Дата размещения статьи: 15.11.2012
Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны перечислять соответствующие суммы налога в бюджет в полном объеме и в установленный законодательством срок. Опоздание чревато увеличением задолженности еще и на сумму пеней. Другое дело, что при начислении таковых по итогам выездной проверки налоговики частенько преувеличивают сумму долга перед бюджетом. Показательным в этом плане представляется дело, рассмотренное Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 29 мая 2012 г. N 17259/11.
Согласно п. 1 ст. 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую хозяйствующий субъект должен выплатить в случае перечисления причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, чем установлено законодательством. Причем таковая представляет собой самостоятельную задолженность перед бюджетом, то есть отдельную от непосредственно недоимки, и подлежит оплате независимо от применения налоговиками других мер обеспечения, а также мер ответственности, то есть наложения штрафа (п. 2 ст. 75 НК). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со следующего за установленным законодательством дня расчетов с государством (п. 3 ст. 75 НК). Сумма пеней определяется в процентном соотношении от величины не уплаченного своевременно налога. В качестве процентной ставки при этом используется 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующая в период начисления "штрафных" процентов. В этом смысле при незначительных сумме недоимки и количестве дней просрочки величина пеней вряд ли серьезно скажется на финансовом положении налогоплательщика или налогового агента. Другое дело, если задолженность перед бюджетом довольно весома, а с момента установленного срока уплаты налога прошло, к примеру, несколько лет.
Так или иначе, но даже если задолженность и имеет место, а значит, вроде бы должны быть и пени, не всегда стоит принимать на веру сумму "штрафных" процентов, начисленных ревизорами по итогам выездной проверки. Свидетельством тому - дело N А56-19155/2010, рассмотренное Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 29 мая 2012 г. N 17259/11.
С чего все началось
Итак, в отношении общества в 2009 г. инспекцией была проведения выездная проверка за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. Среди прочего по ее итогам налоговиками была начислена организации как налоговому агенту значительная сумма пеней за период с 1 января 2006 г. по 30 декабря 2008 г. в связи с несвоевременным перечислением НДФЛ, удержанного из выплат физлицам, но не уплаченного в бюджет. Апелляционная жалоба на решение контролеров в этой части ничего не дала, и в марте 2010 г. компании было направлено требование, в том числе об уплате соответствующей суммы пени. Оспаривание данного документа в суде, а также непосредственно решения, вынесенного ревизорами по результатам проверки, имело, что называется, переменный успех, но ни на одном этапе решение и требование инспекции не были признаны недействительным в части начисления пеней по НДФЛ. Последней надеждой оставалось обращение в Высший Арбитражный Суд РФ, и оно себя в итоге оправдало.
Тройка судей ВАС РФ нашла сразу три основания для пересмотра дела в порядке надзора.
Нереальная к взысканию недоимка
Во-первых, как указали арбитры, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения таковой в отношении самого налога, после истечения пресекательного срока по взысканию недоимки пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по ее уплате и с этого момента не подлежат начислению. Между тем при расчете суммы пеней за несвоевременное перечисление НДФЛ за 2006, 2007 гг. инспекция учла задолженность по этому налогу, образовавшуюся до 1 января 2006 г. При этом судьи предыдущих инстанций, признавая обоснованным начисление пеней на задолженность по НДФЛ за период, предшествовавший налоговой проверке, исходили из отсутствия спора о наличии этой задолженности и не выяснили правомерность начисления пеней. В частности, ими не была установлена дата, с которой пени должны "капать". Кроме того, в материалах дела нет сведений о соблюдении ИФНС сроков на принудительное взыскание недоимки с учетом требований ст. ст. 46, 70 Кодекса, отсутствуют судебные решения о взыскании пеней и решения как о взыскании пеней за счет денежных средств на счетах общества, так и за счет иного его имущества. Проще говоря, срок давности задолженности, на которую начислены ревизорами пени, судьи не установили. Между тем, если таковой истек, хотя налоговый агент и погасил недоимку самостоятельно 30 декабря 2008 г., ни о каких пенях не может быть и речи.
Обратите внимание! Пени не начисляются за весь период действия решения инспекции об аресте имущества должника или решения суда о принятии в отношении его обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке либо ареста денежных средств и имущества (п. 3 ст. 75 НК). Кроме того, "обнулить" пени можно в случае, если недоимка, в связи с которой они начислены, образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений, которые были даны ему либо неопределенному кругу лиц Минфином или ФНС (п. 8 ст. 75 НК).
Более ранняя недоимка, чем период проверки
Вторым поводом для передачи дела в Президиум ВАС РФ стало то, что при его рассмотрении судами не были учтены положения п. 4 ст. 89 Налогового кодекса. В частности, согласно данной норме в рамках выездной налоговой ревизии может быть исследован период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором назначена проверка. Из материалов же дела следует, что, проводя ревизию за 2006 и 2007 гг., инспекция включила в общую задолженность для начисления пеней недоимку, которая на начало проверяемого периода уже имела место. Иными словами, обстоятельства, связанные с ее возникновением, к проверяемому периоду не относились. Следовательно, по итогам данной ревизии у инспекции отсутствовали основания для начисления пеней с этой суммы задолженности. Собственно говоря, в целом, как указала тройка судей в Определении от 15 марта 2012 г. N ВАС-17259/11, именно такой подход сложился в арбитражной практике. А значит, принятые по рассматриваемому делу судебные решения ей не соответствуют.
Блокировка счета как основание для неуплаты пени
Наконец, тройка судей вняла доводам налогового агента об отсутствии оснований для начисления пеней в связи с невозможностью перечисления удержанного им налога из-за приостановления инспекцией операций по счетам общества в банке, а также наложения ареста на его имущество. Арбитры предыдущих судебных инстанций их отмели, указав, что НДФЛ удерживается из заработной платы работников, выдача которой относится к расходным операциям, предшествующим исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, на которые блокировка счета не распространяется. Однако тройка судей посчитала, что нельзя не учитывать все те решения об аресте имущества и приостановлении операций по кассе и расчетным счетам, с которыми столкнулось общество до того, как уплатило НДФЛ в бюджет. Все они, по мнению коллегии судей, свидетельствуют об отсутствии у организации возможности распоряжаться денежными средствами, поступающими на его счета, а также имуществом, что и стало препятствием для своевременного перечисления удержанного НДФЛ.
И если не по всем статьям, то, по крайней мере, по двум из трех основания, выявленные тройкой судей, для пересмотра дела в порядке надзора сыграли в пользу налогового агента.
Попадание - два из трех
Президиум ВАС РФ, как и арбитры первой, апелляционной и кассационной инстанций, не увидел причинно-следственной связи между приостановлением операций на счетах общества и невозможностью погашения им недоимки. А вот факт, что суды не выяснили правомерность начисления пеней, в частности, не установили дату, с которой они должны начисляться, представители ВАС РФ посчитали весомым недочетом. Как указали судьи, налоговый орган вправе предъявлять пени к взысканию как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до исполнения обязанности по уплате налога. Собственно, такая позиция не раз высказывалась Президиумом ВАС РФ (Постановления от 21 июня 2011 г. N 16705/10, от 18 мая 2011 г. N 18602/10, от 12 октября 2010 г. N 8472/10). При этом проверка соблюдения срока давности взыскания пеней осуществляется в отношении каждого дня просрочки.
Статья 70 Налогового кодекса, правила которой применяются в том числе и в отношении порядка направления требования об уплате пеней, устанавливает различные сроки для выставления такового в случаях, когда:
- налоговая задолженность выявлена в результате проведения налоговой проверки, установившей факт занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога;
- недоимка образовалась вследствие неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по уплате в срок суммы налога, самостоятельно им исчисленной и задекларированной.
Исходя из указанного разграничения, требование об уплате налога по результатам проверки должно быть направлено налогоплательщику (налоговому агенту) в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таковом. В иных случаях оно подлежит направлению налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Такая же позиция высказана Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 20 сентября 2011 г. N 3147/11.
В рассматриваемом же деле речь большей частью шла о недоимке по НДФЛ, сведения о котором представлялись обществом как налоговым агентом в налоговый орган. В частности, непосредственно в ходе самой проверки было установлено, что не удержан и не перечислен НДФЛ лишь в размере чуть более 60 000 руб., в то время как общая сумма задолженности, на которую инспекторы начислили пени, исчислялась миллионами. Соответственно, указали служители Фемиды, в рассматриваемом случае начисление и взыскание пеней на сумму "задекларированной" задолженности по НДФЛ должно было производиться ревизорами с учетом срока выставления требования об уплате пеней, предусмотренного п. 1 ст. 70 Налогового кодекса. Однако, принимая решения по делу, суды данное обстоятельство во внимание не приняли, как и то, что неосуществление инспекцией взыскания пеней своевременно не может быть устранено путем начисления пеней в отношения той же задолженности по результатам выездной налоговой проверки. Иными словами, вопрос о том, правомерно ли начисление пеней в принципе, и если да, то с какой даты они должны начисляться, так и остался невыясненным.
Впрочем, поскольку представители Президиума полностью поддержал выводы тройки судей о том, что по итогам данной конкретной проверки у инспекции отсутствовали основания для начисления пеней с суммы задолженности, возникшей еще до проверяемого периода, то это уже, как видно, не столь важно. Вместе с тем, поскольку в рамках проверки налоговиками была выявлена в том числе недоимка, относящаяся к периоду, охваченному ревизией, Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение. В конце концов, необходимо установить верную сумму пени, причитающуюся с налогового агента. Принятые же по делу судебные акты представители ВАС РФ отменили.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация