Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Трансфертное ценообразование по контролируемым сделкам (Панченко Т.М.)

Трансфертное ценообразование по контролируемым сделкам (Панченко Т.М.)

Дата размещения статьи: 18.11.2014

Трансфертная цена - это внутрифирменная отличная от рыночной цена, по которой реализуют товары или услуги взаимозависимые лица, участники единой группы компаний.
Деятельность по установлению цен в сделках зависимых друг от друга лиц называется трансфертным ценообразованием.
Основной целью применения трансфертных цен является перераспределение общей прибыли группы лиц в пользу аффилированных лиц, находящихся в более благоприятном налоговом режиме. Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов.
Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства. Применение трансфертных цен само по себе не является уклонением от налогов. Борьба ведется не с трансфертным ценообразованием как таковым, а с занижением цен в целях минимизации налогов.
В России с 1 января 2012 г. действует новое законодательство по трансфертному ценообразованию. Принципиально изменился порядок определения цен для целей налогообложения. Раздел V.1 части первой НК РФ ввел нормы, соответствующие Руководству Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010). Введены новый порядок обоснования цен сделки, новая отчетность и особые процедуры налогового контроля.
Проверка соответствия цен, используемых налогоплательщиком по сделкам с взаимозависимыми лицами, рыночным ценам выделена в отдельный вид налоговых проверок, которые проводятся по особым правилам.
Полномочиями контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами на предмет их соответствия рыночным ценам наделена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения (далее - МИ ФНС России по ценам). МИ ФНС России по ценам имеет право сравнивать примененные налогоплательщиками цены с рыночными и доначислять налоги.
Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
В гражданском законодательстве закреплен принцип свободы цены договора: предоставлено право определять цену сделки и порядок ее формирования сторонам сделки по собственному усмотрению. В налоговом законодательстве (разд. V.1 НК РФ) закреплены случаи, когда налоговые последствия сделки определяются исходя не из цены сделки, а по рыночным ценам. Целью введения такого правила является противодействие уклонению от уплаты налогов с помощью занижения (завышения) цен, производимого налогоплательщиками не в экономических целях, а для уменьшения налогового бремени. Заметим, что договорные цены существенно влияют на размер целого ряда прямых и косвенных налогов, прежде всего тех, для которых налоговой базой служат выручка, доход (прибыль), стоимость реализованных товаров. Именно поэтому законодатель и предусмотрел возможности контроля и последующей корректировки цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
МИ ФНС России по ценам может проверять правильность и полноту исчисления следующих налогов (п. 4 ст. 105.3 НК РФ):
налога на прибыль организаций;
НДФЛ, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и иными лицами, ведущими частную практику;
налога на добычу полезных ископаемых (только в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое);
НДС (только в случаях, когда одна из сторон сделки не является плательщиком НДС либо освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС).
Контроль за применением рыночных цен налогоплательщиками возможен в случаях, когда цена сделки отклоняется от рыночной не только в сторону понижения, но и в сторону повышения.
Для целей налогообложения рыночными признаются цены:
государственные регулируемые;
установленные в соответствии с предписаниями антимонопольных органов;
установленные по результатам биржевых торгов;
установленные оценщиком (в тех случаях, когда проведение оценки является обязательным по законодательству Российской Федерации);
установленные соглашением о ценообразовании.
Критерии взаимозависимости определены ст. 105.1 НК РФ. Взаимозависимыми, в частности, признаются организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%, а также физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25% (пример 1).

Пример 1. Доля участия родителя в организации "А" будет являться также и долей участия ребенка в этой организации "А". И наоборот, доля участия ребенка в организации "Б" будет являться также и долей родителя в этой организации "Б". Таким образом, родитель и ребенок в данном случае рассматриваются фактически как одно лицо.

Иные лица могут быть признаны взаимозависимыми при соблюдении критериев, установленных ст. ст. 105.1 и 105.2 НК РФ. Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, перечисленные в п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
Цены, применяемые в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, признаются рыночными (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Контролю такие сделки не подлежат (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Когда сделка признается контролируемой

Контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами, являющимися резидентами Российской Федерации, цены которых налоговые органы вправе проверить на их соответствие рыночным (ст. 105.14 НК РФ). Для сделок между взаимозависимыми лицами предусмотрены следующие пороговые значения сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которых за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми.
1 млрд руб. (с 2014 г.). Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год (за 2012 г. - 3 млрд руб., за 2013 г. - 2 млрд руб.).
100 млн руб. Сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее один из специальных налоговых режимов в виде ЕСХН или ЕНВД. Другой стороной сделки является лицо, не применяющее указанных специальных налоговых режимов.
60 млн руб. Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, одной из сторон которых является плательщик НДПИ, исчисляемого по адвалорной (процентной) ставке; организация, освобожденная от уплаты налога на прибыль или применяющая нулевую ставку по этому налогу; резидент особой экономической зоны.
Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами вне зависимости от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год.
Контролируются сделки с взаимозависимыми лицами в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб. Предметом подобных сделок должны являться такие товары, как нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни.
Признается контролируемой сделка, одна из сторон которой зарегистрирована на территории офшорной юрисдикции и доходы по которой за год превышают 60 млн руб. (за 2012 г. - 100 млн руб., за 2013 г. - 80 млн руб.). Перечень таких государств установлен Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. Этот Перечень является исчерпывающим, и иных оснований для проверки правильности цен, примененных в сделке между взаимозависимыми лицами, НК РФ не предусматривает <*>.
--------------------------------
<*> Чиновники налогового ведомства уже пытаются расширить Перечень. Например, в Письме ФНС России от 06.03.2014 N ЗН-3-13/878@ они рекомендуют относить к контролируемым сделки по передаче или предоставлению в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав), ссылаясь на указание Руководства ОЭСР о необходимости контролировать ценообразование сделок с нематериальными активами, в частности с роялти за их использование.

Суд вправе признать сделку контролируемой в тех случаях, когда такая сделка формально не отвечает признакам контролируемой, однако подобные условия созданы налогоплательщиком искусственно.
Порядок определения суммовых порогов. В соответствии с п. 9 ст. 105.14 НК РФ для целей определения порога для признания сделок контролируемыми сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам (сумма цен сделок) с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 НК РФ. При этом согласно гл. 25 НК РФ для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, которые организация понесла.
Здесь следует обратить внимание на то, что для отнесения сделки с взаимозависимым лицом к контролируемой необходимо к величине полученного дохода по такой сделке прибавить величину понесенного расхода по другой сделке с этим же взаимозависимым лицом, если расходная сделка совершалась.

Не подлежащие контролю сделки между взаимозависимыми лицами

Пунктом 4 ст. 105.14 НК РФ установлено исключение из общего правила - сделки между взаимозависимыми лицами, которые даже при наличии предусмотренных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ критериев для налогового контроля под такой контроль не подпадают.
Это сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков и сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 1 млрд руб., однако сторонами такой сделки являются лица, одновременно удовлетворяющие следующим требованиям:
зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;
не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;
не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми.
Такое исключение объясняется тем, что в перечисленных случаях какое-либо манипулирование ценой не может привести к уклонению от уплаты налогов (совокупного размера налогового бремени взаимозависимых лиц), а может привести лишь к перераспределению размера налоговой нагрузки между участниками сделки. Налоговый контроль за ценами в данном случае является явно избыточным, не соответствует целям контроля.

Методы определения рыночных цен

Статьи 105.7 - 105.13 НК РФ устанавливают пять методов, используемых МИ ФНС России по ценам для определения налогооблагаемого дохода в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица: сопоставимых рыночных цен; цены последующей реализации; затратный; сопоставимой рентабельности; распределения прибыли.
Предусмотрена определенная иерархия применения методов. Так, основным методом является метод сопоставимых рыночных цен, и только в случае невозможности его применения налоговый орган вправе использовать иные методы. Метод цены последующей реализации используется в качестве основного для тех случаев, когда товар приобретается у взаимозависимого лица и в последующем перепродается без переработки по сделке, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.
Каждый последующий метод применяется только в случае невозможности применения предыдущего метода. Несоблюдение МИ ФНС России по ценам установленного порядка является безусловным основанием к отмене ее решения. При этом невозможность применения предыдущего метода должна быть объективной, а не субъективной.
Основными источниками информации, используемыми налоговым органом при осуществлении контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, являются сведения о ценах и котировках бирж; таможенная статистика; сведения о ценах и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления; данные информационно-ценовых агентств; информация о сделках, совершенных налогоплательщиком. В отсутствие (при недостаточности) указанных источников информации налоговый орган вправе использовать иную информацию из общедоступных источников.
В соответствии с п. 9 ст. 105.7 НК РФ для целей определения рыночной цены по разовой сделке могут быть использованы результаты независимой оценки (заключение оценщика) только в том случае, если невозможно применение методов определения рыночной цены.
При определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, на основании методов, ориентированных на группу однородных сделок, используются показатели рентабельности (п. 1 ст. 105.8 НК РФ). Определяются эти показатели на основании данных бухгалтерской (налоговой) отчетности сопоставимых организаций, выбор которых осуществляется с учетом отраслевой специфики, соответствующих видов деятельности, осуществляемых функций.
Метод сопоставимых рыночных цен является основным (приоритетным) методом определения соответствия цены товара в контролируемой сделке уровню рыночных цен.
Применение метода сопоставимых рыночных цен заключается в следующем:
определяется, находились ли на рынке в обороте товары, идентичные или однородные по отношению к товару, реализованному в контролируемой сделке;
из них выбираются идентичные или однородные товары, которые были реализованы в сопоставимых условиях;
цена, примененная в контролируемой сделке, сравнивается с ценой идентичного или однородного товара, реализованного в сопоставимых условиях в течение анализируемого периода.
В качестве сопоставимых сделок могут использоваться как сделки внешние сопоставимые (между независимыми лицами), так и внутренние сопоставимые (между налогоплательщиком и независимым контрагентом) (п. 3 ст. 105.9 НК РФ).
Метод сопоставимых рыночных цен может применяться только в отношении идентичных, а при их отсутствии - однородных товаров. Указанный метод не применим к работам и услугам.
Условия, учитываемые в целях определения сопоставимости условий сделки, перечислены в п. п. 4 - 11 ст. 105.5 НК РФ.
Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, либо может быть учтено с помощью корректировок.
Контролируемая цена признается рыночной, если находится в интервале рыночных цен, определенном в порядке, установленном п. 3 ст. 105.9 НК РФ. Интервал рыночных цен является диапазоном, который позволяет исключить из выборки минимальные и максимальные экстремальные значения. Если цена контролируемой сделки не вписывается в установленный диапазон (интервал), то в целях налогообложения она должна быть приведена к минимальному или максимальному значению определенного интервала рыночных цен (в зависимости от того, заниженной или завышенной оказалась цена контролируемой сделки по сравнению с определенным интервалом рыночных цен) - пример 2.

Пример 2. Организации "А" (Россия) и "Б" (ОАЭ) являются взаимозависимыми. Организация "А" продает организации "Б" станки с ЧПУ по цене 30 000 руб. за штуку. Рассчитаем интервал рыночных цен в порядке, представленном в п. 3 ст. 105.9 НК РФ.
Собрана информация о ценах по девяти подобным сделкам, заключенным на сопоставимых условиях.
1. Упорядочив цены этих сделок по возрастанию и пронумеровав их, получим следующий ряд: 1) 27 000 руб.; 2) 28 000 руб.; 3) 29 500 руб.; 4) 30 000 руб.; 5) 30 500 руб.; 6) 32 000 руб.; 7) 37 000 руб.; 8) 37 500 руб.; 9) 40 000 руб.
2. Разделим количество сделок на 4, округлим до целого: 9 : 4 = 2. Поскольку число нецелое, минимальным значением интервала рыночных цен признается полученное значение цены, имеющей в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу (2 + 1 = 3). Следовательно, минимальным значением интервала является сделка N 3 (29 500 руб.).
Если бы значение получилось целое, то бралось бы среднее арифметическое между этим целым и значением цены со следующим по возрастанию порядковым номером в этой выборке. При восьми сделках минимальным пределом оказалось бы среднее арифметическое сделок N N 2 и 3: (28 000 руб. + 29 500 руб.) : 2 = 28 750 руб.
3. В соответствии с п. 3 ст. 105.9 НК РФ умножим количество сделок на 0,75 и округлим до целого: 9 x 0,75 = 7. Получилось нецелое число, отсюда максимальным значением интервала рыночных цен признается значение цены, имеющей в выборке порядковый номер, равный сумме целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу (7 + 1 = 8). В нашем случае максимальным значением интервала является сделка N 8 (37 500 руб.).
Если бы получилось целое значение, то максимальное значение интервала рыночных цен было бы равно среднему арифметическому значению цены с порядковым номером, равным целому числу, и цены с порядковым номером в выборке, следующим по возрастанию. При восьми сделках максимальным пределом оказалось бы среднее арифметическое сделок N N 6 и 7: (32 000 руб. + 37 000 руб.) : 2 = 34 500 руб.
Интервал рыночных цен в нашем примере составляет от 29 500 до 37 500 руб., совершенная между организациями "А" и "Б" сделка в размере 30 000 руб. находится в этом интервале и исходя из имеющейся информации о ценах на рынке соответствует уровню рыночных цен.

В случае если цена, примененная в анализируемой сделке, меньше минимального значения интервала рыночных цен, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальному значению интервала рыночных цен.
В случае если цена, примененная в анализируемой сделке, превышает максимальное значение интервала рыночных цен, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальному значению интервала рыночных цен.
Метод цены последующей реализации применяется в случаях, когда осуществляющее перепродажу лицо не владеет объектами НМА, а также в случаях, когда при перепродаже производятся подготовка товара к перепродаже и транспортировке, смешивание товаров и т.п. действия.
В основе метода цены последующей реализации лежит сравнение цены перепродажи товаров, приобретенных у взаимозависимой стороны, скорректированной на величину нормальной маржи, с ценой, по которой товары были у взаимосвязанной стороны приобретены (установление валовой рентабельности подконтрольной сделки и ее сравнение с интервалом валовой рентабельности по сопоставимым независимым сделкам).
Использование метода цены последующей реализации "по определению" возможно только при перепродаже, т.е. когда существуют последующие этапы реализации.
Затратный метод может применяться в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 105.11 НК РФ. Этот метод предполагает расчет рыночной цены путем увеличения затрат по контролируемой сделке на величину нормальной маржи. Для расчетов применяется показатель валовой рентабельности затрат, определяемой как отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг), - пример 3.

Пример 3. Переработчик "А" приобретает у независимого поставщика "Б" сырье по цене 2000 руб. за тонну, тратит на обработку сырья 1000 руб. на тонну (прямые и косвенные затраты на производство, затраты на транспортировку, хранение, страхование и другие затраты) и продает его взаимозависимой организации "В" по цене 4000 руб. за тонну.
Интервал рентабельности затрат по сопоставимым неконтролируемым сделкам других обрабатывающих производств составляет 25 - 35%.
Валовая рентабельность затрат переработчика "А" определяется следующим образом: 4000 руб. - (2000 руб. + 1000 руб.) = 1000 руб. (валовая прибыль) : 3000 руб. (себестоимость) = 0,33, или 33%.
Так как рентабельность затрат компании "А" попадает в интервал рентабельности, примененная в контролируемой сделке цена признается соответствующей рыночной.

Метод сопоставимой рентабельности предполагает сопоставление операционной рентабельности стороны контролируемой сделки с интервалом операционной рентабельности по сопоставимым неконтролируемым сделкам (ст. 105.12 НК РФ). Для расчета используются любые из следующих показателей рыночной рентабельности: рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность коммерческих и управленческих расходов, рентабельность активов.
Рентабельность продаж равна частному от деления прибыли от продаж на выручку от продаж (за минусом НДС и акцизов).
Рентабельность затрат равна частному от деления прибыли от продаж на себестоимость проданных товаров (работ, услуг) плюс коммерческие и управленческие расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг).
Рентабельность коммерческих и управленческих расходов равна частному от деления валовой прибыли на коммерческие и управленческие расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг).
Рентабельность активов равна частному от деления прибыли от продаж на текущую рыночную стоимость (при отсутствии информации - балансовую стоимость) оборотных и внеоборотных активов, которые прямо или косвенно использованы в контролируемой сделке.
По результатам сопоставления рентабельности корректируется (если необходимо) прибыль (доход, выручка) от сделки.
Применение для целей налогообложения минимального или максимального значения интервала рентабельности производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет Российской Федерации.
Метод распределения прибыли в качестве основы использует вклад сторон сделки в общую прибыль. В случае если будет установлено, что прибыль, полученная компанией в контролируемой сделке, равна или превышает прибыль, полученную по сопоставимым сделкам, для целей налогообложения признается фактически полученная прибыль (аналогично и по убыткам).
Распределение между сторонами контролируемой сделки остаточной прибыли происходит в следующем порядке:
определяется сумма прибыли от продаж, фактически полученной всеми сторонами контролируемой сделки;
определяется нормальная прибыль для каждой стороны сделки;
сумма остаточной прибыли от продаж распределяется между сторонами контролируемой сделки пропорционально вкладу каждой стороны в фактически полученную всеми сторонами контролируемой сделки прибыль от продаж (пример 4).

Пример 4. Изготовитель "А" продает взаимозависимому предприятию "Б", владеющему правом собственности на торговую марку, продукцию по цене 10 руб. за коробку. Себестоимость продукции - 9 руб. Предприятие "Б" продает купленную у изготовителя "А" продукцию под своей торговой маркой независимым покупателям по 20 руб. за коробку.
Общая прибыль от сделок для предприятий "А" и "Б" составила всего 11 руб., в том числе для предприятия "А" - 1 руб. (10 руб. - 9 руб.), для предприятия "Б" - 10 руб. (20 руб. - 10 руб.).
В сопоставимых сделках между независимыми лицами, согласно данным свободного рынка, прибыль распределяется в следующей пропорции: 60% - на долю производителя, 40% - на долю взаимозависимого предприятия.
Следовательно, 11 руб. совокупной прибыли должны быть перераспределены между предприятиями "А" и "Б" в следующей пропорции: изготовителю "А" причитается 6,6 руб. (11 руб. x 60%), взаимозависимому предприятию "Б" - 4,4 руб. (11 руб. x 40%). Соответственно, в целях налогового учета сделки между предприятиями "А" и "Б" будут учитываться по цене 15,6 руб. (9 руб. + 6,6 руб.) за 1 коробку.

В случае если по каким-то причинам невозможно использовать ни один из предусмотренных гл. 14.3 НК РФ методов, налоговый орган вообще не имеет права применить положения разд. V.1 НК РФ, доначислить налоги и взыскать штрафные санкции.
Использование в этих целях методов определения рыночных цен, указанных в других законах и иных нормативных актах, неправомерно.
Здесь следует обратить внимание на то, что, проведя проверку и составив акт по ее результатам, налоговая служба выносит решение. Важно следующее: при установлении ФНС России отклонения цены в контролируемой сделке от рыночной используется судебный порядок взыскания доначисленных налогов, пеней и штрафов.

Самостоятельная корректировка налоговой базы

Стороны сделки имеют право самостоятельно признавать себя взаимозависимыми лицами (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) и корректировать налоговую базу (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). НК РФ предоставляет налогоплательщику право на самостоятельное применение для целей налогообложения рыночной цены путем подачи уточненной налоговой декларации.
Независимо от того, сумма какого налога корректируется, срок корректировки "привязан" к дате представления налоговой декларации по налогу на прибыль за налоговый период, в котором произошло искажение суммы налога (в настоящее время - 28 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом).
Пени до 28 марта не начисляются даже в том случае, если общий срок уплаты налога истек намного раньше (например, НДС за I квартал должен быть уплачен не позднее 20 апреля, а "скорректированный" налог - не позднее 28 марта года, следующего за годом, в котором была совершена "скорректированная" сделка).
По сути налогоплательщикам предоставляется беспроцентный налоговый кредит, а взамен государство хочет получить добровольную явку с повинной и экономию ресурсов на содержание сотрудников контролирующих органов.

Уведомление о контролируемых сделках

Налогоплательщики обязаны представлять в МИ ФНС России по ценам сведения (уведомления) о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Налогоплательщик по требованию налогового органа обязан представить документацию относительно конкретной однородной сделки (группы однородных сделок). Первостепенной задачей документации по трансфертному ценообразованию является подтверждение факта, что налогоплательщик совершает сделки на уровне рыночных цен.
Уведомление с указанием сведений о контролируемых сделках должно быть представлено не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Симметричные корректировки

В ст. 105.18 НК РФ предусмотрена применяющаяся во всех странах с развитым трансфертным ценообразованием норма о симметричной корректировке налоговых обязательств у обеих сторон сделки. Данное положение необходимо в целях избежания двойного налогообложения в целом по группе лиц. Суть симметричной корректировки заключается в следующем: если налоговыми органами установлено, что цена, используемая в контролируемой сделке, не соответствует рыночной и вынесено решение об увеличении налоговой базы в отношении одной из сторон этой сделки, то другая сторона имеет право на уменьшение (корректировку) своей налоговой базы исходя из скорректированной (рыночной) цены. Симметричные корректировки применяются только к сделкам на внутреннем рынке.

Предварительные соглашения о ценообразовании

Для крупнейших (ст. 83 НК РФ) российских налогоплательщиков ст. 105.19 НК РФ предусмотрена возможность заключения с МИ ФНС России по ценам предварительных соглашений о ценообразовании. В соглашении фиксируется методика определения рыночной цены и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения. Предварительное соглашение о ценообразовании заключается на срок не более трех лет. МИ ФНС России по ценам берет на себя обязательство придерживаться данной методики на весь период действия соглашения. В результате заключения предварительного соглашения о ценообразовании право на проведение корректировки трансфертной цены возникает у МИ ФНС России по ценам только при нарушении условий соглашения. Соответственно, заключение предварительного соглашения о ценообразовании освобождает налогоплательщика от обязанности доказывать соответствие примененных им цен по сделке с взаимозависимым лицом уровню рыночных цен. Заключаться такое соглашение может одним крупнейшим налогоплательщиком от имени группы налогоплательщиков.
За рассмотрение предварительного соглашения о ценообразовании установлена пошлина в размере 1,5 млн руб.
Если организация соблюдает все условия предварительного соглашения о ценообразовании, то МИ ФНС России не вправе начислять налоги, пени и штрафы в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым согласованы в данном документе.

Ответственность за неправомерное применение трансфертных цен

В случае несоответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам налоговые органы вправе включить в налогооблагаемый доход налогоплательщика доход, который он получил бы в случае применения рыночных цен. С 2014 г. штраф в размере 20% неуплаченного налога взимается с налогоплательщиков, не применяющих рыночные цены. С 2017 г. размер штрафа составит 40%; однако если нарушение относится к 2014 - 2016 финансовым годам, то применяется штраф в размере 20% (ст. 129.3 НК РФ).
За непредставление уведомления о контролируемых сделках взимается штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.