Дата размещения новости: 7 сентября 2021 г.
Законопроект внесен в Государственную Думу сенаторами А.В. Кутеповым и Г.И. Орденовым.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, вопрос о приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления (далее совместно - объекты газоснабжения) в настоящее время является спорным. Несмотря на то, что объекты газоснабжения включаются в планы приватизации государственного (муниципального) имущества, судебная практика показывает, что однозначной позиции о законности таких решений не выработано. В одних случаях суды делают вывод о том, что действующим законодательством приватизация газопроводов запрещена (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 № 308-ЭС17-11970 по делу Арбитражного суда Краснодарского края № А32-23355/2016), в других - что объекты газоснабжения могут приватизироваться при соблюдении определенных условий (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2018 № 307-ЭС18-13455 по делу Арбитражного суда Тверской области № А66- 5147/2017).
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Таким законом является, в частности, Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации). Согласно пункту 1 статьи 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Противоречивые правовые позиции судов при рассмотрении дел об оспаривании решений и сделок по приватизации газопроводов являются следствием различного толкования указанной статьи.
Вместе с тем в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях, то есть, фраза "...получившей в процессе приватизации..." позволяет сделать однозначный вывод о возможности приватизации объектов газораспределительных систем.
В то же время следует отметить, что согласно статье 2 Закона о газоснабжении "газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
По сравнению с другими формами энергоснабжения газоснабжение имеет определенные особенности, что обусловлено спецификой такого энергетического ресурса, как газ, особенностями энергетических объектов в газовой отрасли, необходимостью обеспечения эффективного управления Единой системой газоснабжения. Деятельность в сфере газоснабжения имеет особое правовое регулирование.
Особенностями газоснабжения, в частности, являются:
Кроме того, особенностью системы газоснабжения является то, что она представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из взаимосвязанных и централизованно управляемых объектов.
Таким образом, учитывая особенности газоснабжения как специфического вида энергоснабжения, представляется, что приравнивать правовой статус объектов газоснабжения к иным объектам энергоснабжения недопустимо. Соответственно, для применения норм об энергетике к объектам газоснабжения (применительно к вопросам приватизации) необходимо прямое указание на это в самой норме права.
Следует отметить, что в настоящее время в государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в том числе на балансе унитарных предприятий, находятся объекты газоснабжения, содержание которых требует проведения особых мероприятий, таких, например, как техническое обслуживание, ремонт, диагностирование, что сопряжено со значительными финансовыми затратами соответствующих бюджетов. Кроме того, статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложены полномочия в сфере выявления, постановки на учет и последующего оформления в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, в том числе объектов газоснабжения. Следует отметить, что уточнение порядка вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов, в том числе предоставление сетевым организациям возможности оформления права собственности на бесхозяйные газопроводы, включено в пункт 1 подраздела 1 раздела 3 перечня мероприятий по направлению "Подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 № 20-р. Реализация данного мероприятия контролируется высшим исполнительным органом государственной власти.
Таким образом, прямое закрепление в Законе о приватизации нормы о возможности приватизации объектов газоснабжения, как составляющих государственную или муниципальную казну, так и закрепленных за государственными или муниципальными унитарными предприятиями (учреждениями), представляется актуальным не только в целях устранения коллизий в федеральном законодательстве, но и в целях последовательной реализации мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего содержания и эксплуатации таких объектов лицами, обладающими необходимой компетенцией в сфере газоснабжения.
Вернуться на предыдущую страницу
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Навигация