Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Административно-правовые меры минимизации коррупционных рисков в системе государственной гражданской службы и принципы их реализации (Лаврентьева О.О.)

Административно-правовые меры минимизации коррупционных рисков в системе государственной гражданской службы и принципы их реализации (Лаврентьева О.О.)

Дата размещения статьи: 21.09.2014

В мире нет ни одного индустриально развитого государства, где проблема коррупции о себе не заявляла вообще. Но в то же время существует достаточно много стран, где уровень коррупции согласно как национальной статистике, так и исследованиям, которые проводятся международными неправительственными организациями, очень низок. В этой связи можно усмотреть прямую и непосредственную зависимость между решением проблемы коррупции в системе государственной службы и ростом национального благосостояния общества и государства. Практически каждая из стран, которая добилась определенных успехов в деле противодействия коррупции, шла определенным путем, который учитывал национальные традиции, определенную ментальность населения, политический и правовой режим и др. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Домодедово, 2007. С. 78.

Несмотря на определенные национальные, культурные, а также исторические особенности во всех странах, где проблема коррупции принципиально решена, их руководством в свое время была проявлена определенная воля в деле реализации антикоррупционной политики. В этих государствах были созданы необходимые правоохранительные и контролирующие структуры, которые были призваны вести борьбу с коррупцией, был сформирован комплекс необходимых правовых средств, а также система антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных служащих. Все эти и некоторые другие средства в конечном итоге и дали определенный позитивный результат в деле противодействия коррупции в системе государственной службы целого ряда индустриально развитых государств. Обобщив научную литературу по обозначенному вопросу, таким образом, можно сделать вывод о том, что в содержании антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных служащих целого ряда государств находятся в целом похожие средства и предписания. Так, к наиболее типичному набору антикоррупционных стандартов служебного поведения в системе государственной службы относятся различного рода запреты, ограничения, обязанности, а также этические принципы служебного поведения. Раскрытие особенностей антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных служащих в зарубежных государствах дает возможность сделать вывод об их классификации по определенным критериям, которые позволяют увидеть место того или иного средства в деле противодействия коррупции. Исходя из этого антикоррупционные стандарты служебного поведения, установленные для государственных служащих в зарубежных государствах, подразделяются в зависимости от метода воздействия на их поведение, формы предписания и юридических последствий своей реализации <2>.
--------------------------------
<2> См.: Куракин А.В. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Государство и право. 2003. N 8. С. 38.

Необходимо отметить, что противодействие коррупции в системе государственной службы строится на определенных принципах, в этой связи есть смысл кратко рассмотреть соответствующие принципы.
Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к государственной власти, существенно замедляет экономическое развитие <3>.
--------------------------------
<3> См.: Куракин А.В. Предмет административно-правового регулирования в механизме противодействия коррупции в полиции. Домодедово, 2013. С. 61.

Следует отметить, что коррупция - это совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации, в связи с исполнением лицами, замещающими государственные должности, своих должностных полномочий и (или) связанных с ними возможностей для противоправного удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности, совершения других незаконных действий (бездействия), а равно противоправное предоставление преимуществ физическим и юридическим лицам. Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Малообеспеченная часть общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области имущественных отношений, образования, социальной защиты населения, медицинского обслуживания населения, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан. В этой связи в настоящее время есть объективная необходимость разработки правовых средств противодействия коррупции, а также установление принципов, на которых должна строиться система противодействия коррупции.
В системе исходных начал противодействия коррупции в системе государственной службы важное место принадлежит принципам, на которых должна строиться и осуществляться деятельность по предупреждению и пресечению коррупции. В связи с этим в целях дальнейшего совершенствования мероприятий, направленных на противодействие коррупции в сфере публичного управления, представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов данного вида деятельности, а также определение той роли, которую они играют в сфере предупреждения и пресечения коррупции.
Как уже отмечалось, "принцип", - это идея. Правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе. Они приобретают значение императивных требований, конкретных правил и обязывают правоприменителя к определенному поведению или устанавливают определенные запреты. Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования, а применительно к теме настоящей работы - предупреждение и пресечение коррупции в сфере государственного управления, во многом зависит от того, как в законодательстве сформулированы и раскрыты такие принципы <4>.
--------------------------------
<4> См.: Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. N 11. С. 92.

Следует отметить, что в настоящее время специальные принципы противодействия коррупции в сфере публичного управления в законодательстве не содержатся, данное обстоятельство обусловлено тем, что в настоящее время до сих пор не принят Федеральный закон "О противодействии коррупции", именно в данном нормативном правовом акте и должны содержаться принципы, на которых непосредственно должна строиться деятельность уполномоченных субъектов, направленная на противодействие коррупции в Российской Федерации.
Анализ международных актов, направленных на противодействии коррупции в государственном аппарате, а также юридической литературы позволил выявить ряд принципов, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность по противодействию коррупции.
Так, В.Н. Лопатин выделяет следующие принципы:
- партнерство субъектов антикоррупционной политики;
- приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы против коррупции;
- недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами;
- недопустимость объединения функций разработки, реализации и контроля над реализацией мер антикоррупционной политики;
- поддержание оптимального уровня численности лиц, занимающих государственные должности и состоящих на государственной и муниципальной службе;
- целевое бюджетное финансирование мер реализации антикоррупционной политики;
- признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений, совершенных лицами, занимающими должности, предусмотренные Конституцией России, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации;
- недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные должности, должности государственных, муниципальных и иных служащих, совершивших коррупционные правонарушения;
- недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах по реализации антикоррупционной политики <5>.
--------------------------------
<5> См.: Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. 2001. N 7. С. 27.

В.И. Гладких отмечает, что, планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок: 1. Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, по мнению ряда ученых и политологов, в нормальном состоянии власти и общества коррупция является технологически полезным сигналом о неполадках в методах работы власти. 2. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более мощный виток коррупции. 3. Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна и комплексна, ведется постоянно <6>.
--------------------------------
<6> См.: Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. 2001. N 3. С. 35.

Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что противодействие коррупции в сфере публичного управления должно включать в себя меры, направленные на решение следующих задач. Противодействие коррупции на всех уровнях ее проявления, сужение причин и условий, благоприятствующих коррупции, снижение, насколько это окажется возможным, выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционных отношениях, увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред, влияния на мотивы коррупционного поведения, а также создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях <7>.
--------------------------------
<7> См.: Кузнецов А.Н. Преодоление коррупции в государственном аппарате (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 156.

Аналогичную антикоррупционную политику проводит и ряд международных организаций. Так, Совет Европы, учитывая Декларацию, принятую на второй встрече в верхах глав государств и правительств, которая состоялась в Страсбурге 10 - 11 октября 1997 г., и в соответствии с Планом действий, в частности разделом III "Борьба с коррупцией и организованной преступностью", сознавая, что коррупция представляет собой серьезную опасность для основных принципов и ценностей в Совете Европы, подрывает доверие граждан к демократии, разрушает правовые нормы, представляет собой отрицание прав человека и сдерживает социально-экономическое развитие, утвердил двадцать руководящих принципов борьбы с коррупцией <8>.
--------------------------------
<8> См.: Приложение III. Резолюция о 20 руководящих принципах в борьбе с коррупцией (принята Комитетом министров 6 ноября 1997 г. на его 101-й встрече).

Принимать эффективные меры для предотвращения коррупции и в связи с этим повышать информированность граждан и пропаганду этического поведения. Обеспечивать координацию объявления коррупции внутри страны и на международном уровне преступлением по закону. Гарантировать, что те, кто отвечает за профилактику, расследование, преследование и осуждение преступления по извлечению незаконной выгоды в противоречии с лежащими на лице должностными обязанностями и в ущерб правам других лиц, пользуются соответствующей их функциям независимостью и самостоятельностью, и располагают средствами для сбора доказательств, защищая тех лиц, кто помогает властям в борьбе с коррупцией, охраняя тайну следствия. Обеспечивать соответствующие мероприятия по аресту и лишению прав на доходы от преступной коррупции. Обеспечивать соответствующие мероприятия для предотвращения использования юридических лиц в качестве ширмы для преступного извлечения незаконной выгоды, противоречащей должностным обязанностям и в ущерб правам других лиц. Ограничивать освобождение (иммунитет) от расследования, преследования или осуждения за преступления, связанные с коррупцией, в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе. Содействовать специализации лиц и органов, ответственных за борьбу с коррупцией, и обеспечивать их соответствующими средствами и профессиональной подготовкой для исполнения ими своей работы. Гарантировать, чтобы налоговое законодательство и органы власти, отвечающие за его проведение в жизнь, действенно и скоординированно содействовали борьбе с коррупцией. Гарантировать, что в процессе принятия решений государственной администрацией учитывается необходимость борьбы с коррупцией, обеспечивается такая гласность, какая не вступает в противоречие с необходимостью добиваться действенности принимаемых мер. Обеспечивать, чтобы в правилах, относящихся к правам и обязанностям государственных чиновников, учитывались требования борьбы с коррупцией и предусматривались соответствующие действенные дисциплинарные меры, и с помощью соответствующих средств, таких как кодекс поведения, содействовать дальнейшей конкретизации такого поведения, которого ожидают от государственных чиновников. Гарантировать, чтобы к работе государственной администрации и государственному сектору применялись соответствующие процедуры ревизии. Поддерживать ту роль, которую процедуры ревизии могут сыграть в предотвращении и выявлении коррупции за пределами органов государственного управления. Обеспечивать, чтобы система государственной ответственности или ответственности по закону (подотчетность) принимала во внимание последствия бесчестного поведения государственных должностных лиц <9>.
--------------------------------
<9> См.: Куракин А.В. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 3. С. 12.

Избирать такие гласные процедуры для государственных поставок, которые способствуют справедливой конкуренции и отпугивают лиц, намеренных извлечь незаконную выгоду путем коррупции. Рекомендовать депутатам принятие кодексов поведения и содействовать развитию таких правил финансирования политических партий и избирательных компаний, которые препятствуют проявлению коррупции. Гарантировать, чтобы средства массовой информации могли беспрепятственно получать и распространять информацию по вопросам коррупции. Гарантировать, чтобы гражданским правом принималась во внимание необходимость борьбы с коррупцией, и в частности, предусматривались эффективные средства судебной защиты тех, чьим правам и интересам нанесен ущерб в результате коррупции. Поддерживать научные исследования по коррупции. Обеспечивать, чтобы во всех аспектах борьбы с коррупцией принимались во внимание возможные связи с организованной преступностью и отмыванием денег. Максимально расширять международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией <10>.
--------------------------------
<10> См.: Куракин А.В. Предмет административно-правового регулирования в механизме противодействия коррупции в полиции. Домодедово, 2013. С. 46.

Таковы двадцать руководящих принципов Совета Европы, направленных на противодействие коррупции. В целях содействия динамичному движению к эффективному предотвращению коррупции и борьбе с ней, Комитет министров Совета Европы просит органы власти стран применять эти принципы в своих внутренних законодательствах и практике <11>. Далее, представляется, несколько слов надо сказать о том, как закреплены принципы реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения в некоторых государствах, в частности государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
--------------------------------
<11> См.: Reif C. Building Democratic Institutions: The Role of National Human Rights Institutions in Good Governance and Human Rights Protection // Howard Human Rights Journal. 2000; Pradel J. Droit penal general. Paris, 1996; Pope R.R., Shiveli W.P. Citizens and Governance America. McGraw-Hill Higher Education 2002/2001. P. 67.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" <12> определяет, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
--------------------------------
<12> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами <13>.
--------------------------------
<13> См.: Куракин А.В. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 3. С. 12.

В Законе Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. N 267-1 "О борьбе с коррупцией" <14> борьба с коррупцией осуществляется на основе:
--------------------------------
<14> http://online.toktom.kg/document.phtml?st=doc&code=100527&lang=rus&ctx=%C1%C5%C7%CE%CF%C0%D1%CD%C E%D1%D2*#scroll0 (дата обращения 27.09.2013).

- равенства всех перед законом и судом;
- обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;
- совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
- приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;
- признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним;
- восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений;
- обеспечения личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;
- защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;
- недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;
- осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества;
- установления запрета на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями.
Согласно Закону Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. N 165-З <15> "О борьбе с коррупцией" борьба с коррупцией основывается на принципах:
--------------------------------
<15> http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10600165 (дата обращения 25.09.2013).

- законности;
- справедливости;
- равенства перед законом;
- гласности;
- неотвратимости ответственности;
- личной виновной ответственности;
- гуманизма.
Закон Республики Таджикистан от 25 июля 2005 г. N 100 "О борьбе с коррупцией" <16> определяет, что основными принципами борьбы с коррупцией являются следующие принципы, касающиеся:
--------------------------------
<16> http://online.toktom.kg/document.phtml?st=doc&code=69439&lang=rus&ctx=%D2%C0%C4%C6%C8%CA%C8%D1%D2*#scroll0 (дата обращения 01.09.2013).

- четкой правовой регламентации деятельности субъектов правонарушений, связанных с коррупцией, законности и гласности в их деятельности, государственного и общественного контроля за ними;
- совершенствования структуры государственного аппарата и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
- признания допустимости ограничения прав и свобод лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также приравненных к ним лиц;
- установления ответственности за нарушение законодательства Республики Таджикистан о борьбе с коррупцией в соответствии с принципами равенства всех граждан перед законом и судом;
- восстановления прав и законных интересов физических и юридических лиц, предупреждения и ликвидации вредных последствий правонарушений, связанных с коррупцией;
- защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или приравненных к ним лиц, установления заработной платы и льгот, обеспечивающих им и их семьям достойный уровень жизни;
- запрещения делегирования полномочий по государственному регулированию и контролю за предпринимательской деятельностью физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность;
- проведения оперативно-розыскной деятельности в целях предупреждения, выявления, раскрытия и пресечения преступлений коррупционного характера, а также специальных мер финансового контроля;
- обеспечения личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с правонарушениями, связанными с коррупцией.
В завершение подчеркнем, что проблемы предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления требуют системного подхода. Уровень развития коррупции, степень ее общественной опасности, а также разнообразные формы ее проявления требуют адекватных мер реагирования всех государственных институтов и структур. Кроме того, как уже неоднократно подчеркивалось, борьба с коррупцией может дать определенные позитивные результаты только при участии в соответствующих антикоррупционных мероприятиях большинства институтов гражданского общества России.
В завершении рассмотрения обозначенного вопроса отметим, что принципы играют важную роль в деле противодействия коррупции в системе государственной службы. Следует также отметить, что принципы реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих делают соответствующую деятельность более целенаправленной, а также позволяют концентрировать имеющиеся средства и ресурсы на тех аспектах служебной деятельности служащих, которые в наибольшей степени подвержены коррупционному воздействию <17>.
--------------------------------
<17> См.: Куракин А.В. Административно-деликтологическая характеристика коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 1. С. 34.

Традиционно принципы какой-либо деятельности дифференцируются по определенным основаниям или критериям, позволяющим увидеть в них общее и особенное. Рассматриваемые принципы исключением не являются, так как принципы реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих подразделяются на общие принципы, специальные и организационные. Если говорить об общих принципах реализации рассматриваемых стандартов, то здесь традиционно выделяются принципы законности, обоснованности, справедливости, равенства перед законом и др.
Специальные принципы определяют специфические аспекты в реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения, в частности, к таким принципам относится принцип профессиональной служебной этики, принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений, обусловленных режимом государственной службы, принцип лояльности, принцип неотвратимости и адекватности юридической ответственности за коррупционные правонарушения. В исследовании прослеживается определенная логическая цепочка взаимосвязанности принципов государственной службы, принципов противодействия коррупции, а также принципов реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих. Такая связь вполне естественна, поскольку все эти принципы имеют по сути административно-правовую природу, в этой связи соблюдение принципов одной группы одновременно влечет за собой и соблюдение принципов, касающихся правового регулирования смежных государственно-служебных отношений <18>.
--------------------------------
<18> См.: Куракин А.В. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 3. С. 12.

Говоря об организационных принципах реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих, то они в меньшей степени находят свое нормативное закрепление, а между тем это самые динамические принципы, учет которых влияет на итоговый результат всей деятельности по противодействию коррупции в системе государственной службы. Изучение действующего законодательства, а также ряда программных документов, посвященных проблеме противодействия коррупции, позволяет сделать вывод о том, что одной из приоритетных задач антикоррупционной политики является профилактика коррупции, а также создание атмосферы нетерпимости к различным должностным - корыстным злоупотреблениям как в обществе в целом, так и в корпоративной чиновничьей среде.
Для решения этой задачи предполагается проведение различного рода просветительских мероприятий антикоррупционного содержания, создание подразделении в органах власти и управления по профилактике коррупции, по разрешению конфликта интересов и обеспечения надлежащего служебного поведения, а также и проведения иных организационных мероприятий по соответствующему предмету. К сожалению, приходится констатировать, что многие из нормативно закрепленных организационных мероприятий, которые должны были быть направлены на противодействие и профилактику коррупции, должным образом не выполняются. Формально сформированные комиссии по разрешению конфликта интересов и обеспечения надлежащего служебного поведения в большинстве федеральных органов исполнительной власти с момента своего создания не провели ни одного заседания.
Все эти, а также ряд иных фактов могут красноречиво свидетельствовать о том, что организационный механизм противодействия коррупции в целом, а также при реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих в частности не работает. В этой связи уже сейчас, несмотря на то что с момента принятия основных нормативных документов по вопросу противодействия коррупции прошло чуть менее пяти лет, необходимо провести ревизию в соответствующем массиве нормативных правовых актов, принятых по предмету противодействия коррупции. Нужно выявить, какие предписания, содержащиеся в них, не используются, а также установить причины подобного положения вещей. Учитывая сложившееся положение дел в рассматриваемой сфере было бы вполне целесообразно установить меры административной ответственности должностных лиц в виде дисквалификации за бездействия в реализации законодательства о противодействии коррупции и обеспечения антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих.

Библиография

1. Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. 2001. N 3.
2. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. N 11.
3. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Домодедово, 2007.
4. Куракин А.В. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Государство и право. 2003. N 8.
5. Куракин А.В. Предмет административно-правового регулирования в механизме противодействия коррупции в полиции. Домодедово, 2013.
6. Кузнецов А.Н. Преодоление коррупции в государственном аппарате (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 156.
7. Куракин А.В. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 3. С. 12.
8. Куракин А.В. Административно-деликтологическая характеристика коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 1.
9. Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. 2001. N 7.
10. Куракин А.В. Международное и административное право и противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы // NB: Административное право и практика администрирования. 2014. N 1. С. 53 - 81. DOI: 10.7256/2306-9945.2014.1.11051. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_11051.html.
11. Куракин А.В., Костенников М.В. Административно-правовое противодействие коррупции в системе государственной службы и в деятельности сотрудников полиции Российской Федерации и зарубежных государств // NB: Российское полицейское право. 2013. N 1. С. 65 - 83. DOI: 10.7256/23064218.2013.1.735. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_735.html.
12. Куракин А.В. Административно-правовые аспекты юридической ответственности в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. N 7. С. 137 - 157. DOI: 10.7256/23069945.2013.7.9954. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_9954.html.
13. Куракин А.В., Ватель А.Ю., Терентьев Э.В. Административно-правовое регулирование этического поведения государственных гражданских служащих и обеспечение их надлежащего служебного поведения // Административное и муниципальное право. 2012. N 5. С. 9 - 17.
14. Костенников М.В., Куракин А.В., Колчеманов Д.Н., Марьян А.В. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. N 5. С. 5 - 20.
15. Куракин А.В., Костенников М.В. Новая книга о государственной гражданской службе: Рецензия на учебный курс А.А. Гришковца по теме: "Государственная гражданская служба". М.: Дело и Сервис, 2014. 624 с. // Административное и муниципальное право. 2014. N 3. С. 294 - 298. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.3.11252.
16. Костенников М.В., Куракин А.В., Кошелев И.Н. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел (ч. 1) // Административное и муниципальное право. 2011. N 1. С. 40 - 47.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.