Дата размещения статьи: 20.11.2015
Настоящая статья посвящена проблемам внутреннего контроля в организациях малого и среднего бизнеса, наличие которого, по мнению автора, является определенной гарантией отсутствия ошибок и неточностей в их бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Внутренний контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:
- эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
- достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
- соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета [3].
Наличие в организации системы внутреннего контроля обусловлено и закреплено ст. 19 "Внутренний контроль" Федерального закона "О бухгалтерском учете": "...экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни" [1]. При этом система внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности должна быть и в тех организациях, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту. На это есть прямое указание в статье указанного Закона.
Внутренний контроль способствует достижению экономическим субъектом целей своей деятельности. Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.
Однако эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:
а) изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств, находящихся вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
б) превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
в) возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [3].
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" не предполагает необходимость организации системы внутреннего контроля в тех организациях, в которых ведение бухгалтерского учета руководитель принял на себя. К таким организациям относятся субъекты малого и среднего бизнеса, в которых наличие данной системы и ее эффективность не вызывают сомнения.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации - юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, внесенные в Единый государственный реестр, соответствующие следующим условиям:
1) в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических или физических лиц, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
2) в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
3) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- средних предприятий - от 100 до 250 человек включительно;
- малых предприятий - до 100 человек включительно;
- микропредприятий - до 15 человек (выделяются в составе малых) [2];
4) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий год для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства не должна быть больше:
- средних предприятий - 2000 млн руб.;
- малых предприятий - 800 млн руб.;
- микропредприятий - 120 млн руб. [5].
Для отнесения хозяйствующего субъекта к малому или среднему предпринимательству принимается наибольшее значение указанных условий.
При этом следует обратить внимание на достаточно значительный разброс критериев. Учитывая тот факт, что в одну категорию, регулируемую одним Федеральным законом [2], включаются организации, имеющие выручку 2000 млн руб. и 120 млн руб., вовлекающие 250 и 15 человек, можно говорить о том, что организация системы внутреннего контроля в таких субъектах хозяйствования должна иметь определенные, а в некоторых моментах - существенные различия.
Следует согласиться с мнением И.С. Егоровой, что рекомендации Минфина России в отношении системы внутреннего контроля построены на основе системы COSO [7].
Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission - COSO) представляет собой добровольную организацию, созданную в Соединенных Штатах и предназначенную для выработки соответствующих рекомендаций для корпоративного руководства по важнейшим аспектам организационного управления, деловой этики, финансовой отчетности, внутреннего контроля, управления рисками компаний и противодействия мошенничеству.
COSO был образован в 1985 г. при поддержке Национальной комиссии по вопросам мошенничества в финансовой отчетности (Комиссия Тредвея). COSO разработал общую модель внутреннего контроля, в сравнении с которой компании и организации могут оценить собственные системы управления.
Согласно системе COSO внутренний контроль - это процесс, осуществляемый высшим органом предприятия, определяющим его политику, его управленческим персоналом высшего уровня и всеми другими сотрудниками, в достаточной и оправданной мере обеспечивающий достижение предприятием следующих целей:
- целесообразности и финансовой эффективности деятельности;
- достоверность финансовой отчетности;
- соблюдение применимого законодательства и требований регулирующих органов [7].
Элементы внутреннего контроля согласно системе COSO включают (табл. 1):
1) контрольную среду;
2) оценку риска;
3) мероприятия контроля;
4) сбор и анализ информации, а также передачу ее по назначению;
5) мониторинг и исправление ошибок.
Таблица 1
Компоненты системы внутреннего контроля в организациях малого бизнеса
Компонент |
Описание |
Основные элементы |
Особенности в организациях малого и среднего бизнеса |
Контрольная среда |
Осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля организации, а также понимание значения такой системы для деятельности этой организации |
- надежность, честность и нравственность; - компетентность; - философия и стиль управления; - организационная структура; - распределение прав и обязанностей; - кадровая политика и практика |
Сосредоточение основных контрольных функций в единственном лице - руководителе |
Оценка риска |
Определение и оценка возможных рисков при подготовке финансовой отчетности |
- изменения законодательства; - изменения условий хозяйствования; - оценка последствий |
У субъектов малого предпринимательства они могут быть обозначены не столь четко, как в хозяйственных субъектах более крупного размера |
Информация и сети |
Обеспечивают понимание персоналом роли своего участия в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности |
- запись, обработка, обобщение и представление операций организаций; - распределение обязанностей; - обеспечение руководителей различных уровней информацией |
Система взаимосвязи между сотрудниками в субъектах малого предпринимательства может быть более легко устанавливаемой благодаря меньшему числу административных уровней, а также благодаря возможности руководства охватить наблюдением все, что происходит в деятельности организации |
Контрольные процедуры |
Обеспечивают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются |
- проверка выполнения распоряжения (отчеты); - обработка информации; - проверка наличия и состояния объектов; - распределение обязанностей |
В субъектах малого предпринимательства часто будут неофициальными и, возможно, не являются необходимыми вследствие того, что руководство постоянно осуществляет контроль и надзор за деятельностью своей организации |
Мониторинг |
Наблюдение за тем, функционируют ли средства контроля должным образом. Это процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени |
- непрерывный мониторинг; - периодический контроль |
В малых организациях руководитель, как правило, осуществляет ежедневный контроль над всеми финансово-хозяйственными операциями, отклонения результатов финансово-хозяйственной деятельности от запланированных выявляются своевременно |
Четко организованная контрольная среда представляет особый интерес применительно в субъектам малого бизнеса. Основная проблема заключается в исключении вероятности повторения выявленных ранее недостатков после осуществленных проверок, а также злоупотреблений со стороны ответственных исполнителей и третьих лиц при осуществлении хозяйственных операций. В связи с не очень большим количеством сотрудников служба внутреннего контроля в малых организациях имеет возможность уделять особое и должное внимание эффективности мероприятий по исправлению выявленных нарушений. Вместе с тем следует расширить сферу внутреннего контроля, распространив его на контрольно-аналитическую и другие элементы организации бизнес-процессов в субъектах малого бизнеса. Такой подход связан с необходимостью полного охвата службой внутреннего контроля всех элементов его деятельности, что обеспечит своевременное принятие эффективных решений руководством организации. По нашему мнению, в настоящее время следует особое внимание в малых организациях уделять контролю персонала, так как в большинстве случаев уровень ошибок напрямую зависит от квалификации персонала (человеческого фактора). В силу незначительных размеров малых организаций осуществление контроля качества подготовки персонала не представляется достаточно сложной задачей.
Эффективная система внутреннего контроля требует наличия компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями. В связи с этим большое значение приобретает регулярное повышение квалификации сотрудниками малой организации.
Следует разрабатывать и внедрять в практику повседневной деятельности комплексные планы повышения квалификации сотрудников экономической и бухгалтерской служб, включающие программы обучения по направлениям:
- новое в бухгалтерском учете и аудите;
- использование в практике работы российских положений по бухгалтерскому учету и МСФО;
- методика управленческого учета;
- налоговый учет.
Системы внутреннего контроля могут быть организованы в различных формах. Как правило, это такие формы, как:
- служба внутреннего аудита;
- служба (сотрудники) внутреннего контроля;
- ревизионная комиссия (служба);
- аутсорсинг.
Создание службы внутреннего аудита, как правило, имеет намного больше преимуществ перед другими службами с точки зрения реализации целей контроля. Данная служба, несомненно, способна представить обоснованные выводы по результатам проверок, осуществлять независимый и действенный систематический контроль над структурными подразделениями организации (в случае их наличия); выявлять и реализовывать внутренние резервы повышения эффективности бизнеса; своевременно выявлять недостатки в работе системы контроля и принимать соответствующие меры по их устранению; оказывать помощь руководству путем подготовки информационных и аналитических материалов для принятий управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности организации. Основная проблема при формировании службы внутреннего аудита в малых организациях - существенная величина затрат на оплату труда квалифицированных работников, техническое и методическое оснащение службы.
Организация отдельной службы внутреннего контроля в субъектах малого и среднего бизнеса имеет преимущества и недостатки, аналогичные созданию службы внутреннего аудита. Поэтому в малых организациях возможен другой способ организации внутреннего контроля - структурно-функциональный внутренний контроль. Сущность его заключается в том, что в организации разрабатываются и утверждаются документы, регламентирующие порядок взаимодействия структурных единиц и руководителей различных уровней управления, оформления результатов проверок, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществлению последующего контроля над их устранением. Иными словами, контрольные функции делегируются отдельным сотрудникам, позволяя экономить средства на создании штатной структуры контроля. Основная проблема данной формы организации контроля связана с опытом и квалификацией сотрудников малой организации, наделенных контрольными полномочиями.
Контрольно-ревизионные службы, безусловно, не совсем подходящая форма контроля для субъектов малого и среднего бизнеса. Однако данные службы функционируют в организациях различных форм собственности многие десятилетия. Эта форма контроля накопила мощную апробированную нормативную и методическую базы, опытный кадровый состав, владеющий методами и приемами контроля. Ревизоры, как правило, осуществляют лишь последующий контроль выполнения решений и распоряжений руководства и в связи с этим не в полной мере удовлетворяют интересам собственников.
Аутсорсинг как форма внутреннего контроля не имеет широкого применения в крупных организациях. Однако для субъектов малого и среднего бизнеса, не обладающих излишками финансовых средств, данная форма внутреннего контроля может быть вполне оправданной. Она предусматривает выполнение функций внутреннего аудита и контроля в хозяйствующих субъектах силами сторонних специалистов. Аутсорсинг дает возможность при минимальных затратах привлекать для выполнения отдельных задач квалифицированных специалистов, что практически невозможно на постоянной основе. Последние владеют теоретическими знаниями о том, что и как нужно сделать, кроме того, обладают практическим большим опытом. Однако привлеченные специалисты являются прежде всего поставщиками услуг и заинтересованы в четком определении границ своих обязанностей. Они не всегда в состоянии, а порой и не желают глубоко и детально вникнуть в проблемы малой организации, что увеличивает вероятность ошибок и неточностей в системе контроля.
Тем не менее, какую бы форму формирования и осуществления внутреннего контроля малые организации ни выбрали, его наличие существенно повысит показатели деятельности субъекта малого бизнеса и улучшит его конкурентное положение.
Успешное функционирование любой организации, в том числе и малой, достигается за счет эффективного контроля, позволяющего менеджерам получить информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Контроль обеспечивает оценку реальной ситуации, складывающейся в организации, и создает предпосылки изменений в запланированных показателях развития малого бизнеса. Он представляется одним из важнейших инструментов выработки политики и принятия решений, достижения стратегических целей малой организации, сохранности активов, их эффективного использования, соблюдения законодательных и внутренних нормативных актов, а также составления достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).
2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014).
3. Информация Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности".
4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 21.06.2014).
5. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
6. Егорова И.С. Особенности организации внутреннего контроля согласно рекомендациям Министерства финансов РФ [Текст] // Аудитор. 2014. N 8. С. 49 - 60.
7. http://www.complianceofficer.ru/COSO.
8. http://www.consultant.ru.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация