Дата размещения статьи: 21.09.2014
В мире нет ни одного индустриально развитого государства, где проблема коррупции о себе не заявляла вообще. Но в то же время существует достаточно много стран, где уровень коррупции согласно как национальной статистике, так и исследованиям, которые проводятся международными неправительственными организациями, очень низок. В этой связи можно усмотреть прямую и непосредственную зависимость между решением проблемы коррупции в системе государственной службы и ростом национального благосостояния общества и государства. Практически каждая из стран, которая добилась определенных успехов в деле противодействия коррупции, шла определенным путем, который учитывал национальные традиции, определенную ментальность населения, политический и правовой режим и др. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Домодедово, 2007. С. 78.
Несмотря на определенные национальные, культурные, а также исторические особенности во всех странах, где проблема коррупции принципиально решена, их руководством в свое время была проявлена определенная воля в деле реализации антикоррупционной политики. В этих государствах были созданы необходимые правоохранительные и контролирующие структуры, которые были призваны вести борьбу с коррупцией, был сформирован комплекс необходимых правовых средств, а также система антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных служащих. Все эти и некоторые другие средства в конечном итоге и дали определенный позитивный результат в деле противодействия коррупции в системе государственной службы целого ряда индустриально развитых государств. Обобщив научную литературу по обозначенному вопросу, таким образом, можно сделать вывод о том, что в содержании антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных служащих целого ряда государств находятся в целом похожие средства и предписания. Так, к наиболее типичному набору антикоррупционных стандартов служебного поведения в системе государственной службы относятся различного рода запреты, ограничения, обязанности, а также этические принципы служебного поведения. Раскрытие особенностей антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных служащих в зарубежных государствах дает возможность сделать вывод об их классификации по определенным критериям, которые позволяют увидеть место того или иного средства в деле противодействия коррупции. Исходя из этого антикоррупционные стандарты служебного поведения, установленные для государственных служащих в зарубежных государствах, подразделяются в зависимости от метода воздействия на их поведение, формы предписания и юридических последствий своей реализации <2>.
--------------------------------
<2> См.: Куракин А.В. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Государство и право. 2003. N 8. С. 38.
Необходимо отметить, что противодействие коррупции в системе государственной службы строится на определенных принципах, в этой связи есть смысл кратко рассмотреть соответствующие принципы.
Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к государственной власти, существенно замедляет экономическое развитие <3>.
--------------------------------
<3> См.: Куракин А.В. Предмет административно-правового регулирования в механизме противодействия коррупции в полиции. Домодедово, 2013. С. 61.
Следует отметить, что коррупция - это совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации, в связи с исполнением лицами, замещающими государственные должности, своих должностных полномочий и (или) связанных с ними возможностей для противоправного удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности, совершения других незаконных действий (бездействия), а равно противоправное предоставление преимуществ физическим и юридическим лицам. Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Малообеспеченная часть общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области имущественных отношений, образования, социальной защиты населения, медицинского обслуживания населения, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан. В этой связи в настоящее время есть объективная необходимость разработки правовых средств противодействия коррупции, а также установление принципов, на которых должна строиться система противодействия коррупции.
В системе исходных начал противодействия коррупции в системе государственной службы важное место принадлежит принципам, на которых должна строиться и осуществляться деятельность по предупреждению и пресечению коррупции. В связи с этим в целях дальнейшего совершенствования мероприятий, направленных на противодействие коррупции в сфере публичного управления, представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов данного вида деятельности, а также определение той роли, которую они играют в сфере предупреждения и пресечения коррупции.
Как уже отмечалось, "принцип", - это идея. Правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе. Они приобретают значение императивных требований, конкретных правил и обязывают правоприменителя к определенному поведению или устанавливают определенные запреты. Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования, а применительно к теме настоящей работы - предупреждение и пресечение коррупции в сфере государственного управления, во многом зависит от того, как в законодательстве сформулированы и раскрыты такие принципы <4>.
--------------------------------
<4> См.: Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. N 11. С. 92.
Следует отметить, что в настоящее время специальные принципы противодействия коррупции в сфере публичного управления в законодательстве не содержатся, данное обстоятельство обусловлено тем, что в настоящее время до сих пор не принят Федеральный закон "О противодействии коррупции", именно в данном нормативном правовом акте и должны содержаться принципы, на которых непосредственно должна строиться деятельность уполномоченных субъектов, направленная на противодействие коррупции в Российской Федерации.
Анализ международных актов, направленных на противодействии коррупции в государственном аппарате, а также юридической литературы позволил выявить ряд принципов, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность по противодействию коррупции.
Так, В.Н. Лопатин выделяет следующие принципы:
- партнерство субъектов антикоррупционной политики;
- приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы против коррупции;
- недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами;
- недопустимость объединения функций разработки, реализации и контроля над реализацией мер антикоррупционной политики;
- поддержание оптимального уровня численности лиц, занимающих государственные должности и состоящих на государственной и муниципальной службе;
- целевое бюджетное финансирование мер реализации антикоррупционной политики;
- признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений, совершенных лицами, занимающими должности, предусмотренные Конституцией России, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации;
- недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные должности, должности государственных, муниципальных и иных служащих, совершивших коррупционные правонарушения;
- недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах по реализации антикоррупционной политики <5>.
--------------------------------
<5> См.: Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. 2001. N 7. С. 27.
В.И. Гладких отмечает, что, планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок: 1. Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, по мнению ряда ученых и политологов, в нормальном состоянии власти и общества коррупция является технологически полезным сигналом о неполадках в методах работы власти. 2. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более мощный виток коррупции. 3. Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна и комплексна, ведется постоянно <6>.
--------------------------------
<6> См.: Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. 2001. N 3. С. 35.
Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что противодействие коррупции в сфере публичного управления должно включать в себя меры, направленные на решение следующих задач. Противодействие коррупции на всех уровнях ее проявления, сужение причин и условий, благоприятствующих коррупции, снижение, насколько это окажется возможным, выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционных отношениях, увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред, влияния на мотивы коррупционного поведения, а также создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях <7>.
--------------------------------
<7> См.: Кузнецов А.Н. Преодоление коррупции в государственном аппарате (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 156.
Аналогичную антикоррупционную политику проводит и ряд международных организаций. Так, Совет Европы, учитывая Декларацию, принятую на второй встрече в верхах глав государств и правительств, которая состоялась в Страсбурге 10 - 11 октября 1997 г., и в соответствии с Планом действий, в частности разделом III "Борьба с коррупцией и организованной преступностью", сознавая, что коррупция представляет собой серьезную опасность для основных принципов и ценностей в Совете Европы, подрывает доверие граждан к демократии, разрушает правовые нормы, представляет собой отрицание прав человека и сдерживает социально-экономическое развитие, утвердил двадцать руководящих принципов борьбы с коррупцией <8>.
--------------------------------
<8> См.: Приложение III. Резолюция о 20 руководящих принципах в борьбе с коррупцией (принята Комитетом министров 6 ноября 1997 г. на его 101-й встрече).
Принимать эффективные меры для предотвращения коррупции и в связи с этим повышать информированность граждан и пропаганду этического поведения. Обеспечивать координацию объявления коррупции внутри страны и на международном уровне преступлением по закону. Гарантировать, что те, кто отвечает за профилактику, расследование, преследование и осуждение преступления по извлечению незаконной выгоды в противоречии с лежащими на лице должностными обязанностями и в ущерб правам других лиц, пользуются соответствующей их функциям независимостью и самостоятельностью, и располагают средствами для сбора доказательств, защищая тех лиц, кто помогает властям в борьбе с коррупцией, охраняя тайну следствия. Обеспечивать соответствующие мероприятия по аресту и лишению прав на доходы от преступной коррупции. Обеспечивать соответствующие мероприятия для предотвращения использования юридических лиц в качестве ширмы для преступного извлечения незаконной выгоды, противоречащей должностным обязанностям и в ущерб правам других лиц. Ограничивать освобождение (иммунитет) от расследования, преследования или осуждения за преступления, связанные с коррупцией, в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе. Содействовать специализации лиц и органов, ответственных за борьбу с коррупцией, и обеспечивать их соответствующими средствами и профессиональной подготовкой для исполнения ими своей работы. Гарантировать, чтобы налоговое законодательство и органы власти, отвечающие за его проведение в жизнь, действенно и скоординированно содействовали борьбе с коррупцией. Гарантировать, что в процессе принятия решений государственной администрацией учитывается необходимость борьбы с коррупцией, обеспечивается такая гласность, какая не вступает в противоречие с необходимостью добиваться действенности принимаемых мер. Обеспечивать, чтобы в правилах, относящихся к правам и обязанностям государственных чиновников, учитывались требования борьбы с коррупцией и предусматривались соответствующие действенные дисциплинарные меры, и с помощью соответствующих средств, таких как кодекс поведения, содействовать дальнейшей конкретизации такого поведения, которого ожидают от государственных чиновников. Гарантировать, чтобы к работе государственной администрации и государственному сектору применялись соответствующие процедуры ревизии. Поддерживать ту роль, которую процедуры ревизии могут сыграть в предотвращении и выявлении коррупции за пределами органов государственного управления. Обеспечивать, чтобы система государственной ответственности или ответственности по закону (подотчетность) принимала во внимание последствия бесчестного поведения государственных должностных лиц <9>.
--------------------------------
<9> См.: Куракин А.В. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 3. С. 12.
Избирать такие гласные процедуры для государственных поставок, которые способствуют справедливой конкуренции и отпугивают лиц, намеренных извлечь незаконную выгоду путем коррупции. Рекомендовать депутатам принятие кодексов поведения и содействовать развитию таких правил финансирования политических партий и избирательных компаний, которые препятствуют проявлению коррупции. Гарантировать, чтобы средства массовой информации могли беспрепятственно получать и распространять информацию по вопросам коррупции. Гарантировать, чтобы гражданским правом принималась во внимание необходимость борьбы с коррупцией, и в частности, предусматривались эффективные средства судебной защиты тех, чьим правам и интересам нанесен ущерб в результате коррупции. Поддерживать научные исследования по коррупции. Обеспечивать, чтобы во всех аспектах борьбы с коррупцией принимались во внимание возможные связи с организованной преступностью и отмыванием денег. Максимально расширять международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией <10>.
--------------------------------
<10> См.: Куракин А.В. Предмет административно-правового регулирования в механизме противодействия коррупции в полиции. Домодедово, 2013. С. 46.
Таковы двадцать руководящих принципов Совета Европы, направленных на противодействие коррупции. В целях содействия динамичному движению к эффективному предотвращению коррупции и борьбе с ней, Комитет министров Совета Европы просит органы власти стран применять эти принципы в своих внутренних законодательствах и практике <11>. Далее, представляется, несколько слов надо сказать о том, как закреплены принципы реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения в некоторых государствах, в частности государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
--------------------------------
<11> См.: Reif C. Building Democratic Institutions: The Role of National Human Rights Institutions in Good Governance and Human Rights Protection // Howard Human Rights Journal. 2000; Pradel J. Droit penal general. Paris, 1996; Pope R.R., Shiveli W.P. Citizens and Governance America. McGraw-Hill Higher Education 2002/2001. P. 67.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" <12> определяет, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
--------------------------------
<12> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами <13>.
--------------------------------
<13> См.: Куракин А.В. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 3. С. 12.
В Законе Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. N 267-1 "О борьбе с коррупцией" <14> борьба с коррупцией осуществляется на основе:
--------------------------------
<14> http://online.toktom.kg/document.phtml?st=doc&code=100527&lang=rus&ctx=%C1%C5%C7%CE%CF%C0%D1%CD%C E%D1%D2*#scroll0 (дата обращения 27.09.2013).
- равенства всех перед законом и судом;
- обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;
- совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
- приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;
- признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним;
- восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений;
- обеспечения личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;
- защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;
- недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;
- осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества;
- установления запрета на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями.
Согласно Закону Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. N 165-З <15> "О борьбе с коррупцией" борьба с коррупцией основывается на принципах:
--------------------------------
<15> http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10600165 (дата обращения 25.09.2013).
- законности;
- справедливости;
- равенства перед законом;
- гласности;
- неотвратимости ответственности;
- личной виновной ответственности;
- гуманизма.
Закон Республики Таджикистан от 25 июля 2005 г. N 100 "О борьбе с коррупцией" <16> определяет, что основными принципами борьбы с коррупцией являются следующие принципы, касающиеся:
--------------------------------
<16> http://online.toktom.kg/document.phtml?st=doc&code=69439&lang=rus&ctx=%D2%C0%C4%C6%C8%CA%C8%D1%D2*#scroll0 (дата обращения 01.09.2013).
- четкой правовой регламентации деятельности субъектов правонарушений, связанных с коррупцией, законности и гласности в их деятельности, государственного и общественного контроля за ними;
- совершенствования структуры государственного аппарата и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
- признания допустимости ограничения прав и свобод лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также приравненных к ним лиц;
- установления ответственности за нарушение законодательства Республики Таджикистан о борьбе с коррупцией в соответствии с принципами равенства всех граждан перед законом и судом;
- восстановления прав и законных интересов физических и юридических лиц, предупреждения и ликвидации вредных последствий правонарушений, связанных с коррупцией;
- защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или приравненных к ним лиц, установления заработной платы и льгот, обеспечивающих им и их семьям достойный уровень жизни;
- запрещения делегирования полномочий по государственному регулированию и контролю за предпринимательской деятельностью физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность;
- проведения оперативно-розыскной деятельности в целях предупреждения, выявления, раскрытия и пресечения преступлений коррупционного характера, а также специальных мер финансового контроля;
- обеспечения личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с правонарушениями, связанными с коррупцией.
В завершение подчеркнем, что проблемы предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления требуют системного подхода. Уровень развития коррупции, степень ее общественной опасности, а также разнообразные формы ее проявления требуют адекватных мер реагирования всех государственных институтов и структур. Кроме того, как уже неоднократно подчеркивалось, борьба с коррупцией может дать определенные позитивные результаты только при участии в соответствующих антикоррупционных мероприятиях большинства институтов гражданского общества России.
В завершении рассмотрения обозначенного вопроса отметим, что принципы играют важную роль в деле противодействия коррупции в системе государственной службы. Следует также отметить, что принципы реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих делают соответствующую деятельность более целенаправленной, а также позволяют концентрировать имеющиеся средства и ресурсы на тех аспектах служебной деятельности служащих, которые в наибольшей степени подвержены коррупционному воздействию <17>.
--------------------------------
<17> См.: Куракин А.В. Административно-деликтологическая характеристика коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 1. С. 34.
Традиционно принципы какой-либо деятельности дифференцируются по определенным основаниям или критериям, позволяющим увидеть в них общее и особенное. Рассматриваемые принципы исключением не являются, так как принципы реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих подразделяются на общие принципы, специальные и организационные. Если говорить об общих принципах реализации рассматриваемых стандартов, то здесь традиционно выделяются принципы законности, обоснованности, справедливости, равенства перед законом и др.
Специальные принципы определяют специфические аспекты в реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения, в частности, к таким принципам относится принцип профессиональной служебной этики, принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений, обусловленных режимом государственной службы, принцип лояльности, принцип неотвратимости и адекватности юридической ответственности за коррупционные правонарушения. В исследовании прослеживается определенная логическая цепочка взаимосвязанности принципов государственной службы, принципов противодействия коррупции, а также принципов реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих. Такая связь вполне естественна, поскольку все эти принципы имеют по сути административно-правовую природу, в этой связи соблюдение принципов одной группы одновременно влечет за собой и соблюдение принципов, касающихся правового регулирования смежных государственно-служебных отношений <18>.
--------------------------------
<18> См.: Куракин А.В. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 3. С. 12.
Говоря об организационных принципах реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих, то они в меньшей степени находят свое нормативное закрепление, а между тем это самые динамические принципы, учет которых влияет на итоговый результат всей деятельности по противодействию коррупции в системе государственной службы. Изучение действующего законодательства, а также ряда программных документов, посвященных проблеме противодействия коррупции, позволяет сделать вывод о том, что одной из приоритетных задач антикоррупционной политики является профилактика коррупции, а также создание атмосферы нетерпимости к различным должностным - корыстным злоупотреблениям как в обществе в целом, так и в корпоративной чиновничьей среде.
Для решения этой задачи предполагается проведение различного рода просветительских мероприятий антикоррупционного содержания, создание подразделении в органах власти и управления по профилактике коррупции, по разрешению конфликта интересов и обеспечения надлежащего служебного поведения, а также и проведения иных организационных мероприятий по соответствующему предмету. К сожалению, приходится констатировать, что многие из нормативно закрепленных организационных мероприятий, которые должны были быть направлены на противодействие и профилактику коррупции, должным образом не выполняются. Формально сформированные комиссии по разрешению конфликта интересов и обеспечения надлежащего служебного поведения в большинстве федеральных органов исполнительной власти с момента своего создания не провели ни одного заседания.
Все эти, а также ряд иных фактов могут красноречиво свидетельствовать о том, что организационный механизм противодействия коррупции в целом, а также при реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих в частности не работает. В этой связи уже сейчас, несмотря на то что с момента принятия основных нормативных документов по вопросу противодействия коррупции прошло чуть менее пяти лет, необходимо провести ревизию в соответствующем массиве нормативных правовых актов, принятых по предмету противодействия коррупции. Нужно выявить, какие предписания, содержащиеся в них, не используются, а также установить причины подобного положения вещей. Учитывая сложившееся положение дел в рассматриваемой сфере было бы вполне целесообразно установить меры административной ответственности должностных лиц в виде дисквалификации за бездействия в реализации законодательства о противодействии коррупции и обеспечения антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих.
Библиография
1. Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. 2001. N 3.
2. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. N 11.
3. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Домодедово, 2007.
4. Куракин А.В. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Государство и право. 2003. N 8.
5. Куракин А.В. Предмет административно-правового регулирования в механизме противодействия коррупции в полиции. Домодедово, 2013.
6. Кузнецов А.Н. Преодоление коррупции в государственном аппарате (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 156.
7. Куракин А.В. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 3. С. 12.
8. Куракин А.В. Административно-деликтологическая характеристика коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 1.
9. Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. 2001. N 7.
10. Куракин А.В. Международное и административное право и противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы // NB: Административное право и практика администрирования. 2014. N 1. С. 53 - 81. DOI: 10.7256/2306-9945.2014.1.11051. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_11051.html.
11. Куракин А.В., Костенников М.В. Административно-правовое противодействие коррупции в системе государственной службы и в деятельности сотрудников полиции Российской Федерации и зарубежных государств // NB: Российское полицейское право. 2013. N 1. С. 65 - 83. DOI: 10.7256/23064218.2013.1.735. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_735.html.
12. Куракин А.В. Административно-правовые аспекты юридической ответственности в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. N 7. С. 137 - 157. DOI: 10.7256/23069945.2013.7.9954. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_9954.html.
13. Куракин А.В., Ватель А.Ю., Терентьев Э.В. Административно-правовое регулирование этического поведения государственных гражданских служащих и обеспечение их надлежащего служебного поведения // Административное и муниципальное право. 2012. N 5. С. 9 - 17.
14. Костенников М.В., Куракин А.В., Колчеманов Д.Н., Марьян А.В. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. N 5. С. 5 - 20.
15. Куракин А.В., Костенников М.В. Новая книга о государственной гражданской службе: Рецензия на учебный курс А.А. Гришковца по теме: "Государственная гражданская служба". М.: Дело и Сервис, 2014. 624 с. // Административное и муниципальное право. 2014. N 3. С. 294 - 298. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.3.11252.
16. Костенников М.В., Куракин А.В., Кошелев И.Н. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел (ч. 1) // Административное и муниципальное право. 2011. N 1. С. 40 - 47.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация