Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Принудительные работы: место в системе наказаний и некоторые проблемы применения (Усеев Р.З.)

Принудительные работы: место в системе наказаний и некоторые проблемы применения (Усеев Р.З.)

Дата размещения статьи: 12.07.2014

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" расширена сфера применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Закон определил введение нового вида уголовного наказания - принудительных работ. Каково их место в системе наказаний? В чем особенности и проблемы применения?
На сегодняшний день суды лишены возможности назначения наказания в виде принудительных работ. Законодатель перенес сроки введения указанного наказания на 1 января 2014 г., объясняя это отсутствием дополнительных бюджетных ассигнований <1>. Вместе с тем введение с 2014 г. указанного вида наказания вновь стоит под вопросом. В соответствии с п. 9 протокола заседания Рабочей группы (подкомиссии) Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 29 августа 2013 г. N 1 Минюсту России необходимо внести предложения о переносе вступления в силу положений законодательства в части введения нового наказания в виде принудительных работ. Предполагается новая дата введения рассматриваемого наказания - 1 января 2017 г. <2>.
--------------------------------
<1> Пояснительная записка к законопроекту N 185977-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<2> Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. URL: http: //regulation.gov.ru/project/7502.html?point=view_project&stage=1&stage_id=3468 (дата обращения: 30.09.2013).

Смогут ли принудительные работы занять обособленное место в системе наказаний? Представляется, что введение этого вида наказания стоит рассматривать как неотъемлемую часть процесса реформирования уголовно-исполнительной системы. Места отбывания принудительных работ - исправительные центры - позволят сократить наполнение колоний, дадут возможность не погружать осужденного, впервые совершившего преступление, в среду профессиональных преступников и снизить затраты на содержание осужденных <3>.
--------------------------------
<3> Иванцова Н.В. Принудительные работы - альтернативный или самостоятельный вид наказания: пути поиска правил. подхода / Н.В. Иванцова, К.Ю. Калачян // Российская юстиция. 2012. N 8. С. 60.

В настоящий момент система наказаний России представляется в виде двух групп: не связанных с лишением свободы и связанных с таковым. Очевидно, что в перспективе принудительные работы станут связующим звеном между указанными группами. Содержание исполнения этого наказания обладает элементами наказаний, как связанных с лишением свободы (проживание под надзором в общежитиях исправительного центра (ИЦ) и т.д.), так и не связанных с лишением свободы (возможность проживания, обучения, лечения, трудовой занятости осужденных за пределами ИЦ и т.д.).
История пенитенциарного законодательства и пенитенциарной системы СССР и России знает аналогии принудительным работам <4>: условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением освобожденного к труду и условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (1977 - 1993 гг.), направление в воспитательно-трудовой профилакторий (1982 - 1993 гг.). Определенные аналогии можно провести относительно направления больных наркоманией и алкоголизмом, уклоняющихся от лечения, в лечебно-трудовой и лечебно-воспитательный профилакторий (1972 - 1993 гг.), а также при исполнении административного ареста (ст. 32 КоАП РСФСР).
--------------------------------
<4> Вместе с тем в первые годы советской власти получило распространение убеждение в необходимости минимизации излишних страданий осужденных. В отношении социально неустойчивых лиц лишение свободы предполагалось заменять иными, по терминологии УК РСФСР в ред. 1926 г., мерами социальной защиты судебно-исправительного характера - принудительными работами (см.: Мигущенко О.Н. Применение меры социальной защиты "принудительные работы" в 1928 - 1934 гг. // История государства и права. 2009. N 22. С. 37, 38).

В настоящий момент определенные аналогии следует проводить со сложившейся практикой исполнения наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях (ст. 128, 129 УИК РФ) и административного наказания в виде административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).
Отдельно стоит остановиться на исполнении наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях. Нормы УК РФ и УИК РФ указывают на то, что данный вид исправительных учреждений предназначен для изоляции личности - лишения свободы. Однако осужденные содержатся исключительно под надзором, но не под вооруженной охраной. Правоограничения в колонии-поселении и ИЦ имеют значительное сходство. В связи с этим действующие колонии-поселения можно было бы перепрофилировать под ИЦ. В результате таких мероприятий из колоний-поселений высвободилось бы порядка 40 тыс. осужденных <5>.
--------------------------------
<5> Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 30.09.2013).

При введении наказания в виде принудительных работ можно будет использовать опыт вышеуказанных форм государственного принуждения.
Для введения в действие принудительных работ принят основной перечень нормативно-правовых актов. Вместе с тем ряд нормативно-правовых актов ведомственного характера находится в стадии обсуждения и согласования <6>.
--------------------------------
<6> Докладная записка заместителя директора ФСИН России генерал-майора внутренней службы В.В. Цатурова директору ФСИН России генерал-полковнику внутренней службы А.А. Реймеру от 14 апр. 2012 г. N 5/1-626.

К настоящему времени проведены предварительные расчеты относительно применения принудительных работ. Предполагается, что в первый год введения в действие данного вида наказания суды назначат 5,56 тыс. обвинительных приговоров, в то время как среднегодовая численность осужденных к принудительным работам может составить около 30 тыс. человек, которые будут отбывать наказание в 150 ИЦ, где всестороннее обеспечение учреждений осуществят порядка 4500 штатных единиц сотрудников. Затраты на создание одного ИЦ с лимитом наполнения до 200 человек составят от 67,6 до 72,2 млн. руб. <7>. На обеспечение деятельности всех ИЦ необходимо порядка 12 млрд. руб. <8>.
--------------------------------
<7> Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 559740-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru (дата обращения: 30.09.2013).
<8> Приказ ФСИН России от 4 окт. 2012 г. N 460 "Об утверждении типовых структуры и штатного расписания исправительного центра" // Российская газета. 2012. 21 дек.

Анализ норм УК РФ и УИК РФ относительно применения принудительных работ показывает, что реализация этого вида наказания не лишена определенных вопросов <9>.
--------------------------------
<9> Перечисленные проблемы и возможные пути их решения в организации исполнения принудительных работ не являются исчерпывающими. По мнению автора, указанные проблемы могут выявиться на первоначальном этапе введения рассматриваемого наказания.

Таким образом, принудительные работы могут занять особое место в системе наказаний. Эта мера может завершить оформление системы наказаний и быть переходным звеном от наказаний, не связанных с лишением свободы, к наказаниям, связанным с лишением свободы. Вместе с тем предложенные сроки по переносу введения в действие принудительных работ (январь 2017 г.) заставляют не только осмыслить сущность и содержание этого наказания, но и обозначить проблемы правового и организационного характера и выработать возможные пути их решения.

N

ПРОБЛЕМЫ

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

1.

Организация исполнения принудительных работ администрацией ИЦ идентична практике организации исполнения лишения свободы в колониях-поселениях ("...принудительные работы в ИЦ и лишение свободы в колониях-поселениях суть одно и то же...")

Обучение персонала ИЦ вопросам организации исполнения принудительных работ:

- для вновь принимаемого персонала - специальное первоначальное обучение;

- для персонала, принятого на службу (работу) из других учреждений и органов УИС, - профессиональная переподготовка. Акцентирование внимания обучаемых на том, что:

- принудительные работы являются самостоятельным видом наказания;

- организация исполнения принудительных работ в ИЦ осуществляется иначе, чем лишение свободы в колониях-поселениях;

- ИЦ имеет самостоятельный статус по сравнению с иными видами ИУ.

2.

Изолированные участки, функционирующие как ИЦ, могут создаваться при исправительных учреждениях ("...ИЦ станет структурной единицей исправительного учреждения.

По сути, в ИЦ будет исполняться лишение свободы...")

3.

Администрация ИЦ обязана, исходя из наличия рабочих мест, привлекать осужденных к труду с учетом множества критериев (пол, возраст, трудоспособность, состояние здоровья, по возможности - специальности) в организациях любой организационно-правовой формы ("...Куда, как и на какой срок трудоустроить осужденного?..")

Формирование банка данных о наличии вакантных мест для трудоустройства осужденных в пределах субъекта РФ, в котором осужденные проживали до осуждения или были осуждены. Формирование банка данных о наличии вакантных мест для трудоустройства осужденных по РФ.

Подготовка и подписание соглашения о сотрудничестве с организациями по вопросам трудоустройства осужденных.

4.

Удаленность объектов трудоустройства осужденных от ИЦ (до 20 км) ("...Как добираться осужденным до места трудоустройства?..")

Доставка осужденных к месту трудоустройства:

- транспортом работодателя;

- общественным транспортом.

Трудоустройство вахтовым методом (при наличии условий).

5.

Трудоустройство осужденных на предприятиях с различными организационно-правовыми формами может привести к снижению или выходу из-под контроля (надзора) таких лиц, что в конечном счете приведет к рецидиву ("...Осужденные трудоустроены на многочисленных объектах. Как осуществлять контроль (надзор)?")

Организация трудоустройства осужденных таким образом, чтобы как можно большее количество подконтрольных работало на одном либо двух крупных предприятиях.

Дифференцированное применение технических средств надзора и контроля за поведением осужденных.

6.

А. Оказание медицинской помощи осужденным государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями ("...В штате ИЦ отсутствует медицинский работник. В связи с этим невозможно оказать первоначальную медицинскую помощь, быстро дать медицинское заключение о возможности нахождения осужденного в помещении для нарушителей и т.д.").

Б. Самостоятельное прибытие осужденных в ИЦ ("...Не исключена возможность появления осужденных в ИЦ в нетрезвом состоянии, с возможными телесными повреждениями, травмами...")

Введение в штат ИЦ одного сотрудника медицинской службы, состоящего на службе (работающего) во ФСИН России.

7.

Осужденные в рабочее время будут находиться за пределами ИЦ ("...Могут возникнуть некоторые трудности в организации воспитательных мероприятий с осужденными. Как и кто должен проводить с ними воспитательную работу?..")

Осуществление воспитательной работы, в т.ч. на объектах трудоустройства. С этой целью сотрудникам групп организации трудовой деятельности и воспитательной работы необходимо осуществлять посещения осужденных.

Для формирования целостной картины влияния воспитательных мероприятий на личность осужденного, степени его исправления важно мнение работодателя.

8.

В ИЦ могут содержаться разные категории осужденных ("...Возможно негативное влияние одной категории осужденных на другую...")

При отбывании принудительных работ невозможно максимально дифференцировать содержание осужденных. Вместе с тем отдельные категории (например, впервые осужденных и ранее судимых) можно было бы содержать раздельно в местах размещения и трудоустройства.

9.

Осужденные к принудительным работам, находясь за пределами ИЦ, могут приобретать, хранить и использовать запрещенные предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством РФ ("...Осужденным доступны спиртные напитки, пиво, изделия на спиртовой основе и другие запрещенные предметы...")

Внеплановый контроль за осужденными в местах проживания и работы.

Проведение обысково-досмотровых мероприятий в местах работы и проживания осужденных.

Использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.

Наведение справок о поведении осужденных в местах проживания.

10.

Незнание, недостаточное знание данных об осужденных, склонных к несвоевременному (в т.ч. свыше 24 часов) возвращению в ИЦ ("...Невозможно изучить осужденного за короткие сроки содержания в ИЦ...")

Создать в ИЦ видеотеку на осужденных, склонных к несвоевременному возвращению в ИЦ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.




10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.




4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".




22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.



В центре внимания:


Проблемы правового регулирования статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности (Панкова О.Б.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Новая редакция ст. 256 УК РФ: усиление ответственности или декриминализация? (Тимошенко Ю.А.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Подарочный сертификат с истекшим сроком действия (Бычков А.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Как правильно объединяться (Найда А.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Важные нюансы (Марин А.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта