Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Проблемы внутреннего контроля в организациях малого и среднего бизнеса (Калачева О.Н.)

Проблемы внутреннего контроля в организациях малого и среднего бизнеса (Калачева О.Н.)

Дата размещения статьи: 20.11.2015

Настоящая статья посвящена проблемам внутреннего контроля в организациях малого и среднего бизнеса, наличие которого, по мнению автора, является определенной гарантией отсутствия ошибок и неточностей в их бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Внутренний контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

- эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

- достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

- соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета [3].

Наличие в организации системы внутреннего контроля обусловлено и закреплено ст. 19 "Внутренний контроль" Федерального закона "О бухгалтерском учете": "...экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни" [1]. При этом система внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности должна быть и в тех организациях, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту. На это есть прямое указание в статье указанного Закона.

Внутренний контроль способствует достижению экономическим субъектом целей своей деятельности. Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Однако эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

а) изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств, находящихся вне сферы влияния руководства экономического субъекта;

б) превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;

в) возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [3].

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" не предполагает необходимость организации системы внутреннего контроля в тех организациях, в которых ведение бухгалтерского учета руководитель принял на себя. К таким организациям относятся субъекты малого и среднего бизнеса, в которых наличие данной системы и ее эффективность не вызывают сомнения.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации - юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, внесенные в Единый государственный реестр, соответствующие следующим условиям:

1) в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических или физических лиц, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

2) в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

3) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- средних предприятий - от 100 до 250 человек включительно;

- малых предприятий - до 100 человек включительно;

- микропредприятий - до 15 человек (выделяются в составе малых) [2];

4) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий год для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства не должна быть больше:

- средних предприятий - 2000 млн руб.;

- малых предприятий - 800 млн руб.;

- микропредприятий - 120 млн руб. [5].

Для отнесения хозяйствующего субъекта к малому или среднему предпринимательству принимается наибольшее значение указанных условий.

При этом следует обратить внимание на достаточно значительный разброс критериев. Учитывая тот факт, что в одну категорию, регулируемую одним Федеральным законом [2], включаются организации, имеющие выручку 2000 млн руб. и 120 млн руб., вовлекающие 250 и 15 человек, можно говорить о том, что организация системы внутреннего контроля в таких субъектах хозяйствования должна иметь определенные, а в некоторых моментах - существенные различия.

Следует согласиться с мнением И.С. Егоровой, что рекомендации Минфина России в отношении системы внутреннего контроля построены на основе системы COSO [7].

Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission - COSO) представляет собой добровольную организацию, созданную в Соединенных Штатах и предназначенную для выработки соответствующих рекомендаций для корпоративного руководства по важнейшим аспектам организационного управления, деловой этики, финансовой отчетности, внутреннего контроля, управления рисками компаний и противодействия мошенничеству.

COSO был образован в 1985 г. при поддержке Национальной комиссии по вопросам мошенничества в финансовой отчетности (Комиссия Тредвея). COSO разработал общую модель внутреннего контроля, в сравнении с которой компании и организации могут оценить собственные системы управления.

Согласно системе COSO внутренний контроль - это процесс, осуществляемый высшим органом предприятия, определяющим его политику, его управленческим персоналом высшего уровня и всеми другими сотрудниками, в достаточной и оправданной мере обеспечивающий достижение предприятием следующих целей:

- целесообразности и финансовой эффективности деятельности;

- достоверность финансовой отчетности;

- соблюдение применимого законодательства и требований регулирующих органов [7].

Элементы внутреннего контроля согласно системе COSO включают (табл. 1):

1) контрольную среду;

2) оценку риска;

3) мероприятия контроля;

4) сбор и анализ информации, а также передачу ее по назначению;

5) мониторинг и исправление ошибок.

 

Таблица 1 

Компоненты системы внутреннего контроля в организациях малого бизнеса 

Компонент

Описание

Основные элементы

Особенности в организациях малого и среднего бизнеса

Контрольная среда

Осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля организации, а также понимание значения такой системы для деятельности этой организации

- надежность, честность и нравственность;

- компетентность;

- философия и стиль управления;

- организационная структура;

- распределение прав и обязанностей;

- кадровая политика и практика

Сосредоточение основных контрольных функций в единственном лице - руководителе

Оценка риска

Определение и оценка возможных рисков при подготовке финансовой отчетности

- изменения законодательства;

- изменения условий хозяйствования;

- оценка последствий

У субъектов малого предпринимательства они могут быть обозначены не столь четко, как в хозяйственных субъектах более крупного размера

Информация и сети

Обеспечивают понимание персоналом роли своего участия в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности

- запись, обработка, обобщение и представление операций организаций;

- распределение обязанностей;

- обеспечение руководителей различных уровней информацией

Система взаимосвязи между сотрудниками в субъектах малого предпринимательства может быть более легко устанавливаемой благодаря меньшему числу административных уровней, а также благодаря возможности руководства охватить наблюдением все, что происходит в деятельности организации

Контрольные процедуры

Обеспечивают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются

- проверка выполнения распоряжения (отчеты);

- обработка информации;

- проверка наличия и состояния объектов;

- распределение обязанностей

В субъектах малого предпринимательства часто будут неофициальными и, возможно, не являются необходимыми вследствие того, что руководство постоянно осуществляет контроль и надзор за деятельностью своей организации

Мониторинг

Наблюдение за тем, функционируют ли средства контроля должным образом. Это процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени

- непрерывный мониторинг;

- периодический контроль

В малых организациях руководитель, как правило, осуществляет ежедневный контроль над всеми финансово-хозяйственными операциями, отклонения результатов финансово-хозяйственной деятельности от запланированных выявляются своевременно

Четко организованная контрольная среда представляет особый интерес применительно в субъектам малого бизнеса. Основная проблема заключается в исключении вероятности повторения выявленных ранее недостатков после осуществленных проверок, а также злоупотреблений со стороны ответственных исполнителей и третьих лиц при осуществлении хозяйственных операций. В связи с не очень большим количеством сотрудников служба внутреннего контроля в малых организациях имеет возможность уделять особое и должное внимание эффективности мероприятий по исправлению выявленных нарушений. Вместе с тем следует расширить сферу внутреннего контроля, распространив его на контрольно-аналитическую и другие элементы организации бизнес-процессов в субъектах малого бизнеса. Такой подход связан с необходимостью полного охвата службой внутреннего контроля всех элементов его деятельности, что обеспечит своевременное принятие эффективных решений руководством организации. По нашему мнению, в настоящее время следует особое внимание в малых организациях уделять контролю персонала, так как в большинстве случаев уровень ошибок напрямую зависит от квалификации персонала (человеческого фактора). В силу незначительных размеров малых организаций осуществление контроля качества подготовки персонала не представляется достаточно сложной задачей.

Эффективная система внутреннего контроля требует наличия компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями. В связи с этим большое значение приобретает регулярное повышение квалификации сотрудниками малой организации.

Следует разрабатывать и внедрять в практику повседневной деятельности комплексные планы повышения квалификации сотрудников экономической и бухгалтерской служб, включающие программы обучения по направлениям:

- новое в бухгалтерском учете и аудите;

- использование в практике работы российских положений по бухгалтерскому учету и МСФО;

- методика управленческого учета;

- налоговый учет.

Системы внутреннего контроля могут быть организованы в различных формах. Как правило, это такие формы, как:

- служба внутреннего аудита;

- служба (сотрудники) внутреннего контроля;

- ревизионная комиссия (служба);

- аутсорсинг.

Создание службы внутреннего аудита, как правило, имеет намного больше преимуществ перед другими службами с точки зрения реализации целей контроля. Данная служба, несомненно, способна представить обоснованные выводы по результатам проверок, осуществлять независимый и действенный систематический контроль над структурными подразделениями организации (в случае их наличия); выявлять и реализовывать внутренние резервы повышения эффективности бизнеса; своевременно выявлять недостатки в работе системы контроля и принимать соответствующие меры по их устранению; оказывать помощь руководству путем подготовки информационных и аналитических материалов для принятий управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности организации. Основная проблема при формировании службы внутреннего аудита в малых организациях - существенная величина затрат на оплату труда квалифицированных работников, техническое и методическое оснащение службы.

Организация отдельной службы внутреннего контроля в субъектах малого и среднего бизнеса имеет преимущества и недостатки, аналогичные созданию службы внутреннего аудита. Поэтому в малых организациях возможен другой способ организации внутреннего контроля - структурно-функциональный внутренний контроль. Сущность его заключается в том, что в организации разрабатываются и утверждаются документы, регламентирующие порядок взаимодействия структурных единиц и руководителей различных уровней управления, оформления результатов проверок, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществлению последующего контроля над их устранением. Иными словами, контрольные функции делегируются отдельным сотрудникам, позволяя экономить средства на создании штатной структуры контроля. Основная проблема данной формы организации контроля связана с опытом и квалификацией сотрудников малой организации, наделенных контрольными полномочиями.

Контрольно-ревизионные службы, безусловно, не совсем подходящая форма контроля для субъектов малого и среднего бизнеса. Однако данные службы функционируют в организациях различных форм собственности многие десятилетия. Эта форма контроля накопила мощную апробированную нормативную и методическую базы, опытный кадровый состав, владеющий методами и приемами контроля. Ревизоры, как правило, осуществляют лишь последующий контроль выполнения решений и распоряжений руководства и в связи с этим не в полной мере удовлетворяют интересам собственников.

Аутсорсинг как форма внутреннего контроля не имеет широкого применения в крупных организациях. Однако для субъектов малого и среднего бизнеса, не обладающих излишками финансовых средств, данная форма внутреннего контроля может быть вполне оправданной. Она предусматривает выполнение функций внутреннего аудита и контроля в хозяйствующих субъектах силами сторонних специалистов. Аутсорсинг дает возможность при минимальных затратах привлекать для выполнения отдельных задач квалифицированных специалистов, что практически невозможно на постоянной основе. Последние владеют теоретическими знаниями о том, что и как нужно сделать, кроме того, обладают практическим большим опытом. Однако привлеченные специалисты являются прежде всего поставщиками услуг и заинтересованы в четком определении границ своих обязанностей. Они не всегда в состоянии, а порой и не желают глубоко и детально вникнуть в проблемы малой организации, что увеличивает вероятность ошибок и неточностей в системе контроля.

Тем не менее, какую бы форму формирования и осуществления внутреннего контроля малые организации ни выбрали, его наличие существенно повысит показатели деятельности субъекта малого бизнеса и улучшит его конкурентное положение.

Успешное функционирование любой организации, в том числе и малой, достигается за счет эффективного контроля, позволяющего менеджерам получить информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Контроль обеспечивает оценку реальной ситуации, складывающейся в организации, и создает предпосылки изменений в запланированных показателях развития малого бизнеса. Он представляется одним из важнейших инструментов выработки политики и принятия решений, достижения стратегических целей малой организации, сохранности активов, их эффективного использования, соблюдения законодательных и внутренних нормативных актов, а также составления достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).
2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014).
3. Информация Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности".
4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 21.06.2014).
5. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
6. Егорова И.С. Особенности организации внутреннего контроля согласно рекомендациям Министерства финансов РФ [Текст] // Аудитор. 2014. N 8. С. 49 - 60.
7. http://www.complianceofficer.ru/COSO.
8. http://www.consultant.ru.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.