![]() |
Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 12.07.2014
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" расширена сфера применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Закон определил введение нового вида уголовного наказания - принудительных работ. Каково их место в системе наказаний? В чем особенности и проблемы применения?
На сегодняшний день суды лишены возможности назначения наказания в виде принудительных работ. Законодатель перенес сроки введения указанного наказания на 1 января 2014 г., объясняя это отсутствием дополнительных бюджетных ассигнований <1>. Вместе с тем введение с 2014 г. указанного вида наказания вновь стоит под вопросом. В соответствии с п. 9 протокола заседания Рабочей группы (подкомиссии) Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 29 августа 2013 г. N 1 Минюсту России необходимо внести предложения о переносе вступления в силу положений законодательства в части введения нового наказания в виде принудительных работ. Предполагается новая дата введения рассматриваемого наказания - 1 января 2017 г. <2>.
--------------------------------
<1> Пояснительная записка к законопроекту N 185977-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<2> Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. URL: http: //regulation.gov.ru/project/7502.html?point=view_project&stage=1&stage_id=3468 (дата обращения: 30.09.2013).
Смогут ли принудительные работы занять обособленное место в системе наказаний? Представляется, что введение этого вида наказания стоит рассматривать как неотъемлемую часть процесса реформирования уголовно-исполнительной системы. Места отбывания принудительных работ - исправительные центры - позволят сократить наполнение колоний, дадут возможность не погружать осужденного, впервые совершившего преступление, в среду профессиональных преступников и снизить затраты на содержание осужденных <3>.
--------------------------------
<3> Иванцова Н.В. Принудительные работы - альтернативный или самостоятельный вид наказания: пути поиска правил. подхода / Н.В. Иванцова, К.Ю. Калачян // Российская юстиция. 2012. N 8. С. 60.
В настоящий момент система наказаний России представляется в виде двух групп: не связанных с лишением свободы и связанных с таковым. Очевидно, что в перспективе принудительные работы станут связующим звеном между указанными группами. Содержание исполнения этого наказания обладает элементами наказаний, как связанных с лишением свободы (проживание под надзором в общежитиях исправительного центра (ИЦ) и т.д.), так и не связанных с лишением свободы (возможность проживания, обучения, лечения, трудовой занятости осужденных за пределами ИЦ и т.д.).
История пенитенциарного законодательства и пенитенциарной системы СССР и России знает аналогии принудительным работам <4>: условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением освобожденного к труду и условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (1977 - 1993 гг.), направление в воспитательно-трудовой профилакторий (1982 - 1993 гг.). Определенные аналогии можно провести относительно направления больных наркоманией и алкоголизмом, уклоняющихся от лечения, в лечебно-трудовой и лечебно-воспитательный профилакторий (1972 - 1993 гг.), а также при исполнении административного ареста (ст. 32 КоАП РСФСР).
--------------------------------
<4> Вместе с тем в первые годы советской власти получило распространение убеждение в необходимости минимизации излишних страданий осужденных. В отношении социально неустойчивых лиц лишение свободы предполагалось заменять иными, по терминологии УК РСФСР в ред. 1926 г., мерами социальной защиты судебно-исправительного характера - принудительными работами (см.: Мигущенко О.Н. Применение меры социальной защиты "принудительные работы" в 1928 - 1934 гг. // История государства и права. 2009. N 22. С. 37, 38).
В настоящий момент определенные аналогии следует проводить со сложившейся практикой исполнения наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях (ст. 128, 129 УИК РФ) и административного наказания в виде административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).
Отдельно стоит остановиться на исполнении наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях. Нормы УК РФ и УИК РФ указывают на то, что данный вид исправительных учреждений предназначен для изоляции личности - лишения свободы. Однако осужденные содержатся исключительно под надзором, но не под вооруженной охраной. Правоограничения в колонии-поселении и ИЦ имеют значительное сходство. В связи с этим действующие колонии-поселения можно было бы перепрофилировать под ИЦ. В результате таких мероприятий из колоний-поселений высвободилось бы порядка 40 тыс. осужденных <5>.
--------------------------------
<5> Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 30.09.2013).
При введении наказания в виде принудительных работ можно будет использовать опыт вышеуказанных форм государственного принуждения.
Для введения в действие принудительных работ принят основной перечень нормативно-правовых актов. Вместе с тем ряд нормативно-правовых актов ведомственного характера находится в стадии обсуждения и согласования <6>.
--------------------------------
<6> Докладная записка заместителя директора ФСИН России генерал-майора внутренней службы В.В. Цатурова директору ФСИН России генерал-полковнику внутренней службы А.А. Реймеру от 14 апр. 2012 г. N 5/1-626.
К настоящему времени проведены предварительные расчеты относительно применения принудительных работ. Предполагается, что в первый год введения в действие данного вида наказания суды назначат 5,56 тыс. обвинительных приговоров, в то время как среднегодовая численность осужденных к принудительным работам может составить около 30 тыс. человек, которые будут отбывать наказание в 150 ИЦ, где всестороннее обеспечение учреждений осуществят порядка 4500 штатных единиц сотрудников. Затраты на создание одного ИЦ с лимитом наполнения до 200 человек составят от 67,6 до 72,2 млн. руб. <7>. На обеспечение деятельности всех ИЦ необходимо порядка 12 млрд. руб. <8>.
--------------------------------
<7> Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 559740-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru (дата обращения: 30.09.2013).
<8> Приказ ФСИН России от 4 окт. 2012 г. N 460 "Об утверждении типовых структуры и штатного расписания исправительного центра" // Российская газета. 2012. 21 дек.
Анализ норм УК РФ и УИК РФ относительно применения принудительных работ показывает, что реализация этого вида наказания не лишена определенных вопросов <9>.
--------------------------------
<9> Перечисленные проблемы и возможные пути их решения в организации исполнения принудительных работ не являются исчерпывающими. По мнению автора, указанные проблемы могут выявиться на первоначальном этапе введения рассматриваемого наказания.
Таким образом, принудительные работы могут занять особое место в системе наказаний. Эта мера может завершить оформление системы наказаний и быть переходным звеном от наказаний, не связанных с лишением свободы, к наказаниям, связанным с лишением свободы. Вместе с тем предложенные сроки по переносу введения в действие принудительных работ (январь 2017 г.) заставляют не только осмыслить сущность и содержание этого наказания, но и обозначить проблемы правового и организационного характера и выработать возможные пути их решения.
N |
ПРОБЛЕМЫ |
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ |
1. |
Организация исполнения принудительных работ администрацией ИЦ идентична практике организации исполнения лишения свободы в колониях-поселениях ("...принудительные работы в ИЦ и лишение свободы в колониях-поселениях суть одно и то же...") |
Обучение персонала ИЦ вопросам организации исполнения принудительных работ: - для вновь принимаемого персонала - специальное первоначальное обучение; - для персонала, принятого на службу (работу) из других учреждений и органов УИС, - профессиональная переподготовка. Акцентирование внимания обучаемых на том, что: - принудительные работы являются самостоятельным видом наказания; - организация исполнения принудительных работ в ИЦ осуществляется иначе, чем лишение свободы в колониях-поселениях; - ИЦ имеет самостоятельный статус по сравнению с иными видами ИУ. |
2. |
Изолированные участки, функционирующие как ИЦ, могут создаваться при исправительных учреждениях ("...ИЦ станет структурной единицей исправительного учреждения. По сути, в ИЦ будет исполняться лишение свободы...") |
|
3. |
Администрация ИЦ обязана, исходя из наличия рабочих мест, привлекать осужденных к труду с учетом множества критериев (пол, возраст, трудоспособность, состояние здоровья, по возможности - специальности) в организациях любой организационно-правовой формы ("...Куда, как и на какой срок трудоустроить осужденного?..") |
Формирование банка данных о наличии вакантных мест для трудоустройства осужденных в пределах субъекта РФ, в котором осужденные проживали до осуждения или были осуждены. Формирование банка данных о наличии вакантных мест для трудоустройства осужденных по РФ. Подготовка и подписание соглашения о сотрудничестве с организациями по вопросам трудоустройства осужденных. |
4. |
Удаленность объектов трудоустройства осужденных от ИЦ (до 20 км) ("...Как добираться осужденным до места трудоустройства?..") |
Доставка осужденных к месту трудоустройства: - транспортом работодателя; - общественным транспортом. Трудоустройство вахтовым методом (при наличии условий). |
5. |
Трудоустройство осужденных на предприятиях с различными организационно-правовыми формами может привести к снижению или выходу из-под контроля (надзора) таких лиц, что в конечном счете приведет к рецидиву ("...Осужденные трудоустроены на многочисленных объектах. Как осуществлять контроль (надзор)?") |
Организация трудоустройства осужденных таким образом, чтобы как можно большее количество подконтрольных работало на одном либо двух крупных предприятиях. Дифференцированное применение технических средств надзора и контроля за поведением осужденных. |
6. |
А. Оказание медицинской помощи осужденным государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями ("...В штате ИЦ отсутствует медицинский работник. В связи с этим невозможно оказать первоначальную медицинскую помощь, быстро дать медицинское заключение о возможности нахождения осужденного в помещении для нарушителей и т.д."). Б. Самостоятельное прибытие осужденных в ИЦ ("...Не исключена возможность появления осужденных в ИЦ в нетрезвом состоянии, с возможными телесными повреждениями, травмами...") |
Введение в штат ИЦ одного сотрудника медицинской службы, состоящего на службе (работающего) во ФСИН России. |
7. |
Осужденные в рабочее время будут находиться за пределами ИЦ ("...Могут возникнуть некоторые трудности в организации воспитательных мероприятий с осужденными. Как и кто должен проводить с ними воспитательную работу?..") |
Осуществление воспитательной работы, в т.ч. на объектах трудоустройства. С этой целью сотрудникам групп организации трудовой деятельности и воспитательной работы необходимо осуществлять посещения осужденных. Для формирования целостной картины влияния воспитательных мероприятий на личность осужденного, степени его исправления важно мнение работодателя. |
8. |
В ИЦ могут содержаться разные категории осужденных ("...Возможно негативное влияние одной категории осужденных на другую...") |
При отбывании принудительных работ невозможно максимально дифференцировать содержание осужденных. Вместе с тем отдельные категории (например, впервые осужденных и ранее судимых) можно было бы содержать раздельно в местах размещения и трудоустройства. |
9. |
Осужденные к принудительным работам, находясь за пределами ИЦ, могут приобретать, хранить и использовать запрещенные предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством РФ ("...Осужденным доступны спиртные напитки, пиво, изделия на спиртовой основе и другие запрещенные предметы...") |
Внеплановый контроль за осужденными в местах проживания и работы. Проведение обысково-досмотровых мероприятий в местах работы и проживания осужденных. Использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля. Наведение справок о поведении осужденных в местах проживания. |
10. |
Незнание, недостаточное знание данных об осужденных, склонных к несвоевременному (в т.ч. свыше 24 часов) возвращению в ИЦ ("...Невозможно изучить осужденного за короткие сроки содержания в ИЦ...") |
Создать в ИЦ видеотеку на осужденных, склонных к несвоевременному возвращению в ИЦ. |
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.
Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.
Дата размещения статьи: 22.03.2017
Дата размещения статьи: 22.03.2017
Дата размещения статьи: 22.03.2017
Дата размещения статьи: 22.03.2017
Дата размещения статьи: 22.03.2017
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |