Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Малый и средний бизнес на первый раз будут прощать (о поправках в КоАП РФ, касающихся замены наказания в виде штрафа на предупреждение. Комментарий к Закону от 03.07.2016 N 316-ФЗ) (Суховская М.Г.)

Малый и средний бизнес на первый раз будут прощать (о поправках в КоАП РФ, касающихся замены наказания в виде штрафа на предупреждение. Комментарий к Закону от 03.07.2016 N 316-ФЗ) (Суховская М.Г.)

Дата размещения статьи: 16.08.2016

Итак, очередное поручение Президента РФ из серии "хватит кошмарить бизнес" стало Законом. Теперь организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), в случае совершения ими либо их должностными лицами административного правонарушения вместо штрафа смогут отделаться предупреждением.

Суть поправок

Чтобы такая замена стала возможной, должны соблюдаться следующие условия <1>:
- нарушение совершено впервые;
- не был причинен вред (либо отсутствовала угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства;
- не возникло угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- отсутствует имущественный ущерб.

Для справки
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме <2>.

При этом неважно, фигурирует ли в конкретной статье КоАП либо регионального административного закона наказание в виде предупреждения или нет <3>.
Также теперь закреплено, что если за конкретное правонарушение, помимо основного наказания, предусмотрено еще и дополнительное (например, конфискация орудия совершения нарушения <4>), то в случае замены штрафа на предупреждение дополнительное наказание не применяется <5>.
В то же время есть закрытый перечень правонарушений, при совершении которых замена штрафа на предупреждение будет невозможна <6>. Среди них, в частности:
- недобросовестная конкуренция <7>;
- невыполнение в срок законного предписания контролирующего органа <8>;
- подделка документов, печатей или бланков, их использование либо сбыт <9>;
- представление принимающей стороной для целей миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранце либо подложных документов <10>;
- незаконное вознаграждение от имени юридического лица <11>;
- незаконный прием на работу госслужащего <12>;
- нарушение требований к ведению образовательной деятельности <13>.
--------------------------------
<1> Части 2, 3 ст. 3.4, ч. 3.5 ст. 4.1, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
<2> Часть 1 ст. 3.4 КоАП РФ.
<3> Часть 3 ст. 3.4 КоАП РФ.
<4> Часть 2 ст. 3.3 КоАП РФ.
<5> Часть 3 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
<6> Часть 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
<7> Статья 14.33 КоАП РФ.
<8> Статья 19.5 КоАП РФ.
<9> Статья 19.23 КоАП РФ.
<10> Части 2, 3 ст. 19.27 КоАП РФ.
<11> Статья 19.28 КоАП РФ.
<12> Статья 19.29 КоАП РФ.
<13> Статья 19.30 КоАП РФ.

Кто именно может рассчитывать на предупреждение вместо штрафа

Чтобы в 2016 г. считаться субъектами МСП, фирмы и предприниматели должны отвечать следующим критериям.

Критерий

Микропредприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Средняя численность <*> работников за 2015 г. <14>

1 - 15 человек

16 - 100 человек

101 - 250 человек

Предельная выручка <*> за 2015 г. без учета НДС <15>

120 млн руб.

800 млн руб.

2 млрд руб.

3. Структура уставного (складочного) капитала <16>

Суммарная доля участия в уставном капитале (УК) не должна превышать:

(или) 25% - если в УК участвуют Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды;

(или) 49% - если в УК участвуют организации, не являющиеся малыми и средними предприятиями, а также иностранные компании (в отношении каждой такой доли участия)

--------------------------------
<*> С 1 августа 2016 г. в расчет будет приниматься не средняя, а среднесписочная численность работников, а критерий выручки изменится на критерий дохода, однако цифры останутся прежними <17>.

Кроме того, к субъектам МСП относятся фирмы, созданные общественными организациями инвалидов (ООИ), при следующих условиях <18>:
- уставный капитал полностью состоит из вкладов ООИ;
- среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50%;
- доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда - не менее 25%;
- фирма соответствует критериям, указанным в таблице, кроме требования по уставному капиталу.

--------------------------------
<14> Пункт 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2016) (далее - Закон N 209-ФЗ).
<15> Пункт 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2016); п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 N 702.
<16> Пункт 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
<17> Пункт 1 ст. 6, ч. 10 ст. 10 Закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ; п. п. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265.
<18> Статья 33 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Когда нарушение считается совершенным впервые

Таких случаев два. Во-первых, когда лицо ранее никогда не привлекалось к административной ответственности в принципе. А во-вторых, когда лицо ранее уже нарушало КоАП, однако новое нарушение совершено им по истечении периода, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Этот период начинается со дня вступления в силу первичного постановления о назначении наказания и заканчивается спустя год после исполнения этого постановления <19>.
В отличие от наказания в виде штрафа, которое считается исполненным после его уплаты, наказание в виде предупреждения, как вы понимаете, исполнить каким-либо образом нельзя. Соответственно, в этом случае упомянутый период закончится через год после вступления в силу постановления.
После того как этот период истечет, лицо считается не подвергавшимся административному наказанию. То есть совершенные по истечении установленного годичного срока правонарушения являются совершенными впервые. Аналогичное мнение высказывают и суды <20>.
Проиллюстрируем этот вывод на примере.
Предприниматель - субъект МСП нарушил срок подачи уведомления об открытии банковского счета за границей <21>. С учетом того что нарушение совершено впервые, 25 июля 2016 г. в отношении ИП было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения и в тот же день вручено ему под роспись. Предприниматель не стал оспаривать постановление, и спустя 10 дней <22>, то есть 5 августа 2016 г., оно вступило в силу.
Период, в течение которого ИП будет считаться наказанным, начнется 05.08.2016 (дата вступления в силу постановления) и закончится 04.08.2017 (истечение годичного срока после вступления в силу постановления).
Таким образом, если начиная с 5 августа 2017 г. ИП вновь будет уличен в "неопасном" нарушении, он вправе рассчитывать на предупреждение вместо штрафа, поскольку такое нарушение снова считается совершенным впервые.

* * *

Скорее всего, контролирующие органы по понятным причинам будут неохотно заменять штраф на предупреждение. Однако если и нарушитель, и нарушение отвечают требованиям, установленным в КоАП для такой замены, то есть все шансы через суд отменить штраф. Другой вопрос, что пока не ясно, какие именно нарушения суды будут расценивать как заслуживающие снисхождения. Ведь нельзя исключать того, что какой-нибудь судья усмотрит в просрочке сдачи налоговой декларации <23> угрозу для государственной безопасности...
--------------------------------
<19> Статья 4.6 КоАП РФ.
<20> См., например, Рекомендации Научно-консультативного совета АС ВВО "Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях" (вопрос 13), утв. Решением Президиума АС ВВО, Протокол от 17.06.2015 N 3.
<21> Часть 2 ст. 15.25 КоАП РФ.
<22> Части 1, 2 ст. 4.8, ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ.
<23> Статья 15.5, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".




22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.




11 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)

Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь. 




28 января 2017 г.
Проект Федерального закона N 87981-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Законопроектом предполагается, что при осуществлении некоторых видов приносящей доход деятельности граждане могут быть освобождены от необходимости государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Перечень видов такой деятельности и условия освобождения лиц ее осуществляющих от государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей будут установлены федеральным законом. 



В центре внимания:


Конкурентная борьба между оперативным и бухгалтерским учетом и избыточность информации учета: экономико-теоретический анализ (Будович Ю.И.)

Дата размещения статьи: 09.03.2017

подробнее>>

Сущность производственного учета (Аверина О.И., Пермитина Л.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2017

подробнее>>

Комплексное и устойчивое развитие территории - новый инвестиционный драйвер или административный барьер? (Кузьма И.Е.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>

Лучший корпоративный спор, рассмотренный ВС РФ в 2016 году (Хлюстов П.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>

Взносы под контролем ФНС: что меняется для ИП с 2017 года (комментарий к Закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ) (Бугаева Н.Г.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта