Проект федерального закона № 1263425-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"



Дата размещения новости: 12 октября 2021 г.

Законопроект внесен в Государственную Думу депутатом И.А. Чирковой.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, он разработан в соответствии с пунктом 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросу совершенствования института банкротства от 5 декабря 2019 г. № Пр-2485.

Законопроект направлен на комплексное реформирование института несостоятельности (банкротства), в том числе на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, повышение гарантий независимости арбитражных управляющих, совершенствование системы саморегулирования в этой сфере, порядка проведения торгов.

В соответствии со статистикой Единого федерального реестра сведений о банкротстве за 2019 - 2020 годы доля удовлетворенных требований кредиторов составляет менее 5%; доля процедур, в которых выплаты кредиторам не производились, около 60%; доля ежегодно вводимых реабилитационных процедур банкротства организаций составляет менее 2%.

Для разрешения сложившейся негативной ситуации и с учетом международной практики законопроектом предлагается создать новую реабилитационную процедуру - реструктуризацию долгов, направленную на восстановление платежеспособности должника и сохранение бизнеса.

С целью создания дополнительных стимулов для использования должниками реабилитационных механизмов, в случае введении процедуры реструктуризации долгов предусматривается возможность предоставления должнику инвестиционного налогового кредита.

Законопроектом предусматривается сохранение существующих реабилитационных процедур внешнего управления и финансового оздоровления, поскольку в отношении данных процедур уже выработана судебная практика, которая формировалась на протяжении более 18 лет и позволила разъяснить значительное число узкоспециальных процедурных вопросов, которые в принципе не могут быть урегулированы на уровне федерального закона. В случае введения новой процедуры реструктуризации в качестве единственной реабилитационной процедуры, наработанные судебной практикой подходы, окажутся к ней не применимы, что крайне негативно отразится на правовой определенности и доверии участников гражданского оборота к новой процедуре и законодательству о банкротстве в целом.

В связи с изложенным, решение об исключении из Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" процедур внешнего управления и финансового оздоровления следует принимать по результатам апробирования новой процедуры реструктуризации долгов на протяжении не менее, чем трехлетнего периода. При таких условиях процедура наблюдения также подлежит сохранению, поскольку данная процедура является необходимой основой для проведения процедур внешнего управления и финансового оздоровления.

Одновременно изменяются порядок отбора арбитражных управляющих для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве - предусматривается возможность их балльного оценивания и ранжирования на основе объективных показателей, а также отбор арбитражных управляющих с использованием механизма случайного выбора.

С учетом необходимости обеспечения независимости арбитражных управляющих повышаются финансово-правовые гарантии деятельности арбитражных управляющих, в том числе увеличивается размер вознаграждения арбитражных управляющих, предусматривается его ежегодная индексация.

Согласно Концепции по развитию законодательства о страховании ответственности арбитражных управляющих, подготовленной Банком России, в настоящее время реализация инструмента страхования имущественной ответственности арбитражных управляющих осложнена отказами со стороны страховщиков в страховании ответственности арбитражных управляющих, большинство страховых организаций уходит из данного сегмента.

В сложившейся ситуации страховщики де-факто осуществляют допуск арбитражных управляющих к осуществлению профессиональной деятельности, что ставит последних в зависимость от заинтересованности страховщиков в заключении договоров страхования, отсутствие которой может быть связано с непрозрачностью соответствующей сферы деятельности, сложностью оценки страхового риска или недостаточной емкостью страхового рынка.

Вместе с тем в зарубежных источниках права установление, наряду со страхованием, иных способов обеспечения финансовой ответственности рассматривается в качестве лучшей практики. Такой подход позволяет субъекту профессиональной деятельности выбирать в наибольшей степени отвечающий его интересам способ обеспечения ответственности либо использовать сочетание таких способов. При наличии иных доступных способов обеспечения ответственности конкретный субъект в значительно меньшей степени зависит от страховщиков.

С целью решения обозначенной проблемы законопроект предусматривает введение альтернативного страхованию способа обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих - независимой гарантии.

Кроме того, саморегулируемой организации арбитражных управляющих предоставляется право отказаться от применения указанных выше способов обеспечения имущественной ответственности своих членов - арбитражных управляющих и создать целевой фонд для дополнительного обеспечения их ответственности. По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование).

В настоящее время сведения о банкротстве публикуются в электронной и бумажной версиях издания "Коммерсантъ", размещаются в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а судебные акты арбитражного суда по делам о банкротстве публикуются на общедоступном официальном информационно-справочном ресурсе "Картотека арбитражных дел".

Публикация сведений о банкротстве в печатной версии газеты приводит к дублированию как информации, так и расходов на публикации, поскольку размещение таких сведений является платным. Средняя стоимость одной публикации достигает 10 000 рублей. Газета "Коммерсантъ" выпускается только в 17 крупных городах России, в связи с чем, данное печатное издание является гораздо менее доступным, чем сеть Интернет, следовательно, упразднение таких публикаций не приведет к нарушению прав кредиторов и иных заинтересованных лиц, между тем, существенно снизит затраты на ведение процедур банкротства. К недостаткам опубликования сведений в газете также стоит отнести и малоинформативность публикаций, которые содержат в себе лишь указание на определенный факт, произошедший с контрагентом, а для получения более полной информации необходимо обратиться в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

В целях совершенствования механизмов раскрытия информации о банкротстве должника и снижения расходов на ведение процедур банкротства, законопроектом признаются утратившими силу положения закона о необходимости опубликования сведений о банкротстве в печатном издании.

Предусмотренный действующей редакцией Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" механизм продажи имущества  должника не позволяет достичь заявленных целей законопроекта из-за продолжительности проведения мероприятий, необходимых для его продажи.

В связи с этим в целях предупреждения убыточной финансово-хозяйственной деятельности должника, снижения расходов на проведение торгов, ускорения сроков их проведения и минимизации случаев признания торгов несостоявшимися предлагаются изменения в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем - при отсутствии заявок - цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение. Предлагается отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам для проведения торгов.

Для повышения эффективности реализации имущества должника, а также доступности и прозрачности проведения торгов предусматривается создание государственной информационной системы раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в сфере банкротства, основными функциями и принципами работы которой являются в том числе:

Принятие проекта федерального закона будет способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов.

См. также: Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.




30 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 27883-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - предоставление новым организациям, зарегистрированным на территории Курильских островов, при соблюдении определенных условий, налоговых льгот. В частности предусматривается, что данные организации в течение 20 лет с момента регистрации на территории Курильских островов не будут признаваться налогоплательщиками налога на прибыль организаций, земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество организаций.




26 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 25618-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Целью законопроекта является создания перестраховочного пула на рынке ОСАГО. Необходимость его формирования обусловлена проблемами при функционировании системы гарантированного заключения договора ОСАГО ("Е-Гарант") и, как следствие, снижением доступности данного вида страхования.




22 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 22118-8 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом устанавливается предельный размер ежедневной процентной ставки по потребительским кредитам (займам) 0,8% в день, предельное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в размере 292% годовых и предельного размера суммы всех платежей по договору потребительского кредита (займа) сроком до года до 130%  от суммы предоставленного потребительского (кредита) займа.




16 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 19332-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Так, для упрощения процедуры регистрации индивидуальных предпринимателей, законопроектом предусматривается исключение предоставления копии паспорта гражданина РФ в регистрирующий орган.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.