Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Об упрощении процедуры государственной регистрации (Казаков Е.С.)

Об упрощении процедуры государственной регистрации (Казаков Е.С.)

Дата размещения статьи: 24.07.2014

Необходимо отдать должное государственным органам - они поставили перед собой задачу облегчить хозяйствующим субъектам процедуру государственной регистрации и постепенно выполняют данную задачу. Теперь это в полной мере коснулось и индивидуальных предпринимателей.
Последние новации, о которых предпринимателям будет интересно узнать, - два новых законодательных акта: Федеральный закон от 02.04.2014 N 59-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) и Федеральный закон от 05.05.2014 N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 107-ФЗ).

Напомним, что согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) под государственной регистрацией понимается не только регистрация начала деятельности индивидуального предпринимателя, но и ее прекращения, а также иных сведений, связанных с деятельностью физического лица в качестве предпринимателя.
Очевидно, что в последнее время, благодаря развитию новых технологий, значительно упростилось взаимодействие между государственными органами в части передачи от одного органа другому необходимой для выполнения их функций информации. Это в полной мере относится и к налоговикам.
На основании ст. 2 Федерального закона N 129-ФЗ и в соответствии с Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н функции по государственной регистрации, в частности, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей выполняет ФНС. Соответственно, она концентрирует у себя первичную информацию о лицах, в отношении которых она осуществляет государственную регистрацию.
Ранее коммерсанты были вынуждены фактически дублировать процесс регистрации, которую они прошли в ФНС, в других государственных органах, прежде всего во внебюджетных фондах. Теперь же обращаться по поводу регистрации надо будет только в налоговую службу, а всю необходимую информацию она передаст в другие государственные органы, призванные в пределах своих полномочий контролировать предпринимательскую деятельность.
При этом для удобства предпринимателей сроки передачи такой информации сокращаются.
Так, ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что регистрация страхователей в целях социального страхования производится исполнительным органом страховщика (ФСС).
Здесь речь идет о постановке предпринимателя на учет при заключении им трудового договора с работником или в связи с заключением им гражданско-правового договора.
Для первичной постановки предпринимателя на учет и снятия его с учета при прекращении предпринимательской деятельности используются данные, полученные от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, то есть от ФНС.
В соответствии с п. 3.1 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган (ФНС) с этой целью представляет необходимые сведения, содержащиеся в ЕГРИП, в форме электронного документа в государственные внебюджетные фонды. В настоящее время регистрирующему органу отводится на это не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации. После вступления Федерального закона N 59-ФЗ в силу <1> ФНС должна будет совершить данную операцию не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.
--------------------------------
<1> Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона N 59-ФЗ он вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением ст. 5 (опубликован на портале www.pravo.gov.ru 02.04.2014).

В свою очередь, в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ органы государственных внебюджетных фондов должны сообщить регистрирующему органу сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя. Пока им дается на это пять дней с момента указанной регистрации.
Теперь на это будет отведено только три рабочих дня, но не с момента регистрации, а уже с того дня, когда во внебюджетный фонд были представлены налоговиками сведения, содержащиеся в ЕГРИП.
Также сокращается время на регистрацию страхователей, в том числе индивидуальных предпринимателей, в территориальных органах ПФР. Сейчас регистрация индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих взносы в ПФР, осуществляется в пятидневный срок со дня представления налоговиками в ПФР сведений, содержащихся в ЕГРИП (ст. 11 Закона об обязательном пенсионном страховании <2>).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Теперь на это будет отведено не более трех рабочих дней начиная с той же даты. Следует учитывать, что документ, подтверждающий факт регистрации страхователя, может быть направлен ему разными способами по сети Интернет в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе на адрес электронной почты, содержащийся в составе сведений в ЕГРИП, если он был указан при регистрации.
Впрочем, если страхователю необходимо иметь такой документ на бумажном носителе, он может обратиться с соответствующим запросом в территориальный орган страховщика. Тот должен выдать этот документ в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
В таком же порядке направляется документ о снятии предпринимателя с учета в качестве страхователя. При этом срок для совершения этой процедуры также сокращен с пяти до трех рабочих дней.
Следует также знать: для того чтобы снять с учета физических лиц (не имеющих статуса предпринимателей), которые ранее зарегистрировались в ПФР как заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые начисляются страховые взносы, чиновникам ПФР теперь отводится не 14 дней, как ранее, а лишь три рабочих дня после подачи ими соответствующего заявления.
Напомним также, что согласно ст. 5 Федерального закона N 59-ФЗ предусмотрено еще одно примечательное изменение в законодательстве о страховых взносах, которое вступило в силу с 01.05.2014. С указанной даты предприниматели не обязаны сообщать во внебюджетные фонды об открытии или закрытии счетов в банке (изменены п. 1 ч. 3 ст. 28 и ст. 46.1 Закона о страховых взносах <3>).
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

К сведению. Также не надо сообщать об открытии или закрытии счетов в банках в налоговую инспекцию. Об этом говорится в Федеральном законе от 02.04.2014 N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом N 107-ФЗ несколько упростился и сам процесс регистрации, что отчасти коснулось и индивидуальных предпринимателей.
На основании Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя производится налоговым органом по месту его жительства. При этом в силу п. 1 ст. 9 указанного Закона документы могут быть направлены в регистрирующий орган разными способами.
Теперь Федеральный закон N 107-ФЗ внес в данную норму изменение, согласно которому эти документы могут представляться не только непосредственно заявителем, но и его представителем, который в подтверждение своих полномочий должен приложить к документам нотариально заверенную доверенность или ее копию, но ее подлинность также должна заверяться нотариально.
Это касается не только первоначальной регистрации, но и снятия предпринимателя с учета, а также случаев внесения изменений данных о нем в ЕГРИП.

Примечание. Федеральный закон N 107-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 05.05.2014 и с этой даты вступил в силу.

Прямого запрета на направление указанных документов представителем в Федеральном законе N 129-ФЗ до сих пор не содержалось. Но в п. п. 1.3 - 1.5 ст. 9 данного Закона отмечено, кто может быть заявителем. Эта информация с небольшим уточнением приводится также в п. 2 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств <4> (далее - Регламент).
--------------------------------
<4> Утвержден Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н.

Что касается индивидуального предпринимателя, то при его государственной регистрации заявителем могло быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то есть он сам. Это указано и в Регламенте.
Однако таково теперь требование Закона, при его выполнении, то есть при наличии нотариально заверенной доверенности, предприниматель может подать документы на регистрацию через своего представителя.
Последнему будет выдана расписка в получении документов, оформленная регистрирующим органом, а позднее и документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП.
Помимо указанного нового требования, существует также правило об обязательности нотариального заверения подписи, указанной в заявлении, уведомлении или сообщении о регистрации (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ). Но и ранее из этого правила делалось исключение для индивидуального предпринимателя, если соответствующее физическое лицо подает документы лично или через многофункциональный центр и предъявляет документ, удостоверяющий личность.
Это исключение для предпринимателя сохранилось, хотя в ином изложении. Кроме того, свидетельствовать в нотариальном порядке подпись на представляемых документах не потребуется, если они направляются в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.