Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Средства фонда капитального ремонта в учете НКО: версия Минфина (Емельянова Е.В.)

Средства фонда капитального ремонта в учете НКО: версия Минфина (Емельянова Е.В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2016

В опубликованной 24.12.2015 на сайте Минфина России Информации N ПЗ-1/2015 "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций" содержатся несколько положений о порядке учета средств фонда капитального ремонта общего имущества в МКД. Спешим ознакомить вас с ними.

Напомним, что ранее на страницах журнала уже были рассмотрены принципы учета фонда капитального ремонта у управляющих МКД, если фонд формируется на специальном счете <1>. Эксперт обосновала точку зрения, согласно которой денежные средства, находящиеся на специальном счете, следует рассматривать как актив владельца данного счета, управляющего МКД (ТСЖ, УК), несмотря на то что права на такие денежные средства принадлежат собственникам помещений в МКД в силу ч. 1 ст. 36.1 ЖК РФ. Безусловно, данный вывод - результат профессионального суждения, поэтому он может быть оспорен. На основе тех же норм законодательных актов другие специалисты делают противоположные выводы.
Признак актива

Признак актива

Позиция "Денежные средства на спецсчете - актив его владельца"

Позиция "Денежные средства на спецсчете - не актив его владельца"

Денежные средства на специальном счете принесут организации экономические выгоды в будущем

Денежные средства на спецсчете будут направлены на погашение обязательства управляющего МКД (владельца спецсчета) по договорам на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, договорам кредита или займа на капитальный ремонт, заключенным на основании решений общих собраний собственников (погашение обязательства организации - один из вариантов получения экономических выгод)

Собственники помещений могут выбрать любого подрядчика, который получит денежные средства со спецсчета и прибыль от выполненного капитального ремонта (это необязательно будет управляющий МКД, он же владелец спецсчета). К моменту проведения ремонта собственники могут изменить как владельца спецсчета, так и способ формирования фонда капитального ремонта. Таким образом, нет уверенности в получении прибыли (экономической выгоды) владельцем специального счета

Организация имеет контроль над денежными средствами на специальном счете

Владелец спецсчета имеет возможность ограничивать доступ иных лиц к экономическим выгодам, поскольку капитальный ремонт будет проводиться только с участием управляющего МКД (как минимум в роли организатора). Кроме того, именно владелец спецсчета составляет платежные поручения на перечисление денежных средств со специального счета (пусть и при соблюдении определенных условий)

Владельцу спецсчета отводится лишь техническая функция по составлению платежных поручений, тогда как решение о перечислении денежных средств со спецсчета принимает общее собрание собственников помещений

Минфин не проводит такой детальный анализ, а между делом по ходу рассмотрения общих вопросов формирования тех или иных показателей отчетности некоммерческих организаций (НКО) дает определенные рекомендации.

Кому адресованы рекомендации чиновников?

Обратим внимание на важный момент. Отдельные положения Информации N ПЗ-1/2015 адресованы:
- некоммерческой организации, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. п. 9, 22);
- некоммерческой организации, аккумулирующей денежные средства на специальном счете, предназначенном для сбора и перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с ЖК РФ (п. 11);
- некоммерческой организации, обязанной в целях контроля за формированием фонда капитального ремонта представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, установленные ЖК РФ, сведения... (п. 39).
Среди НКО, которые могут подходить под указанные требования, есть как региональный оператор (НКО, создаваемая субъектом РФ в организационно-правовой форме фонда для выполнения функций, указанных в ст. 180 ЖК РФ, в том числе для выполнения функций владельца спецсчета), так и управляющие МКД, ТСЖ, ЖК, выступающие в качестве владельца спецсчета (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ). Строго говоря, в Жилищном кодексе указано, что фонд капитального ремонта формируют собственники помещений в МКД (см., например, ч. 2 ст. 172 ЖК РФ), а не какие-либо некоммерческие организации. Формулировка, избранная в п. п. 9, 22 Информации N ПЗ-1/2015, носит обывательский характер, но ее, пожалуй, невозможно толковать двояко: здесь имеется в виду организация, на счете или специальном счете которой формируется фонд капитального ремонта. Аккумулировать денежные средства на специальном счете могут также региональный оператор и ТСЖ (ЖК). Те же самые лица обязаны представлять в органы ГЖН сведения в целях контроля за формированием фонда (ч. 2, 3 ст. 172 ЖК РФ).
Пойдем по порядку, помня, что все рекомендации, данные ниже, адресованы, в частности, ТСЖ (ЖК), управляющим МКД и выбранным в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта.

Начисление платежей собственников в фонд (счет 76)

Согласно п. 9 Информации N ПЗ-1/2015, посвященному показателю, отражаемому по группе статей "Дебиторская задолженность" бухгалтерского баланса, исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни по этой группе статей некоммерческой организацией, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД, отражается также задолженность по уплате собственниками помещений в МКД взносов на капитальный ремонт общего имущества и пени в связи с ненадлежащим исполнением собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Сказанное справедливо и для регионального оператора, который формирует фонд ремонта в "котле", и для владельца специального счета (регионального оператора, ТСЖ, ЖК).
Обратим внимание на то, что Минфин рекомендует начислять дебиторскую задолженность на суммы не только взносов на капитальный ремонт, но и пеней. Вместе с тем сделать это можно только после возникновения уверенности в получении экономических выгод, в частности, когда должник признал задолженность либо вступило в силу решение суда о взыскании пеней с должника (либо пени внесены на специальный счет). Признавать пени на конец каждого месяца одновременно с начислением очередного взноса на капитальный ремонт преждевременно.

Денежные средства на специальном счете (счет 55)

В п. 11 Информации N ПЗ-1/2015 даны рекомендации по поводу отражения показателей по группе статей "Денежные средства и денежные эквиваленты" бухгалтерского баланса. В частности, некоммерческая организация, аккумулирующая денежные средства на специальном счете, предназначенном для сбора и перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД в соответствии с ЖК РФ, остаток указанных денежных средств отражает по отдельной статье группы статей "Денежные средства и денежные эквиваленты". Представляется, что данная рекомендация полностью распространяется на всех владельцев специальных счетов, которыми могут быть региональный оператор, ТСЖ, ЖК. В силу того что информационные материалы адресованы именно НКО, УК здесь не названы, однако по правовому статусу в данном случае они ничем не отличаются от ТСЖ и регионального оператора.
Обратим внимание, что Информация N ПЗ-1/2015 не содержит никаких рекомендаций по учету денежных средств, поступающих на счет регионального оператора (когда фонд капитального ремонта формируется "котловым" методом). Это вполне справедливо, поскольку платежи собственников помещений в данной ситуации являются имуществом регионального оператора (п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ), поэтому нет никаких сомнений в необходимости учета денежных средств на балансе регионального оператора.
А вот в отношении денежных средств на специальном счете, права на которые принадлежат собственникам помещений в МКД, рекомендации Минфина однозначны: они должны учитываться на балансе организации - владельца спецсчета, причем в отчетности их отражают обособленно от других денежных средств.

Средства целевого финансирования (счет 86)

Обсуждая особенности формирования бухгалтерского баланса НКО, нельзя обойти вниманием группу статей "Целевые средства" (в разд. III баланса, который НКО именуют "Целевое финансирование"). Общая рекомендация такова: по данной группе статей отражаются не использованные на отчетную дату целевые средства, предназначенные для обеспечения НКО целей, ради которых она создана, отраженные в отчете о целевом использовании средств, включая чистую прибыль (убыток) от приносящей доход деятельности НКО, сформированную по итогам ее деятельности за отчетный год. Специально для субъектов отрасли ЖКХ дана такая рекомендация.
В этой группе статей отражаются не использованные на отчетную дату целевые средства, образующие в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД (начисленные (уплаченные) взносы на капитальный ремонт в МКД, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете в кредитной организации). Указанная информация раскрывается обособленно по статье, именуемой, например, "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме".
Действительно, в силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют:
- взносы на капремонт, уплаченные собственниками помещений в МКД (поскольку Минфин выше рекомендовал отражать в составе дебиторской задолженности начисленные взносы на капитальный ремонт, в качестве целевых средств также показывают начисленные, а не только фактически поступившие суммы);
- пени, уплаченные собственниками помещений в МКД в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;
- проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Специально для владельцев специальных счетов Минфин России выпустил несколько разъяснений о том, что все перечисленные суммы не подлежат обложению налогом на прибыль (Письма от 02.09.2015 N 03-03-05/50618, от 15.07.2015 N 03-03-РЗ/40671).

Обратим особое внимание, что при заполнении отчета о целевом использовании средств в графе "Поступило средств" НКО должна отразить среди прочего:

- взносы собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества в МКД;
- пени, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (п. 28 Информации N ПЗ-1/2015).
При этом средства, формирующие в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД, прямо названы иными поступлениями, предназначенными для обеспечения уставной деятельности НКО, и должны отражаться в отчете о целевом использовании средств в виде отдельной статьи отчета по причине существенности (п. 32 Информации N ПЗ-1/2015).
Тогда как проценты за использование банком денежных средств, находящихся на специальном счете организации, Минфин России назвал доходами НКО, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД, которые раскрываются обособленно в составе информации о доходах и расходах (в качестве приложения к бухгалтерскому балансу или в виде отчета о финансовых результатах) (п. 22 Информации N ПЗ-1/2015). Выходит, что проценты, начисленные банком, должны быть отражены в учете НКО в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 "Доходы организации" (с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы"). По окончании года составляется заключительная проводка Дебет 99 Кредит 86 на сумму чистой прибыли отчетного года (п. 24 Информации N ПЗ-1/2015). Эта сумма отражается в отчете о целевом использовании средств по статье "Прибыль от приносящей доход деятельности", а в бухгалтерском балансе - в разд. III "Целевое финансирование" по группе статей "Целевые средства". Согласно рекомендациям из п. 15 Информации N ПЗ-1/2015 сумму, соответствующую процентам, начисленным банком на остаток на спецсчете, следует включить в обособленную статью "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме".

Расходы на проведение капитального ремонта

Повторим, что финансисты называют взносы собственников помещений в МКД на капитальный ремонт, а также уплаченные ими пени поступлениями на обеспечение уставной деятельности НКО (в целях составления отчета о целевом использовании средств) и целевыми средствами (в целях составления бухгалтерского баланса). В свою очередь, данные о целевом использовании средств, полученных НКО для обеспечения ее уставной деятельности, в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом) этой организации, раскрываются в отчете о целевом использовании средств (п. 26 Информации N ПЗ-1/2015). Отсюда казался бы очевидным вывод, что расходы на проведение капитального ремонта за счет средств фонда следует рассматривать как использование целевых средств и показывать в соответствующем отчете.
Поэтому неожиданными выглядят рекомендации из п. 22 Информации N ПЗ-1/2015. Они сводятся к тому, что в сведениях о доходах и расходах, раскрываемых в составе приложений к бухгалтерскому балансу, обособленно раскрываются расходы по оплате услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также связанные с уплатой процентов за пользование кредитами, займами, оплатой расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам со специального счета организации, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. То есть взносы на капитальный ремонт, а также пени должников и проценты банка не учитываются в составе доходов от приносящей доход деятельности, а расходы за счет этих средств признаются именно расходами. Представляется, что в таких выводах нарушена логика.
Вспомним: необходимость раскрытия информации о доходах и расходах возникает, только если НКО получала доход от приносящей доход деятельности (п. 2.1 Информации N ПЗ-1/2015). Кроме того, в соответствии с п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" в отчете о финансовых результатах расходы признаются исходя из принципа соответствия доходов и расходов. Поскольку дохода от приносящей доход деятельности, обусловливающего возникновение спорных расходов, НКО не формирует, такие расходы нелогично показывать именно как расходы.

Особые пояснения к бухгалтерской отчетности

Общее правило гласит, что организация включает в отчетность дополнительные показатели и пояснения, если при ее составлении выявлена недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Интересующим нас НКО Минфин рекомендует (см. п. 39 Информации N ПЗ-1/2015) раскрывать в отдельном отчете о формировании и использовании фонда капитального ремонта сведения о поступлении взносов на капремонт, размере остатка средств на спецсчете, которые организация обязана подавать в орган госжилнадзора. Представляется вполне допустимым прилагать к бухгалтерской отчетности такой отчет именно в той форме, по какой НКО отчитывается перед жилищной инспекцией.

* * *

Из информационных материалов Минфина ТСЖ (ЖК), выступающие в роли владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в МКД, могут сделать такие выводы:
- денежные средства на специальном счете отражаются на балансе ТСЖ (ЖК), хотя права на них принадлежат собственникам помещений в МКД (это заключение полностью применимо и к УК, выбранной в качестве владельца спецсчета);
- в бухгалтерском учете следует начислять дебиторскую задолженность по взносам на капитальный ремонт;
- взносы на капитальный ремонт, а также пени принимаются к учету в составе средств целевого финансирования, а проценты, начисленные банком на остаток денежных средств, формируют доходы, хотя в балансе присоединяются к целевым средствам (фонд капитального ремонта показывают обособленно);
- Минфин рекомендует отражать расходы на проведение капитального ремонта как расходы, связанные с приносящей доход деятельностью. Оценить эту рекомендацию и решить, следовать ли ей, нужно, опираясь на собственное профессиональное суждение.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").



В центре внимания:


Нормы служебной нагрузки судей: статистический метод или показатель качества правосудия? (Бурдина Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Под покровом тайны: запрет разглашать результаты голосования в Конституционном Суде Российской Федерации (Кряжкова О.Н.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья лиц, осужденных к лишению свободы (Климова Д.В.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Проблемы закрепления антикоррупционных стандартов в области государственной и муниципальной службы (Антонова Н.А.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Борьба с коррупцией в спорте: международный и внутригосударственный опыт (Пешин Н.Л.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта