Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Точка отсчета для получения вычета (Казакова Н.)

Точка отсчета для получения вычета (Казакова Н.)

Дата размещения статьи: 23.12.2014

Зачастую работники обращаются к работодателям за предоставлением имущественного налогового вычета, подтвержденного уведомлением налогового органа, в течение всего налогового периода. Перед работодателем как налоговым агентом в такой ситуации встает вопрос: предоставить налогоплательщику налоговый вычет только с даты получения уведомления или же возместить ему весь удержанный с начала налогового периода НДФЛ? Ответ будет зависеть от региона присутствия работодателя и его желания отстаивать свою позицию в суде.

Удержанный НДФЛ возврату не подлежит

В соответствии с п. 8 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, могут быть предоставлены налогоплательщику (работнику) до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (далее - налоговый агент) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Право на получение налогоплательщиком имущественных налоговых вычетов у налоговых агентов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ.
При этом в силу абз. 6 п. 8 ст. 220 НК РФ (в прежней редакции НК РФ - п. 4 ст. 220 НК РФ) в случае, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественных налоговых вычетов налоговый агент удержал налог без учета имущественных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 231 НК РФ.
На практике, исходя из последней названной нормы НК РФ, налоговые органы делают вывод о том, что сумма НДФЛ, удержанная у налогоплательщика до представления им заявления и уведомления налогового органа, не является излишне удержанной и возврату работодателем работнику не подлежит. Работодатель должен прекратить удержание НДФЛ с момента представления работником соответствующего заявления и уведомления налогового органа. Суммы НДФЛ, удержанные налоговым агентом у работника до этого момента, работник может возвратить, обратившись по окончании налогового периода в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДФЛ.
Представляется, что названный подход налоговых органов противоречит действительному смыслу норм права, устанавливающих порядок предоставления имущественного налогового вычета, а также не согласуется с общими принципами регулирования налоговых правоотношений.

Налоговый вычет предоставляется за весь год

Исходя из ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год. При этом имущественный налоговый вычет предоставляется в отношении налогового периода, а не каких-то его законодательно не установленных частей. В установленном НК РФ порядке предоставления имущественного налогового вычета вообще отсутствует указание на период, в котором налогоплательщик обращается к работодателю с соответствующим заявлением и подтверждением налогового органа. То есть НК РФ не дифференцирует порядок предоставления имущественного вычета налоговым агентом в зависимости от периода, в котором налогоплательщик представил подтверждение права на вычет.
Более того, предусмотренное п. 8 ст. 220 НК РФ подтверждение налоговым органом права налогоплательщика на вычет - уведомление, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@, - содержит указание на то, что:
- имущественный налоговый вычет может быть получен за год;
- год является периодом начала использования вычета.
Таким образом, имущественный налоговый вычет предоставляется в отношении всего налогового периода по НДФЛ, который определяется как календарный год. Подтверждая право налогоплательщика на имущественный налоговый вычет по форме уведомления, указанной выше, налоговый орган подтверждает право на вычет в отношении всего налогового периода, то есть с начала года.

Судебная практика противоречива...

В Постановлении Арбитражного суда ПО от 16.09.2014 по делу N А65-25398/2013 судьи прямо указали: "Так как налоговая база по НДФЛ определяется нарастающим итогом за весь налоговый период, то и вычет предоставляется также в отношении всей налоговой базы, а не доходов, начиная с месяца получения уведомления из налогового органа". Аналогичная позиция выражена и в Рекомендациях Научно-консультативного совета по вопросам применения налогового законодательства ФАС ВВО (одобрены Президиумом ФАС ВВО, протокол заседания от 09.07.2013 N 5).
Положительные для налогоплательщика и налогового агента судебные решения имеются также в Уральском и Северо-Западном округах (Постановления Арбитражного суда УО от 29.09.2014 N Ф09-5902/14, ФАС УО от 18.06.2014 N Ф09-3828/14, ФАС СЗО от 21.04.2014 по делу N А56-40817/2013).
В ЗСО судьи поддерживают налоговые органы, указывая, что "в случае обращения налогоплательщика к работодателю за предоставлением имущественного вычета не в первом месяце налогового периода он предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением. У налогового агента в данном случае не возникают ни право, ни обязанность вернуть налог, удержанный им до получения заявления о предоставлении вычета".
Арбитражный суд ЗСО также отметил, что до подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении имущественного вычета сумма НДФЛ, правомерно удержанная налоговым агентом, не может быть квалифицирована как излишне удержанная. Основания для применения положений ст. 231 НК РФ в данном случае отсутствуют (Постановления от 30.09.2014 по делу N А27-692/2014, от 30.09.2014 по делу N А45-23287/2013).

...а мнение Минфина переменчиво

Следует отметить, что имеются разъяснения Минфина России (Письма от 02.04.2007 N 03-04-06-01/103, от 13.02.2007 N 03-04-06-01/35, от 08.08.2006 N 03-05-01-04/243, от 26.06.2006 N 03-05-01-04/188), в соответствии с которыми налоговый агент на основании письменного заявления о предоставлении имущественного налогового вычета и уведомления, выданного налоговым органом, предоставляет налогоплательщику имущественный налоговый вычет начиная с доходов, полученных налогоплательщиком с 1 января того налогового периода, в котором возникло право на имущественный налоговый вычет.
Однако после введения в НК РФ п. 4 ст. 220 (в действующей редакции - абз. 6 п. 8 ст. 220 НК РФ) позиция Минфина поменялась. С момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...", внесшего соответствующие изменения, Минфин России неоднократно указывал на отсутствие у налогоплательщика права получить имущественный налоговый вычет у работодателя за месяцы, предшествующие дате представления уведомления налогового органа (Письма от 21.08.2013 N 03-04-05/34221, от 13.03.2013 N 03-04-06/7592, от 17.01.2012 N 03-04-05/7-24, от 10.01.2012 N 03-04-06/7-1, от 20.12.2011 N 03-04-05/7-1067, от 23.12.2011 N 03-04-05/9-1097, от 20.12.2011 N 03-04-05/5-1072).

Изменения, которые ничего не меняют

Нужно учитывать, что Закон N 229-ФЗ, внесший изменения в НК РФ п. 4 ст. 220 (в действующей редакции - абз. 6 п. 8 ст. 220 НК РФ) и поменявший позицию Минфина, устанавливал в целом новые правила возврата сумм НДФЛ работнику работодателем в случае излишнего удержания налога (излагал ст. 231 НК РФ в новой редакции). Исходя из названного представляется, что действительный смысл введения в НК РФ п. 4 ст. 220 НК РФ состоял в том, чтобы установить, что суммы НДФЛ, удержанные после представления уведомления налогового органа о праве на имущественный вычет, могут быть возвращены исходя из нового порядка.
По своей сути абз. 6 п. 8 ст. 220 НК РФ регулирует ситуации, когда работодатель, получив от налогоплательщика подтверждение права на вычет, необоснованно продолжает удерживать налог. В этом случае сумма излишне удержанного налога подлежит возврату в порядке, установленном ст. 231 НК РФ.
Аналогичная трактовка изменений, внесенных Законом N 229-ФЗ, содержится и в судебной практике. Так арбитражные суды указывают следующее: "Внесение указанной поправки не изменило порядок исчисления налоговым агентом сумм налога, установленный п. 3 ст. 226 НК РФ. Статьей 231 Кодекса и до внесения этой поправки в ст. 220 НК РФ предусматривался возврат налоговым агентом НДФЛ при излишнем удержании налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога" (Постановления ФАС СЗО от 21.04.2014 по делу N А56-40817/2013, Арбитражного суда УО от 29.09.2014 N Ф09-5902/14 по делу N А50-23167/2013).

Уведомление заблаговременно не получить

Учитывая сроки, отведенные законом налоговому органу на проверку права налогоплательщика на вычет и выдачу уведомления, можно сделать вывод, что запрет на возврат работодателем НДФЛ, удержанного до представления работником уведомления налогового органа, приведет к фактической невозможности получения налогоплательщиком до окончания налогового периода имущественного вычета за первые месяцы года.
Как правило (с учетом размера имущественного налогового вычета и размера заработной платы работников), использование налогоплательщиком налогового вычета осуществляется в течение нескольких налоговых периодов. При этом для каждого календарного года налогоплательщик получает новое уведомление, подтверждающее его право на вычет. В каждом последующем году уведомление подтверждает все меньшую сумму налогового вычета (за минусом сумм налогового вычета, использованного в предшествующих налоговых периодах).
Для определения суммы налогового вычета, на который у работника сохраняется право, налоговый орган сопоставляет информацию об изначальном налоговом вычете и о суммах вычета, использованных налогоплательщиком в прошедшем году. Последняя информация может быть получена только из справки по форме 2-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@), представляемой работодателем в налоговый орган в соответствии со ст. 230 НК РФ не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Очевидно, что сведения о полученных налогоплательщиками в налоговом периоде доходах не могут быть представлены налоговым агентом раньше окончания календарного года.
Таким образом, даже обратившись в налоговый орган заблаговременно (например, в ноябре текущего календарного года, с тем чтобы получить уведомление в декабре и представить его работодателю в январе), налогоплательщик может получить уведомление о подтверждении права на налоговый вычет не раньше, чем работодатель представит в налоговый орган сведения о доходах налогоплательщиков за прошедший календарный год. При существующем порядке выдачи налоговым органом уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик ни при каких обстоятельствах не может получить уведомление в начале налогового периода.
То есть предлагаемая налоговыми органами трактовка содержания абз. 6 п. 8 ст. 220 НК РФ на практике полностью исключает возможность получения налогоплательщиком налогового вычета в полном объеме у работодателя. Тогда как НК РФ такого запрета не содержит, а, напротив, указывает, что налогоплательщик вправе по своему выбору получить налоговый вычет в полном объеме путем обращения в налоговый орган или к налоговому агенту.
При этом в налоговых правоотношениях в отношении налогоплательщиков действует принцип: "Разрешено все, что прямо не запрещено". В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (работника).
В силу названного представляется, что работник имеет право получить имущественный налоговый вычет у работодателя в полном объеме при обращении за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода. Однако в случае, если работодатель находится в регионе с отрицательной судебной практикой, следовать названной позиции крайне рискованно. Остается надеяться, что вновь созданный орган в лице Судебной коллегии ВС РФ сумеет устранить противоречия в правоприменительной практике.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.