтен в цене реализованного товара по причине неправомерного применения поставщиком налоговой льготы, то так тому и быть - НДС не подлежит взысканию дополнительно к цене уже полученной продукции. Свою позицию судьи подкрепили как положениями ст. ст. 10, 421, 424 Гражданского кодекса и ст. 149 Налогового кодекса, так и приведенными нами разъяснениями, которые содержатся в п. 17 Постановления Пленума ВАС N 33.
Также судьи приняли во внимание, что какой-либо предшествующей заключению договора переписки между сторонами, из которой следовало бы, что НДС не учтен в цене договора, в материалы дела не представлено. Плюс ко всему разногласий по цене у сторон в момент заключения договора и его исполнения также не имелось. При этом договор сторонами фактически исполнен; счета-фактуры выставлены истцом и приняты ответчиком, оплата поставленного товара покупателем произведена. Более того, поставщик просто не мог не знать, что у него нет необходимой для освобождения от НДС лицензии. А потому судьи посчитали, что его "маневр" с довыставлением НДС является самым что ни на есть злоупотреблением правом.
Универсальный подход
Таким образом, в общем случае "забытый" НДС выделяется из цены договора с применением расчетной ставки. И покупатель ничего "сверху" доплачивать продавцу не должен. При определенных обстоятельствах он может пойти навстречу продавцу. Однако для этого как минимум должно быть заключено дополнительное соглашение об изменении цены сделки.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.
Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь.
Дата размещения статьи: 13.03.2017
Дата размещения статьи: 06.03.2017
Дата размещения статьи: 03.03.2017
Дата размещения статьи: 15.02.2017
Дата размещения статьи: 23.11.2016
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |