Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Инвестиционная политика стран БРИКС (на примере Индии и Китая) (Беликова К.М., Ахмадова М.А.)

Инвестиционная политика стран БРИКС (на примере Индии и Китая) (Беликова К.М., Ахмадова М.А.)

Дата размещения статьи: 27.02.2016

В условиях обострения отношений России с Западом сотрудничество со странами БРИКС может стать фактором, компенсирующим потери на других рынках. В этом формате все более привлекательной становится активизация экономического взаимодействия между странами БРИКС в инвестиционной сфере, поскольку, как отмечают специалисты, инвестиционное сотрудничество способно "приносить синергетический эффект, обеспечивающий расширение торговых и других экономических взаимосвязей" <2>, "усилить их структурную взаимодополняемость и ускорить технологический прогресс" <3>. Локомотивом усиления позиций группы БРИКС в сфере прямых инвестиций выступают прежде всего Россия и Китай, отчасти Индия; тогда как Бразилия и особенно ЮАР снижают свои некогда сравнительно высокие позиции <4>.

--------------------------------
<2> Хейфец Б.А. Дорожная карта инвестиционного сотрудничества стран БРИКС. 2013. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/19-28_Kheifets.pdf (дата обращения: 03.04.2014)
<3> Хейфец Б.А. Россия и БРИКС: новые возможности для взаимных инвестиций. М. 2014. С. 14 (222 с.).
<4> Кузнецов А. Транснациональные корпорации стран БРИКС // Мировая экономика и международные отношения. 2012. N 3. С. 7 и сл.

Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику страны с целью ее развития является, на наш взгляд, одной из стратегических задач для государства, которая, как известно, достигается посредством установления благоприятного инвестиционного климата. Ведь иностранные инвесторы при осуществлении инвестиционной деятельности в развивающихся странах с переходной экономикой в силу объективных причин, таких как возможная политическая и экономическая нестабильность и пр., всегда рискуют тем, что в случае изменения законодательства, иных причин могут понести крупные убытки. Отметим в этой связи, что, например, Россия согласно оценке Всемирного банка заняла первое место по эффективности проведения реформ среди стран БРИКС, а в рейтинге "Doing Business-2014" улучшила свои позиции на 20 пунктов по сравнению с показателями предыдущего года, заняв 92 место в общей статистике <5>.
--------------------------------
<5> Российская Федерация улучшила позиции в рейтинге "Doing Business" на 20 пунктов. 2013. 29 октября. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/doc20131029_1 (дата обращения: 18.04.2015).

Рассмотрим модель правового регулирования инвестиционной сферы в Индии и Китае с целью имплементации наиболее эффективных механизмов в отечественную инвестиционную политику.
Итак, с конца XX в. экономическая политика правительства Индии <6> полностью направлена на создание благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны и поощрение инвестиционного сотрудничества между индийскими и иностранными партнерами. Правительство Индии последовательно проводит политику либерализации экономики страны, устраняя ограничения в области инвестирования, однако индийское законодательство, регулирующее приток в страну прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ), до сих продолжает оставаться сложным и предусматривает массу запретов и ограничений (строго определяет отрасли, в которые капиталовложения запрещены; закрепляет требование об обеспечении профессионального обучения местного населения, работающего на предприятии, в которое произведены инвестиции, и пр.).
--------------------------------
<6> По данным Министерства торговли и промышленности Индии, объем накопленных иностранных инвестиций в экономику Индии с апреля 2000 г. по декабрь 2011 г. составил 158,0 млрд. долл. США (на конец декабря 2010 г. - 142,9 млрд. долл. США).

Правовой базой для инвестирования иностранцами в Индии являются: Положение о промышленной политике от 1991 г.; Закон о валютном регулировании (Foreign Equity Management Act) 1999 г.; Закон о регулировании обмена иностранной валюты (Foreign Exchange Regulation Act) 1973 г.; Закон о компаниях (Companies act) 2013 г.; Закон о минеральных ресурсах и добыче полезных ископаемых (Mines and Mineral Act) 1957 г.; Концессионные правила о разработке минеральных ресурсов в Республике Индии (Indian Mineral Concession Rules) 1949 г.; Закон о страховании (Insurance Act) 1938 г. и др. <7>. Эти акты регламентируют правила, процедуры и условия привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, а также формы их функционирования. Одновременно действуют пятилетние планы по привлечению иностранных инвестиций. Устойчивая практика перспективного планирования продолжается правительством Индии и сейчас. Так, в 2012 г. парламентом Индии утвержден уже двенадцатый пятилетний план на 2012 - 2017 гг. <8>.
--------------------------------
<7> Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Росс. право, 1992. С. 123.
<8> Twelfth Five-Year Plan (2012 - 2017). Infrastracture Investment. URL: http://www.slideshare.net/PlanComIndia/infrastracture-investment-12th-plan-2012-2017 (дата обращения: 18.04.2015).

ПИИ являются основным способом распространения влияния транснационализации на национальные экономики, а также средством формирования самих ТНК и глобальных стратегических альянсов. Следует отметить, что иностранный капитал в Индии функционирует в форме прямых и портфельных инвестиций. Применяемое в Индии понятие "прямых" иностранных инвестиций является достаточно широким. Однако, как справедливо заметил один из авторитетных индийских специалистов в этой области, М.С. Бхандарн, граница между формальным определением "прямых" и "портфельных" инвестиций не абсолютна. Она весьма условна и подвижна, поскольку зависит от реального соотношения сил иностранного инвестора и отечественных держателей акций в каждой компании. Прямые иностранные капиталовложения дают право (в зависимости от доли участия в акционерном капитале компании) принятия управленческих решений. В отличие от прямых, портфельные инвестиции не связаны с приобретением контроля над компаниями, в которые они вкладываются. Их собственники преследуют цели получения прибыли, обеспечения сохранности капитала, достижения определенных налоговых выгод и т.д. <9>. Положение о промышленной политике периодически дополняется документами Министерства торговли и промышленности Индии (далее - Минторгпром), которые вносят необходимые изменения и модификации с учетом объективных условий действительности, состояния внутренней и мировой экономики, а также задач, стоящих перед страной.
--------------------------------
<9> Мозолин В.П. Личность, право, экономика современной Индии. М.: Наука, 1979. С. 326.

С целью упрощения ознакомления иностранных инвесторов с действующими законодательством в марте 2010 г. Минторгпром Индии выпустил обобщающий документ, получивший название "Политика прямых иностранных инвестиций". Документ обновляется каждые 6 месяцев <10>. В нем суммируются действующие правовые нормы, содержащиеся в многочисленных распоряжениях Минторгпрома и Резервного банка (Reserve Bank of India, далее - RBI) Индии, а также в упомянутом выше Законе о валютном регулировании.
--------------------------------
<10> См.: Авдокушин Е.Ф., Жариков М.В. Страны БРИКС в современной мировой экономике. М.: Магистр НИЦ; Инфра-М, 2013. С. 112.

В соответствии с действующим законодательством Индии под прямыми иностранными инвестициями понимаются трансграничные долгосрочные капитальные вложения в уставный капитал как вновь создаваемой, так и существующей организации. Они осуществляются нерезидентом Индии в компанию-резидента посредством трансфера (передачи) или выпуска ценных бумаг для последующей реализации нерезидентам Индии. К прямым иностранным инвестициям также приравнивается трансграничная передача технологий, патентов и прочих прав интеллектуальной собственности.
В зависимости от отрасли экономики правительство страны установило предельный уровень и условия допуска (автоматический режим или необходимость прохождения процедуры одобрения соответствующими госорганами) иностранных инвестиций. В случае автоматического режима от компании требуется в течение 30 дней с момента передачи акций иностранному инвестору предоставить в Резервный банк Индии документы по установленной форме. Подобный режим применяется, если условия инвестиционного проекта не противоречат правительственным ограничениям и установленным лимитам.
В случае использования режима предварительного одобрения проекты первоначально рассматриваются Советом по содействию иностранным инвестициям. Для этого компании необходимо подать соответствующую заявку, а также получить рекомендации профильных отраслевых министерств Индии. Учитывая действующие требования и нормы для различных секторов экономики, Совет по содействию иностранным инвестициям может рекомендовать более высокие или низкие доли иностранного капитала (вплоть до 100% при условии временного отсутствия индийского партнера) <11>.
--------------------------------
<11> Индия. Законодательство об иностранных инвестициях. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/about_in/laws_ved_in/invest_law_in/ (дата обращения: 10.03.2013).

В целях стимулирования и облегчения прямых иностранных инвестиций в индийскую экономику были созданы специальные органы, в частности Секретариат по промышленному содействию (Secretariat for Industrial Assistance), Управление по реализации иностранных инвестиций (Foreign Investment Implementation Authority), Совет по содействию иностранным инвестициям (Foreign Investment Promotion Board). Их основная функция - ускорение процесса одобрения заявок иностранных инвесторов, а также решение различных вопросов, связанных с инвестированием в экономику страны. В сентябре 2009 г. при Минпромторге Индии создано некоммерческое государственно-частное партнерство "Инвест Индия" ("Invest India"), основной задачей которого является оказание содействия иностранным инвесторам в работе на индийском рынке.
В настоящее время ПИИ разрешены во все основные отрасли индийской экономики. Ограничения сохраняются только в отношении таких отраслей, как оборона, воздушный транспорт (внутренние авиалинии), атомная энергетика, сельское хозяйство, розничная торговля. При этом все же приоритет правительство Индии отдает привлечению инвестиций в такие отрасли экономики, как инфраструктура, нефтегазовая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, информационные технологии, фармацевтика и др. Вместе с тем масштаб и глубина проводимых в стране преобразований, которые были направлены на ослабление государственно-бюрократического контроля, носящего во многом процедурный характер, реформирование громоздкого и содержащего ограничения индийского законодательства дало свои результаты. Ограничения для иностранных инвесторов постепенно смягчаются, что находит отражение в обновляемом ежегодно Министерством торговли и промышленности Индии документе - "Консолидированная политика в отношении прямых иностранных инвестиций". Так, в 2013 г. стало возможно без получения дополнительного разрешения увеличение с 74% до 100% доли иностранцев в капитале компаний телекоммуникационной отрасли и в строительстве. Стало легче получить разрешение на долю выше 49% в нефтегазовом секторе и в торговле, а также при приобретении пакета акции свыше 26% в оборонной промышленности <12>.
--------------------------------
<12> См.: Consolidated FDI Policy (DIPP Circular 1 of 2013) (effective from April 5, 2013). URL: http://dipp.nic.in/English/Policies/FDI_Circular_01_2013.pdf (дата обращения: 26.03.2015).

Условия инвестирования, одобренные Советом по содействию иностранным инвестициям в отношении конкретного проекта, в дальнейшем остаются неизменными, в том числе в случае изменения общих правил и норм инвестирования, а также в случае последующего увеличения капитала совместного предприятия.
Решения Совета касаются только принципиального одобрения инвестиционных проектов. Все технические разрешения и регистрационные процедуры (регистрация компании, получение разрешения Министерства охраны окружающей среды и лесов, получение разрешения властей штатов, местная регистрация предприятия) иностранный инвестор должен получать самостоятельно. Инвестиционные проекты рассматриваются Советом по содействию иностранным инвестициям с учетом их социальной значимости и следующих приоритетов: развитие инфраструктуры и экспортного потенциала страны, увеличение занятости (особенно сельского населения), внедрение передовых технологий. Решение по проекту выносится Советом в течение 4 - 6 недель, а последующее его согласование на уровне отраслевых министерств, правительств штатов и местных властей занимает несколько месяцев <13>.
--------------------------------
<13> См., напр.: Мозолин В.П. Правовое положение иностранного капитала // Личность, право, экономика современной Индии. М.: Наука, 1979. С. 156 - 166.

В соответствии с положениями ранее действовавшего Закона "О компаниях" от 1956 г. <14> (разд. 591) иностранная компания, планирующая заниматься активной предпринимательской деятельностью в Индии, могла образовать компанию в форме совместной (Joint venture) и дочерней (Wholly owned subsidiary) компании, а также создать обособленное подразделение в виде представительств (офиса) иностранной компании (Representative office) по связи (Liaison office) или по реализации определенного проекта (Project office) либо филиала (отделения) иностранной компании (Branch office). Обособленные подразделения, созданные в виде представительств и филиалов, имели право заниматься предпринимательской деятельностью только в формах, определенных Правилами валютного регулирования (Foreign Exchange Management Regulations) от 2000 г. Также в рамках этого Закона допускалось объединение иностранной компании с индийской только внутри страны.
--------------------------------
<14> Company act of India, 1956. URL: http://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/Companies_Act_1956_13jun2011.pdf (дата обращения: 26.05.2015).

Новелла законодательства, закрепленная в Законе 2013 г. "О компаниях" <15>, состоит в том, что стало допустимым инвестирование индийскими компаниями в иностранные путем создания совместных компаний за рубежом. В этой связи бизнес-круги отметили, что снятие запрета в отношении индийских инвесторов является ключевым моментом в развитии трансграничного предпринимательства и основной заслугой законодателя <16>. Иностранной компанией (Foreign Company) для целей Закона 2013 г. признается компания, инкорпорированная за пределами Индии, которая: (a) имеет место ведения бизнеса в Индии через агента или посредством электронных средств связи и (b) в любой иной форме осуществляет предпринимательскую деятельность в Индии (п. 42 ст. 2 Закона 2013 г. "О компаниях").
--------------------------------
<15> Company act of India, 2013. URL: http://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/CompaniesAct2013.pdf (дата обращения: 26.05.15).
<16> Amrutha Gayathri. India's New Companies Bill Expected to Boost Mergers with Foreign Firms, Mandates Social Welfare Spending. August 13. 2013. URL: http://www.ibtimes.com/indias-new-companies-bill-expected-boost-mergers-foreign-firms-mandates-social-welfare-spending (дата обращения: 01.09.2014).

При этом к проблеме национализации иностранного капитала в Индии подходят таким образом: в соответствии с положениями Конституции любая собственность гарантируется законом, и на этом основании в заявлении премьер-министра, сделанном в парламенте 6 апреля 1949 г. по вопросу об участии иностранного капитала в промышленном развитии Индии, подходы, отраженные в котором, используются и сейчас, объявлено, что в случае национализации иностранных предприятий владельцам этих предприятий будет выплачена компенсация на соответствующей справедливой основе <17>.
--------------------------------
<17> Вдовин И.А. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности (исторический и теоретико-правовой анализ): Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2002. С. 233.

В реализации инвестиционной политики страны особого внимания заслуживают специальные (свободные, особые) экономические зоны - территории, сфокусированные на расширении экспорта, привлечении передовых технологий и опыта, создании рабочих мест и ускорении темпа экономического развития, в отношении которых действуют более лояльные налоговые и иные экономические законы (далее - СЭЗ). С 2000 г. в Индии действует программа по образованию СЭЗ. С целью придания стабильности функционированию СЭЗ правительством Индии были приняты: Закон о специальных экономических зонах (Special Innovation Zones Act, 2005) и Правила создания и функционирования СЭЗ (Special Innovation Zones Rules, 2006), являющиеся основополагающими документами регулирования их деятельности <18>. В СЭЗ могут создаваться предприятия любых видов деятельности, ориентированные на получение валютной прибыли. К концу 2011 г. в стране было образовано уже 15 СЭЗ <19>.
--------------------------------
<18> Индия. Информация о специальных экономических зонах // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития России. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/about_in/laws_ved_in/special_area_in/ (дата обращения: 05.09.2014).
<19> См., напр., о СЭЗ штата Гуджарат (Special Economic Zones in Gujarat) по адресу http://ic.gujarat.gov.in/?page_id=430 (дата обращения: 05.09.2014).

Важнейшими стимулирующими факторами развития предпринимательства в специальных экономических зонах являются: а) отсутствие лицензий на импорт средств производства, комплектующих изделий, запчастей, материалов; б) беспошлинное приобретение средств производства, сырья, расходных материалов, запчастей на внутреннем рынке; в) предоставление полной свободы деятельности по принципу субконтрактации, в т.ч. и на производства, размещенные за границей, с освобождением от таможенных проверок их экспорта и импорта; г) разрешение продажи экспортной продукции на внутреннем рынке при полной уплате таможенных пошлин согласно импортной политике, разрешение реэкспорта импортированных товаров и др.; д) предоставление ряда налоговых преференций, в том числе: вычет прибыли, получаемой предприятиями, работающими в СЭЗ, от экспорта товаров, вещей или программного обеспечения из налогооблагаемого дохода и др. <20>. Практика ведения СЭЗ в Индии оказалось достаточно успешной и способствовала не только поощрению иностранных инвестиций, но и снижению рисков ведения бизнеса иностранными компаниями. Вследствие чего правительство считает возможным и перспективным дальнейшее расширение СЭЗ в стране <21>.
--------------------------------
<20> См.: Инвестирование в Индии. Прямые иностранные инвестиции: основные принципы и правила проведения. URL: http://dipp.nic.in/English/Archive/FDI_Manual/Manual_in_Russian_2008.pdf (дата обращения: 22.04.2015).
<21> См.: Malini L. Tantri. 2011. Special Economic Zones in India: Are these Enclaves Efficient? URL: http://www.isec.ac.in/WP%20274%20-%20Malini%20L%20T_5.pdf (дата обращения: 22.04.2015).

Китай является одним из самых крупных инвесторов в российскую экономику. Начало национально-правовому регулированию иностранного прямого инвестирования в КНР было положено 1 июля 1979 г. принятием Закона о [паевых] совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом. В период начала построения инновационной экономики (1985 - 1995 гг.) реформа экономической системы предусмотрела наряду с другими мерами <22> открытие для иностранного капитала специальных экономических зон, а затем и большинства крупнейших прибрежных городов, которые стали выполнять функцию "окна в мир". В результате в стране появился новый тип реальных инвестиций, индуцированных частнопредпринимательскими интересами, ставший своего рода противовесом централизованным вложениям государства. Отмечается, что создание СЭЗ в Китае увенчалось большим успехом благодаря не только географическим и политическим преимуществам. Важным фактором явилась особая модель их развития <23>, которая предполагает зоны технико-экономического развития, ориентированные на создание высокотехнологичных предприятий с участием иностранного капитала, имеющих приоритетом задачу заимствования передовых технологий и управленческого опыта. В связи с этим деятельность в новых СЭЗ сопряжена с особыми требованиями, предъявляемыми к иностранным инвесторам, участвующим в реализации государственных заказов. Так, иностранные компании для выполнения государственных заказов должны являться субподрядчиками местных производителей и предоставлять подрядчику (китайской стороне) ноу-хау.
--------------------------------
<22> См. подробнее: Беликова К.М., Ахмадова М.А. Развитие инноваций в странах БРИКС: опыт Китая // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2012. N 10. С. 64 - 72.
<23> Малыхин Ю.Г., Костромичева Э.В. Опыт функционирования свободных экономических зон Китая // Белорусский экономический журнал. 2007. N 2. С. 120 - 128. URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/3726/1/Malykhin%20Yu.%20Opyt%20funktsionirovaniya%20SEZ%20Kitaya%20BEZh%202_07.pdf (дата обращения: 18.04.2015).

Ведущим документом, устанавливающим правила осуществления прямых иностранных инвестиций в экономику КНР, в настоящее время является "Каталог - руководство отраслей для инвестирования иностранного капитала", выпускаемый Министерством торговли КНР. Последние изменения в Каталог были внесены относительно недавно, и сейчас действует редакция от 31 октября 2007 г. <24>.
--------------------------------
<24> Какие виды деятельности разрешены для компании со 100% иностранным капиталом в КНР? URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/statute_foreign_exchange_administration (дата обращения 12.04.2013).

В Китае, как и в Индии, существуют законодательно установленные ограничения на инвестирование иностранного капитала в определенные отрасли. Все виды деятельности для иностранных инвесторов разделены на четыре категории: поощряемые, разрешенные, ограничиваемые и запрещенные. После вступления Китая в ВТО в 2002 г. перечень поощряемых позиций для иностранных инвесторов расширился с 186 до 262, а количество ограничиваемых сократилось до 75, при этом согласно соглашениям о присоединении к ВТО по многим из них были оговорены сроки снятия ограничений. Иностранные инвестиции, относящиеся к поощряемым категориям, освобождались от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость по импорту оборудования. С другой стороны, в связи со вступлением в ВТО правительство Китая также начало реформирование налогового законодательства, которое в первую очередь коснулось налога на прибыль организаций, играющего важнейшую роль в общей системе налогов и составляющего самую большую долю налоговых доходов государства. Взимание этого налога в настоящее время регулируется Законом КНР от 16.03.2007 "О налоге на прибыль предприятий" <25> и Нормами и правилами применения Закона КНР от 06.12.2007 "О налоге на прибыль предприятий" <26> (оба документа вступили в силу с 1 января 2008 г.), которые полностью уравняли налоговое бремя предприятий с китайским и иностранным капиталом. Общая ставка налога на прибыль стала составлять 25%, что, по оценке китайской ежедневной общественно-политической газеты "China Daily" <27>, издаваемой компанией "China Daily Group", привело к росту налоговой нагрузки для компаний с иностранным капиталом на 10% <28>. Что касается других налогов, то плательщиками налога на добавленную стоимость выступают все предприятия, продающие в КНР товары как собственного производства, так и приобретенные у третьих лиц. Более того, предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность на территории КНР, являются налоговыми агентами для всех своих сотрудников и уплачивают за них налог на доходы физических лиц <29>.
--------------------------------
<25> См.: http://chinalawinfo.ru/economic_law/enterprise_tax_law/enterprise_tax_law_ch4 (дата обращения: 12.03.2015).
<26> Цит. по: Налог на прибыль предприятий. URL: http://chinawindow.ru/china/legal-information-china/chinese-taxation/enterprise-tax/ (дата обращения: 18.04.2015).
<27> См.: http://www.chinadaily.com.cn/ (дата обращения: 18.04.2015).
<28> См.: Ding Qingfen. Foreign, Chinese firms' tax burdens unified // China Daily. 12.01.2010. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2010-12/01/content_11633502.htm (дата обращения: 23.05.2015).
<29> См.: Практические процедуры доступа на рынок КНР. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_market/cn_pract_access/ (дата обращения: 01.04.2015).

Представляется, что даже эти небольшие иллюстрации свидетельствуют о том, что инвестиционная политика Китая направлена на создание условий, стимулирующих прямые инвестиции, притом что правовое регулирование в инвестиционной сфере сочетает в себе либеральные и государственно-распределительные методы. В отличие от большинства азиатских стран КНР сохраняет наряду с рыночным механизмом планово-распределительную систему хозяйства с сильной экономической ролью государства. Для современного Китая продолжает оставаться весьма значимым прямое участие государства в процессе управления инвестиционной деятельностью. Так, например, в КНР принят порядок приема иностранного капитала, который основан на индивидуализированном подходе к рассмотрению и утверждению каждого инвестиционного проекта уполномоченными государственными органами. Для этого в стране создана сложная многоуровневая система многостороннего регулирования иностранного капитала на центральном и местном уровнях.
Следует отметить, что на сегодняшний день в Китае проводится концептуальная реформа инвестиционного законодательства. Главным направлением реформы является совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности и дальнейшее упрощение процедуры утверждения инвестиционных проектов. Так, Министерством торговли КНР (Ministry of Commerce) в начале 2015 г. был подготовлен законопроект "Об иностранных инвестициях", который предусматривает отмену системы рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов компетентными органами разных уровней, предоставление иностранным инвесторам при создании, приобретении или расширении предприятий на территории Китая не менее благоприятных условий инвестирования, чем отечественным инвесторам, и пр. В документе также предусматривается дальнейшее совершенствование системы проверки зарубежных инвесторов на предмет возникновения угрозы безопасности государства, стимулирования притока иностранных инвестиций и их защиты, ужесточения контроля над инвестиционной деятельностью и др. <30>.
--------------------------------
<30> Китай разрабатывает новый Закон об иностранных инвестициях // Russiannews. 01.20.2015. URL: http://russian.news.cn/china/2015-01/20/c_133932391.htm (дата обращения: 26.03.2015).

Представляется, что законопроект "Об иностранных инвестициях" отразит в себе порядок допуска в КНР иностранных инвестиций и особенности их регулирования, который в настоящее время осуществляется на базе трех нормативно-правовых актов, принятых в период проведения экономической реформы и политики открытости в стране, а именно, упомянутого выше Закона "О [паевых] совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом" 1979 г., Закона "О предприятиях иностранного капитала" 1986 г. <31> и Закона "О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала" 1988 г. <32>. Признавая значимость перечисленных нормативных актов, регулирующих инвестиционные правоотношения в Китае, справедливым будет отметить, что большинство их положений не отвечают современным тенденциям развития инвестиционного законодательства.
--------------------------------
<31> Закон КНР от 12.04.1986 "О предприятиях иностранного капитала". URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_wholly_owned_foreign_enterprises (дата обращения: 26.04.2015).
<32> Закон КНР от 13.04.1988 "О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала". URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_contractual_joint_ventures (дата обращения: 26.04.2015).

В законопроекте особое внимание привлекает положение об установлении так называемого "запретительного списка" (Negative List), который будет содержать перечень отраслей экономики, в отношении которых ограничен или запрещен допуск иностранных инвестиций. В свою очередь, осуществление капиталовложения иностранными лицами в те отрасли экономики, которые не включены в указанный список, будет возможно с уведомления соответствующего государственного органа об этом, т.е. тем самым законодатель отказывается от действующей сложной и многоуровневой процедуры рассмотрения всех инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. Подобная упрощенная система регулирования порядка допуска иностранных инвестиций уже действовала в Китае, но исключительно на территории Шанхайской зоны свободной торговли (Shanghai Free Trade Zone) <33>.
--------------------------------
<33> Thomas Chou, Charles Comey, Marcia Ellis, Paul McKenzie, Maria Wang, and Sherry Yin. China's Draft Foreign Investment Law: A Paradigm Shift in Regulation of Foreign Investment. February 12, 2015. URL: http://www.mofo.com/~/media/Files/ClientAlert/2015/02/150212ChinasDraftForeignInvestment.pdf (дата обращения: 26.04.2015).

В то же время отказ от действующего порядка приема иностранного капитала, основанного на индивидуальном подходе к рассмотрению и утверждению каждого инвестиционного проекта уполномоченным государственным органом, будет происходить не сразу после принятия законопроекта, а поэтапно в течение трех лет.
Изложенное позволяет заключить, что инвестиционная политика Индии и Китая ориентирована на привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику посредством установления преференциального режима в отношении налогов; создания свободных экономических зон и пр.; ослабления государственно-бюрократического контроля, носящего во многом процедурный характер; реформирования громоздкого и устанавливающего множественные ограничения законодательства и пр. При этом все национальные законы исследуемых стран также основаны исключительно на принципе привлечения иностранных инвестиций в экономику этих стран.

Библиография

  1. Авдокушин Е.Ф., Жариков М.В. Страны БРИКС в современной мировой экономике. М.: Магистр НИЦ; Инфра-М, 2013.
  2. Беликова К.М., Ахмадова М.А. Развитие инноваций в странах БРИКС: опыт Китая // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2012. N 10.
  3. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Росс. право, 1992.
  4. Вдовин И.А. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности (исторический и теоретико-правовой анализ). Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2002.
  5. Инвестирование в Индии. Прямые иностранные инвестиции: основные принципы и правила проведения. URL: http://dipp.nic.in/English/Archive/FDI_Manual/Manual_in_Russian_2008.pdf.(дата обращения: 22.04.2015).
  6. Индия. Законодательство об иностранных инвестициях. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/about_in/laws_ved_in/invest_law_in/ (дата обращения: 10.03.2013).
  7. Индия. Информация о специальных экономических зонах // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития России. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/about_in/laws_ved_in/special_area_in/ (дата обращения: 05.09.2014).
  8. Какие виды деятельности разрешены для компании со 100% иностранным капиталом в КНР? URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/statute_foreign_exchange_administration (дата обращения 12.04.2013).
  9. Китай разрабатывает новый Закон об иностранных инвестициях // Russian news. 01.20.2015. URL: http://russian.news.cn/china/2015-01/20/c_133932391.htm (дата обращения: 26.03.2015).
  10. Кузнецов А. Транснациональные корпорации стран БРИКС // Мировая экономика и международные отношения. 2012. N 3.
  11. Малыхин Ю.Г., Костромичева Э.В. Опыт функционирования свободных экономических зон Китая // Белорусский экономический журнал. 2007. N 2. URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/3726/1/Malykhin%20Yu.%20Opyt%20funktsionirovaniya%20SEZ%20Kitaya%20BEZh%202_07.pdf (дата обращения: 18.04.2015).
  12. Мозолин В.П. Личность, право, экономика современной Индии. М.: Наука, 1979.
  13. Налог на прибыль предприятий. URL: http://chinawindow.ru/china/legal-information-china/chinese-taxation/enterprise-tax/ (дата обращения: 18.04.2015).
  14. Практические процедуры доступа на рынок КНР. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_market/cn_pract_access/ (дата обращения: 01.04.2015).
  15. Российская Федерация улучшила позиции в рейтинге "Doing Business" на 20 пунктов. 2013. 29 октября. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/doc20131029_1 (дата обращения: 18.04.2015).
  16. Хейфец Б.А. Дорожная карта инвестиционного сотрудничества стран БРИКС. 2013. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/19-28_Kheifets.pdf (дата обращения: 03.04.2014).
  17. Хейфец Б.А. Россия и БРИКС: новые возможности для взаимных инвестиций. М., 2014. 222 с.
  18. Amrutha Gayathri. India's New Companies Bill Expected to Boost Mergers with Foreign Firms, Mandates Social Welfare Spending. August 13, 2013. URL: http://www.ibtimes.com/indias-new-companies-bill-expected-boost-megers-foreign-firms-mandates-social-welfare-spending (дата обращения: 01.09.2014).
  19. Consolidated FDI Policy (DIPP Circular 1 of 2013) (effective from April 5, 2013). URL: http://dipp.nic.in/English/Policies/FDI_Circular_01_2013.pdf (дата обращения: 26.03.2015).
  20. Ding Qingfen. Foreign, Chinese firms' tax burdens unified // China Daily. 12.01.2010. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2010-12/01/content_11633502.htm (дата обращения: 23.05.2015).
  21. Malini L. Tantri. 2011. Special Economic Zones in India: Are these Enclaves Efficient? URL: http://www.isec.ac.in/WP%20274%20-%20Malini%20L%20T_5.pdf (дата обращения: 22.04.2015).
  22. Thomas Chou, Charles Comey, Marcia Ellis, Paul McKenzie, Maria Wang, and Sherry Yin. China's Draft Foreign Investment Law: A Paradigm Shift in Regulation of Foreign Investment. February 12, 2015. URL: http://www.mofo.com/~/media/Files/ClientAlert/2015/02/150212ChinasDraftForeignInvestment.pdf (дата обращения: 26.04.2015).
  23. Twelfth Five-Year Plan (2012 - 2017). Infrastracture Investment. URL: http://www.slideshare.net/PlanComIndia/infrastracture-investment-12th-plan-2012-2017 (дата обращения: 18.04.2015).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>

Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования (Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи