Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Некоторые проблемы малого и среднего предпринимательства (Долгов С.Г.)

Некоторые проблемы малого и среднего предпринимательства (Долгов С.Г.)

Дата размещения статьи: 22.09.2014

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ) под субъектами малого и среднего предпринимательства понимает внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физических лиц, внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - ИП), крестьянские (фермерские) хозяйства. Категории и конкретные условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Согласно названной статье требования касаются средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Например, от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий, до ста человек включительно для малых предприятий, до пятнадцати человек для микропредприятий, как разновидность малых предприятий.
Что касается выручки от реализации товаров, работ, услуг, то она не должна превышать следующие предельные значения:
- микропредприятия - 60 млн руб.;
- малые предприятия - 400 млн руб.;
- средние предприятия - 1000 млн руб. <1>
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 7. Ст. 646.

Необходимо отметить, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Далее нам бы хотелось остановиться на организационно-правовых формах субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно итогам сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью рассматриваемых субъектов за 2010 г. всего зарегистрировано юридических лиц - 1669439 <2>. Из них юридических лиц, являющихся коммерческими, - 1654115. Самая большая доля приходится на общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) - 1547753. Далее, это закрытые акционерные общества (далее - ЗАО), открытые акционерные общества (далее - ОАО) и производственные кооперативы (63512/14015/12929) и т.д. Если из числа зарегистрированных ООО только 16819 приходится на средние предприятия, то 1328120 составляют микропредприятия. Не стоит забывать о том, что малые и средние предприятия играют огромную роль в решении как текущих социально-экономических проблем, так и в расширении занятости трудоспособного населения. Это миллионы рабочих мест.
--------------------------------
<2> См.: Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год: в 3 т. Официальное издание. М.: ИИЦ "Статистика России", 2012. Т. 2. С. 20.

Но, к сожалению, в последнее время количество малых предприятий и ИП не увеличивается, а сокращается. Причин тому несколько, но мы рассмотрим лишь две из них. Во-первых, вопрос связан с недостаточно четким регулированием ставок страховых взносов.
Например, после того как с 1 января 2011 г. была поднята ставка страховых взносов, около 90% малых предприятий снизили оклады сотрудников, 83% респондентов отказались от планов расширения бизнеса, а 89% отметили сокращение реальной прибыли. Пострадало и само государство: в некоторых городах сборы страховых взносов в 2011 г. упали по сравнению с 2010 г. более чем на треть. Таков результат опроса, проведенного на сайте "Опоры России" <3>.
--------------------------------
<3> Аргументы и факты. 2012. 23 - 29 мая.

В 2010 г. согласно ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ тарифы страховых взносов, за исключением для некоторых категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, были установлены: 20% - в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР); 2,9% - в Фонд социального страхования РФ; 1,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 2,0 - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Но уже с 1 января 2011 г. тарифы страховых взносов составили: 26% - в ПФР; 2,9% - в Фонд социального страхования РФ; 2,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 3,0% - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Итог - 34%.
Не изменил ситуацию установленный на 2013 г. 20% размер тарифа страхового взноса в ПФР. Указанный тариф, во-первых, касается только тех субъектов предпринимательства, которые перешли на патентную систему налогообложения или пользуются упрощенной системой налогообложения. Например, предприниматели, которые сдают в аренду собственные жилые и нежилые помещения, дачи, земельные участки, осуществляют розничную торговлю или оказывают услуги общественного питания <4>, на выплаты наемным работникам должны будут начислять страховые взносы в ПФР по общему тарифу, т.е. 26%.
--------------------------------
<4> См.: подп. 19, 45 - 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Другими словами, можно отметить, что налогоплательщики, связанные с розничной торговлей и общественным питанием, не получили ничего, т.е. ни льготных ставок, ни возможности вычета суммы страховых взносов из стоимости патента. На этот счет А.В. Анищенко отмечает: возникает вполне закономерное сомнение в том, что для этих видов деятельности вообще есть смысл приобретать патент <5>.
--------------------------------
<5> См.: Анищенко А.В. Патентная система налогообложения // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2012. N 16.

На сегодняшний день ситуация, к сожалению, не изменилась. Изменения коснулись ставки страхового взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. С 1 января 2012 г. - 5,1%.
Внесение изменений было связано с тем, что с 1 января 2012 г. п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, устанавливающий тариф страховых взносов, уплачиваемых в территориальные органы обязательного медицинского страхования, утратил силу. Данное изменение было внесено Федеральным законом от 29.11.2010 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" <6>. Принятый Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" <7> установил единого страховщика в системе обязательного медицинского страхования.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 49. Ст. 6409.
<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 49. Ст. 6422.

Но нельзя не обратить внимание на то, что если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Например, если предприниматель нанимает работников, то он будет платить взносы по двум основаниям: а) как производящий выплаты гражданам; б) как самостоятельный плательщик взносов с собственных доходов.
Второй момент, на который мы хотели бы обратить внимание, это отсутствие реальной государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил: "Также прошу представить предложения по комплексному развитию моногородов, по реализации здесь инвестиционных проектов с предложениями по источникам финансирования, по снятию напряжения на рынке труда и адресному содействию малому и среднему бизнесу <8> (выделено мной. - С.Д.)
--------------------------------
<8> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. 2013. 13 декабря. N 282.

Безусловно, роль государства в экономике заключается не только в том, чтобы создавать для развития бизнеса все необходимые условия, но и чтобы ликвидировать существующие избыточные процедуры для бизнеса. Необходимым элементом прогрессивного экономического развития государства является наличие в стране эффективно функционирующей системы малых и средних предприятий.
В свете сказанного очень трудно воспринимаются внесенные поправки <9> в ст. 375 НК РФ, согласно которым с 1 января 2014 г. в отношении отдельных объектов недвижимости налог на имущество организаций исчисляется на основании их кадастровой стоимости. Под это подпадают объекты недвижимости, где предусматривается размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, которые должны будут платить налог на имущество организаций с кадастровой стоимости.
--------------------------------
<9> См.: Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.11.2013).

Правильно отметил Александр Брычалов, глава общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", в интервью "Российской газете": "Внесенные поправки не были публично обсуждены, с ними не ознакомили предпринимательское сообщество. До сих пор Налоговый кодекс полностью освобождал от уплаты этого налога тех, кто использовал упрощенную систему налогообложения. Данные поправки приведут к дополнительным изъятиям из "кармана" малого бизнеса примерно 200 миллиардов рублей. Перемены коснутся 1,8 миллиона организаций, применяющих налоговые спецрежимы. Из них 350 тысяч малых фирм имеют в собственности здания, помещения, строения общей площадью 235 миллионов квадратных метров. Арендаторы недвижимости, в свою очередь, также вынуждены будут платить повышенную цену за помещения. Безусловно, данный сектор требует поддержки" <10>.
--------------------------------
<10> Официальный сайт "Российской газеты". URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 31.03.2014).

Более того, в научной литературе <11> неоднократно отмечалась необходимость имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Проблема имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не раз являлась предметом изучения в силу своей актуальности и практической значимости для малого и среднего предпринимательства <12>.
--------------------------------
<11> См., напр.: Бимбад А.Я. Защита прав приоритетного приобретения имущества субъектами малого и среднего предпринимательства // Юрист. 2011. N 8; Бимбад А.Я. Часть помещения, здания как объекты выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства // Юриспруденция. 2010. N 18; Загуляев А.В. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Законодательство. 2012. N 3; Загуляев А.В., Данилов И.В. Проблемы законодательного регулирования имущественной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2011. N 3; Клочкова Е.В. Формы и механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Гражданское право. 2011. N 4.
<12> Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 102.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что принятый Закон о дифференциации страховых взносов не оправдал себя, и число, например, индивидуальных предпринимателей продолжает сокращаться. Также не видят смысла самозанятые граждане переходить на патентную систему налогообложения.
Можно спорить, какой процент из почти миллиона закрывшихся в прошлом году ИП сейчас работает "в тени", а какой нет, но необходимо отметить, что тех предпринимателей, которые прекратили свой бизнес, все же устраивал прежний фискальный платеж, и они его платили в бюджет.
И, конечно, стоит предусмотреть льготную систему налогообложения для тех категорий предпринимателей, которые используют принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анищенко А.В. Патентная система налогообложения // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2012. N 16.
2. Бимбад А.Я. Защита прав приоритетного приобретения имущества субъектами малого и среднего предпринимательства // Юрист. 2011. N 8.
3. Бимбад А.Я. Часть помещения, здания как объекты выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства // Юриспруденция. 2010. N 18.
4. Загуляев А.В. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Законодательство. 2012. N 3.
5. Загуляев А.В. Проблемы законодательного регулирования имущественной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации / И.В. Данилов // Безопасность бизнеса. 2011. N 3.
6. Клочкова Е.В. Формы и механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Гражданское право. 2011. N 4.
7. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 102.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.