Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Индивидуальный предприниматель > "Упрощенка" для индивидуального предпринимателя (Матонин С.)

"Упрощенка" для индивидуального предпринимателя (Матонин С.)

Дата размещения статьи: 10.07.2014

Право воспользоваться упрощенной системой налогообложения распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей. Однако в отношении последних данная система налогообложения предусматривает некоторые особенности, о которых и пойдет речь.

Как известно, российское законодательство дает право гражданам заниматься предпринимательской деятельностью, но обязывает их зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, на что указывает ст. 23 ГК РФ и ст. 11 НК РФ.
К индивидуальным предпринимателям приравниваются и главы крестьянских (фермерских) хозяйств, и частные детективы (ст. 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").
Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП) определен гл. IV - VII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Функции по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей осуществляет ФНС в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н.

Налоговое право позволяет индивидуальным предпринимателям уплачивать налоги либо в соответствии с общей системой налогообложения, при которой с предпринимательских доходов уплачивается налог на доходы физических лиц (НДФЛ), либо в соответствии со специальными налоговыми режимами, в частности с упрощенной системой налогообложения (УСН). Причем переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется индивидуальным предпринимателем добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.
Обратите внимание: перейти на УСН может не всякий предприниматель, а лишь тот, деятельность которого отвечает всем требованиям ст. ст. 346.12 и 346.13 НК РФ, устанавливающих ряд ограничений в части применения "упрощенки". Если выполняются все требования названных статей, то для перехода на УСН предпринимателю необходимо уведомить об этом свою налоговую инспекцию. Подать уведомление нужно не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого предприниматель переходит на УСН.

Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать такое уведомление в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговой инспекции, поэтому заявить о применении данного налогового режима можно сразу при постановке на налоговый учет.
Индивидуальные предприниматели, которые по тем или иным причинам перестали уплачивать единый налог на вмененный доход (ЕНВД), вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога.
Следует иметь в виду, что индивидуальный предприниматель, не уведомивший налоговую инспекцию о переходе на "упрощенку" в установленные сроки, не вправе применять ее. Такой запрет установлен пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями УСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
- НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ, на что прямо указано в п. 5 ст. 346.11 НК РФ.

Предприниматель, работающий на УСН, признается плательщиком страховых взносов на обязательные виды страхования. Если предпринимательская деятельность ведется им в одиночку, то он признается плательщиком взносов как самозанятый гражданин, при наличии наемного труда - платит взносы еще и как работодатель.
"Упрощенец" вправе самостоятельно решить, с какого объекта налогообложения он будет платить единый налог - с доходов или с доходов, уменьшенных на величину расходов. Выбранный объект налогообложения закрепляется индивидуальным предпринимателем в уведомлении, подаваемом в налоговый орган.
Если объектом налогообложения являются доходы, то единый налог уплачивается по ставке 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Во втором случае налог исчисляется по ставке 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Причем и в том, и в другом случае при определении объекта налогообложения предпринимателем учитываются:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Из состава налогооблагаемых доходов исключаются суммы доходов, перечисленных в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.
Так, бизнесмены исключают из своей доходной части доходы, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ, в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.
Понятно, что те, кто работает на разнице, помимо доходов учитывают и свои расходы, закрытый состав которых установлен ст. 346.16 НК РФ. Причем расходы, указанные в п. 1 этой статьи, принимаются для целей налогообложения при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Большинство расходов, приведенных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций.

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признают свои доходы и расходы кассовым методом (ст. 346.17 НК РФ).
При любом объекте налогообложения предприниматели самостоятельно определяют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, по итогам налогового периода. При этом налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Если налог уплачивается с доходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя, при разнице таковой выступает денежное выражение доходов предпринимателя, уменьшенных на величину расходов.
Индивидуальные предприниматели - "упрощенцы" независимо от объекта налогообложения уплачивают авансовые платежи по налогу.
Индивидуальные предприниматели с объектом налогообложения "доходы" по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Те же, кто работает на разнице, исчисляют сумму авансового платежа по налогу по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Несмотря на то что уплата авансовых платежей производится, отчетность в налоговую инспекцию не представляется (п. п. 3, 4 ст. 346.21 и 346.23 НК РФ).
Налоговая декларация представляется коммерсантом в налоговую инспекцию по месту жительства только по итогам налогового периода, причем в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации и Порядок ее заполнения, утверждены Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н.
Уплата единого налога при использовании УСН производится по месту жительства индивидуального предпринимателя в сроки не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября. Сумма налога платится в бюджет не позднее 30 апреля.

Обратите внимание: индивидуальные предприниматели - работодатели, работающие на доходах, имеют право уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на величину указанных в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ выплат, но не более чем на 50%.
В составе налогового вычета у предпринимателя-работодателя учитываются:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченные (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ;
2) расходы по оплате больничных за первые три дня нетрудоспособности (в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством");
3) платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования, заключенным с лицензированными страховыми организациями в пользу работников на случай их болезни (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя по требованию законодательства. Правда, снизить налог на данные платежи можно при условии, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает величины пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренного законодательством, за дни, оплачиваемые работодателем.
Предприниматели-"упрощенцы", работающие в одиночку на доходах, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в полном размере.
Благодаря тому, что индивидуальные предприниматели в отличие от коммерческих организаций могут уплачивать страховые взносы по двум основаниям, они могут уменьшить единый налог, уплачиваемый при УСН с объектом налогообложения "доходы", как на свои суммы уплаченных страховых взносов (в полном размере), так и частично на страховые взносы, уплаченные за наемных работников.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.

Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:
1) если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз;
2) если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Напомню, что с 1 января 2014 г. минимальный размер оплаты труда в РФ составляет 5554 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

В силу этого в 2014 г. коммерсанту придется за себя заплатить следующие суммы обязательных страховых взносов:
- по взносам на ОПС:
5554 руб. x 26% x 12 = 17 329 руб.;
- по взносам на ОМС в бюджет ФФОМС:
5554 руб. x 5,1% x 12 = 3399 руб.
Обратите внимание: у индивидуальных предпринимателей, работающих в одиночку, отсутствует обязанность уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ. В то же время они могут уплачивать их добровольно.
Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС в фиксированных размерах за периоды, указанные в пп. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (п. 6 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Если гражданин решил стать индивидуальным предпринимателем. Регистрация и ответственность (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Особенности правосубъектности индивидуального предпринимателя (Шапсугова М.Д.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Ограничений количества регистрации статуса ИП не существует (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

подробнее>>

ИП дарит имущество физлицу: что с НДС (Никитин А.Ю.)

Дата размещения статьи: 05.08.2016

подробнее>>

Профессиональный вычет ИП с "отсрочкой" (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 29.06.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта