Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Безопасность дороги - в зоне ответственности коммунальных служб (Козырева С.Н.)

Безопасность дороги - в зоне ответственности коммунальных служб (Козырева С.Н.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 N 13047/13 - документ, на который следует обратить внимание организациям, эксплуатирующим смотровые колодцы систем водоснабжения и водоотведения. Какой вывод в нем содержится? В чем его прикладное значение?

Все началось с дорожно-транспортного происшествия, а именно с наезда автомобиля на канализационный люк, в результате чего машина получила механические повреждения, а ее владелец понес ущерб. По заявлению автолюбителя управление ГИБДД провело проверку и зафиксировало отклонение крышки люка смотрового колодца от уровня дорожного покрытия более чем на 2 см. Это послужило поводом для привлечения организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ. Штраф налагается за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Суд первой инстанции подтвердил правомерность действий чиновников, но уменьшил размер штрафа с 30 000 до 20 000 руб. Напротив, суд апелляционной инстанции посчитал, что организация ВКХ не может рассматриваться как субъект правонарушения, и отменил решение нижестоящего суда. Президиум ВАС поставил точку в этом споре, разъяснив, что именно владелец инженерных коммуникаций в данной ситуации является правонарушителем, и оставил без изменения решение суда первой инстанции. Цепочка аргументов была следующей.
Ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил (п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Отсюда следует вывод, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за состояние дорог.
Не допускается отклонения крышки люка смотрового колодца относительно уровня покрытия более чем на 2 см (п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения").
Эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляется владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого ими с владельцем автомобильной дороги (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").
В свою очередь, проверка технического состояния колодцев, наличие и плотность прилегания крышек, целостность люков, крышек, горловин, скоб, лестниц и выполнение по результатам проверки мероприятий по техническому содержанию, ремонту представляют собой элементы технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (см. п. 2.10 МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168).
Одновременно в местных правилах благоустройства четко сказано, что организации, в ведении которых находятся подземные сети, обязаны устанавливать и содержать люки смотровых колодцев и дождеприемники ливневых колодцев на уровне покрытий дорог, тротуаров, площадок, в других местах - на уровне существующего рельефа местности (п. 7.5 Правил благоустройства территории городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.07.2012 N 114).
Все изложенное позволило Президиуму ВАС прийти к выводу, что предприятие ВКХ осуществляет эксплуатацию инженерных коммуникаций в границе полосы отвода автомобильной дороги и, следовательно, обязано содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Нарушение таких требований влечет наложение на него административного штрафа.
Признаны неправомерными выводы суда апелляционной инстанции о том, что предприятие ВКХ не может быть субъектом правонарушения. Обоснование следующее. Владельцем автомобильных дорог является местная администрация, содержание автодорог относится к вопросам местного значения, а причиной ДТП стало не техническое состояние колодца и люка (наличие и плотность прилегания крышек), за состояние которых несет ответственность предприятие ВКХ, а отклонение крышки относительно уровня покрытия более чем на 2 см.
Обратим особое внимание, что с 01.09.2013 размер штрафа за правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 КоАП РФ, для юридических лиц возрос на порядок - до 300 000 руб. Еще один момент следует учитывать организациям, эксплуатирующим смотровые колодцы: установление их вины в причинении ущерба автотранспортному средству в результате ДТП (наезда на люк смотрового колодца, находящийся в ненадлежащем состоянии) означает необходимость возмещения такого ущерба потерпевшему. В качестве примера приведем Апелляционное определение Самарского областного суда от 05.09.2013 по делу N 33-8341/2013. Суд взыскал с организации, эксплуатирующей канализационные колодцы, ущерб, причиненный в результате ДТП (наезда на открытый люк канализационного колодца). Примечательно, что такой организацией являлась компания, управлявшая МКД, поскольку согласно акту границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подписанному руководителями УК и предприятия ВКХ и не оспоренному, спорный колодец обслуживается УК. Здесь уместно вспомнить о проблеме согласования границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности инженерных сетей, снабжающих МКД. Подробно она освещалась в одноименной статье Е.В. Шоломовой в N 4, 2014. В аналогичной ситуации оказалось предприятие ВКХ в деле N А56-55483/2011, рассмотренном в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012. Еще один пример - Постановление ФАС СЗО от 17.05.2010 по делу N А44-895/2009, в котором в качестве причины ДТП было названо ненадлежащее состояние бесхозяйного колодца ливневой канализации, вследствие чего ущерб возмещал орган местного самоуправления.

* * *

Закон предъявляет требования к состоянию люков смотровых колодцев систем водоснабжения и водоотведения. Если такие колодцы находятся в границах полосы отвода автомобильной дороги, добавляются также требования безопасности дорожного движения. Ответственным за содержание крышек колодцев в надлежащем состоянии является эксплуатирующее колодцы лицо (предприятие ВКХ, УК или ТСЖ, орган местного самоуправления, если конкретный участок сетей бесхозяйный), а не лицо, ответственное за содержание самой дороги. Именно эксплуатирующее инженерные сети лицо подлежит административной ответственности (штраф по ст. 12.34 КоАП РФ), а также гражданско-правовой ответственности (возмещение ущерба, причиненного транспортному средству в результате наезда на люк).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

25 марта 2015 г.
Проект Федерального закона N 750840-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"

Внесенный Правительством РФ законопроект, направлен на привлечение инвестиций и расширение инновационной деятельности. Для достижения данной цели предлагается увеличение круга субъектов малого и среднего предпринимательства.




13 марта 2015 г.
Решением Банка России ключевая ставка снижена c 15% до 14% годовых

Совет директоров ЦБР на заседании 13 марта 2015 г., принял решение снизить ключевую ставку c 15% до 14% годовых. Решение было принято с учетом того, что баланс рисков по-прежнему смещен в сторону более значительного охлаждения экономики. Совет директоров отметил, что данное решение положительно скажется на снижении указанных рисков, не создавая дополнительной угрозы усиления инфляционного давления.




6 марта 2015 г.
Постановление Правительства РФ от 5 марта 2015 г. N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)"

Цель данного постановления - уменьшение финансовых нагрузок на субъекты малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированные некоммерческие организации при исполнении ими контрактов.




26 февраля 2015 г.
Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект № 677890-6, призванный решить ряд правовых проблем в сфере туристской деятельности

Законопроектом предусматривается усиление правовой защиты выезжающих за рубеж российских туристов. Законопроект был внесен на рассмотрение в декабре 2014 г., после целого ряда банкротств крупных туроператоров. Основными проблемами, с которыми столкнулись туристы, выехавшие на отдых за рубеж, явились отсутствие обратных авиабилетов, а также неоплаченное проживание в отелях. 




19 февраля 2015 г.
Проект Федерального закона N 712166-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (в части продления срока приватизации жилых помещений)

Законопроектом предлагается продлить приватизацию жилых помещений до 1 марта 2016 года. Необходимость обусловлена тем, что граждане, не успевшие до 1 марта 2015 года воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию будут поставлены в неравное положение с гражданами, получившими и приватизировавшими жилье до указанной даты.



В центре внимания:


Публично-правовые ограничения использования земель общего пользования (Ушакова А.П.)

Дата размещения статьи: 26.03.2015

подробнее>>

Местное самоуправление: история и современная практика (Васильев В.И.)

Дата размещения статьи: 26.03.2015

подробнее>>

Директива о независимых коммерческих агентах в практике Суда Европейского союза (Власова Н.В.)

Дата размещения статьи: 26.03.2015

подробнее>>

О предложении реформирования мировой юстиции в Российской Федерации путем "радикальной автономизации" (Жуйков В.М.)

Дата размещения статьи: 26.03.2015

подробнее>>

О декриминализации изготовления и сбыта холодного оружия (Звягин В.А.)

Дата размещения статьи: 26.03.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2015
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта