![]() |
Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 27.02.2016
В условиях обострения отношений России с Западом сотрудничество со странами БРИКС может стать фактором, компенсирующим потери на других рынках. В этом формате все более привлекательной становится активизация экономического взаимодействия между странами БРИКС в инвестиционной сфере, поскольку, как отмечают специалисты, инвестиционное сотрудничество способно "приносить синергетический эффект, обеспечивающий расширение торговых и других экономических взаимосвязей" <2>, "усилить их структурную взаимодополняемость и ускорить технологический прогресс" <3>. Локомотивом усиления позиций группы БРИКС в сфере прямых инвестиций выступают прежде всего Россия и Китай, отчасти Индия; тогда как Бразилия и особенно ЮАР снижают свои некогда сравнительно высокие позиции <4>.
--------------------------------
<2> Хейфец Б.А. Дорожная карта инвестиционного сотрудничества стран БРИКС. 2013. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/19-28_Kheifets.pdf (дата обращения: 03.04.2014)
<3> Хейфец Б.А. Россия и БРИКС: новые возможности для взаимных инвестиций. М. 2014. С. 14 (222 с.).
<4> Кузнецов А. Транснациональные корпорации стран БРИКС // Мировая экономика и международные отношения. 2012. N 3. С. 7 и сл.
Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику страны с целью ее развития является, на наш взгляд, одной из стратегических задач для государства, которая, как известно, достигается посредством установления благоприятного инвестиционного климата. Ведь иностранные инвесторы при осуществлении инвестиционной деятельности в развивающихся странах с переходной экономикой в силу объективных причин, таких как возможная политическая и экономическая нестабильность и пр., всегда рискуют тем, что в случае изменения законодательства, иных причин могут понести крупные убытки. Отметим в этой связи, что, например, Россия согласно оценке Всемирного банка заняла первое место по эффективности проведения реформ среди стран БРИКС, а в рейтинге "Doing Business-2014" улучшила свои позиции на 20 пунктов по сравнению с показателями предыдущего года, заняв 92 место в общей статистике <5>.
--------------------------------
<5> Российская Федерация улучшила позиции в рейтинге "Doing Business" на 20 пунктов. 2013. 29 октября. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/doc20131029_1 (дата обращения: 18.04.2015).
Рассмотрим модель правового регулирования инвестиционной сферы в Индии и Китае с целью имплементации наиболее эффективных механизмов в отечественную инвестиционную политику.
Итак, с конца XX в. экономическая политика правительства Индии <6> полностью направлена на создание благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны и поощрение инвестиционного сотрудничества между индийскими и иностранными партнерами. Правительство Индии последовательно проводит политику либерализации экономики страны, устраняя ограничения в области инвестирования, однако индийское законодательство, регулирующее приток в страну прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ), до сих продолжает оставаться сложным и предусматривает массу запретов и ограничений (строго определяет отрасли, в которые капиталовложения запрещены; закрепляет требование об обеспечении профессионального обучения местного населения, работающего на предприятии, в которое произведены инвестиции, и пр.).
--------------------------------
<6> По данным Министерства торговли и промышленности Индии, объем накопленных иностранных инвестиций в экономику Индии с апреля 2000 г. по декабрь 2011 г. составил 158,0 млрд. долл. США (на конец декабря 2010 г. - 142,9 млрд. долл. США).
Правовой базой для инвестирования иностранцами в Индии являются: Положение о промышленной политике от 1991 г.; Закон о валютном регулировании (Foreign Equity Management Act) 1999 г.; Закон о регулировании обмена иностранной валюты (Foreign Exchange Regulation Act) 1973 г.; Закон о компаниях (Companies act) 2013 г.; Закон о минеральных ресурсах и добыче полезных ископаемых (Mines and Mineral Act) 1957 г.; Концессионные правила о разработке минеральных ресурсов в Республике Индии (Indian Mineral Concession Rules) 1949 г.; Закон о страховании (Insurance Act) 1938 г. и др. <7>. Эти акты регламентируют правила, процедуры и условия привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, а также формы их функционирования. Одновременно действуют пятилетние планы по привлечению иностранных инвестиций. Устойчивая практика перспективного планирования продолжается правительством Индии и сейчас. Так, в 2012 г. парламентом Индии утвержден уже двенадцатый пятилетний план на 2012 - 2017 гг. <8>.
--------------------------------
<7> Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Росс. право, 1992. С. 123.
<8> Twelfth Five-Year Plan (2012 - 2017). Infrastracture Investment. URL: http://www.slideshare.net/PlanComIndia/infrastracture-investment-12th-plan-2012-2017 (дата обращения: 18.04.2015).
ПИИ являются основным способом распространения влияния транснационализации на национальные экономики, а также средством формирования самих ТНК и глобальных стратегических альянсов. Следует отметить, что иностранный капитал в Индии функционирует в форме прямых и портфельных инвестиций. Применяемое в Индии понятие "прямых" иностранных инвестиций является достаточно широким. Однако, как справедливо заметил один из авторитетных индийских специалистов в этой области, М.С. Бхандарн, граница между формальным определением "прямых" и "портфельных" инвестиций не абсолютна. Она весьма условна и подвижна, поскольку зависит от реального соотношения сил иностранного инвестора и отечественных держателей акций в каждой компании. Прямые иностранные капиталовложения дают право (в зависимости от доли участия в акционерном капитале компании) принятия управленческих решений. В отличие от прямых, портфельные инвестиции не связаны с приобретением контроля над компаниями, в которые они вкладываются. Их собственники преследуют цели получения прибыли, обеспечения сохранности капитала, достижения определенных налоговых выгод и т.д. <9>. Положение о промышленной политике периодически дополняется документами Министерства торговли и промышленности Индии (далее - Минторгпром), которые вносят необходимые изменения и модификации с учетом объективных условий действительности, состояния внутренней и мировой экономики, а также задач, стоящих перед страной.
--------------------------------
<9> Мозолин В.П. Личность, право, экономика современной Индии. М.: Наука, 1979. С. 326.
С целью упрощения ознакомления иностранных инвесторов с действующими законодательством в марте 2010 г. Минторгпром Индии выпустил обобщающий документ, получивший название "Политика прямых иностранных инвестиций". Документ обновляется каждые 6 месяцев <10>. В нем суммируются действующие правовые нормы, содержащиеся в многочисленных распоряжениях Минторгпрома и Резервного банка (Reserve Bank of India, далее - RBI) Индии, а также в упомянутом выше Законе о валютном регулировании.
--------------------------------
<10> См.: Авдокушин Е.Ф., Жариков М.В. Страны БРИКС в современной мировой экономике. М.: Магистр НИЦ; Инфра-М, 2013. С. 112.
В соответствии с действующим законодательством Индии под прямыми иностранными инвестициями понимаются трансграничные долгосрочные капитальные вложения в уставный капитал как вновь создаваемой, так и существующей организации. Они осуществляются нерезидентом Индии в компанию-резидента посредством трансфера (передачи) или выпуска ценных бумаг для последующей реализации нерезидентам Индии. К прямым иностранным инвестициям также приравнивается трансграничная передача технологий, патентов и прочих прав интеллектуальной собственности.
В зависимости от отрасли экономики правительство страны установило предельный уровень и условия допуска (автоматический режим или необходимость прохождения процедуры одобрения соответствующими госорганами) иностранных инвестиций. В случае автоматического режима от компании требуется в течение 30 дней с момента передачи акций иностранному инвестору предоставить в Резервный банк Индии документы по установленной форме. Подобный режим применяется, если условия инвестиционного проекта не противоречат правительственным ограничениям и установленным лимитам.
В случае использования режима предварительного одобрения проекты первоначально рассматриваются Советом по содействию иностранным инвестициям. Для этого компании необходимо подать соответствующую заявку, а также получить рекомендации профильных отраслевых министерств Индии. Учитывая действующие требования и нормы для различных секторов экономики, Совет по содействию иностранным инвестициям может рекомендовать более высокие или низкие доли иностранного капитала (вплоть до 100% при условии временного отсутствия индийского партнера) <11>.
--------------------------------
<11> Индия. Законодательство об иностранных инвестициях. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/about_in/laws_ved_in/invest_law_in/ (дата обращения: 10.03.2013).
В целях стимулирования и облегчения прямых иностранных инвестиций в индийскую экономику были созданы специальные органы, в частности Секретариат по промышленному содействию (Secretariat for Industrial Assistance), Управление по реализации иностранных инвестиций (Foreign Investment Implementation Authority), Совет по содействию иностранным инвестициям (Foreign Investment Promotion Board). Их основная функция - ускорение процесса одобрения заявок иностранных инвесторов, а также решение различных вопросов, связанных с инвестированием в экономику страны. В сентябре 2009 г. при Минпромторге Индии создано некоммерческое государственно-частное партнерство "Инвест Индия" ("Invest India"), основной задачей которого является оказание содействия иностранным инвесторам в работе на индийском рынке.
В настоящее время ПИИ разрешены во все основные отрасли индийской экономики. Ограничения сохраняются только в отношении таких отраслей, как оборона, воздушный транспорт (внутренние авиалинии), атомная энергетика, сельское хозяйство, розничная торговля. При этом все же приоритет правительство Индии отдает привлечению инвестиций в такие отрасли экономики, как инфраструктура, нефтегазовая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, информационные технологии, фармацевтика и др. Вместе с тем масштаб и глубина проводимых в стране преобразований, которые были направлены на ослабление государственно-бюрократического контроля, носящего во многом процедурный характер, реформирование громоздкого и содержащего ограничения индийского законодательства дало свои результаты. Ограничения для иностранных инвесторов постепенно смягчаются, что находит отражение в обновляемом ежегодно Министерством торговли и промышленности Индии документе - "Консолидированная политика в отношении прямых иностранных инвестиций". Так, в 2013 г. стало возможно без получения дополнительного разрешения увеличение с 74% до 100% доли иностранцев в капитале компаний телекоммуникационной отрасли и в строительстве. Стало легче получить разрешение на долю выше 49% в нефтегазовом секторе и в торговле, а также при приобретении пакета акции свыше 26% в оборонной промышленности <12>.
--------------------------------
<12> См.: Consolidated FDI Policy (DIPP Circular 1 of 2013) (effective from April 5, 2013). URL: http://dipp.nic.in/English/Policies/FDI_Circular_01_2013.pdf (дата обращения: 26.03.2015).
Условия инвестирования, одобренные Советом по содействию иностранным инвестициям в отношении конкретного проекта, в дальнейшем остаются неизменными, в том числе в случае изменения общих правил и норм инвестирования, а также в случае последующего увеличения капитала совместного предприятия.
Решения Совета касаются только принципиального одобрения инвестиционных проектов. Все технические разрешения и регистрационные процедуры (регистрация компании, получение разрешения Министерства охраны окружающей среды и лесов, получение разрешения властей штатов, местная регистрация предприятия) иностранный инвестор должен получать самостоятельно. Инвестиционные проекты рассматриваются Советом по содействию иностранным инвестициям с учетом их социальной значимости и следующих приоритетов: развитие инфраструктуры и экспортного потенциала страны, увеличение занятости (особенно сельского населения), внедрение передовых технологий. Решение по проекту выносится Советом в течение 4 - 6 недель, а последующее его согласование на уровне отраслевых министерств, правительств штатов и местных властей занимает несколько месяцев <13>.
--------------------------------
<13> См., напр.: Мозолин В.П. Правовое положение иностранного капитала // Личность, право, экономика современной Индии. М.: Наука, 1979. С. 156 - 166.
В соответствии с положениями ранее действовавшего Закона "О компаниях" от 1956 г. <14> (разд. 591) иностранная компания, планирующая заниматься активной предпринимательской деятельностью в Индии, могла образовать компанию в форме совместной (Joint venture) и дочерней (Wholly owned subsidiary) компании, а также создать обособленное подразделение в виде представительств (офиса) иностранной компании (Representative office) по связи (Liaison office) или по реализации определенного проекта (Project office) либо филиала (отделения) иностранной компании (Branch office). Обособленные подразделения, созданные в виде представительств и филиалов, имели право заниматься предпринимательской деятельностью только в формах, определенных Правилами валютного регулирования (Foreign Exchange Management Regulations) от 2000 г. Также в рамках этого Закона допускалось объединение иностранной компании с индийской только внутри страны.
--------------------------------
<14> Company act of India, 1956. URL: http://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/Companies_Act_1956_13jun2011.pdf (дата обращения: 26.05.2015).
Новелла законодательства, закрепленная в Законе 2013 г. "О компаниях" <15>, состоит в том, что стало допустимым инвестирование индийскими компаниями в иностранные путем создания совместных компаний за рубежом. В этой связи бизнес-круги отметили, что снятие запрета в отношении индийских инвесторов является ключевым моментом в развитии трансграничного предпринимательства и основной заслугой законодателя <16>. Иностранной компанией (Foreign Company) для целей Закона 2013 г. признается компания, инкорпорированная за пределами Индии, которая: (a) имеет место ведения бизнеса в Индии через агента или посредством электронных средств связи и (b) в любой иной форме осуществляет предпринимательскую деятельность в Индии (п. 42 ст. 2 Закона 2013 г. "О компаниях").
--------------------------------
<15> Company act of India, 2013. URL: http://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/CompaniesAct2013.pdf (дата обращения: 26.05.15).
<16> Amrutha Gayathri. India's New Companies Bill Expected to Boost Mergers with Foreign Firms, Mandates Social Welfare Spending. August 13. 2013. URL: http://www.ibtimes.com/indias-new-companies-bill-expected-boost-mergers-foreign-firms-mandates-social-welfare-spending (дата обращения: 01.09.2014).
При этом к проблеме национализации иностранного капитала в Индии подходят таким образом: в соответствии с положениями Конституции любая собственность гарантируется законом, и на этом основании в заявлении премьер-министра, сделанном в парламенте 6 апреля 1949 г. по вопросу об участии иностранного капитала в промышленном развитии Индии, подходы, отраженные в котором, используются и сейчас, объявлено, что в случае национализации иностранных предприятий владельцам этих предприятий будет выплачена компенсация на соответствующей справедливой основе <17>.
--------------------------------
<17> Вдовин И.А. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности (исторический и теоретико-правовой анализ): Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2002. С. 233.
В реализации инвестиционной политики страны особого внимания заслуживают специальные (свободные, особые) экономические зоны - территории, сфокусированные на расширении экспорта, привлечении передовых технологий и опыта, создании рабочих мест и ускорении темпа экономического развития, в отношении которых действуют более лояльные налоговые и иные экономические законы (далее - СЭЗ). С 2000 г. в Индии действует программа по образованию СЭЗ. С целью придания стабильности функционированию СЭЗ правительством Индии были приняты: Закон о специальных экономических зонах (Special Innovation Zones Act, 2005) и Правила создания и функционирования СЭЗ (Special Innovation Zones Rules, 2006), являющиеся основополагающими документами регулирования их деятельности <18>. В СЭЗ могут создаваться предприятия любых видов деятельности, ориентированные на получение валютной прибыли. К концу 2011 г. в стране было образовано уже 15 СЭЗ <19>.
--------------------------------
<18> Индия. Информация о специальных экономических зонах // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития России. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/about_in/laws_ved_in/special_area_in/ (дата обращения: 05.09.2014).
<19> См., напр., о СЭЗ штата Гуджарат (Special Economic Zones in Gujarat) по адресу http://ic.gujarat.gov.in/?page_id=430 (дата обращения: 05.09.2014).
Важнейшими стимулирующими факторами развития предпринимательства в специальных экономических зонах являются: а) отсутствие лицензий на импорт средств производства, комплектующих изделий, запчастей, материалов; б) беспошлинное приобретение средств производства, сырья, расходных материалов, запчастей на внутреннем рынке; в) предоставление полной свободы деятельности по принципу субконтрактации, в т.ч. и на производства, размещенные за границей, с освобождением от таможенных проверок их экспорта и импорта; г) разрешение продажи экспортной продукции на внутреннем рынке при полной уплате таможенных пошлин согласно импортной политике, разрешение реэкспорта импортированных товаров и др.; д) предоставление ряда налоговых преференций, в том числе: вычет прибыли, получаемой предприятиями, работающими в СЭЗ, от экспорта товаров, вещей или программного обеспечения из налогооблагаемого дохода и др. <20>. Практика ведения СЭЗ в Индии оказалось достаточно успешной и способствовала не только поощрению иностранных инвестиций, но и снижению рисков ведения бизнеса иностранными компаниями. Вследствие чего правительство считает возможным и перспективным дальнейшее расширение СЭЗ в стране <21>.
--------------------------------
<20> См.: Инвестирование в Индии. Прямые иностранные инвестиции: основные принципы и правила проведения. URL: http://dipp.nic.in/English/Archive/FDI_Manual/Manual_in_Russian_2008.pdf (дата обращения: 22.04.2015).
<21> См.: Malini L. Tantri. 2011. Special Economic Zones in India: Are these Enclaves Efficient? URL: http://www.isec.ac.in/WP%20274%20-%20Malini%20L%20T_5.pdf (дата обращения: 22.04.2015).
Китай является одним из самых крупных инвесторов в российскую экономику. Начало национально-правовому регулированию иностранного прямого инвестирования в КНР было положено 1 июля 1979 г. принятием Закона о [паевых] совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом. В период начала построения инновационной экономики (1985 - 1995 гг.) реформа экономической системы предусмотрела наряду с другими мерами <22> открытие для иностранного капитала специальных экономических зон, а затем и большинства крупнейших прибрежных городов, которые стали выполнять функцию "окна в мир". В результате в стране появился новый тип реальных инвестиций, индуцированных частнопредпринимательскими интересами, ставший своего рода противовесом централизованным вложениям государства. Отмечается, что создание СЭЗ в Китае увенчалось большим успехом благодаря не только географическим и политическим преимуществам. Важным фактором явилась особая модель их развития <23>, которая предполагает зоны технико-экономического развития, ориентированные на создание высокотехнологичных предприятий с участием иностранного капитала, имеющих приоритетом задачу заимствования передовых технологий и управленческого опыта. В связи с этим деятельность в новых СЭЗ сопряжена с особыми требованиями, предъявляемыми к иностранным инвесторам, участвующим в реализации государственных заказов. Так, иностранные компании для выполнения государственных заказов должны являться субподрядчиками местных производителей и предоставлять подрядчику (китайской стороне) ноу-хау.
--------------------------------
<22> См. подробнее: Беликова К.М., Ахмадова М.А. Развитие инноваций в странах БРИКС: опыт Китая // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2012. N 10. С. 64 - 72.
<23> Малыхин Ю.Г., Костромичева Э.В. Опыт функционирования свободных экономических зон Китая // Белорусский экономический журнал. 2007. N 2. С. 120 - 128. URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/3726/1/Malykhin%20Yu.%20Opyt%20funktsionirovaniya%20SEZ%20Kitaya%20BEZh%202_07.pdf (дата обращения: 18.04.2015).
Ведущим документом, устанавливающим правила осуществления прямых иностранных инвестиций в экономику КНР, в настоящее время является "Каталог - руководство отраслей для инвестирования иностранного капитала", выпускаемый Министерством торговли КНР. Последние изменения в Каталог были внесены относительно недавно, и сейчас действует редакция от 31 октября 2007 г. <24>.
--------------------------------
<24> Какие виды деятельности разрешены для компании со 100% иностранным капиталом в КНР? URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/statute_foreign_exchange_administration (дата обращения 12.04.2013).
В Китае, как и в Индии, существуют законодательно установленные ограничения на инвестирование иностранного капитала в определенные отрасли. Все виды деятельности для иностранных инвесторов разделены на четыре категории: поощряемые, разрешенные, ограничиваемые и запрещенные. После вступления Китая в ВТО в 2002 г. перечень поощряемых позиций для иностранных инвесторов расширился с 186 до 262, а количество ограничиваемых сократилось до 75, при этом согласно соглашениям о присоединении к ВТО по многим из них были оговорены сроки снятия ограничений. Иностранные инвестиции, относящиеся к поощряемым категориям, освобождались от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость по импорту оборудования. С другой стороны, в связи со вступлением в ВТО правительство Китая также начало реформирование налогового законодательства, которое в первую очередь коснулось налога на прибыль организаций, играющего важнейшую роль в общей системе налогов и составляющего самую большую долю налоговых доходов государства. Взимание этого налога в настоящее время регулируется Законом КНР от 16.03.2007 "О налоге на прибыль предприятий" <25> и Нормами и правилами применения Закона КНР от 06.12.2007 "О налоге на прибыль предприятий" <26> (оба документа вступили в силу с 1 января 2008 г.), которые полностью уравняли налоговое бремя предприятий с китайским и иностранным капиталом. Общая ставка налога на прибыль стала составлять 25%, что, по оценке китайской ежедневной общественно-политической газеты "China Daily" <27>, издаваемой компанией "China Daily Group", привело к росту налоговой нагрузки для компаний с иностранным капиталом на 10% <28>. Что касается других налогов, то плательщиками налога на добавленную стоимость выступают все предприятия, продающие в КНР товары как собственного производства, так и приобретенные у третьих лиц. Более того, предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность на территории КНР, являются налоговыми агентами для всех своих сотрудников и уплачивают за них налог на доходы физических лиц <29>.
--------------------------------
<25> См.: http://chinalawinfo.ru/economic_law/enterprise_tax_law/enterprise_tax_law_ch4 (дата обращения: 12.03.2015).
<26> Цит. по: Налог на прибыль предприятий. URL: http://chinawindow.ru/china/legal-information-china/chinese-taxation/enterprise-tax/ (дата обращения: 18.04.2015).
<27> См.: http://www.chinadaily.com.cn/ (дата обращения: 18.04.2015).
<28> См.: Ding Qingfen. Foreign, Chinese firms' tax burdens unified // China Daily. 12.01.2010. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2010-12/01/content_11633502.htm (дата обращения: 23.05.2015).
<29> См.: Практические процедуры доступа на рынок КНР. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_market/cn_pract_access/ (дата обращения: 01.04.2015).
Представляется, что даже эти небольшие иллюстрации свидетельствуют о том, что инвестиционная политика Китая направлена на создание условий, стимулирующих прямые инвестиции, притом что правовое регулирование в инвестиционной сфере сочетает в себе либеральные и государственно-распределительные методы. В отличие от большинства азиатских стран КНР сохраняет наряду с рыночным механизмом планово-распределительную систему хозяйства с сильной экономической ролью государства. Для современного Китая продолжает оставаться весьма значимым прямое участие государства в процессе управления инвестиционной деятельностью. Так, например, в КНР принят порядок приема иностранного капитала, который основан на индивидуализированном подходе к рассмотрению и утверждению каждого инвестиционного проекта уполномоченными государственными органами. Для этого в стране создана сложная многоуровневая система многостороннего регулирования иностранного капитала на центральном и местном уровнях.
Следует отметить, что на сегодняшний день в Китае проводится концептуальная реформа инвестиционного законодательства. Главным направлением реформы является совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности и дальнейшее упрощение процедуры утверждения инвестиционных проектов. Так, Министерством торговли КНР (Ministry of Commerce) в начале 2015 г. был подготовлен законопроект "Об иностранных инвестициях", который предусматривает отмену системы рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов компетентными органами разных уровней, предоставление иностранным инвесторам при создании, приобретении или расширении предприятий на территории Китая не менее благоприятных условий инвестирования, чем отечественным инвесторам, и пр. В документе также предусматривается дальнейшее совершенствование системы проверки зарубежных инвесторов на предмет возникновения угрозы безопасности государства, стимулирования притока иностранных инвестиций и их защиты, ужесточения контроля над инвестиционной деятельностью и др. <30>.
--------------------------------
<30> Китай разрабатывает новый Закон об иностранных инвестициях // Russiannews. 01.20.2015. URL: http://russian.news.cn/china/2015-01/20/c_133932391.htm (дата обращения: 26.03.2015).
Представляется, что законопроект "Об иностранных инвестициях" отразит в себе порядок допуска в КНР иностранных инвестиций и особенности их регулирования, который в настоящее время осуществляется на базе трех нормативно-правовых актов, принятых в период проведения экономической реформы и политики открытости в стране, а именно, упомянутого выше Закона "О [паевых] совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом" 1979 г., Закона "О предприятиях иностранного капитала" 1986 г. <31> и Закона "О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала" 1988 г. <32>. Признавая значимость перечисленных нормативных актов, регулирующих инвестиционные правоотношения в Китае, справедливым будет отметить, что большинство их положений не отвечают современным тенденциям развития инвестиционного законодательства.
--------------------------------
<31> Закон КНР от 12.04.1986 "О предприятиях иностранного капитала". URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_wholly_owned_foreign_enterprises (дата обращения: 26.04.2015).
<32> Закон КНР от 13.04.1988 "О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала". URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_contractual_joint_ventures (дата обращения: 26.04.2015).
В законопроекте особое внимание привлекает положение об установлении так называемого "запретительного списка" (Negative List), который будет содержать перечень отраслей экономики, в отношении которых ограничен или запрещен допуск иностранных инвестиций. В свою очередь, осуществление капиталовложения иностранными лицами в те отрасли экономики, которые не включены в указанный список, будет возможно с уведомления соответствующего государственного органа об этом, т.е. тем самым законодатель отказывается от действующей сложной и многоуровневой процедуры рассмотрения всех инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. Подобная упрощенная система регулирования порядка допуска иностранных инвестиций уже действовала в Китае, но исключительно на территории Шанхайской зоны свободной торговли (Shanghai Free Trade Zone) <33>.
--------------------------------
<33> Thomas Chou, Charles Comey, Marcia Ellis, Paul McKenzie, Maria Wang, and Sherry Yin. China's Draft Foreign Investment Law: A Paradigm Shift in Regulation of Foreign Investment. February 12, 2015. URL: http://www.mofo.com/~/media/Files/ClientAlert/2015/02/150212ChinasDraftForeignInvestment.pdf (дата обращения: 26.04.2015).
В то же время отказ от действующего порядка приема иностранного капитала, основанного на индивидуальном подходе к рассмотрению и утверждению каждого инвестиционного проекта уполномоченным государственным органом, будет происходить не сразу после принятия законопроекта, а поэтапно в течение трех лет.
Изложенное позволяет заключить, что инвестиционная политика Индии и Китая ориентирована на привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику посредством установления преференциального режима в отношении налогов; создания свободных экономических зон и пр.; ослабления государственно-бюрократического контроля, носящего во многом процедурный характер; реформирования громоздкого и устанавливающего множественные ограничения законодательства и пр. При этом все национальные законы исследуемых стран также основаны исключительно на принципе привлечения иностранных инвестиций в экономику этих стран.
Библиография
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.
Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия Правительства РФ в различных сферах деятельности.
Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.
Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Дата размещения статьи: 18.09.2020
Дата размещения статьи: 18.09.2020
Дата размещения статьи: 07.07.2020
Дата размещения статьи: 16.01.2018
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|