Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Влияние чистых активов и собственных средств на финансовую устойчивость организации (Щепотьев А.В.)

Влияние чистых активов и собственных средств на финансовую устойчивость организации (Щепотьев А.В.)

Дата размещения статьи: 24.10.2012

Практически любая хозяйственная деятельность сопряжена с различными рисками (финансовыми, правовыми, становыми, предпринимательскими и т.д.). В первую очередь проблемы рисков связаны с коммерческой деятельностью, однако и некоммерческая деятельность зачастую таит в себе различного рода риски. Проанализируем риски финансовой устойчивости организации, связанные с наличием и изменением величины чистых активов (или собственных средств) организации.

О понятиях "чистые активы" и "собственные средства"

Понятия "чистые активы" и "собственные средства" как экономические термины встречаются в различных экономических источниках, также существуют нормативные правовые акты, в которых используются данные термины. В различных нормативных документах термины (понятия) "чистые активы" и "собственные средства" имеют хотя и схожую, но все же различную трактовку, а также ряд особенностей, которые будут рассмотрены ниже.
В мировой практике и российском законодательстве понятия "чистые активы" и "собственные средства" ("собственный капитал") зачастую используются как аналогичные (эта же позиция отражена в [1 - 3]). Более того, в некоторых нормативных правовых актах Российской Федерации эти два понятия используются как взаимозаменяемые. Например, согласно ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов", указано, что "для кредитной организации вместо стоимости чистых активов рассчитывается величина собственных средств (капитала), определяемая в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации". Из приведенного примера следует, что законодатель (для различных видов хозяйствующих субъектов) использует понятия "чистые активы" и "собственные средства" как аналогичные и тождественные. Данная позиция также изложена в Письме Банка России от 28 октября 1996 г. N 350 "О показателе стоимости чистых активов": "Чистые активы - это активы, свободные от обязательств, что соответствует понятию собственных средств (капитала) применительно к кредитной организации".
Существует много методов и методик (для различного вида субъектов), определяющих порядок расчета чистых активов, однако их суть можно представить в следующем виде.
Согласно Приказу Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29 января 2003 г. "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" (наиболее "распространенная" и часто используемая методика), под стоимостью чистых активов общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов общества, принимаемых к расчету, суммы пассивов, принимаемых к расчету. Оценка имущества, средств в расчетах и других активов и пассивов общества производится с учетом требований положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.
В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
внеоборотные активы, отражаемые в разд. 1 бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);
оборотные активы, отражаемые в разд. 2 бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.
В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:
долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;
краткосрочные обязательства по займам и кредитам;
кредиторская задолженность;
задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
резервы предстоящих расходов;
прочие краткосрочные обязательства.
Ниже приведен расчет чистых активов (в балансовой оценке) <*> (приведен в таблице).
--------------------------------
<*> Приказ Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29 января 2003 г. "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".

Расчет чистых активов (в балансовой оценке)

                     Наименование показателя                    

 Сальдо
на дату

I. Активы                                                        
1. Нематериальные активы                                        
2. Основные средства                                            
3. Незавершенное строительство                                  
4. Доходные вложения в материальные ценности                     
5. Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, за         
исключением фактических затрат по выкупу собственных акций у    
акционеров                                                      
6. Прочие внеоборотные активы, включая величину отложенных      
налоговых активов                                               
7. Запасы                                                       
8. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям    
9. Дебиторская задолженность, за исключением задолженности      
участников (учредителей) по взносам в уставный капитал          
10. Денежные средства                                           
11. Прочие оборотные активы                                     
12. Итого активы, принимаемые к расчету (сумма данных п. п. 1 - 
11)                                                             
II. Пассивы                                                     
13. Долгосрочные обязательства по займам и кредитам             
14. Прочие долгосрочные обязательства, включая величину         
отложенных налоговых обязательств и суммы созданных в           
установленном порядке резервов в связи с условными              
обязательствами и с прекращением деятельности                   
15. Краткосрочные обязательства по займам и кредитам            
16. Кредиторская задолженность                                  
17. Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов   
18. Резервы предстоящих расходов                                
19. Прочие краткосрочные обязательства                          
20. Итого пассивы, принимаемые к расчету (сумма данных п. п. 13 -
19)                                                             
21. Стоимость чистых активов акционерного общества (итого активы,
принимаемые к расчету (стр. 12), минус итого пассивы, принимаемые
к расчету (стр. 20))                                            

 

Чистые активы (собственные средства) - это все активы организации за вычетом всех обязательств организации. Иными словами, чистые активы (собственные средства) - это величина задолженности организации своим владельцам (акционерам, участникам, пайщикам и т.д.) [4, 5]. Чистые активы - это величина денежных средств, которые получат владельцы при ликвидации организации: реализации всех активов, уплаты долгов по всем обязательствам, а оставшиеся денежные средства будут переданы владельцам (без учета расходов, связанных с ликвидацией), т.е. чистые активы (собственные средства) условно приравниваются к рыночной стоимости действующего бизнеса [4].
По сути, чистые активы, являясь (с экономической точки зрения) условной задолженностью перед собственниками (акционерами, учредителями, пайщиками) организации, служат "финансовым буфером", некой "подушкой безопасности" для кредиторов, инвесторов, заимодавцев, так как в случаях возникновения убытков от деятельности организации, признаков банкротства все имущество организации (в классическом варианте) пойдет в первую очередь на гашение задолженности перед персоналом, кредиторами, бюджетом, а задолженность перед собственниками, учредителями будет гаситься в последнюю очередь (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Таким образом, можно сделать вывод о том, что собственные средства организации являются "финансовой гарантией" со стороны учредителей, собственников организации о гашении кредиторской задолженности внешних инвесторов и кредиторов (например, согласно ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью": "Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов"). Аналогичная норма (о гарантии интересов кредиторов посредством уставного капитала акционерного общества) содержится и в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (п. 1 ст. 25).
Поэтому законодательно в некоторых видах деятельности, имеющих большое социально-общественное значение в жизнедеятельности общества, предусмотрено обязательное наличие высокого уровня собственных средств (например, страховая деятельность, банковская деятельность, деятельность негосударственных пенсионных фондов, деятельность участников рынка ценных бумаг и т.д.).
Для обычных коммерческих компаний, таких как общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что размер уставного капитала общества должен быть не менее 10 тыс. руб.) закрытые акционерные общества (ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что минимальный уставный капитал закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества (базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда: с 1 января 2001 г. - 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда")), т.е. 10 тыс. руб.

Анализ методик определения чистых активов
и собственных средств

В настоящее время в российском законодательстве действует более двадцати различных инструкций, методик и методов расчета чистых активов и собственных средств различных видов или организационно-правовых форм организаций:
Приказ Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29 января 2003 г. "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" (зарег. в Минюсте России 12 марта 2003 г. N 4252);
Письмо Минфина России от 22 октября 2004 г. N 07-05-19/7 "О порядке оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью";
Приказ ФСФР России от 15 июня 2005 г. N 05-21/пз-н "Об утверждении Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию" (в ред. Приказа ФСФР России от 15 декабря 2005 г. N 05-83/пз-н) (зарег. в Минюсте России 11 июля 2005 г. N 6769);
Приказ ФСФР России от 26 декабря 2006 г. N 06-155/пз-н "Об утверждении Порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений" (зарег. в Минюсте России 8 февраля 2007 г. N 8916);
Приказ Минфина России от 2 мая 2007 г. N 29н "Об утверждении Порядка расчета стоимости чистых активов организаторов азартных игр" (зарег. в Минюсте России 22 мая 2007 г. N 9523);
Приказ Минфина России N 7н, ФСФР России N 07-10/пз-н от 1 февраля 2007 г. "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ" (зарег. в Минюсте России 5 апреля 2007 г. N 9235);
Приказ ФСФР России от 14 июня 2007 г. N 07-67/пз-н "Об утверждении Правил расчета стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал" (зарег. в Минюсте России 6 июля 2007 г. N 9764);
Приказ ФСФР России от 27 марта 2007 г. N 07-29/пз-н "Об утверждении Порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения военнослужащих" (зарег. в Минюсте России 28 апреля 2007 г. N 9366);
Приказ Росалкогольрегулирования от 1 июня 2010 г. N 37н "Об утверждении минимальной стоимости чистых активов поручителей, с которыми территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка заключают договоры поручительства, и Порядка расчета минимальной стоимости чистых активов поручителей" (зарег. в Минюсте России 7 июля 2010 г. N 17760);
Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций (утв. Банком России 10 февраля 2003 г. N 215-П, в ред. Указания Банка России от 30 июня 2006 г. N 1699-У) (зарег. в Минюсте России 17 марта 2003 г. N 42693);
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 853 "О порядке поддержания достаточности собственных средств (капитала) управляющей компании и специализированного депозитария относительно объема обслуживаемых активов";
Приказ ФСФР России от 18 мая 2005 г. N 05-19/пз-н "О показателях и нормативах достаточности собственных средств (капитала) управляющих компаний и специализированных депозитариев, являющихся субъектами отношений по обязательному пенсионному страхованию, заключивших договоры с негосударственными пенсионными фондами, относительно объема обслуживаемых активов" (зарег. в Минюсте России 17 июня 2005 г. N 6722);
Приказ ФСФР России от 15 июня 2005 г. N 05-21/пз-н "Об утверждении Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию" (зарегистрирован в Минюсте России 11 июля 2005 г. N 6769);
Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика";
Приказ ФСФР России от 23 октября 2008 г. N 08-41/пз-н "Об утверждении Положения о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж и биржевых посредников, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар" (зарег. в Минюсте России 4 февраля 2009 г. N 13265);
Информационное письмо Росстрахнадзора от 29 декабря 2009 г. N 11063/04-01 "О составлении и представлении страховыми организациями в составе годовой бухгалтерской отчетности и отчетности в порядке надзора за 2009 год и промежуточной бухгалтерской отчетности и отчетности в порядке надзора за 1 квартал 2010 года формы N 7п-страховщик и формы 14п-страховщик" (вместе с Рекомендуемым порядком составления и представления формы N 7п-страховщик "Отчет о размещении средств страховых резервов" и формы N 14п-страховщик "Отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховой организации");
Приказ Минфина России от 19 апреля 2011 г. N 43н "Об утверждении Экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов" (зарег. в Минюсте России 6 июня 2011 г. N 20945) и др.
О необходимости наличия достаточного уровня собственных средств не напрямую, а косвенно указано и в иных нормативных правовых актах. Федеральный закон от 18 июня 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Приказ Минфина России от 22 июля 2010 г. N 78н "Об утверждении Порядка размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов" (зарег. в Минюсте России 31 августа 2010 г. N 18318) уделяют немало внимания финансовой устойчивости кредитного кооператива, в том числе через достаточный уровень собственных средств кооператива: внедрена и используется косвенная привязка к собственным средствам через систему финансовых нормативов деятельности кредитного кооператива (например, в кредитном кооперативе должно выполняться следующее финансовое ограничение: "...минимальная величина паевого фонда кредитного кооператива должна составлять не менее 8 процентов суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков)").
Наличие различных методов и приемов определения чистых активов и собственных средств обусловлено спецификой деятельности различных финансовых институтов и организационно-правовых видов юридических лиц.
Отметим, что столь большое число методов и методик определения чистых активов и собственных средств обусловливается постоянным изменением, трансформаций и изменениями различных приемов определения чистых активов, а также постоянным изменением экономического состояния в стране, изменением законодательства и т.д.
В связи с этим имеются различные методики, утратившие свою актуальность и, как следствие, силу нормативного правового акта, например:
Письмо Госкомимущества России от 25 мая 1993 г. N ДВ-2/3498, Минфина России от 21 мая 1993 г. N 62 "О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах" (зарег. в Минюсте России 1 июня 1993 г. N 267);
Постановление ФКЦБ России от 21 мая 1998 г. N 12 "Об утверждении новой редакции Положения о порядке оценки и составления отчетности о стоимости чистых активов интервальных паевых инвестиционных фондов, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 2 ноября 1995 года N 21" (в ред. Постановления ФКЦБ России от 2 октября 1998 г. N 40) (утратило силу);
Постановление ФКЦБ России от 25 мая 1998 г. N 14 "Об утверждении новой редакции Положения о порядке оценки и составления отчетности о стоимости чистых активов открытых паевых инвестиционных фондов, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 27 октября 1995 года N 19" (в ред. Постановления ФКЦБ России от 2 октября 1998 г. N 40) (утратило силу);
Постановление ФКЦБ России от 21 марта 2002 г. N 5/пс "О Порядке расчета собственных средств управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" (зарег. в Минюсте России 8 апреля 2002 г. N 3355);
Постановление ФКЦБ России от 31 июля 2002 г. N 28/пс "Об утверждении требований к размеру собственных средств акционерного инвестиционного фонда";
Приказ Минфина России N 83н, ФКЦБ России N 03-158/пз от 12 сентября 2003 г. "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ" (зарег. в Минюсте России 3 октября 2003 г. N 5146);
Постановление ФКЦБ России от 18 февраля 2004 г. N 04-6/пс "Об утверждении Порядка определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений" (зарег. в Минюсте России 9 марта 2004 г. N 5632);
Приказ ФСФР России от 13 апреля 2005 г. N 05-9/пз-н "Об утверждении Порядка определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, сформированные в негосударственных пенсионных фондах" (зарег. в Минюсте России 20 мая 2005 г. N 6602);
Приказ ФСФР России от 15 декабря 2005 г. N 05-82/пз-н "Об утверждении Порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения военнослужащих" (в ред. Приказа ФСФР России от 13 июня 2006 г. N 06-59/пз-н) (зарег. в Минюсте России 24 января 2006 г. N 7407);
Приказ ФСФР России от 29 сентября 2005 г. N 05-43/пз-н "Об утверждении Методики расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг" (зарег. в Минюсте России 28 октября 2005 г. N 7120) и др.

Соотношение собственных и заемных средств организации

В некоторых классических экономических теориях, деловой практике и методиках определения финансовой устойчивости в качестве варианта финансово устойчивого соотношения собственных и заемных средств приводится соотношение 1:1, т.е. заемные средства (включая кредиторскую задолженность) равны (соизмеримы) величине собственных средств организации.
Данный анализ также делают посредством расчета коэффициента автономии (финансовой независимости), который определяется анализом соотношения собственных средств и всех активов (пассивов) организации.
Коэффициент автономии (финансовой независимости) показывает долю активов должника, которые обеспечиваются собственными средствами, и определяется как отношение собственных средств к совокупным активам.
Коэффициент автономии - это показатель, который характеризует степень финансовой независимости предприятия, определяется как отношение собственных средств к общей сумме активов.
Вопросы финансовой устойчивости организации рассматриваются в различных нормативных документах:
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа";
Приказ МЧС России от 2 февраля 1998 г. N 63 "О независимой аудиторской и оценочной деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте";
Приказ Минпромэнерго России N 57, Минэкономразвития России N 134 от 25 апреля 2007 г. "Об утверждении Методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления";
Письмо Минэкономразвития России от 15 июня 2009 г. N Д06-1672 (о мерах по восстановлению платежеспособности организации-должника в случае ее банкротства, а также об удовлетворении требований работников организации-должника);
Приказ ФСФР России от 30 ноября 2006 г. N 06-137/пз-н "Об утверждении Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" (зарег. в Минюсте России 17 января 2007 г. N 8760);
Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика";
Методическое руководство по комплексной оценке эффективности инновационной деятельности аптечного предприятия (утв. Росздравнадзором 1 октября 2008 г.) и др.
Анализ нормативных правовых документов, судебной практики позволяет сделать вывод, что, если коэффициент автономии (финансовой независимости) менее 0,5 (заемные средства (в структуре всех пассивов общества) превышают собственные средства), финансовое состояние организации может быть неудовлетворительным, и существует вероятность, что организации будет затруднительно рассчитаться в полном объеме со всеми кредиторами в разумные сроки.
Говоря о страховых, финансовых, кредитных организациях, следует отметить, что специфика их деятельности является принципиально иной (относительно организаций промышленной сферы, сферы услуг и т.д.).
Нормативные документы, регламентирующие анализ финансовой устойчивости для организаций финансовой и кредитной деятельности, следующие:
Приказ ФСФО России от 23 января 2001 г. N 16 "Об утверждении "Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций";
Приказ Минфина России от 19 апреля 2011 г. N 43н "Об утверждении Экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов" (зарегистрирован в Минюсте России 6 июня 2011 г. N 20945);
Приказ Минфина России от 2 ноября 2001 г. N 90н "Об утверждении Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств" (зарег. в Минюсте России 21 декабря 2001 г. N 3112);
Приказ Минфина России от 22 июля 2010 г. N 78н "Об утверждении Порядка размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов" (зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2010 г. N 18318);
Положение об обязательных резервах кредитных организаций (утв. Банком России 7 августа 2009 г. N 342-П) (зарег. в Минюсте России 15 сентября 2009 г. N 14775);
Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (вместе с Методикой расчета кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера, Методикой расчета кредитного риска по срочным сделкам, Методикой определения синдицированных кредитов, Методикой определения уровня риска по синдицированным кредитам) (зарег. в Минюсте России 6 февраля 2004 г. N 5529).
В ходе анализа данных нормативных документов определено, что для организаций финансовой, кредитной сферы деятельности разумное соотношение собственных и заемных средств колеблется в диапазоне от 1:8 до 1:20.
Это положение обеспечивается тем фактом, что основным ресурсом финансовых, кредитных организаций является привлеченный ресурс вкладчиков, пайщиков, инвесторов, клиентов страховых услуг и т.д.
Отметим, что для управляющих (инвестиционных) компаний подобное соотношение имеет существенные отклонения, относительно проанализированных видов субъектов. Согласно Приказу ФСФР России от 18 мая 2005 г. N 05-19/пз-н "О показателях и нормативах достаточности собственных средств (капитала) управляющих компаний и специализированных депозитариев, являющихся субъектами отношений по обязательному пенсионному страхованию, заключивших договоры с негосударственными пенсионными фондами, относительно объема обслуживаемых активов" (зарег. в Минюсте России 17 июня 2005 г. N 6722), определено, что "...норматив достаточности собственных средств управляющей компании составляет 0,0001; норматив достаточности собственных средств специализированного депозитария составляет 0,0001", т.е. соотношение 1:10 000. Однако финансовая надежность данного вида субъектов обеспечивается более жестким регулированием со стороны государства активных операций.
Проанализировав значимость чистых активов (собственных средств) организации, отметим, что данный показатель актуален в различных сферах экономических взаимоотношений: определение кредитоспособности заемщика; анализ рынка ценных бумаг; определение рыночной или залоговой стоимости действующего бизнеса; выявление признаков банкротства хозяйствующего субъекта и т.д. Именно поэтому детальное и всесторонне изучение данной экономической категории так важно. Автор надеется, что результаты исследований помогут при осуществлении финансового анализа и принятии соответствующего решения.

Список литературы

1. Современные технологии оценочной деятельности: Сб. метод. рекомендаций / Международный юридический институт, Ассоциация финансово-промышленных групп России. М., 2000.
2. Сычева Г.И., Колбачев Е.Б., Сычев В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Сер. "Высшее образование".)
3. Экономика и управление недвижимостью: Учебник для вузов / Под ред. П.Г. Грабового. М.: АСВ; Смоленск: Смолин Плюс, 1999.
4. Щепотьев А.В. Методика выявления и оценки "скрытых" и "мнимых" активов и обязательств (применяется для оценки рыночной стоимости организации (бизнеса)). М.: Юстицинформ, 2009. (Серия "Деловая библиотека".)
5. Щепотьев А.В. Особенности оценки заемных отношений с учредителями и акционерами (владельцами и совладельцами) при оценке стоимости юридического лица // Вопросы оценки. 2006. N 3. С. 46 - 49.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи