Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Возвращаясь к напечатанному, или О смене позиции Минфина в отношении применения налоговых ставок (Мишина М.К.)

Возвращаясь к напечатанному, или О смене позиции Минфина в отношении применения налоговых ставок (Мишина М.К.)

Дата размещения статьи: 17.12.2014

В статье Н.В. Фирфаровой "Различные ставки НДС при импорте товаров и их дальнейшей реализации допускаются!" автором рассматривался вопрос о том, может ли ставка налога при реализации налогоплательщиком импортируемых товаров на территории РФ отличаться от ставки, применяемой им при ввозе этого товара.
Вопрос до недавнего времени оставался спорным. Арбитражная практика была неоднозначной. Что изменилось на сегодняшний день?

Ставка налога 10% или 18% зависит от вида ввозимого на территорию РФ товара (п. 5 ст. 164 НК РФ). При этом согласно п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов продукции определяются на основании Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС <1> (ТН ВЭД ТС) и Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 <2> (ОКП), устанавливающих перечни указанных кодов.
--------------------------------
<1> Утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.

Рассмотрение вопроса о применении налоговой ставки невозможно без обращения к следующим документам: Перечню кодов по ОКП <3> и Перечню кодов по ТН ВЭД ТС <4>, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.
--------------------------------
<3> Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации.
<4> Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

При наличии кода товара в указанных Перечнях применяется ставка НДС 10%. При отсутствии кода - 18%.
До недавнего времени проблема заключалась в следующем. Согласно существующей уже долгое время позиции контролирующих органов если импортер ввозит в РФ партии товаров, не включенных в Перечень кодов по ТН ВЭД ТС, и уплачивает по этой причине при ввозе данных партий товаров через таможенную территорию РФ НДС по ставке 18%, то для дальнейшей реализации на внутреннем рынке он также должен применить ставку налога 18%, несмотря на то что коды товаров включены в Перечень кодов по ОКП и реализация товаров облагается НДС по налоговой ставке 10% в силу пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. Минфин со ссылкой на п. 5 ст. 164 НК РФ заявлял, что налогообложение при ввозе товаров и их реализации на территории РФ должно осуществляться по одним и тем же ставкам (см., к примеру, Письмо от 23.08.2013 N 03-07-07/34690). Контролеры в связи с этим не соглашались с налогоплательщиками, применяющими при внутренней реализации ставку 10%, утверждая, что при реализации ввозимых на территорию РФ импортных товаров необходимо применять налоговую ставку не в зависимости от кода ОКП, соответствующего данным товарам, а в зависимости от кода ТН ВЭД ТС, по которому они облагались НДС при ввозе.
У арбитражных судов не было единства во мнении. Порой, признавая реализацию товара самостоятельной операцией, они указывали, что из норм налогового законодательства прямо не вытекает обязанности исчисления НДС при реализации товара на территории РФ по той же налоговой ставке, которая была применена таможенным органом при ввозе товара. Соответственно, речь не может идти о необходимости совпадения размера ставки НДС при внутренней реализации импортного товара с размером ставки НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (см., к примеру, Постановление ФАС ЗСО от 14.03.2014 по делу N А45-11174/2013).
Но несмотря на это, позиция налоговиков весьма часто находила поддержку в судебных органах (см., например, Постановление ФАС МО от 05.02.2013 по делу N А40-69232/12-99-400 <5>).
--------------------------------
<5> Определением ВАС РФ от 03.04.2013 N ВАС-3123/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Что мы имеем на сегодняшний день?
Во-первых, Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, в п. 20 которого сказано, что применение налоговой ставки 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории РФ либо товар был ввезен на территорию РФ, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Для применения пониженной ставки НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКП или ТН ВЭД ТС.
Иными словами, налогообложение при ввозе товаров и их реализации на территории РФ должно осуществляться по одним и тем же налоговым ставкам.
Во-вторых, появившееся вслед за этим Письмо Минфина России от 04.08.2014 N 03-07-07/38358. В нем чиновники при решении вопроса о ставке НДС в размере 10% в отношении ввоза и дальнейшей реализации на территории РФ товаров предписывают руководствоваться именно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ N 33.
И, в-третьих (пока в последних), Письмо Минфина России от 01.09.2014 N 03-07-15/43576. В нем чиновники ведомства разрешили при ввозе на территорию РФ импортного товара применять ставку 10% даже в случае, если в Перечне кодов по ТН ВЭД ТС код ввозимого товара не поименован. Достаточно того, по мнению Минфина, чтоб данный код в этом случае был поименован в Перечне кодов по ОКП.
Что в итоге? Для налогоплательщика складывается вполне благоприятная ситуация (и к тому же разрешенная теперь чиновниками): если он импортирует на территорию РФ партии товаров, коды которых не включены в Перечень кодов по ТН ВЭД ТС, но включены при этом в Перечень кодов по ОКП, то при ввозе данных товаров допустимо применение ставки НДС 10%.
А далее уже прямое действие нормы п. 5 ст. 164 НК РФ: при дальнейшей реализации товара на территории РФ будет также применяться ставка 10%.
И хотя ФНС на данный счет своего мнения пока не высказала, полагаем, что контролеры на местах при проведении налоговых проверок все же будут следовать приведенной выше позиции Минфина. Хотя до появления официальных разъяснений с уверенностью утверждать это не беремся.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.