Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Социально-правовое положение трудовых мигрантов в странах Евразийского экономического союза (Алимов Э.В., Григорьев А.В.)

Социально-правовое положение трудовых мигрантов в странах Евразийского экономического союза (Алимов Э.В., Григорьев А.В.)

Дата размещения статьи: 11.11.2015

16 февраля 2015 г. в Центральном доме ученых Российской академии наук состоялось совместное заседание секции права и секции демографии на тему "Социально-правовое положение трудовых мигрантов в странах Евразийского экономического союза".

Председатель секции права доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии сравнительного права, заместитель заведующего Центром публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП) Ю.А. Тихомиров подчеркнул значимость выбранной темы. Он указал на недавнюю инициативу Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, связанную с требованием обязательного знания русского языка, истории и культуры России мигрантами. Председатель секции права отметил, что мигранты зачастую не в состоянии освоить за отведенное время данные дисциплины и необходимо ввести для них определенные исключения.

Тема заседания является как никогда актуальной, поскольку затрагивает вопросы транснациональной трудовой миграции. Евразийский экономический союз <1> (ЕАЭС) насчитывает четыре государства <2>, а в будущем, возможно, он будет расширен за счет новых государств-членов. Складывающаяся ситуация в сфере миграционных процессов представляется сложной и неоднородной, так как на этом довольно большом пространстве государства по-разному реагируют на различные аспекты миграции. Факторы, влияющие на миграционные потоки, включая международные договоры, а также различные временные рамки адаптации мигрантов, их врастания в правовые и культурные реалии государства влияют на их положение в обществе. Важно понимать: миграционные потоки приносят свою правовую культуру, что также необходимо учитывать национальному законодателю и правоприменителю. Правовое регулирование миграции нередко сталкивается с проблемой противопоставления различных правовых культур, что приводит к нарушению принципа законности. Следует детально исследовать вопросы правоприменения в данной сфере, его воздействие на общественные процессы. Ю.А. Тихомиров также отметил, что проблемы, связанные с миграцией, являются сложными и многогранными не только для современной России, но и для всего мира в целом.

--------------------------------

<1> См.: Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.).

<2> По состоянию на февраль 2015 г. 

Председатель секции демографии кандидат экономических наук, профессор, руководитель Центра по изучению проблем народонаселения, заведующий лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В.В. Елизаров отметил, что проведение совместного заседания секций права и демографии является крайне интересным и перспективным, поскольку позволяет изучить мнения и предложения специалистов, которые наблюдают картину миграции с различных сторон.

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С.В. Ионцева указала на сложность рассматриваемой темы, которая, в частности, выражается в различной статистике в сфере миграции. Наглядно показана динамика миграционных процессов в России, а также рассмотрены некоторые проблемы социально-экономического характера в этой связи, в частности правовое и социальное положение мигрантов в России и некоторых зарубежных государствах на основании действующего национального и зарубежного законодательств.

Статистические данные о масштабах международной миграции являются относительно условными, поскольку осуществить объективный и точный подсчет всех мигрантов (как легальных, так и нелегальных), въезжающих на территорию Россию и выезжающих из нее, представляется крайне затруднительно. Докладчик указала на рост числа международных мигрантов с 1990-х гг. В 2013 г. наибольшее количество мигрантов было зафиксировано в США, России и Германии. Россия идет на втором месте с 11 млн. мигрантов на ее территории, что является официальной статистикой. Реальный показатель, по оценкам различных специалистов, составляет порядка 15 млн. человек. С.В. Ионцева отметила, что согласно официальной статистике 105 млн. человек являются трудящимися-мигрантами по всему миру. Если прибавить к ним членов их семей, которые зачастую также переезжают в государство, где работает трудовой мигрант, то мы получаем в итоге 232 млн. человек, но к этому показателю также следует относиться с условной долей достоверности. Данная статистика фигурирует во многих официальных документах международных организаций.

Следующий момент, на котором выступающая акцентировала особое внимание, - это терминология. Какое определение понятий "международная миграция" и "трудящийся мигрант" является верным? Специалисты в области юриспруденции на эту проблему смотрят по-разному. Официально под трудовой миграцией понимается передвижение людей из государства в государство или внутри их родной страны с целью поиска работы. Здесь речь идет о внешней (международной) и внутренней (национальной) миграции. Также под это определение подходят мигранты, легальные и нелегальные. Термин "работник-мигрант" упоминается в Конвенции МОТ N 97 "О трудящихся-мигрантах" 1949 г. <3> и означает лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу за собственный счет и допускается законодательством страны в качестве работника-мигранта. В данном случае речь идет только о легальных мигрантах. Нелегальные мигранты под эту категорию не подпадают, и понятия, связанные с внешней миграцией, сюда также не входят.

--------------------------------

<3> Россия не является государством - участником данной Конвенции. 

Термин "трудящийся мигрант", закрепленный в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. <4>, означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является. Выступающая отметила, что в новом учредительном договоре отсутствует данное понятие. В Договоре об учреждении ЕАЭС появился термин "трудящийся государства-члена" - лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает. Это связанно с тем, чтобы придать особый статус трудящимся тех государств, которые являются государствами - членами ЕАЭС. Выступающая отметила недостатки данного определения. Понятие "трудовая деятельность" тоже является новеллой данного Договора. Под термином понимается деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства.

--------------------------------

<4> Россия не является государством - участником данной Конвенции. 

Подробно были раскрыты основные права трудовых мигрантов, зафиксированные в Договоре о ЕАЭС. Прежде всего было названо право трудящегося государства - члена ЕАЭС на занятие профессиональной деятельностью в соответствии со специальностью и квалификацией, указанных в документах об образовании, документах о присуждении ученой степени и (или) присвоении ученого звания, признаваемых в соответствии с Договором об учреждении ЕАЭС и законодательством государства трудоустройства. Есть исключения для фармацевтической, медицинской и преподавательской деятельности. Необходимым является подтверждение своей квалификации. Исключением является сфера национальной безопасности.

Согласно Договору трудящийся государства-члена и члены его семьи имеют право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, на защиту собственности, на беспрепятственный перевод денежных средств, на социальное обеспечение, медицинскую помощь. При этом необходимо отметить следующее. Во-первых, пенсии являются неотъемлемой составляющей социальных гарантий со стороны государства трудящимся. На данный момент проектируется договор, в соответствии с которым будут скоординированы вопросы пенсионного обеспечения трудящихся государств - членов ЕАЭС. Во-вторых, сложным представляется решение вопросов налогообложения в рамках ЕАЭС. В Российской Федерации нерезидент уплачивает в казну государства 30% от своих доходов. Резиденты платят по ставке 13%. Для того чтобы не было расхождений в практике налогообложения государствами - участниками ЕАЭС, предусмотрена ст. 73 Договора, согласно которой налог уплачивается по внутренней ставке государства. Соответственно, если трудящийся государства - участника ЕАЭС работает на территории Российской Федерации, то он уплачивает подоходный налог по ставке 13%.

Далее была дана краткая оценка демографической и экономической ситуации в государствах - членах ЕАЭС и предварительных прогнозов их развития в рамках участия в ЕАЭС. С.В. Ионцева сделала вывод, что для Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения перспективы участия в ЕАЭС в целом являются позитивными.

Старший научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП кандидат юридических наук В.Р. Авхадеев подробно остановился на проблеме подсчета количества нелегальных мигрантов. С.В. Ионцева отметила, что данные цифры во многом приблизительны и не поддаются точной оценке, потому что, как правило, нелегальные мигранты въезжают на территорию России на законных основаниях, но осуществляют трудовую деятельность нелегально. Правонарушения со стороны мигрантов имеют высокую латентность.

Заведующая Центром публично-правовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Л.В. Андриченко отметила последние изменения в сфере законодательства о занятости в Российской Федерации. В частности, было указано на неоднородную обстановку в субъектах РФ: есть ряд регионов, остро нуждающихся в рабочей силе, и есть регионы, где она избыточна. В последнем случае привлечение новых трудовых ресурсов приведет к социальным конфликтам. В связи с необходимостью регламентации внутренних миграционных процессов и распределения мигрантов по субъектам РФ были внесены изменения в Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". В данном Законе особое внимание уделяется, во-первых, региональным программам, которые будут способствовать привлечению трудовых ресурсов в заинтересованные регионы; во-вторых, созданию единого информационного банка данных трудовых вакансий. Безусловно, это только начальная ступень решения имеющихся проблем.

Далее с комментарием о текущем правовом регулировании деятельности трудовых мигрантов в России выступила доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра экономико-правовых проблем государственного и муниципального управления ИЗиСП Н.А. Абузярова. Было указано, что для увеличения числа квалифицированных трудящихся-мигрантов из Узбекистана и Таджикистана необходима гарантия реализации ряда их прав.

Профессор кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова кандидат юридических наук, доцент М.Ф. Тучков затронул структурную проблему коррупции в сфере трудовой миграции. Было указано, в частности, на встречающиеся на практике коррупционные проявления при приеме экзаменов у мигрантов.

Заместитель заведующего Центра сравнительно-правовых исследований ИЗиСП кандидат юридических наук, доцент И.С. Власов отметил существующую проблему преступности среди мигрантов, сославшись на статистику Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

В продолжение темы преступности среди мигрантов была отмечена проблема нелегальной миграции, которая активно способствует высокому показателю преступности на территории России.

Заместитель заведующего отделом научных договорных работ ИЗиСП кандидат экономических наук А.Н. Газетов рассмотрел идею возвращения к существовавшему ранее положению о регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания.

Ведущий научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов указал, что миграция представляет собой объективное явление, которое существует и будет существовать в мире. Дискуссии подвергся вопрос эффективности воздействия законодательных и экономических факторов на миграцию в государстве.

Младший научный сотрудник Центра правового анализа и прогнозирования ИЗиСП А.С. Павловский отметил, что в России с недавнего времени запрещен изолированный труд. При этом возможность его использования в Договоре о ЕАЭС не регулируется, что, возможно, вызовет на практике правовую неопределенность. С.В. Ионцева в свою очередь указала, что, поскольку в Договоре о ЕАЭС не указывается возможность его использования, в России изолированный труд не может быть применим.

Далее обсуждались проблемные вопросы привлечения трудящихся граждан России к работе в государствах - членах ЕАЭС и перспективы развития промышленной политики России.

Председатель секции демографии В.В. Елизаров отметил, что Договор о ЕАЭС имеет прежде всего политический характер как документ, направленный на объединение ряда государств в некое единое пространство. Также была объяснена причина отсутствия в документе термина "мигрант": сложившееся негативное социальное восприятие данного термина. Далее были отмечены практические проблемы учебной и брачной миграции в России.

Продолжая обсуждение проблемы негативного восприятия термина "мигрант" в обществе, младший научный сотрудник отдела конституционного права ИЗиСП Э.В. Алимов указал на формальный характер отказа от использования данного термина в Договоре о ЕАЭС. Государствам необходимо принять меры для изменения отношения к мигрантам в обществе, поскольку изменение формулировок не решит социальные конфликты и проблему нетерпимости.

Ведущий научный сотрудник отдела конституционного права ИЗиСП кандидат юридических наук Е.Е. Никитина указала на проблему дублирования норм гл. 2 Конституции РФ в части закрепления прав трудящихся государств - членов ЕАЭС. При отсутствии дополнительных гарантий в реализации уже закрепленных в Конституции РФ прав их дублирование является необоснованным.

Л.В. Андриченко также отметила проблему смешения в Договоре о ЕАЭС общих конституционных и специальных прав в перечне прав, предоставляемых трудящимся государств-членов, и указала на необходимость гармонизации национального законодательства государств - членов ЕАЭС.

Профессор кафедры международного права факультета международного права Дипломатической академии МИД России кандидат юридических наук А.Ю. Ястребова согласилась с мнением Л.В. Андриченко, а также отметила возможные проблемы действия документов ЕврАзЭС, ЕАЭС и ряда иных международных соглашений.

Старший научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ "Высшая школа экономики" кандидат физико-математических наук Е.Л. Сороко отметил проблему отсутствия закрепления в Договоре о ЕАЭС пособия по безработице для трудящегося государства-члена, а также ряд возможных проблем правового неравенства трудящихся государств - членов ЕАЭС.

Председатель секции демографии В.В. Елизаров поблагодарил участников данного мероприятия и отметил положительный характер совместных заседаний секций. Помимо этого, были затронуты общие проблемы статистики миграции и демографии населения.

Ю.А. Тихомиров подвел итоги совместного заседания секций права и демографии, а также отметил, что внешней политике России в целом свойственна нестабильность и скачкообразность, что имеет ряд негативных последствий. При этом в сфере миграции необходимо больше внимания уделять проблеме нарушения прав мигрантов.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.